2.2. Что может защитить вас от инфляции? (Курс «Школа»)
2. 2. Что может защитить вас от инфляции? (Курс «Школа») С точки зрения инвестора, да и большинства людей, инфляция – это абсолютное «зло». Инфляция уменьшает покупательную способность денег, обесценивает сбережения, снижает уровень жизни. Но в данном случае мы хотим рассказать о том, как можно обратить инфляцию себе на пользу. Природа инфляции Благосостояние людей не определяется деньгами. Упрощенно: если взять объем всех реальных активов и товаров в стране и поделить на количество людей – это и будет средний уровень благосостояния. Люди трудятся каждый день и своим трудом создают новые товары, услуги и активы. Но для нормального обмена товарами, услугами, активами и ресурсами (в том числе человеческими) нужно определенное количество денег. Деньги – это кровь экономики, они заставляют работать весь экономический организм. Если в некоторый фиксированный момент соотнести всю товарную массу и количество денег, мы оценим текущую ценность (или обеспеченность) денег. Когда люди своим трудом создают новые товары и услуги, возникает необходимость в дополнительных деньгах для обеспечения нормального оборота вновь появившейся товарной массы. В этом случае выпуск определенного количества дополнительных денег не приведет к инфляции. Дополнительные деньги, которые не используются для непосредственного потребления, а направляются на инвестиции, как правило, не приводят к росту инфляции. Более того, при определенных условиях эти деньги приводят к росту деловой активности и увеличению объема создаваемых товаров и услуг и, как следствие, к снижению инфляции. Например, резкий и продолжительный рост производительности труда в Японии привел к затяжному периоду снижения цен (дефляции – процессу, противоположному инфляции).
Наиболее важной и очень сложной задачей финансовых и экономических властей государства является создание условий для повышения деловой активности и роста производительности труда, что должно сопровождаться выпуском дополнительных денег. На практике государство хорошо справляется с выпуском денег и совсем не так хорошо ─ с созданием условий. Это и приводит к инфляции. Более того, усиленный выпуск денег на фоне низкой деловой активности может ухудшить условия предпринимательской деятельности, так как галопирующий рост потребительских цен сделает невыгодным долгосрочные инвестиции. Такая ситуация была в России в 1990-х годах. Нормальной считается инфляция, не превышающая 10%. Парадокс, но в этом случае инфляция стимулирует инвестиции. Люди уже не могут просто накапливать деньги. Чтобы спасти сбережения от инфляции, они стремятся вложить их с максимальной отдачей.
Как защитить себя от инфляции? Если вы интересуетесь уровнем инфляции, значит, у вас есть деньги, сбережения, и вам есть что защищать. Инфляция атакует деньги. Для понимания того, как защитить свои долгосрочные накопления от инфляции, рассмотрим инфляционные процессы в экономике с житейского, бытового уровня. Инфляция – это рост цен на товары и услуги. Возможно, это определение отличается от классического, но именно так мы чувствуем инфляцию в своей жизни. От этого простого факта мы и будем отталкиваться в своих рассуждениях. А теперь небольшая притча. Рассмотрим обычного человека – господина N, у которого образовался некий избыток денег. Он решил не тратить его на увеличение своего потребления, а решил сберечь эти деньги. Видя рост цен, он легко понял, что, просто складывая их в тумбочку (под матрас, в сейф, ..., кто как привык), он не может защитить свои доходы от роста цен.
