Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по изучению темы

Методика обучения технологии обработки текстовой информации

Данная тема является, как правило, первой, изучаемой в базо­вом курсе, относящейся к содержательной линии «Информаци­онные технологии». Текстовые информационные технологии от­носятся к числу наиболее часто используемых на практике.

Обла­сти применения: подготовка письменных документов, издательская деятельность. Специализированные компьютерные средства вто­рого направления называются издательскими системами. Во всех учебниках, отражающих эту тему, раскрывается вопрос об облас­тях применения данного вида технологий, о преимуществах ком­пьютерного способа подготовки и хранения текстов по сравне­нию с «бумажным».

К теоретическим основам компьютерных технологий работы с текстом относятся вопросы кодирования текстовой информации. Теоретические аспекты технологии связаны с устройством памяти ПК. При работе над текстовым документом задействована как внутренняя (оперативная), так и внешняя память компьютера. Ученики должны получить представление, для каких целей используется тот и другой вид памяти.

Аппаратные средства. Процесс создания текстового документа с помощью ТР носит комплексный характер: в нем задействова­ны все основные устройства компьютера. В рамках данной темы ученики должны не только развить практические навыки работы с различными аппаратными компонентами ЭВМ, но и углубить свои знания об их устройстве, о принципах их работы (клавиатура, дисплей, принтер, сканер). В этом про­является пересечение содержательной линии «Компьютер» с ли­нией информационных технологий.

Вводимый пользователем текст заносится в специально отве­денную для этого область оперативной памяти — рабочую область ТР. Еще один раздел оперативной памяти занимает буфер для ко­пирования фрагментов текста. В него попадают фрагменты, с кото­рыми выполняются команды ВЫРЕЗАТЬ, КОПИРОВАТЬ (заб­рать в буфер). При выполнении вставки фрагмента в текст содержимое буфера сохраняется.

Сохранение текста, сформированного в рабочей области опе­ративной памяти, ведет к созданию файла документа на долговременной памяти. Пользователю предоставляется возможность указать место сохра­нения файла на диске (имя диска, каталог) и задать имя файла. Некоторые ТР присваивают таким файлам стандартные расши­рения. MS Word создает файлы с расширением.DOC. Текст сохраненно­го на диске документа может быть снова вызван в рабочую об­ласть текстового редактора при выполнении команды ОТКРЫТЬ.

Для поиска в тексте грамматических ошибок на МД хранится файл с орфографическим словарем. Причем таких словарей может быть несколько для контроля текстов на разных языках; напри­мер, русский словарь и английский словарь.

Прикладные программные средства. К прикладному программному обеспечению, предназначенному для работы с текстовой информацией, относятся текстовые редакторы.

Текстовый редактор первый тип прикладной программы, который должны освоить ученики. Выбор ТР, используемого в учебных целях, зависит от технического и программного обеспечения школьного компьютерного класса. При использовании IBM PC и ОС Windows, то начать можно с «Блокнот». Использование на следующем этапе текстового процессора MS Word совсем не обязательно. Безусловно, MS Word это один из наиболее развитых ТР, в котором реализована современная технология обработки текста. Тем не менее есть два аргумента, ставящих под сомнение необходимость использования Word. Во-первых, MS Word входит в состав дорогостоящего офис­ного программного пакета Microsoft Office, который может ока­заться «не по карману» для законопослушных учебных заведений, допускающих использование только лицензионного программно­го обеспечения. Второй аргумент — методичес­кого свойства. MS Word — очень сложный программный продукт. За время, отведенное под данную тему учебной программой, нельзя освоить даже половину его возможностей. Многие элементы ин­терфейса Word (пункты меню, инструменты, кнопки) оказыва­ются невостребованными и создают определенный «информаци­онный шум», отвлекающий учеников. Работа с MS Word на ком­пьютерах с относительно медленным процессором и небольшим объемом оперативной памяти, как правило, происходит с замет­ными задержками. Это слишком «громоздкий» текстовый процес­сор для использования в учебных целях.

Отмеченные выше проблемы снимает использование тексто­вого редактора WordPad, который всегда имеется в стандартной поставке Windows. Практически все приемы работы с текстовыми редакторами, которые можно освоить в рамках базового курса, реализованы в WordPad. Интерфейс этого редактора близок к ин­терфейсу Word, но «без излишеств».

