Степень усвоения фонетической системы языка
Карта наблюдения за первоклассником в первые две недели обучения Отношение к школе 1. Первоклассник испытывает большой интерес ко всем видам учебной деятельности. 2. Ребенок проявляет большой интерес только к некоторым урокам (увлеченно работает, поднимает руку, с желанием отвечает): математике, письму, чтению, рисованию и др. 3. Усваивает учебный материал более успешно при условии создания на уроках игровых ситуаций. 4. Часто отвлекается на уроках, смотрит в окно, занимается посторонними делами, рисует, играет, смотрит по сторонам. 5. Первоклассник равнодушно относится к посещению школы. 6. Ребенок не хочет ходить в школу, часто плачет. 7. Школьник скучает по дому, по родителям.
Особенности развития произвольности 1. Принятие задачи учителя: а) первоклассник принимает задачу учителя с первого раза; б) ребенок принимает задачу учителя после дополнительного объяснения; в) ему необходимы многократные объяснения со стороны учителя. 2. Сохранение задачи: а) ребенок сохраняет задачу на протяжении длительного времени; б) ребенок иногда забывает задачу учителя (переспрашивает); в) первоклассник практически всегда не запоминает задание учителя. 3. Включаемость в работу: а) ребенок быстро включается в работу; б) ребенок, как правило, медленно включается в работу (при этом ему не нужны побуждения со стороны взрослого); в) ребенку необходимы постоянные побуждения к работе. 4. Сосредоточенность на выполняемом задании: а) ребенок постоянно сосредоточен на выполнении задания; б) ребенок иногда отвлекается от выполняемого задания; в) первоклассник, как правило, не может сосредоточиться на выполнении задания.
5. Целеустремленность: а) первоклассник всегда доводит начатое дело до конца; б) ребенок не всегда доводит начатое дело до конца; в) школьник практически всегда не может довести начатое дело до конца. 6. Самостоятельность при выполнении заданий: а) ребенок всегда выполняет задание без помощи взрослого; б) первокласснику требуется помощь при выполнении сложных заданий; в) младшему школьнику необходима постоянная помощь при выполнении любых заданий. 7. Особенности самоконтроля: а) первоклассник может сам контролировать свою деятельность; б) ребенку иногда необходим контроль со стороны взрослых; в) школьнику необходим постоянный жесткий контроль со стороны взрослых. 8. Действие по образцу: а) у ребенка действие по образцу развито в высокой степени; б) ребенок не всегда правильно копирует образец; в) первоклассник не умеет работать по образцу. 9. Самооценка: а) ребенок адекватно оценивает свой результат; б) первоклассник не всегда может правильно оценить свой результат (завышает, занижает оценку); в) ребенок, как правило, не умеет оценивать свой результат.
Особенности общения со сверстниками 1. Первоклассник умеет легко устанавливать контакт со сверстниками. 2. Ребенок доброжелательно относится к детям. 3. Ребенок знает большую часть детей из класса по именам. 4. Ребенок умеет организовать группу сверстников в игре. 5. С трудом устанавливает контакт со сверстниками. 6. На перемене пассивен, предпочитает оставаться один. 7. Равнодушно относится к коллективным играм. 8. Мешает детям в игре, дразнит их. 9. Не уступчив в общении с детьми, настаивает на своем, не умеет учитывать интересы другого. 10. Иногда проявляет агрессию по отношению к детям. 11. Как правило, ябедничает, жалуется на одноклассников. 12. Любит находиться в центре внимания.
Особенности общения со взрослыми
1. С трудом устанавливает контакт с незнакомыми взрослыми. 2. Мало контактирует с учителем. 3. Игнорирует замечания взрослого. 4. Чаще всего агрессивно настроен по отношению к взрослому. 5. Иногда проявляет агрессию в ответ на замечания взрослых. 6. Не ориентируется в социальных нормах общения со взрослыми. 7. Проявляет навязчивость по отношению к взрослым. 8. Легко устанавливает контакт со взрослыми. 9. Умеет общаться со взрослыми. 10. Ориентирован на поддержку взрослого. 11. Эмоционально спокойно реагирует на замечания взрослого. 12. С удовольствием помогает взрослым.
Особенности речевого развития ребенка 1. Особенности словарного запаса: а) у ребенка богатый словарный запас, он может правильно называть предметы, явления и подбирать к ним синонимы, свободно оперирует словами при рассказывании, пересказе, изложении собственной мысли и т.д.; б) у ребенка в целом достаточный словарный запас (можно назвать его средним), ребенок правильно называет предметы, явления, однако затрудняется при подборе синонимов, при абстрагировании от конкретных обстоятельств и включении знакомых слов в контекст рассказа; в) у ребенка недостаточный (маленький) словарный запас слов, он с трудом подбирает названия не только к абстрактным явлениям и предметам, но и к конкретным, не может найти синоним к реальному предмету, не может включить знакомые слова в контекст рассказа. 2. Объем высказываний и степень усвоения грамматической системы языка: а) высказывание достаточно развернуто, ребенок делает подробный пересказ, дает полное описание картинки, событий, может составить рассказ на предложенную тему; в своей речи ребенок использует как простые, так и сложные предложения, при этом предложения имеют полноценную структуру (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); у ребенка отмечается умение согласовывать части речи; б) высказывание в целом является полноценным, т.е. ребенок может кратко пересказать текст, дать конкретное описание картинки (без введения дополнительных средств выразительности), высказывание состоит в основном из простых предложений, структура предложений чаще всего простая — подлежащее и сказуемое; ребенок в целом умеет согласовывать части речи (лишь в некоторых случаях допускает ошибки согласования);
в) высказывание ребенка представляет собой попытки примитивного изложения мысли: ребенок может обозначить лишь конкретные детали изображенного на картинке, с трудом формулирует свою мысль, практически не может дать развернутый рассказ, в основном используются неполные предложения (исключается один из главных членов предложения — подлежащее или сказуемое); ребенок допускает ошибки в согласовании частей речи (например, при употреблении прилагательных с существительными, личных глаголов и имен существительных, порядковых числительных и существительных и т.д.).
Степень усвоения фонетической системы языка Степень усвоения включает следующее: а) произношение звуков (чистое, дефектное); б) дифференциация звуков (ребенок четко дифференцирует звуки при восприятии, иногда допускает ошибки при восприятии звуков; ребенок с трудом дифференцирует звуки родного языка при восприятии); в) соотнесение звуков родного языка с буквами при письме (ребенок свободно соотносит звуки и буквы при письме; иногда допускает ошибки в сложных случаях — йотированные, мягкие звуки, сочетание глухих и звонких согласных и т.д.; ребенок делает большое количество ошибок при соотнесении звуков и букв при написании слов).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|