На следующем этапе он решил воспользоваться банковским депозитом. Но, отдавая деньги в банк, он поинтересовался у банкиров, что они собираются делать с его деньгами. Те ответили, что выдадут кредит какому-нибудь предприятию. Реальный случай. Приходит человек в Управляющую компанию и говорит менеджеру: – Хочу вложить деньги в инфляционный фонд! Менеджер: – Бывают фонды акций, облигаций, смешанные… Человек: – Зачем мне акции, облигации и все такое? Мне нужен фонд инфляции. Только инфляция будет расти, и в этом я уверен на 100%. Господин N призадумался: банк берет у него деньги на депозит под 10% в год, а кредит выдает под 15% в год. Он решил пока не вкладывать деньги на депозит. Вместо этого он пошел к кредитному отделу банка и подождал, пока оттуда выйдет клиент – предприниматель Y. Господин N расспросил его о том, как он собирается использовать полученные у банка деньги. Тот охотно поведал о своих планах расширить бизнес и выпускать больше новой продукции. Про себя господин N подумал: этот парень (предприниматель Y) не выглядит дураком. Если он взял кредит под 15%, значит, он заложит в стоимость товара расходы на выплату процентов. И раз Y взял кредит на расширение производства, то даже с учетом выплаты банку процентов за кредит он рассчитывает заработать больше – иначе зачем расширять производство. Прибыль, заложенная в цену товара, должна позволить выплатить процент банку и заработать самому. На каждом этапе создания товара предприниматель Y закладывает в цену прибыль «для себя и для банка». В цену тех товаров, которые он использовал в процессе производства, кем-то тоже была заложена прибыль «для себя и для банка». И тот, кто будет использовать в будущем товар предпринимателя Y для производства своих товаров, тоже заложит в цену прибыль «для себя и для банка». И так до тех пор, пока товар не дойдет до конечного потребителя. Если кто-то в этой цепочке поднимет цену на товар, то со временем это сделают и остальные. Реальный случай. Один наш клиент очень радовался росту цен на бензин. Когда мы его спросили, в чем причина такого странного поведения, он ответил: – С одной стороны, автомобиль у меня большой, кушает хорошо, да и ездить по делам приходится много. С другой стороны, у меня большой пакет акций ЛУКОЙЛа, поэтому, когда растет цена на бензин, я знаю, что выиграю намного больше, чем потрачу на топливо. Все очень прагматично!
Так происходит рост цен, то есть инфляция. Получается, что если рассматривать инфляцию с данных позиций, то ее создают те, кто назначает цену товара и закладывает в нее прибыль «для себя и для банка». Созданием товаров и услуг занимается бизнес ─ ИП, ООО, АО и ПАО. Все компании в процессе своей деятельности создают товары и услуги и назначают на них цены. Инфляция будет всегда, потому что печатать деньги легче, чем производить товары и услуги! Осознав все это, господин N понял: по-настоящему защитить деньги от инфляции может только Бизнес, потому что инфляция – это неотъемлемый побочный продукт Бизнеса. Но вот незадача – сам он предпринимательским талантом не обладает, работает в управлении статистики и по роду своей деятельности знает: в первые три года деятельности закрывается 2/3 новых компаний, а в каждые следующие три года еще 2/3 от оставшихся. Поэтому в первый попавшийся бизнес лучше не вкладывать. Опять же статистика подсказала господину N – большая часть товаров и услуг создается крупными компаниями, которые давно работают и уже прошли этот естественный отбор. Поэтому если и вкладывать средства в бизнес, то вкладывать их в бизнес больших и стабильных компаний. Но возникает вопрос – как это сделать? Кто же будет с ним разговаривать в Газпроме или ЛУКОЙЛе, когда он принесет им свои деньги? Разобравшись в этом вопросе, господин N узнал, что можно покупать акции или облигации большинства крупных компаний. Покупая облигации, фактически можно давать в долг этим компаниям напрямую, минуя банк. Покупка акций – это покупка доли, «маленького кусочка» бизнеса компании. Эта информация перевернула мировоззрение господина N. Он всегда воспринимал биржу как разновидность казино, а теперь выяснилось, что это очень удобный и технологичный способ вложить деньги в бизнес. Приведенный пример специально упрощен и не освещает многих аспектов вложения в акции и облигации, однако здесь четко видны главные выводы: · бизнес в целом (несмотря на огромное количество убыточных предприятий) больше других выигрывает от инфляции, потому что сам ее создает; · именно вложения в акции (как в бизнес) лучше всего способны в долгосрочной перспективе защищать благосостояние человека от инфляции; · становясь (со)владельцем бизнеса, вы становитесь владельцем механизма, создающего инфляцию. Вернуться к Оглавлению > > Вернуться к навигации по курсу «Школа» > > Следующий материал курса «Школа»: 2. 4. Производительные и непроизводительные активы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|