Методические рекомендации по изучению темы
Методика обучения технологии обработки текстовой информации Данная тема является, как правило, первой, изучаемой в базовом курсе, относящейся к содержательной линии «Информационные технологии». Текстовые информационные технологии относятся к числу наиболее часто используемых на практике. Области применения: подготовка письменных документов, издательская деятельность. Специализированные компьютерные средства второго направления называются издательскими системами. Во всех учебниках, отражающих эту тему, раскрывается вопрос об областях применения данного вида технологий, о преимуществах компьютерного способа подготовки и хранения текстов по сравнению с «бумажным». К теоретическим основам компьютерных технологий работы с текстом относятся вопросы кодирования текстовой информации. Теоретические аспекты технологии связаны с устройством памяти ПК. При работе над текстовым документом задействована как внутренняя (оперативная), так и внешняя память компьютера. Ученики должны получить представление, для каких целей используется тот и другой вид памяти. Аппаратные средства. Процесс создания текстового документа с помощью ТР носит комплексный характер: в нем задействованы все основные устройства компьютера. В рамках данной темы ученики должны не только развить практические навыки работы с различными аппаратными компонентами ЭВМ, но и углубить свои знания об их устройстве, о принципах их работы (клавиатура, дисплей, принтер, сканер). В этом проявляется пересечение содержательной линии «Компьютер» с линией информационных технологий. Вводимый пользователем текст заносится в специально отведенную для этого область оперативной памяти — рабочую область ТР. Еще один раздел оперативной памяти занимает буфер для копирования фрагментов текста. В него попадают фрагменты, с которыми выполняются команды ВЫРЕЗАТЬ, КОПИРОВАТЬ (забрать в буфер). При выполнении вставки фрагмента в текст содержимое буфера сохраняется.
Сохранение текста, сформированного в рабочей области оперативной памяти, ведет к созданию файла документа на долговременной памяти. Пользователю предоставляется возможность указать место сохранения файла на диске (имя диска, каталог) и задать имя файла. Некоторые ТР присваивают таким файлам стандартные расширения. MS Word создает файлы с расширением.DOC. Текст сохраненного на диске документа может быть снова вызван в рабочую область текстового редактора при выполнении команды ОТКРЫТЬ. Для поиска в тексте грамматических ошибок на МД хранится файл с орфографическим словарем. Причем таких словарей может быть несколько для контроля текстов на разных языках; например, русский словарь и английский словарь. Прикладные программные средства. К прикладному программному обеспечению, предназначенному для работы с текстовой информацией, относятся текстовые редакторы. Текстовый редактор — первый тип прикладной программы, который должны освоить ученики. Выбор ТР, используемого в учебных целях, зависит от технического и программного обеспечения школьного компьютерного класса. При использовании IBM PC и ОС Windows, то начать можно с «Блокнот». Использование на следующем этапе текстового процессора MS Word совсем не обязательно. Безусловно, MS Word это один из наиболее развитых ТР, в котором реализована современная технология обработки текста. Тем не менее есть два аргумента, ставящих под сомнение необходимость использования Word. Во-первых, MS Word входит в состав дорогостоящего офисного программного пакета Microsoft Office, который может оказаться «не по карману» для законопослушных учебных заведений, допускающих использование только лицензионного программного обеспечения. Второй аргумент — методического свойства. MS Word — очень сложный программный продукт. За время, отведенное под данную тему учебной программой, нельзя освоить даже половину его возможностей. Многие элементы интерфейса Word (пункты меню, инструменты, кнопки) оказываются невостребованными и создают определенный «информационный шум», отвлекающий учеников. Работа с MS Word на компьютерах с относительно медленным процессором и небольшим объемом оперативной памяти, как правило, происходит с заметными задержками. Это слишком «громоздкий» текстовый процессор для использования в учебных целях.
