Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Президент США. Особенности конституционно-правового статуса. Взаимодействие с другими высшими органами государственной власти.




Конституция США впервые в истории учредила пост вы­борного президента. В соответствии со ст. II Конституции президент является главой правительства, всей системы исполнительной власти и одновременно главой государства. При этом должность премьер-министра не предусмотрена.

Президент США избирается вместе с вице-президентом − идут «в связке» в течение всей выборной кампании. Причем 12-я поправка гласит, что президент и вице-президент, из­бираемые одновременно, не могут быть жителями одного штата. Так, действующий глава государства Барак Обама — 44-й президент в американской истории — представляет штат Иллинойс, а вице-президент Джозеф Байден — штат Делавэр. 22-я поправка устанавливает, что одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков под­ряд.

Им может быть избран гражданин США, достигший 35 лет и проживающий не менее 14 лет в стране. Он не может быть избран более 2-х раз подряд (исключение – Рузвельт. Правил 3 раза). Срок полномочий – 4 года. Избирается косвенным путем двухступенчатых косвенных выборов – выборщиками.

В ходе выборов формируется особый орган - коллегия выборщиков, которая затем избирает президента. В данную коллегию входит число выборщиков, равное количеству конгрессменов (представителей) и сенаторов. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и представителей. Число выборщиков от каждого штата различно. Например, штаты Род-Айленд, Аляска избирают наименьшее число выборщиков - 3 (поскольку штаты представлены в Конгрессе 2 сенаторами и 1 представителем), штат Арканзас - 6; Пенсильвания - 23, Техас -32. Наибольшее число выборщиков избирает Калифорния - 54.

1-ый этап – первичные выборы Primeries. Непосредственное голосование избирателей за кандидатов на соответствующие выборные должности. Одновременно, в ходе Primeries избираются члены партийных комитетов или конвентов. Этот институт возник в начале 20в. впервые во Флориде в 1901 г

К 90-ым гг. – 40 штатов используют эту процедуру.

Праймериз бывают открытыми, когда голосовать может любой, и закрытыми, когда право голоса имеют только члены партии, проводящей предварительные выборы. Кроме того, существует множество промежуточных вариантов. Иногда между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов, устраивается второй тур.

Каждый получает бюллетень с перечнем партий и кандидатов. Надо выбрать только 1 партию и 1 кандидата. Независимых кандидатов – нельзя. Результаты считаются отдельно по каждой партии. Побеждает тот, кто набрал относительное большинство голосов.

Значение:

1) первичная проба сил главных политических партий, показывает соотношение их электората на данном этапе выборов

2) помогает каждой партии выявить наиболее популярную кандидатуру, чтобы выявить наиболее поддерживаемого кандидата.

По общему правилу Primeries начинаются в конце февраля и заканчиваются в июле года выборов. Вместе с выбором президента проводятся выборы вице-президента США

2 –ой этап Все выборщики от штата, представляющие 1 партию, т.к. они голосуют за партийных список. Тут претенденты от 2-х основных партий ведут борьбу за избрание своих сторонников в качестве делегатов на национальный съезд партии. Каждая партия в каждом штате выдвигает единый список выборщиков. Голосование идет за список в целом. Если партия набирает относительное большинство голосов в рамках одного штата, в Коллегию выборщиков избирается весь ее список (то есть победившая в штате партия получает сразу все голоса выборщиков от данного штата). Например, партия, за которую проголосовал 51 % избирателей Калифорнии, получает все 54 голоса выборщиков от Калифорнии, а партия, набравшая 49% голосов избирателей этого штата, не получает ничего.

Для победы списка партии достаточно относительного большинства голосов.

На национальных съездах партий избранное большинство делегатов оформляют выдвижение от данной партии кандидата на пост президента. Выбранный кандидат берет себе кандидата на пост вице-президента. Выборщики голосуют за кандидатов, выдвигаемых съездом. Они имеют право голосовать по списку кандидатов, по которым избраны.

Избранным считается кандидат, набравший абсолютное число голосов выборщиков.

Для избрания президента необходимо набрать 270 голосов выборщиков или больше, то есть больше половины от их общего числа. Система косвенных выборов президента США достаточно сложна и запутана и может сильно исказить волю народа. Например, на выборах 1992 года Б. Клинтон набрал 43 млн. голосов избирателей, но получил 75% голосов выборщиков, Д. Буш - 37 млн. голосов, но 25% выборщиков, Р. Перо - 19 млн. голосов и 0% выборщиков. Но это устоявшаяся традиция. В конце 60-х гг. ХХ столетия выдвигались предложения отменить выборы через Коллегию выборщиков и перейти по примеру других стран к прямым выборам президента. Это предложение вызвало резкое сопротивление мелких и средних штатов, которых большинство и для которых сегодняшняя система - возможность штата решить судьбу выборов.

