Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы снижения токсичности отработавших газов




экологический безопасность автотранспорт токсичность

Различают два основных метода снижения уровня токсичности вредных выбросов.

Первичный метод - основан на снижении содержания в остаточных газах СО, СН, NOx внутри рабочего цилиндра, т.е. за счет оптимизации рабочего процесса. Сюда входит и использование альтернативных топлив и организация рабочего процесса, регулировки, применение различных добавок к топливам и т.д.

Вторичный метод - направлен на удаление вредных примесей уже на выходе из цилиндра двигателя, каталитическое обезвреживание ОГ, включающее фильтрацию от сажи и аэрозолей на пористых материалах с периодической термической регенерацией фильтра, каталитическое дожигание газообразных продуктов неполного сгорания на медно-хромовых, палладиевых и др. катализаторах, селективное каталитическое восстановление окиси азота аммиаком, улавливание SO2 в режиме конденсации при охлаждении газов ниже точки росы и многое другое.

Конечно, целесообразно использовать эти два метода совместно, чтобы повысить эффективность очистки. Мероприятия по сокращению вредных примесей в ОГ основываются на использовании в конструкции и системе управления карбюраторных двигателей известных зависимостей между составом рабочей смеси и вредных компонентов в ОГ. Оптимальным по большинству показателей (СО, Be, СН, NOx и Ре) является является) стехиометрическое сгорание (а=1). При а=1 значительно сокращается в ОГ содержание СО и СН при незначительном ухудшении экономичности и мощности. Недостатком является возрастание содержания NO*. Мероприятия по улучшению экологических показателей карбюраторных двигателей сводятся к следующему:

Обеспечение их работы в зоне стехиометрического состава рабочей смеси в комбинации с различными мерам ко сохранению состава NOx в ОГ (катализаторы).

Конструктивные изменения двигателей, обеспечивающих работу при сверхбедных смесях.

Различные конструктивные изменения, связанные с исключением испарения топлива, выбросов картерных газов и т.д. Существенное улучшение экологических характеристик двигателей основывается на их конструктивном совершенствовании, оборудовании средствами контроля управления составом ОГ, управлении впрыском топлива. Замкнутая система вентиляции картера начала применяться с 1963 г. на всех моделях легковых автомобилей. Контроль выхлопных газов как элемент конструкции автомобиля получил распространение с 1966г. и включал основные способы.

Подача с помощью специального насоса дополнительного воздуха в выхлопной коллектор с целью дожигания вредных примесей. Этот способ сокращает содержание СО и СН в остаточных газах. Конструктивные изменения двигателя улучшают процесс сгорания: изменение КС и поршня, автомата подогрева всасываемого воздуха при холодном двигателе, снижение степени сжатия (г), применение свечей со сдвоенным электродом и др. Регулирование продолжительности зажигания, влияющей на температуру в КС. Понижение температуры сокращает содержание NOx в выхлопных газах. Сокращение испаряемости топлива из бака конструктивно решается путем отбора паров бензина из бака и направления их через обратный клапан и фильтр в карбюратор.

Улучшение контроля по NOx сводится в основном к рециркуляции ОГ. При этом часть ОГ после их охлаждения в змеевике направляется во всасывающий коллектор, в котором смешивается с рабочей смесью. Это снижает температуру в камере сгорания и количество NOx в выхлопных газах. Особенностью этой системы является применение простейшего бортового компьютера, который получает сигналы о скорости автомобиля и температуре охлаждения жидкости.

При учёте трех основных токсичных компонентов, содержащихся в выхлопных газах дизелей, их доля к суммарной токсичности.

Мероприятия по снижению токсичности ОГ

Окиси углерода, %

Углеводороды, %

Окислы азота, %

Мощность двигателя, % Расход топлива, %
1

2

3

4

5

6 7
1.

Применение диагностических комплексов

нор.

нор.

нор.

нор. -10…30
2.

Работа на экономичных скоростях и режимах (профессиональное мастерство)

нор.

нор.

нор.

