Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Финские танки. Укрепления линии Маннергейма




Финские танки

 

Танков собственной конструкции у финнов не было. Однако значительная часть закупленных и трофейных танков подверглась модернизации в Финляндии.

20 июля 1937 года финны заказали в Англии 32 шеститонных танка «Виккерс». Они были поставлены до 1 января 1939 года, но без вооружения. В феврале 1939 года министерство обороны заказало на государственном артиллерийском заводе VTT тридцать три 37‑ мм пушки Бофорс обр. 1936 г., выпускавшиеся в Финляндии по лицензии, с их последующей установкой на английские танки. Отдельно были заказаны танковые прицелы для этих пушек. Но из‑ за трудностей, возникших во время производства орудий и аннулирования поставок танковой оптики из Германии к концу 1939 года лишь десять танков были полностью укомплектованы. По некоторым сведениям, на остальных танках были установлены 37‑ мм пушки Пюто.

Мобилизация 7 октября 1939 года застала танковые части Финляндии не в лучшем состоянии: большинство машин устарело либо находилось в небоеспособном состоянии. Среди них были 32 безнадежно устаревших французских танка «Рено» FT‑ 17, построенные еще в 1919‑ 21 годах. Они совершенно не годились для боевых действий в первой линии. Два дивизиона «Рено» FT‑ 17 получили приказ вкопать машины в землю на оборонительных рубежах и пополнить свой парк за счет захваченной техники. Этот приказ был выполнен лишь частично – в районе Няйккиярви (озеро Лебединое) и Тайпале (река Бурная). Все французские танки, кроме четырех машин, были потеряны на этих рубежах.

Шеститонные танки «Виккерс» с 37‑ мм пушками 26 февраля 1940 года приняли участие в первом для финской армии танковом бою под Хонканиеми (Лебедевкой). 4‑ й дивизион потерял в этом бою семь машин. Еще один танк был сильно поврежден, эвакуирован в тыл, но не восстанавливался.

В ходе Зимней войны финский парк бронетанковой техники пополнился значительным количеством трофейных советских машин. 167 единиц захваченной техники были переделаны под стандарты финской армии и переданы в танковые войска. Шесть из ранее захваченных у СССР артиллерийских гусеничных тягачей Т‑ 20 «Комсомолец» были впоследствии отбиты Красной Армией.

В городе BapjKayc на производственной базе машиностроительного завода «А. Альстрем лтд. » финны оборудовали танкоремонтные мастерские, основной задачей которых стала переделка трофейных танков. Вплоть до 1944 года эти мастерские оставались главной ремонтной базой финских сухопутных сил.

Трофеями финнов стали два средних танка Т‑ 28, несколько десятков легких танков Т‑ 26 выпуска 1931‑ 39 годов, а также огнеметные танки ОТ‑ 26 и ОТ‑ 130 и несколько плавающих пулеметных танков Т‑ 37 и Т‑ 38. Кроме того, были захвачены 56 артиллерийских тягачей типа «Комсомолец» и 21 бронеавтомобиль разных типов. Тягачи направили в дивизион противотанковой артиллерии, а бронеавтомобили и плавающие танки свели в отдельные броневзводы.

 

Укрепления линии Маннергейма

 

Главным архитектором линии Маннергейма была матушка природа. Фланги ее упирались в Финский залив и в Ладожское озеро. Берег Финского залива прикрывали береговые батареи крупного калибра, а в районе Тайпале на берегу Ладожского озера были созданы железобетонные форты с восемью 120– и 152‑ мм береговыми орудиями.

Всю территорию Карельского перешейка покрывают крупные лесные массивы, десятки малых и средних озер и речушек. Озера и реки имеют болотистые или каменистые крутые берега. В лесах повсюду встречаются каменистые гряды и многочисленные валуны крупных размеров. Бельгийский генерал Баду писал: «Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки укрепленных линий, как в Карелии».

Строительство первых укреплений на Карельском перешейке финны начали еще в 1924 году. Строительством руководили английские генералы, французские и бельгийские военные инженеры. Среди них стоит отметить английского генерала Кирка и бельгийского генерала Баду. Разумеется, в финской литературе их роль затушевывается, а главным строителем, «отцом» линии Маннергейма изображается финский генерал Р. О. Энкель.