Отмеченные выше проблемы снимает использование текстового редактора WordPad, который всегда имеется в стандартной поставке Windows. Практически все приемы работы с текстовыми редакторами, которые можно освоить в рамках базового курса, реализованы в WordPad. Интерфейс этого редактора близок к интерфейсу Word, но «без излишеств». Освоив WordPad, ученики легко смогут перейти к работе с MS Word. При наличии учебного времени такой переход можно произвести в конце данной темы, при необходимости познакомить учащихся с некоторыми возможностями текстовых процессоров, не поддерживаемых WordPad (например, многооконный режим работы, проверка орфографии, работа с таблицами). Изучение текстового редактора (как и любого другого прикладного средства информационных технологий) можно проводить по традиционной методической схеме, свойственной для изучения всякого исполнителя: • данные: структурные единицы текста • среда ТР • режимы работы ТР • система команд Данные. Текстовый редактор работает с символьной информацией, в которой можно выделить следующие виды структур: — символы; — слова; — строки символов; — фрагменты текста (блоки); — файлы. В системе команд имеются команды работы с каждой из этих структур как с единым целым. Среда текстового редактора. Независимо от того, какой конретный ТР изучается на уроках, следует, прежде всего, обратить внимание учеников на те общие элементы среды, которые характерны для любых ТР. Это позволит ученикам при переходе к работе с другими редакторами быстро сориентироваться в их интерфейсе. К таким общим элементам среды относятся:
• рабочее поле — пространство на экране, на котором отображается текст; • курсор — место активного воздействия на рабочее поле (отмечается черточкой); • строка состояния — содержит информацию о текущем состоянии ТР; • строка меню — содержит команды переключения режимов работы ТР и других действий. Для конкретных ТР должны быть отмечены и другие специфические элементы среды: линейки прокрутки, панель инструментов и пр. Режимы работы. Под режимом работы понимается определенное состояние исполнителя (в данном случае ТР), в котором возможно выполнение определенного вида работы. Ввод и редактирование текста (вставка/удаление; строчные/заглавные (нижний/верхний регистр); шрифт (рус/лат); разметка строки (абзац, длина строки); выравнивание по краям, перенос. Форматирование. Работа в этом режиме позволяет скомпоновать текст (фрагмент текста) в требуемом виде, установив размеры полей, красную строку, число позиций в строке и т.д. Обращение за подсказкой. При переходе в этот режим на экране открывается дополнительное окно, содержащее краткую справочную информацию о работе в ТР. Подсказка может содержать несколько листов текста, в этом случае указывается способ перелистывания, кроме того, могут использоваться гиперсвязи. Орфографическая проверка. Этот режим работы возможен лишь при наличии словаря. При проверке текста фиксируются слова, отсутствующие в словаре, что является косвенным свидетельством орфографической ошибки. Режим орфографической проверки может быть совмещен с режимом редактирования. Обмен с ВЗУ возможен в двух направлениях: сохранение и загрузка (открытие) текста, который при хранении на ВЗУ называется текстовым файлом. Печать. В этом режиме осуществляется вывод текста на бумагу. С помощью ТР можно управлять принтером, определив шрифт, вид печатаемой страницы (левое и правое поля, число строк на странице), способ нумерации страниц (местонахождения номера страницы, порядок нумерации).
