Адаптивные методы обучения
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Программная адаптация. Полноценное исполнение гимнастического упражнения предполагает, что движение делается согласно определенной программе, от которой в конечном итоге зависят двигательный состав упражнения, его структура, определяющие физические характеристики. При разучивании движения далеко не всякое целевое упражнение оказывается доступным для гимнаста в своем целостном программном виде. Именно в этих случаях становится необходимой адаптация двигательных действий за счет сокращения целевой программы движения. Такая адаптация широко применена на практике обучения гимнастов. Именно с программной адаптацией связаны в основном представления о применяемых в гимнастике методах обучения. Обычно в этой связи называются такие методы обучения, как метод расчленения, метод узких двигательных задач, метод, так называемых подводящих упражнений. Все эти методы дают возможность – за счет того или иного приема – сократить информативность учебного задания. “Сжатие” движения. Одной из характерных возможностей адаптации заданий является возможность выбирать (там где это доступно по биомеханическим условиям) такие формы движения, которые представляют собой подобие целевого упражнения, отличающиеся от последнего количественными элементами программы. Примечательной особенностью такого метода работы над движением является то, что он сочетает в себе достоинства как целостного метода работы, так и методов, основанных на программной адаптации. По методу “сжатия” может достигаться адаптация довольно значительного круга гимнастических упражнений. Значение метода “сжатия” для современной спортивной гимнастики довольно велико. Помимо гибкой программной адаптации этим методом достигается сохранность структуры движения, целостность осваиваемого двигательного навыка, что весьма ценно с методической точки зрения. По этой причине весьма важно изыскивать средства для возможно более широкого использования данного метода в практике.
“Разведение” движения по частным программам. Как известно, всякое гимнастическое упражнение может быть описано на основе кинематических характеристик в виде ряда программ движения. Применительно к каждому гимнастическому движению различают три кинематические программы. Это – программа переместительного движения общего центра масс тела гимнаста (программа “места”), программа вращательного движения системы вокруг центральной оси тела (программа “ориентации”) и программа изменения суставных углов (программа “позы”). При разучивании сложных гимнастических упражнений необходимо, применение приемов программной адаптации, основанных на “разведении” движения по названным программам. Так, часто гимнаста “обкручивают” на руках или с помощью вспомогательных средств, воспроизводя только вращательный компонент движения. Важной особенностью “разведения” движения по программам также является возможность сохранения признаков целостности упражнения. Выделяя в процессе обучения одну из программ движения, гимнаст и тренер делают как бы “продольный разрез” упражнения, сохраняя все его последовательные фазы в характерном для них соподчинении. “Расчленение” упражнения по фазовым границам. Обычно под “расчленением” понимается всякое разделение целевого упражнения на компоненты, подлежащие отдельному изучению и последующему синтезу. Этот метод используется при разучивании как относительно простых, так тем более и сложных упражнений. Неизбежным шагом при этой последовательности изучения движения является возвращение к укрупненным заданиям, а в итоге – к целостному упражнению, то есть к синтезу целевого движения. В процессе обучения методом расчленения, кроме фаз упражнения, выделяемых по признаку чередования активных действий спортсмена, нередко выделяются и фазы, связанные с периодичностью и характером действия на тело гимнаста определенных внешних сил или физических эффектов. Таковы фазы спада и подъема в маховых движениях и др.
Применение метода расчленение – при всей исключительной методической ценности такого способа работы над упражнением – накладывает на тренера и гимнаста известную ответственность. Обучающие упражнения, выбранные по методу расчленения, должны строиться таким образом, чтобы двигательная структура целевого упражнения не нарушалась. “Дробление” движения. Этим условным термином тренер и гимнаст оперирует при подходе к наиболее мелким, “дробным” заданиям, роль которых особенно возрастает при работе над частными ошибками. Использование дробных заданий практически совпадает по методическому смыслу с методом так называемых “узких двигательных задач”. Классификация методов обучения по признаку охвата обучающим упражнением программы целевого упражнения, оказывается достаточно продуктивной и позволяет систематизировать, а также пополнять ранее имевшиеся на этот счет представления. Понимание этого момента имеет принципиальное значение, ибо чем больше при обучении гимнастическим упражнениям используются методы целостного типа, тем эффективнее протекает сам процесс обучения. Непрограммная адаптация. Понижение порога доступности упражнения может быть достигнуто методами, исключающую программную адаптацию. Объективная и субъективная трудность упражнения зависит от ряда факторов, связанных со способом “предъявления” движения и с требованиями к подготовленности гимнаста. Это моменты, связанные с техникой и технической подготовленностью гимнаста, с требованиями к двигательным (физическим) качествам исполнителя упражнения, к его волевым качествам и функциональным возможностям, а также требования к теоретической подготовленности и интеллектуальному развитию гимнаста. К видам непрограммной адаптации относятся – техническая, физическая, психическая и семантическая адаптации.