Железобетонные сооружения линии Маннергейма принято делить на постройки первого поколения (1929– 37 гг. ) и второго поколения (1938‑ 39 гг. ). Доты первого поколения были небольшие, одноэтажные, на один‑ три пулемета, не имели убежищ для гарнизона и внутреннего оборудования. Толщина железобетонных стен достигала 2 метра, горизонтального покрытия – 1, 75‑ 2 метра. Впоследствии эти доты были усилены: утолщены стены, установлены на амбразурах броневые плиты.

Доты второго поколения финская печать окрестила миллионными или дотами‑ миллионерами, поскольку стоимость каждого из них превышала миллион финских марок. Миллионные доты представляли собой большие современные железобетонные сооружения на 4‑ 6 амбразур, из которых одна‑ две – орудийные, преимущественно‑ то фланкирующего действия. Обычным вооружением дотов были русские 7б‑ мм пушки обр. 1900 г. на казематных станках Дурляхера[137] и 37‑ мм противотанковые пушки Бофорс обр. 1936 г. на казематных установках. Реже встречались 7б‑ мм горные пушки обр. 1904 г. на тумбовых установках.

Доты имели полное внутреннее оборудование: вентиляционное устройство, водопровод, кухню, железобетонные казармы на 40‑ 100 человек личного состава дота и гарнизона окружающих их полевых сооружений. Для кругового обзора доты имели по два‑ три заделанных в железобетон бронеколпака. Толщина стенок бронеколпака достигала 200‑ 250 мм. Кроме того, доты имели: боевые казематы на две‑ три амбразуры каждый, помещение для боеприпасов, офицерскую комнату, помещение для продовольствия, тупиковый или сквозной вход с броневыми дверями и лаз в бронекупол.

В отличие от дотов первого периода, они были хорошо приспособлены для ведения фронтального огня. Боевой каземат был прикрыт с фронта несколькими (4‑ 6) стальными броневыми плитами, каждая толщиной в 60 мм с воздушной прослойкой между ними. Крышей боевого каземата служили две броневые плиты общей толщиной 150 мм. Над дотом лежала «подушка» из земли и камня толщиной в 2‑ 4 метра.

В качестве примера рассмотрим два финских дота. Дот № 11 был расположен между шоссе Териоки – Выборг и железной дорогой Ленинград – Выборг (номер доту присвоен комсоставом Красной Армии) на каменистой возвышенности «Палец», тянувшейся с севера на юг почти на 700 метров. В северной, возвышающейся над озером на 15‑ 17 метров части гряды, летом 1938 года начались строительные работы. Дот строился в несколько этапов, так называемыми «плавающими секциями». Отрывался на глубину 8‑ 10 метров котлован, заливался фундамент, ставился арматурный каркас, секционная опалубка и производилась послойная заливка бетоном. По окончании работ переходили к возведению следующей секции.

После окончания бетонных работ производилась засыпка сооружения. На потолочное перекрытие укладывался слой песка в 2‑ 3 метра и 1, 3‑ 1, 5 метра камней, причем передняя часть каземата и наблюдательный пункт покрывались пятиметровым, а задняя – двухметровым слоем валунов.

В конструктивном плане дот № 11 представлял собой капонир с казематами системы «ля Бурже» фланкирующего и косоприцельного огня. Западный каземат простреливал все заболоченное пространство до озера и его северный берег. Восточный каземат держал под прицелом весь западный склон высоты 65, 5, подходы к доту № б и дорогу на станцию Кямяря. Казематы имели соответственно один и два пулемета системы Максима обр. 1910 г., установленных на специальных казематных станках. Имелись также амбразуры ближнего боя для ведения огня из винтовки, автомата или ручного пулемета. В случае опасности амбразуры закрывались броневыми заслонками, рассчитанными на сопротивление 37‑ мм снарядам. Оба каземата были снабжены специальными прожекторами, дававшими узкий луч света. Их включали после получения тревожного сигнала от электрических датчиков в проволочных заграждениях или по просьбе подразделений, занимавших прилегающие к высоте позиции.

