Цели, задачи и функции центрального банка в современной экономике
Итак, главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Как отмечалось, в большинстве стран капитал центрального банка полностью принадлежит государству (Банк Англии, Банк Франции, Банк Росси, Национальный банк Республики Беларусь). Однако центробанки могут быть и акционерными (Федеральная резервная система США), и со смешанным капиталом, часть из которого принадлежит государству (Национальный банк Австрии, Банк Швейцарии). Долгий опыт функционирования множества центральных банков стран мира позволил в целом выявить решаемые им задачи и выполняемые функции, хотя определенные разночтения в их толковании разными специалистами сохраняются. Последнее, впрочем, в определенной мере является следствием применения не всегда согласованных терминов. Некоторые авторы считают, что под функциями следует понимать объективно обусловленные постоянные цели, которые центральный банк должен преследовать, а под задачами — тот набор конкретных проблем, решение которых в совокупности и будет означать достижение указанных целевых функций. Во всяком случае, важнейшими целями всякого центрального (национального) банка следует считать: 1.Обеспечение устойчивости национальной денежной единицы. Что означает: внутри страны – минимум инфляции, сохранение покупательной способности денежной единицы, а во внешнеэкономических отношениях и на мировых рынках – стабильные обменные курсы национальной денежной единицы, прежде всего, по отношению к мировым валютам. 2.Обеспечение формирования и эффективного развития банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетно-платежного механизма в народном хозяйстве (прежде всего концептуальный и методический аспекты).
Для достижения указанных целей выделим следующие задачи, которые постоянно ставятся перед центральным банком. Он призван быть: 1) эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск денег; 2) банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с коммерческими банками: хранить их кассовые резервы и осуществлять их кассовое обслуживание (кассир последней инстанции), предоставлять им кредиты, давая им возможность рефинансирования (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор над коммерческими банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями; 3) банкиром правительства – для этого он должен поддерживать (кредитами) государственные экономические программы и размещать государственные (правительственные) ценные бумаги, предоставлять в необходимых случаях правительству кредиты и выполнять для него расчетно-кассовые операции (в настоящее время Нацбанк РБ обслуживает семь структур: Министерство финансов, Главное государственное казначейство, Министерство обороны, Министерство внутренних дел; Комитет госбезопасности, Государственный комитете финансовых расследований, Государственный комитет по материальным резервам), хранить золотовалютные резервы; 4 )главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов; 5) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами. При решении этих задач Центробанк выполняет три главных функции: регулирующую, контрольную и информационно-исследовательскую. К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении, поддержание стабильности национальной валюты, регулирование деятельности всей банковской системы страны.
Контрольная функция включает банковский надзор, определение соответствие требованиям банковского законодательства деятельности банков, контроль за соблюдением норм и нормативных показателей. Информационно-исследовательская функция присуща всем центральным банкам. Центробанк публикует свои информационные бюллетени, осуществляет методологическое и методическое руководство банковской деятельностью. Кроме того, центробанки выполняют и другие функции. Среди них: -проведение единой государственной денежно-кредитной политики; -разработка единого порядка осуществления кассовых кредитных и валютных операций, расчетов, ведения банковских счетов, бухгалтерского учета и отчетности для кредитных учреждений; -валютное регулирование и валютный контроль; -операции на рынке ценных бумаг; -покупка, продажа и мена в Республике Беларусь и за ее пределами драгоценных метолов в виде слитков, монет, а также драгоценных камней; -государственная регистрация, лицензирование кредитных организаций; -регулирование внешнеэкономической банковской деятельности; -разработка и исполнение платежного баланса государства; -регистрация эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; -организация инкассации и перевозки денежной наличности, валютных и других ценностей; -контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе; -анализ и прогнозирование состояния экономики, денежно-кредитной и бюджетно-финансовой сферы; -иные функции. Получение прибыли не является основной целью деятельности центрального банка, К примеру, часть ее Национальный банк Республики Беларусь перечисляет в госбюджет. Важно подчеркнуть, что между задачами и функциями центрального банка существует внутренний конфликт, усложняющий политику банка и объясняющий непоследовательность в его деятельности. Например, невозможно строго придерживаться монетарного правила, если центральный банк должен печатать
Если в 1900 г. центральные банки существовали в 18 странах (всего Задача Центробанка быть банком банков шире, чем кредитор последней инстанции в критической ситуации. Через корреспондентские счета, открытые в центральном банке, банки проводят платежи и расчеты. Расчетная сеть центрального Роль центрального банка как банка правительства также претерпела определенные изменения. Исторически со времени своего зарождения центральные банки привлекали ресурсы для кредитования правительственных расходов. Государство получало эмиссионный доход благодаря исключительному, монопольному праву центрального банка создавать деньги, а также прибыль от коммерческой деятельности банка. В настоящее время центральные банки почти не занимаются кредитованием правительств. Во многих странах, в том числе и в Беларуси, существуют законодательные ограничения права центрального банка предоставлять кредиты правительству для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, а также проводить банковские операции с лицами, не являющимися банковскими организациями. Эмиссионная деятельность центрального банка более определяется целями денежно-кредитной политики, нежели соображениями сеньоража. Центральные банки выполняют в основном задачи так называемого фискального агента государства, т. е. ведут счета казначейства и управляют государственным долгом.
