Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Степень усвоения фонетической системы языка

Карта наблюдения за первоклассником в первые две недели обучения

Отношение к школе

1. Первоклассник испытывает большой интерес ко всем видам учебной деятельности.

2. Ребенок проявляет большой интерес только к некоторым урокам (увлеченно работает, поднимает руку, с желанием отвечает): математике, письму, чтению, рисованию и др.

3. Усваивает учебный материал более успешно при условии создания на уроках игровых ситуаций.

4. Часто отвлекается на уроках, смотрит в окно, занимается посторонними делами, рисует, играет, смотрит по сторонам.

5. Первоклассник равнодушно относится к посещению школы.

6. Ребенок не хочет ходить в школу, часто плачет.

7. Школьник скучает по дому, по родителям.

 

Особенности развития произвольности

1. Принятие задачи учителя:

а) первоклассник принимает задачу учителя с первого раза;

б) ребенок принимает задачу учителя после дополнительного объяснения;

в) ему необходимы многократные объяснения со стороны учителя.

2. Сохранение задачи:

а) ребенок сохраняет задачу на протяжении длительного времени;

б) ребенок иногда забывает задачу учителя (переспрашивает);

в) первоклассник практически всегда не запоминает задание учителя.

3. Включаемость в работу:

а) ребенок быстро включается в работу;

б) ребенок, как правило, медленно включается в работу (при этом ему не нужны побуждения со стороны взрослого);

в) ребенку необходимы постоянные побуждения к работе.

4. Сосредоточенность на выполняемом задании:

а) ребенок постоянно сосредоточен на выполнении задания;

б) ребенок иногда отвлекается от выполняемого задания;

в) первоклассник, как правило, не может сосредоточиться на выполнении задания.

5. Целеустремленность:

а) первоклассник всегда доводит начатое дело до конца;

б) ребенок не всегда доводит начатое дело до конца;

в) школьник практически всегда не может довести начатое дело до конца.

6. Самостоятельность при выполнении заданий:

а) ребенок всегда выполняет задание без помощи взрослого;

б) первокласснику требуется помощь при выполнении сложных заданий;

в) младшему школьнику необходима постоянная помощь при выполнении любых заданий.

7. Особенности самоконтроля:

а) первоклассник может сам контролировать свою деятельность;

б) ребенку иногда необходим контроль со стороны взрослых;

в) школьнику необходим постоянный жесткий контроль со стороны взрослых.

8. Действие по образцу:

а) у ребенка действие по образцу развито в высокой степени;

б) ребенок не всегда правильно копирует образец;

в) первоклассник не умеет работать по образцу.

9. Самооценка:

а) ребенок адекватно оценивает свой результат;

б) первоклассник не всегда может правильно оценить свой результат (завышает, занижает оценку);

в) ребенок, как правило, не умеет оценивать свой результат.

 

Особенности общения со сверстниками

1. Первоклассник умеет легко устанавливать контакт со сверстниками.

2. Ребенок доброжелательно относится к детям.

3. Ребенок знает большую часть детей из класса по именам.

4. Ребенок умеет организовать группу сверстников в игре.

5. С трудом устанавливает контакт со сверстниками.

6. На перемене пассивен, предпочитает оставаться один.

7. Равнодушно относится к коллективным играм.

8. Мешает детям в игре, дразнит их.

9. Не уступчив в общении с детьми, настаивает на своем, не умеет учитывать интересы другого.

10. Иногда проявляет агрессию по отношению к детям.

11. Как правило, ябедничает, жалуется на одноклассников.

12. Любит находиться в центре внимания.

 

Особенности общения со взрослыми

1. С трудом устанавливает контакт с незнакомыми взрослыми.

2. Мало контактирует с учителем.

3. Игнорирует замечания взрослого.

4. Чаще всего агрессивно настроен по отношению к взрослому.

5. Иногда проявляет агрессию в ответ на замечания взрослых.

6. Не ориентируется в социальных нормах общения со взрослыми.

7. Проявляет навязчивость по отношению к взрослым.

8. Легко устанавливает контакт со взрослыми.

9. Умеет общаться со взрослыми.

10. Ориентирован на поддержку взрослого.

11. Эмоционально спокойно реагирует на замечания взрослого.

12. С удовольствием помогает взрослым.

 

Особенности речевого развития ребенка

1. Особенности словарного запаса:

а) у ребенка богатый словарный запас, он может правильно называть предметы, явления и подбирать к ним синонимы, свободно оперирует словами при рассказывании, пересказе, изложении собственной мысли и т.д.;

б) у ребенка в целом достаточный словарный запас (можно назвать его средним), ребенок правильно называет предметы, явления, однако затрудняется при подборе синонимов, при абстрагировании от конкретных обстоятельств и включении знакомых слов в контекст рассказа;

в) у ребенка недостаточный (маленький) словарный запас слов, он с трудом подбирает названия не только к абстрактным явлениям и предметам, но и к конкретным, не может найти синоним к реальному предмету, не может включить знакомые слова в контекст рассказа.

2. Объем высказываний и степень усвоения грамматической системы языка:

а) высказывание достаточно развернуто, ребенок делает подробный пересказ, дает полное описание картинки, событий, может составить рассказ на предложенную тему; в своей речи ребенок использует как простые, так и сложные предложения, при этом предложения имеют полноценную структуру (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); у ребенка отмечается умение согласовывать части речи;

б) высказывание в целом является полноценным, т.е. ребенок может кратко пересказать текст, дать конкретное описание картинки (без введения дополнительных средств выразительности), высказывание состоит в основном из простых предложений, структура предложений чаще всего простая — подлежащее и сказуемое; ребенок в целом умеет согласовывать части речи (лишь в некоторых случаях допускает ошибки согласования);

в) высказывание ребенка представляет собой попытки примитивного изложения мысли: ребенок может обозначить лишь конкретные детали изображенного на картинке, с трудом формулирует свою мысль, практически не может дать развернутый рассказ, в основном используются неполные предложения (исключается один из главных членов предложения — подлежащее или сказуемое); ребенок допускает ошибки в согласовании частей речи (например, при употреблении прилагательных с существительными, личных глаголов и имен существительных, порядковых числительных и существительных и т.д.).

 

Степень усвоения фонетической системы языка

Степень усвоения включает следующее:

а) произношение звуков (чистое, дефектное);

б) дифференциация звуков (ребенок четко дифференцирует звуки при восприятии, иногда допускает ошибки при восприятии звуков; ребенок с трудом дифференцирует звуки родного языка при восприятии);

в) соотнесение звуков родного языка с буквами при письме (ребенок свободно соотносит звуки и буквы при письме; иногда допускает ошибки в сложных случаях — йотированные, мягкие звуки, сочетание глухих и звонких согласных и т.д.; ребенок делает большое количество ошибок при соотнесении звуков и букв при написании слов).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...