Над каждым казематом, как и на наблюдательном пункте, были установлены бронеколпаки. Толщина стенок колпака составляла 180‑ 200 мм. Смотровые щели (25х200 мм) обеспечивали наблюдателям круговой обзор и в случае опасности могли закрываться вращающейся внутри на роликах стальной полосой толщиной около 30 мм практически без малейшего зазора. Наблюдатель поднимался по прикрепленной к стене лесенке и оказывался стоящим внутри купола на специальной платформе. При необходимости там могли находиться два человека, имея телефонную связь с командиром укрепления.

Обратим внимание – сам дот (кроме бронеколпаков) не имел ни одной амбразуры для фронтального огня. Огонь должен был вестись только фланговый, несмотря на то, что длина дота по фронту составляла 80 метров

В качестве второго примера рассмотрим дот № 5 меньшего размера, расположенный между озерами Муолаярви и Яюрипяярви. Он представлял собой железобетонный прямоугольник длиной по фронту 13 метров, шириной 6 метров и высотой от грунта 2, 8 метра. Толщина железобетонных стен дота 1, 0‑ 1, 25 метра. Толщина крыши 1, 4 метра.

Амбразуры имелись только сбоку, то есть огонь мог вестись только фланговый. Спереди дота была насыпана груда валунов, начинавшейся на расстоянии 16 метров от передней стенки дота и постепенно поднимающаяся до его крыши. Такой дот был практически неуязвим для огня прямой наводкой.

На крыше дота находилась сферическая бронебашня диаметром 1, 48 метра. Толщина боковых стенок литой башни 190 мм, верха – 175 мм. Бронебашня имела шесть симметрично расположенных по окружности амбразур. Толщина щели 65 мм, длина внутренняя – 200 мм, внешняя – 340 мм.

Забегая вперед, скажем, что правая боковая стенка дота № 5 была разрушена из гаубиц Б‑ 4, стрелявших 100‑ кг бетонобойными снарядами чертежа 2‑ 01763. Ими же была разрушена бронебашня. Стрельба велась с дистанции 300 метров. На самом же доте советские саперы установили 500‑ кг заряд, который его и разрушил.

Дот № 5 был соединен с соседним дотом системой подземных ходов. Перед дотами была создана полоса каменных надолбов шириной 8 метров в семь рядов. Надолбы выступали над землей на 1, 0‑ 1, 5 метра. За полосами надолбов следовали две‑ три полосы проволочных заграждений.

Основная (или главная) оборонительная полоса линии Маннергейма начиналась у западного берега Ладожского озера в 15‑ 20 км от границы СССР и проходила по северному берегу реки Тайпалейоки, водной системе Byоксы, по берегу реки Салменканте, по северному берегу озера Яюрипяярви, по междуозерному дефиле на Суола и Вяйсянен, через станцию Лейпясуо, высоту 65, 5 и населенные пункты Сумма, Кархула, Няюкки, Муурила, Койвисто, упираясь в берег Финского залива.

Главная оборонительная полоса состояла из трех основных, двух промежуточных и отсечных позиций, на которых были расположены 22 узла сопротивления и отдельные опорные пункты. Каждый узел сопротивления занимал по фронту 3‑ 4, 5 км и в глубину 1, 5‑ 2 км, он оборонялся одним‑ двумя стрелковыми батальонами, усиленными артиллерией. В узле было 4‑ 6 опорных пунктов, из которых каждый имел 3‑ 5 пулеметно‑ артиллерийских дотов, составлявших скелет обороны.

Узлы сопротивления с железобетонными сооружениями были расположены так, что они прикрывали наиболее вероятные направления наступления Красной Армии на Кексгольм, Выборг и Койвисто. На этих направлениях была создана густая сеть дотов, объединенных по два‑ три в опорные пункты, каждый на гарнизон в один‑ два взвода. Расстояние между дотами колебалось в пределах 100‑ 150 метров. Промежутки между узлами сопротивления тоже были оборудованы укреплениями – системой окопов, усиленных пулеметными блиндажами, построенными из толстых бревен, камня и земли. Часто промежутки между узлами сопротивления были прикрыты естественными труднопроходимыми препятствиями (реки, озера, болота и заболоченные участки).