Перечисленные задачи и функции центрального банка создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и обеспечения стабильности национальной валюты. Данная функция на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка. При выяснении роли, целей деятельности и функций центрального банка в экономике прежде всего встает вопрос о степени его независимости от государства. Это очень важно, так как в ряде стран законодательство допускает серьезное вмешательство государства в денежно-кредитную политику центрального банка. Суть деятельности центральных банков заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой. Тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центробанка. Независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Обычно центробанк подотчетен парламенту страны. Глава центробанка не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко входит в противоречие с краткосрочными целями правительства. Оно, например, может быть заинтересовано в дешевых кредитах для реального сектора экономики, подталкивать центробанк на эмиссионное (необеспеченное активами) кредитование, что вызывает инфляцию и подрывает стабильность национальной денежной единицы. Независимость центробанка важна и в плане ограничения возможностей правительства использовать его ресурсы для покрытия бюджетного дефицита. В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер. Экономическая политика не может быть успешной без четкой координации действий правительства и центробанка. В долгосрочном плане политика центробанка определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. Поэтому любой центральный банк сочетает черты собственно банка и государственного органа. Он является агентом правительства. В отличие от коммерческих кредитно-финансовых учреждений получение прибыли не является главной целью центробанка. К примеру, Нацбанк Республики Беларусь часть своей прибыли перечисляет в бюджет государства.
В поддержании центральными банками своей независимости прослеживается несколько тенденций, состоящих в следующем: - на положение центрального банка в государстве огромное влияние оказывает политическая структура общества, его политические традиции, способствующие тому, что центральный банк имеет собственные цели и задачи при проведении денежно-кредитной политики, автономность при принятии решений и наоборот; - тесная координация между центральным банком и правительством в проведении денежно-кредитной политики характерна для высоко независимых центральных банков, что способствует эффективности экономической политики в целом; - центральный банк стремится к достижению особого статуса при разработке и проведении денежно-кредитной политики (прежде всего в вопросах ценовой стабильности, инфляции, обслуживании внешнего долга, бюджетного дефицита) и в то же время не может действовать в отрыве от политических и экономических решений исполнительной власти, что приводит к противоречивости и сложности процесса достижения центральным банком оптимального положения в экономике. Фактически независимость центрального банка можно рассматривать с позиций его статуса и независимости денежно-кредитной политики, представленной на рисунке 12.1.
Рис. 12.1 - Статусная и денежно-кредитная независимость центрального банка
Представленный на рисунке 12.1 двусторонний подход к пониманию независимости центрального банка дает наиболее полную картину о состоянии этой проблемы. Однако надо учитывать, что существенная степень независимости центрального банка, являясь необходимым условием эффективности его деятельности, нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита. В то же время независимость центрального банка от правительства имеет относительный характер. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами экономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты относительно независимого от государства банка и государственного органа. К основным критериям независимости Центрального банка можно отнести следующие: -назначение руководства. Степень независимости будет определяться процедурой назначения главы Центрального банка. Возможны следующие варианты. Главу назначают: а)правление банка; б)законодательная власть, парламент; в)исполнительная власть (правительство); д)председатель правительства и министр финансов е)президент. Нетрудно заметить, что варианты перечислены в порядке убывания независимости Центрального банка; -срок пребывания в должности главы и членов правления. Чем дольше срок, тем более независим глава и члены правления Центробанка. К примеру, председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США и его члены назначаются на 14 лет; -прямые указания органов государственной власти. Речь идет о том, имеют ли право исполнительные или законодательные органы контролировать бюджет Центрального банка; -ограничение на предоставление кредитов правительству. Чем больше ограничено прямое кредитование правительства Центральным банком, тем более он независим. -права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику. В Беларуси Национальный банк подотчетен президенту, т.е. подчиняется исполнительной власти. Президент утверждает Устав Национального банка Республики Беларусь, назначает с согласия парламента председателя и членов Правления Нацбанка. Относительная независимость центрального банка обусловлена В Европе самым влиятельным и независимым является Бундесбанк в Германии. Банк Франции полностью зависит от правительства, Банк Англии занимает промежуточное место между ними. В Италии руководство центрального банка довольно стабильно, несмотря на постоянную смену правительства. В ряде государств высшее руководство центрального банка не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначается на длительный срок (семь лет в Ирландии, Австрии, Канаде, Нидерландах, восемь лет — в Федеративной Республике Германии). Это обусловлено тем, что правительство решает, как правило, краткосрочные и среднесрочные экономические цели, что может противоречить стратегическим, долговременным интересами государства. Поэтому в такой ситуации относительно независимый центральный банк выступает своего рода противовесом. По Конституции Республики Беларусь, Президент страны с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя и членов Правления Национального банка. Интересным представляется также оформление в законодательстве процедуры отзыва президента и членов директората центрального банка. В большинстве развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение составляют страны, центральные банки которых более зависимы от государства: Италия, Франция, Российская Федерация. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Банковским кодексом Президент Республики Беларусь освобождает от должности Председателя и членов Правления Национального банка на основаниях, предусмотренных Банковским кодексом, с уведомлением Совета Республики Национального собрания. В списке оснований обращает на себя внимание следующее: «совершение виновных действий, которые дают основания для утраты доверия к данному лицу». Данное основание носит субъективный характер и его использование будет зависеть от воли и желания лиц, в компетенции которых находится принятие решений по указанному вопросу. В перечне оснований помимо прочих есть еще одно обстоятельство: «несоблюдение указов, декретов и распоряжений Президента». Во взаимодействии с другими государственными методами экономического регулирования, одними из которых являются налоговая политика и таможенное законодательство в части экспортно-импортных и валютных операций, регулирующие меры центральных банков воздействуют на инвестиционный процесс, стимулируют или сдерживают развитие деловой активности и в конечном счете смягчают прохождение сложных фаз экономического цикла и обеспечивают сбалансированное развитие хозяйственного механизма своей страны и того межгосударственного экономического союза, в который входит данная страна. Основными показателями, которыми оперируют центральные банки развитых стран, служат такие, как общий рост производства (или национальный доход), индексы цен и инфляции, коэффициент занятости (уровень безработицы), состояние платежеспособного баланса страны и ее место в мировой системе хозяйства. Поэтому разработка денежно-кредитной политики включает формирование задач по достижению определенных результатов экономического развития, т.е. роста национального дохода и ВВП, уровня жизни и занятости населения, определенного уровня цен и инфляции, сбалансированности платежного баланса, обоснование методов достижения поставленных задач (исходя из достигнутого уровня социально-экономического развития и возможностей кредитно-денежного регулирования инвестиционного процесса). В современных условиях, что указывалось, основной целью любого центрального банка является поддержание устойчивости национальной денежной единицы и ограничение инфляции до приемлемого уровня (3—5 % в год). Такие цели центрального банка являются общепризнанными в мировой практике. Согласно Уставу основными целями деятельности Национального банка являются: - защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; - развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; - обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Сложность реализации основной цели центрального банка обычно состоит в том, что достижение хороших результатов по одним показателям вызывает, как правило, ухудшение по другим. Так, стимулирование инвестиций усиливает инфляцию, а рост деловой активности за счет увеличения доходов обычно сопровождается ростом цен. Одновременно меры, направленные на борьбу с инфляцией и на улучшение платежного баланса, ослабляют экономический рост и ухудшают показатель занятости населения. Поэтому центральный банк должен принимать регулирующие меры последовательно, отдавая предпочтение то тем, то другим в зависимости от конкретной экономической ситуации. 12.2. Особенности операций центральных банков
К основным пассивным операциям центральных банков относятся: эмиссия банкнот, прием депозитов и отчислений коммерческих банков и казначейства, операции по образованию собственного капитала. Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот. На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Повсеместно отменено официальное золотое содержание денежных единиц. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами. При кредитовании государства – государственными долгосрочными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты – соответственно золотом и иностранной валютой. Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций центробанка. Размеры пассивной операции центробанка «эмиссия банкнот» зависят от его активных операций: кредитов коммерческим банкам, казначейству (Минфину), покупки иностранной валюты и золота. В этом случае можно сказать, что перечисленные активные операции Центробанка первичны по отношению к пассивным. Сказанное не означает, однако, что любой кредит центробанка банковской системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центробанке, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центробанка. Источником ресурсов центральных банков служат вклады коммерческих банков и казначейства (средства госбюджета). К основным активным операциям центральных банков относятся: учетно-кредитные операции, вложения в государственные ценные бумаги, операции с золотом и иностранной валютой. Учетно-кредитные операции представлены двумя видами: учетные операции и краткосрочные кредиты коммерческим банкам и государству. Учетные операции – это покупка центробанком векселей у государства и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве развитых стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства для покрытия временных кассовых разрывов (разрывов между текущим поступлением доходов и осуществлением расходов госбюджета). Другим методом покрытия кассовых разрывов могут служить прямые банковские кредиты правительству сроком до одного года. Краткосрочные кредиты коммерческим банкам предоставляются под обеспечение векселями, ценными бумагами и другими активами. Разновидность таких операций -–ломбардные кредиты. Вложения в государственные ценные бумаги могут осуществляться центральными банками с различными целями. Для покрытия дефицита госбюджета (ГКО), на дофинансирование отдельных статей бюджета (ГДО) и с целью регулирования ликвидности банковской системы и управления государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики. Являясь финансовым агентом правительства, центробанк выдает гарантии и поручительства по внешним займам, выпускает свои ценные бумаги (КО), совершает кассовые, вкладные и кредитно-расчетные операции по счетам воинских частей, силовых ведомств.
12.3.Национальный банк Республики Беларусь в банковской и финансовой системе страны
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|