Освоив WordPad, ученики легко смогут перейти к работе с MS Word. При наличии учебного времени такой переход можно произвести в конце данной темы, при необходимости познако­мить учащихся с некоторыми возможностями текстовых процес­соров, не поддерживаемых WordPad (например, многооконный режим работы, проверка орфографии, работа с таблицами).

Изучение текстового редактора (как и любого другого прикладного средства информационных технологий) можно проводить по тради­ционной методической схеме, свойственной для изучения всякого исполнителя:

• данные: структурные единицы текста

• среда ТР

• режимы работы ТР

• система команд

Данные. Текстовый редактор работает с символьной информа­цией, в которой можно выделить следующие виды структур:

— символы;

— слова;

— строки символов;

— фрагменты текста (блоки);

— файлы.

В системе команд имеются команды работы с каждой из этих структур как с единым целым.

Среда текстового редактора. Независимо от того, какой конретный ТР изучается на уроках, следует, прежде всего, обратить внимание учеников на те общие элементы среды, которые харак­терны для любых ТР. Это позволит ученикам при переходе к рабо­те с другими редакторами быстро сориентироваться в их интер­фейсе. К таким общим элементам среды относятся:

• рабочее поле — пространство на экране, на котором отобра­жается текст;

• курсор — место активного воздействия на рабочее поле (от­мечается черточкой);

• строка состояния — содержит информацию о текущем состо­янии ТР;

• строка меню — содержит команды переключения режимов работы ТР и других действий.

Для конкретных ТР должны быть отмечены и другие специфи­ческие элементы среды: линейки прокрутки, панель инструмен­тов и пр.

Режимы работы. Под режимом работы понимается определен­ное состояние исполнителя (в данном случае ТР), в котором воз­можно выполнение определенного вида работы.

Ввод и редактирование текста (вставка/удаление; строчные/заглавные (нижний/верхний регистр); шрифт (рус/лат); разметка строки (абзац, длина строки); выравнивание по краям, перенос.

Форматирование. Работа в этом режиме позволяет скомпоно­вать текст (фрагмент текста) в требуемом виде, установив разме­ры полей, красную строку, число позиций в строке и т.д.

Обращение за подсказкой. При переходе в этот режим на экране открывается дополнительное окно, содержащее краткую справоч­ную информацию о работе в ТР. Подсказка может содержать не­сколько листов текста, в этом случае указывается способ перели­стывания, кроме того, могут использоваться гиперсвязи.

Орфографическая проверка. Этот режим работы возможен лишь при наличии словаря. При проверке текста фиксируются слова, отсутствующие в словаре, что является косвенным свидетельством орфографической ошибки. Режим орфографической проверки может быть совмещен с режимом редактирования.

Обмен с ВЗУ возможен в двух направлениях: сохранение и загрузка (открытие) текста, который при хранении на ВЗУ называется текстовым файлом.

Печать. В этом режиме осуществляется вывод текста на бумагу. С помощью ТР можно управлять принтером, определив шрифт, вид печатаемой страницы (левое и правое поля, число строк на странице), способ нумерации страниц (местонахождения номера страницы, порядок нумерации).

Система команд ТР.

• команды интерфейса — вход в меню и выход из него, пере­мещение маркера по меню, выбор нужного пункта меню;

• команды изменения состояния ТР, позволяющие в режиме редактирования выбрать шрифт, нижний/верхний регистр, режим вставки/замены и т.д.;

• команды перемещения по тексту, которые разделяются на две группы: пошаговое перемещение (стрелки вправо, влево, вверх, вниз); быстрое перемещение по тексту (переход в начало/конец строки, начало/конец текста, листание страниц, прыжок на мет­ку и т.д.);

• команды посимвольного редактирования, позволяющие вне­сти исправления в текст (вставить/удалить/заменить символ, за­менить строчную букву на заглавную и т.д.);

• команды работы со строками, позволяющие манипулировать со строками (удалить, вставить пустую, рассечь на две части, «скле­ить» две последовательные строки);

• поиск по образцу служит для отыскания в тексте мест, со­держащих указанный набор символов (букву, слово, фразу и т.д.);

• копирование включает в себя выделение копируемого фраг­мента текста и помещение его в буфер (в некоторых ТР эти про­цессы идут параллельно), воспроизведение содержимого буфера в требуемом месте текста;

• форматирование позволяет придать тексту требуемый вид: ус­тановить число символов в строке, выровнять правый край, выделить поля и красную строку и т.д.