Система команд ТР. • команды интерфейса — вход в меню и выход из него, перемещение маркера по меню, выбор нужного пункта меню; • команды изменения состояния ТР, позволяющие в режиме редактирования выбрать шрифт, нижний/верхний регистр, режим вставки/замены и т.д.; • команды перемещения по тексту, которые разделяются на две группы: пошаговое перемещение (стрелки вправо, влево, вверх, вниз); быстрое перемещение по тексту (переход в начало/конец строки, начало/конец текста, листание страниц, прыжок на метку и т.д.); • команды посимвольного редактирования, позволяющие внести исправления в текст (вставить/удалить/заменить символ, заменить строчную букву на заглавную и т.д.); • команды работы со строками, позволяющие манипулировать со строками (удалить, вставить пустую, рассечь на две части, «склеить» две последовательные строки); • поиск по образцу служит для отыскания в тексте мест, содержащих указанный набор символов (букву, слово, фразу и т.д.); • копирование включает в себя выделение копируемого фрагмента текста и помещение его в буфер (в некоторых ТР эти процессы идут параллельно), воспроизведение содержимого буфера в требуемом месте текста; • форматирование позволяет придать тексту требуемый вид: установить число символов в строке, выровнять правый край, выделить поля и красную строку и т.д. В большинстве ТР команды исполнителя реализуются двумя способами: с помощью функциональных, управляющих и прочих клавиш специального назначения; выбором соответствующего пункта в меню. Рекомендации по организации практической работы на компьютере Навыки ввода и редактирования текста нужны пользователю не только для работы с текстовым редактором. Эти навыки являются базовыми при работе с любыми видами программного обеспечения, где используется интерактивный режим. Набирать тексты приходится при вводе команд операционной системы, при ответах на запросы в диалоговых окнах системных и прикладных программ, при вводе информации в базы данных и электронные таблицы и пр. При любом варианте символьного ввода пользователю предоставляется возможность исправления ошибок, т. е. редактирования текста. Существует понятие основного стандарта редактирования. Это набор операций редактирования, которые выполняются одинаково для всех вариантов символьного ввода. Прежде всего, ученики должны освоить приемы основного стандарта редактирования. К ним относятся: 1. Перемещение по тексту.
2. Удаление символа: клавиши [Backspace], [Del]. 3. Вставка/замена символа: переключение режима с помощью клавиши [Insert]. 4. Разрыв и слияние строк: клавиша [Enter]; клавиша [Del] в конце первой соединяемой строки или [Backspace] в начале второй строки. Практическое знакомство с перечисленными приемами редактирования может начаться раньше темы «Текстовые редакторы», параллельно с изучением таких теоретических вопросов, как архитектура ЭВМ и программное обеспечение; компьютера. Для отработки навыков следует использовать простейшие ТР типа Блокнот. Рекомендуется следующая последовательность обучения. • Поиск и запуск программы ТР; обращение за справкой. • Открытие файла с текстом; просмотр текста, приемы перемещения по тексту. • Простейшие приемы редактирования: клавиши DEL, Backspace; режимы вставки и замены. • Набор русского текста; переход на верхний/нижний регистр (строчные, прописные буквы); знаки препинания (в Windows не всегда совпадают с обозначениями на клавишах); перевод строки. • Сохранение документа на диске. • Переход «РУС/ЛАТ». • Редактирование данного текста: поиск и исправление ошибок; разрыв строки, слияние строк. •Установка параметров формата: размеры полей, длина строки, межстрочный интервал, абзацный отступ, выравнивание строк. • Работа с фрагментами: выделение фрагмента, перемещение, копирование через буфер обмена. • Работа со шрифтами: установка типа шрифта, размера, начертания; изменение шрифта выделенного фрагмента. • Поиск и замена. • Работа в многооконном режиме; перемещение фрагментов между различными документами. • Создание и редактирование таблиц, формул. • Формирование гиперссылок. Рекомендуется прием - создание классной газеты на основе использованиятекстового редактора. Здесь речь идет не о сложной системе верстки текста (типа Page Maker), а об обыкновенном редакторе. Дети распределяют темы заметок, подбирают материал, создают и распечатывают свои заметки, а затем обычным способом подготавливают стенгазету. Примеры задач и упражнений 1. Создайте пустой файл, присвойте ему имя и запишите свой текст, используя клавиши редактирования текста, различными шрифтами. 2. Измените размеры абзаца и отформатируйте текст в соответствии с новыми параметрами. 3. Произведите перемещение и копирование фрагментов текста. 4. Научитесь операциям поиска и замены в тексте. Произведите поиск слова, которое есть в тексте, которого в тексте нет. Попробуйте произвести замену 1) одного слова, 2) по всему тексту, 3) замену части слов в тексте. 5. Подготовьте текст к печати: разбейте его на страницы. Распечатайте отформатированный и отредактированный текст на принтере. В качестве контрольного задания можно предложить учащимся написать реферат и подготовить его в редакторе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|