Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Перестроечные новации» в Донбассе




Ø конце апреля 1985 г. состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, который в современной историографии принято считать началом так называемой «политики ускорения». В своем «программном» политическом докладе новый лидер государства предельно четко сформулировал только одну главную задачу – резкое повышение темпов социально-экономического развития страны. На первый план была выдвинута задача перевода производства на рельсы интенсификации

К ускорения научно-технического прогресса.

 

Ø феврале 1986 г. открылся очередной XXVII съезд КПСС. На официальном уровне закреплялся термин «ускорение». Критика бюрократизма, прозвучавшая в докладе М. С. Горбачева, и связанные с ней предложения реформ впервые были озвучены под названием «перестройка». Экономическая составляющая перестройки предполагала рост темпов развития производства (в первую


 

 


очередь – машиностроения), техническую модернизацию, усиление самостоятельности предприятий и углубление рыночных отношений через самоуправление и хозрасчёт. В рамках заявленной экономической реформы одним из первых промышленных предприятий Донбасса в новых условиях начал работать металлургический комбинат «Азовсталь».

 

30 июня 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии», который должен был стимулировать переход на самофинансирование и хозрасчет, расширяя права отдельных предприятий и устраняя посредничество Госплана в экономических отношениях. В 1988 г. на хозрасчет перешло уже более половины предприятий области, а с 1989 г. – вся промышленность Донецкого региона.

 

Однако говорить о позитивных последствиях реформирования промышленности было преждевременно. Например, в угольной промышленности хозрасчет оказался в значительной степени формальным, поскольку действующие цены на уголь не соответствовали реальным затратам и в любом случае оставляли предприятие в категории планово-убыточных. Сохранившийся контроль

государства делал фиктивной обещанную законом финансовую самостоятельность предприятий, тем более что госзаказ, ничем не отличающийся от директивного плана, охватывал 100% продукции угледобывающих и металлургических предприятий Донбасса.

 

Таким образом, волна надежд быстро сменилась разочарованием, поскольку практически никаких существенных перемен не произошло.

 

Тревожным симптомом неизбежного кризиса в экономике Донецкой области стали результаты выполнения плана за 1986 г.: 34% предприятий не справилось с выполнением плана поставок продукции; 25% – не обеспечили планируемого снижения себестоимости и роста прибыли; около 20% предприятий допустили увеличение заработной платы при прежней или даже снижающейся производительности труда. Среди наиболее отстающих отраслей оказалось машиностроение, производство стройматериалов и угольная промышленность. Резко упало качество выпускаемой продукции.

 

5. целью обеспечения выпуска качественных, конкурентоспособных товаров решено было ввести так называемую государственную приемку. На предприятиях Донецкой области она начала внедряться с января 1987 г. Первыми в этом

отношениисталиНовокраматорский

 

машиностроительный завод, Донецкий и Енакиевский металлургические заводы, Донецкий

Штамп о госприемке               завод горного машиностроения.

 


ходе реализации программы госприемки повсеместно выявлялось несоответствие изделий стандартам качества, в результате чего трудовые коллективы лишались премий. Таким образом, одним из результатов госприемки стало фактическое сокращение заработной платы для десятков тысяч трудящихся области. Это еще больше усилило социальную напряженность в регионе.

 

Летом 1987 г. Пленуму ЦК КПСС на утверждение был представлен правительственный план рыночных экономических реформ, разработанных с учётом опыта хозяйственной реформы 1965 г. Среди шагов реформы значительное место отводилось развитию индивидуальной и кооперативной форм собственности. Но в целом предложенные реформы по-прежнему ориентировались на устранение «отдельных недостатков» существующей системы и, главное, сохраняли социалистическую собственность и старые институты государственного управления (планирование, снабжение). В 1 987 г. было разрешено создание негосударственных промышленных и торговых предприятий, а в 1988 г. в СССР был принят «Закон о кооперации в СССР», который окончательно легализовал рыночные отношения в стране и закрепил сформированный дисбаланс в экономике. Фактически кооперативы почти сразу стали частными фирмами, большая часть из которых занималась не производством, а торговлей, а то и открытой спекуляцией. Более того, в Донбассе, где преобладающая часть населения была занята в тяжелой промышленности, создание производственных кооперативов тормозилось вышестоящими организациями и ведомствами. К середине 1989 г. в Донецкой области лишь на 6 предприятиях была изменена форма экономических отношений. Последствия развития кооперативного движения в Донбассе оказались далеки от ожидаемых, оно получило негативную оценку у большинства граждан региона, причем недовольство населения деятельностью посреднических кооперативов было столь велико, что в дни июльской забастовки шахтеры потребовали их ликвидации.

 

Негативные оценки в общественном мнении получила и индивидуальная торговля граждан промышленными товарами на вещевых рынках. Региональные власти в условиях тотального дефицита стремились смягчить кризис в удовлетворении потребностей населения промышленными товарами первой необходимости. В Донбассе с осени 1988 г. разрешили открытие вещевых рынков

5. городах и поселках области. Но с другой стороны, местные органы власти пытались поставить цены этих рынков под контроль, максимально приблизив их к государственным. Периодическая печать того времени нередко сообщала о проведении рейдов по вещевым рынкам в соответствии с реализацией Специального указа Президиума Верховного Совета УССР. Согласно этому указу граждан, торгующих по ценам выше государственных, обвиняли в спекуляции с


 


конфискацией товара и наложением штрафа. И, тем не менее, цены на вещевых рынках стабильно держались на уровне в 2 раза выше государственных.

 

Дополнительным фактором нарастания социальной напряженности в Донбассе стали слухи о предстоящем закрытии части шахт из-за их нерентабельности.

 

4. концу 1987-началу 1988 гг. стало ясно, что административные попытки по выходу из кризиса и стабилизации экономики области традиционными методами оказались мало результативными. С конца 1988 г. резко обострился дефицит товаров, а производство в ряде отраслей стало неуклонно снижаться. В 1989 г. на 25-40% «взлетели вверх» цены на продукты питания. Нестабильность рынка крайне негативно отразилась на производственной дисциплине. Потери рабочего времени в промышленности области из-за простоев выросли на 15%, из-за прогулов – на 8, 7%. Неудивительно, что экономические показатели региона становились все хуже. За I полугодие 1989 года 28, 3% всех предприятий Донецкой области сорвали поставки продукции потребителям, в 10 городах и 11 районах области не был выполнен план по вводу в эксплуатацию жилых домов. К концу восьмидесятых годов нехватка продовольствия приняла настолько угрожающие масштабы, что власти региона вынуждены были ввести нормированное распределение основных товаров по талонам и спискам. Уже к концу 1988 г. в размеренный ритм жизни городов и рабочих поселков Донбасса вошли шахтерские забастовки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...