В большинстве ТР команды исполнителя реализуются двумя способами: с помощью функциональных, управляющих и прочих клавиш специального назначения; выбором соответствующего пункта в меню.

Рекомендации по организации практической работы на компьютере

Навыки ввода и редактирования текста нужны пользователю не только для работы с текстовым редактором. Эти навыки явля­ются базовыми при работе с любыми видами программного обес­печения, где используется интерактивный режим. Набирать тек­сты приходится при вводе команд операционной системы, при ответах на запросы в диалоговых окнах системных и прикладных программ, при вводе информации в базы данных и электронные таблицы и пр. При любом варианте символьного ввода пользова­телю предоставляется возможность исправления ошибок, т. е. редактирования текста. Существует понятие основного стандарта редактирования. Это набор операций редактирования, которые выполняются одинаково для всех вариантов символьного ввода. Прежде всего, ученики должны освоить приемы основного стандарта редактирования. К ним относятся:

1. Перемещение по тексту.

2. Удаление символа: клавиши [Backspace], [Del].

3. Вставка/замена символа: переключение режима с помощью клавиши [Insert].

4. Разрыв и слияние строк: клавиша [Enter]; клавиша [Del] в конце первой соединяемой строки или [Backspace] в начале второй строки.

Практическое знакомство с перечисленными приемами ре­дактирования может начаться раньше темы «Текстовые редакто­ры», параллельно с изучением таких теоретических вопросов, как архитектура ЭВМ и программное обеспечение; компьютера. Для отработки навыков следует использовать простейшие ТР типа Блокнот.

Рекомендуется следующая последовательность обучения.

• Поиск и запуск программы ТР; обращение за справкой.

• Открытие файла с текстом; просмотр текста, приемы пере­мещения по тексту.

• Простейшие приемы редактирования: клавиши DEL, Backspace; режимы вставки и замены.

• Набор русского текста; переход на верхний/нижний регистр (строчные, прописные буквы); знаки препинания (в Windows не всегда совпадают с обозначениями на клавишах); перевод строки.

• Сохранение документа на диске.

• Переход «РУС/ЛАТ».

• Редактирование данного текста: поиск и исправление ошибок; разрыв строки, слияние строк.

•Установка параметров формата: размеры полей, длина строки, межстрочный интервал, абзацный отступ, выравнивание строк.

• Работа с фрагментами: выделение фрагмента, перемещение, копирование через буфер обмена.

• Работа со шрифтами: установка типа шрифта, размера, начертания; изменение шрифта выделенного фрагмента.

• Поиск и замена.

• Работа в многооконном режиме; перемещение фрагментов между различными документами.

• Создание и редактирование таблиц, формул.

• Формирование гиперссылок.

Рекомендуется прием - создание классной газеты на основе использованиятекстового редактора. Здесь речь идет не о сложной системе верстки текста (типа Page Maker), а об обыкновенном редакторе. Дети распределяют темы заметок, подбирают материал, создают и распечатывают свои заметки, а затем обычным способом подготавливают стенгазету.

Примеры задач и упражнений

1. Создайте пустой файл, присвойте ему имя и запишите свой текст, используя клавиши редактирования текста, различными шрифтами.

2. Измените размеры абзаца и отформатируйте текст в соответствии с новыми параметрами.

3. Произведите перемещение и копирование фрагментов текста.

4. Научитесь операциям поиска и замены в тексте. Произведите поиск слова, которое есть в тексте, которого в тексте нет. Попробуйте произвести замену 1) одного слова, 2) по всему тексту, 3) замену части слов в тексте.

5. Подготовьте текст к печати: разбейте его на страницы. Распечатайте отформатированный и отредактированный текст на принтере.

В качестве контрольного задания можно предложить учащимся написать реферат и подготовить его в редакторе

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...