нор. -15…20
3.

Уменьшение угла опережения зажигания (впрыска) топлива.

нор.

-15...25

-20…60

- нор.
4.

Рециркуляция отработавших газов (до 15…20 %)

нор.

нор.

-35…40

нор. нор.
5.

Автоматическое отключение привода вентилятора

нор.

нор.

нор.

нор. -10…20
6.

Индивидуальная регулировка системы холостого хода карбюратора

-30

-30

нор.

нор. нор.
 7.

Повышение частоты вращения коленчатого вала на режиме холостого хода

-10

-10

нор.

нор. +5…10
8.

Обеднение главной дозирующей системы карбюратора (α=1.05…1.15)

-40

-15

-30

-8…10 -5…10
9.

Прогрев воздуха перед карбюратором

нор.

умен.

+

нор. нор.
10

Подогрев горючей смеси

-40

-40

+40

нор. нор.
11

Увеличение зазора между электродами свечей зажигания

нор.

-30

нор.

нор. нор.
12

Установка оптимальных углов опережения зажигания

нор.

-30

-20

нор. нор.
13

Применение электронной системы зажигания

нор.

нор.

нор.

нор. умен.
14

Замкнутая система вентиляции картера

нор.

-30

нор.

нор. 5…6
15

Применение нейтрализаторов-катализаторов тройного действия.

-90

-90

-76

-7…8 5…6
16

Впрыск воды (водяного пара) до 8…10 % или применение воднотопливных эмульсий

-30…33

+200

-20…50

нор. нор.
17

Форкамерно-факельное зажигание или расслоение заряда.

-30

-15

-30

нор. нор.
18

Конструкция камеры сгорания (Fкс/Vкс)

нор.

-35...50

-10…15

нор. нор.
19 Применение регулятора разрежение (ЭПХХ) или выключение подачи топлива на ПХХ

нор.

-30...40

нор.

нор. -3…5
20 Впрыск бензина

-10

-10

нор.

нор. нор.
21 Совершенствование системы уплотнения «стержень - клапан - направляющая втулка»

-15

-32..40

-7

нор. нор.
22 Применение антидымных присадок

Уменьшение сажи до 90 %

23 Использование газообразных углеводородных топлив

-100

-50

нор. нор. нор.
24 Применение водорода

отс.

отс.

+30 -20 -20…30
25 Применение наддува

-20

-30

+60 +30 +20
26 Теплоизоляция стенок камеры сгорания

-60

-50

+40 -30 -10
27 Применение четырех и более клапанов на один цилиндр

-60

-20

-20 +15 -10
28 Повышение степени сжатия с 9.5 до 12

нор.

-25

+100 +25 -15
29 Много искровые зажигания или установка более одной свечи зажигания

нор.

-20

-25 нор. нор.
30 Изменение гидродинамического состояния горючей смеси

-9

нор.

нор. -5 +9
31 Дожигание ОГ путем нагнетания воздуха во впускной тракт

-50

-50

нор. нор. нор.
32 Применение в дизелях двухфазного смесеобразования (газодизели)

-150

-180

-350 +9 нор.
33 Отключение цилиндров

-15…25

-30...40

+5…15 -10…15 -10…20
34 Применение антидетонатора - этил-трет-бутилового эфира или применение неэтилированного бензина

Уменьшается содержание свинца и его соединений

                   

 


 

Литература

 

•Экологическая антология. Москва - Бостон, 2002.

•Экологические основы природопользования / Под ред. Ю. М. Соломенцева. - М.: Высш. шк., 2002.

•Экологический энциклопедический словарь (ЭЭС). М.: Ноосфера, 2009.

•Экология человека. М., 2009.

•Экология, охрана природы, экологическая безопасность: Учеб. пособие/ Под ред. А. Т. Никитина, С. А. Степанова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

•Экология: Учебное пособие. М., 2007.

•Эколого-экономическая стратегия развития региона / Под ред. В. В. Буфала, В. И. Гурмана. - Новосибирск: Наука, 2000.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...