Техническая адаптация движения. Биомеханическая структура полностью разученного, “готового” гимнастического движения всегда достаточно сложна и включает в себя не только те двигательные элемента, которые в процессе обучения являются объектом освоения, но и “побочные” компоненты движения, являющиеся продуктом данной работы. Упражнения могут быть выделены как произвольные действия и движения, так и не произвольные компоненты движения, возникающие помимо воли гимнаста и связанные с действием определенных факторов. К ним относятся внешние и внутренние силы, действующие в системе “гимнаст - снаряд”, закономерности инерционного движения, эффекты, связанные с законом сохранения импульса и момента импульса и др. Одним из важных методов технической адаптации является упрощение координации движения в расчете на дальнейшее его “самоорганизацию”. Физическая адаптация движения. Ведущую роль среди двигательных качеств играют для гимнаста силовые и скоростно-силовые качества, подвижность в суставах и гибкость, а также выносливость, способность ориентироваться в пространстве и др. Нередко именно отсутствие должного уровня физической подготовленности препятствует освоению гимнастом нового движения. Психическая адаптация известна, прежде всего, в связи с приемами снижения психической напряженности, возникающей у гимнаста при исполнении рискованных в его представлении, опасных упражнений. Это приемы помощи и страховки, а также соответствующие технические средства, гарантирующие безопасность работы. Эффект психической адаптации дают и практически все остальные виды адаптивного обучения: расчленение движения и подобные методы программной адаптации, упрощение структуры движения, использование внешнего управления действиями гимнаста, физическая помощь – все это снимает и психическую напряженность, помогая гимнасту более эффективно работать.
Семантическая адаптация связана с преодолением затруднений, вызываемых осмыслением поставленного перед гимнастом задания. Нередко упражнение становится труднодоступным не потому, что гимнаст не достаточно подготовлен двигательно или боится делать движение, а потому, что плохо понимает сущность упражнения. Этот момент особенно актуален сейчас, когда гимнастика высших достижений сильно “помолодела” и за упражнение высшей трудности берутся совсем юные гимнасты, которым бывает нелегко постичь закономерности построения движения. В этих случаях становится особенно важным педагогическое мастерство тренера, его умение постичь психику юного гимнаста, особенности его восприятия, характер логического мышления. Все упомянутые методы адаптивного обучения в значительном большинстве случаев комплексируются с другими. Комплексная адаптация часто соединяет в себе как программную, так и непрограммную адаптацию заданий. Таким образом, комплексная адаптация – наиболее типичная форма адаптивных методов обучения, в которой часто “тонут” все анализировавшиеся выше частные адаптивные приемы. Но именно поэтому необходимо достаточно ясно представлять себе дидактический смысл разнообразных методов и приемов обучения, так как в противном случае их эффективное применение оказывается не всегда возможным.
В самый конец в качестве вывода
Однако одних только этих знаний еще недостаточно, они должны быть доусвоены, отработаны в процессе педагогической практики.
К.Д.Ушинский указывал, что метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только деятельностью и долговременной практикой. В ходе практической деятельности каждый педагог, в зависимости от его индивидуального склада характера и личностных свойств, отбирает наиболее эффективные методы и методические приемы. Так, П.Ф.Лесгафт говорил, что «метод — это я». Способы передачи ученикам знаний и умений, способы воздействия учителя на учеников, способы работы самих учеников - всё это относится к методам (в переводе с греческого - способ, путь) и методическим приёмам. Метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога (учителя, преподавателя, тренера), целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленных на развитие физических качеств и формирование свойств личности.
Метод обучения - это система действий учителя в процессе преподавания, а ученика при усвоении учебного материала. Методический прим - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.
Список литературы: 1. «Спортивная гимнастика» / под общ. Ред. М.Л. Украна – М.: ФиС, 1965. – С.116 2. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» Регистрационный номер рецензии 449 от 4 октября 2010 г. ФГУ «ФИРО» 4-е издание, переработанное учебник. Под редакцией С.О. Филипповой. 3. «Теория и методика гимнастики» под ред. В.И. Филипповича. – М.: Просвещение, 1971. – С. 91 4. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям /М. М. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 1983. 5. В.Д. Мазниченко. Двигательные навыки в гимнастике. – М.: ФиС, 1959 6. Гавердовский 7. Гавердовский Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. 2007г-912с. 8. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры/Под ред. В.М. Смолевского. — Изд. 3-е, перераб., доп. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 336 с. 9. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников, Москва,1978г.-88с. Издательство: Нар. Асвета 10. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991. – С.66 11. Лях В. И. 2006 № 1 с. 45;№ 2 с. 44;№ 6 с. 6;№ 7 с.15 12. Лях В. И. Учение и обучение двигательным действиям / В. И. Лях // Физическая культура в школе: научно-методический журнал. — 2005. — № 2. — С. 5–9. 13. Лях В. И. Учение и обучение двигательным действиям /В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 2005. — № 1. — С. 18–24. 14. М. Укран, А Шевес. Упражнения на гимнастических снарядах. – М.: ФиС, 1950. –С.17 15. Сайт http://footballtrainer.ru/index.php 16. Теория и методики физического воспитания. Под редакцией Б. А. Ашмарина 17. Янанис С. В. Основы обучения // Теория и методика физического воспитания: учебник для средних физкультурных учебных заведений / Под общей ред. Г. Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - С. 74- 85.
Первая сигнальная система система условнорефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды
Вопросам обучения сложным двигательным действиям посвящено значительное количество работ (Е. Ю. Лалаева, 2000; В. И. Мамзин, 2001; Ю. КГавердовский, 2007; В. В. Анцыперов, 2008)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|