Опорные пункты с тщательно продуманной системой флангового, косоприцельного и фронтального огня в сочетании с развитой сетью противопехотных и противотанковых заграждений на переднем крае ив глубине составили основу обороны.

Основными типами противотанковых препятствий являлись противотанковые рвы, надолбы и эскарпы (противотанковые стенки); противопехотных препятствий – проволочные заграждения, мины и фугасы. На ряде участков были устроены танковые ловушки. Противотанковые рвы шириной до 4 метров и глубиной до 2 метров, как правило, своими флангами упирались в естественные препятствия – болота, озера, лес, овраги. Надолбы усиливались проволочными заграждениями, рвами и эскарпами.

Наиболее мощные укрепления и препятствия находились в хотиненском (суммском), межболотном и муола‑ муторанском узлах сопротивления. В этих узлах было соответственно 22 дота и 46 дзотов, 1‑ 2 дотов и 16 дзотов, 29 дотов и 20 дзотов. Узел обороны на северном берегу реки Салменканте на семикилометровом фронте имел 46 дотов и 57 дзотов. Насколько мощные прикрытия были в узлах сопротивления, можно судить по тому, что у дота № 6 проволочное заграждение состояло из 45 рядов, причем первые 42 ряда были на металлических кольях высотой 60 см, заделанных в бетон. Надолбы были из 12 рядов камней, расположенных по середине проволочного заграждения.

Подступы к доту прикрывались деревянно‑ земляными пулеметными либо артиллерийскими огневыми точками, в которых располагались один‑ два пулемета или малокалиберное орудие. Дзоты имели бревенчатые прикрытия в четыре‑ пять накатов бревен, скрепленных между собой проволокой или железными скобами. Некоторые дзоты прикрывались с фронта броневыми плитами толщиной в 10‑ 15 мм. Дзоты были незначительной высоты с глубокими амбразурами. На многих дзотах росли деревья, что сильно затрудняло их разведку. Таким образом, дзоты являлись серьезным препятствием для наступающих войск. Чтобы их разрушить, требовались тяжелые (не менее 152‑ мм калибра) орудия, большой расход снарядов и времени. Следует иметь в виду, что финны, имея под рукой камень и лес, быстро восстанавливали разрушенные дзоты.

Вторая оборонительная полоса (полоса тактических резервов) начиналась в 3‑ 5 км от основной оборонительной полосы и соединялась с ней отсечными позициями: Лейпясуоской, Суммско‑ Харьюмякской, Няюкки‑ Сурярвинской. В этой полосе находилось 39 дотов и 178 дзотов. Полоса тактических резервов была оборудована по тому же принципу, что и основная оборонительная полоса.

Выборгская (или тыловая) укрепленная позиция состояла из узлов сопротивления: Сурпярского, Плесянисского, Илясейниеского, Нятяльского. Она находилась в 12 км от основной оборонительной полосы и имела 18 дотов и 77 дзотов. Перед тыловой оборонительной позицией были оборудованы шесть промежуточных линий обороны с развитой системой заграждений.

За тыловой позицией находилась выборгская позиция прикрытия, состоящая из двух рубежей обороны. На первом ее рубеже было 16 дотов и 31 дзот. Сам город Выборг, особенно его окраины, представлял собой прочный узел сопротивления, состоявший из ряда опорных пунктов.

С целью воспрещения охвата с северо‑ востока финны организовали систему затопления большого участка местности водами Сайменского канала.

Противник укрепил также берега и острова Финского залива. Так, старая крепость Тронгсунд (Транзунд) и острова Выборгского залива были оборудованы как узлы сопротивления с широким применением минных заграждений. Только в Тронгсундском и Ревонсааринском узлах сопротивления советские саперы позже обнаружили и обезвредили 5500 мин и фугасов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...