Если ни 1 из кандидатов не набирает абсолютное большинство(то есть 270 и более), то избирает палата представителей, а сенат – вице-президента из 3-х кандидатов, набравших наибольшее число голосов выборщиков.

В одной паре с президентом избирается вице-президент. Он должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты. Вице-президент председательствует в Сенате и помогает президенту в его деятельности. В случае смерти или отставки президента вице-президент автоматически становится президентом до окончания текущего 4-летнего срока. Если стал вакантным пост вице-президента, то нового вице-президента назначает президент, после чего его должны утвердить обе палаты Конгресса большинством голосов. Одно и то же лицо не может быть президентом более 2 сроков. (Данная норма была установлена XX I I поправкой к конституции в 1951 году после того, как Ф. Рузвельт стал президентом США четырежды и умер на своем посту).

Глава государства неприкосновенен: его нельзя аресто­вать и подвергнуть уголовному преследованию до тех пор, пока он не будет отстранен от должности в соответствии с импичментом.

По американскому законодательству им­пичмент представляет собой особую процедуру отстра­нения от должности президента, а также некоторых иных должностных лиц (министров, послов, федеральных судей). На военнослужащих и депутатов это положение не рас­пространяется.

В американской конституционной практике было всего три случая применения этой сложной процеду­ры отрешения президента от должности, но ни одна из них не была доведена до конца (последний раз в 1998—1999 гг. в отношении Б. Клинтона). В 1974 г. Р. Никсон сам добро­вольно ушел в отставку, не дожидаясь импичмента.

При анализе конституционного статуса президента США необходимо учитывать, что в основу федеральной государственной власти был положен принцип разделе­ния властей и механизм «сдержек» и «противовесов», це­лью которого было создание самостоятельных, но вместе с тем эффективно контролирующих друг друга конститу­ционных федеральных органов. Вопросы организации ис­полнительной власти в Конституции получили лишь схе­матичное отражение. В США правовой статус президента и правительства (администрации) определен в Своде зако­нов США.

В соответствии с Конституцией президент обладает широким кругом полномочий, исполнение законов, назна­чение и смещение министров, определение полномочий всех должностных лиц на федеральном уровне, представи­тельство государства во внешних отношениях, руководство внешней и внутренней политикой, издание указов и испол­нительных приказов. Он, будучи Верховным главнокоман­дующим, принимает решение об использовании Вооружен­ных сил, назначает членов Верховного суда с последующим утверждением сенатом, обращается с посланиями к стране, осуществляет помилование. В сфере законотворческой дея­тельности серьезным инструментом давления президента на конгресс является право вето, которое могут преодолеть 2/3 голосов депутатов каждой из палат парламента. В условиях США преодолеть вето президента практически невозможно. Обычно вето преодолевается примерно в 10 % случаях.

В соответствии с 25-й поправкой к Конституции США президент досрочно прекращает свои полномочия в случае отстранения от должности, смерти, отставки и неспособ­ности осуществлять полномочия и обязанности по своей должности. Отстранение от должности возможно только через процедуру импичмента. Основаниями являются го­сударственная измена, коррупция или иное тяжкое престу­пление или проступок. При невозможности выполнения президентом своих обязанностей он может временно пере­дать власть второму лицу в государстве — вице-президен­ту. К ней (вышеназванной поправке) прибегали всего три­жды — по медицинским показаниям в 1985, 2002 и 2007 гг. (два последних раза при Дж. Буше).

Кабинет президента США состоит из министров (глав департаментов), которые согласно Конституции назнача­ются президентом «по совету и с согласия» сената Сенат должен одобрить назначения президента на высшие го­сударственные должности большинством в 2/3 голосов. Однако такой контроль со стороны сената не носит поли­тического характера — проверяются лишь компетентность и моральный облик кандидатов, и не зависит от исхода вы­боров. Как показывает политическая практика США, от­казы в одобрении со стороны сената бывают чрезвычайно редко, даже в том случае, когда правительство формирует­ся одной партией, а большинство в парламенте принадле­жит другой.

Четкой структуры кабинет не имеет. При нем функцио­нирует несколько советов: национальной безопасности, по экономическим делам, по природным ресурсам и про­блемам окружающей среды, по внутренней и внешней тор­говле, по людским ресурсам. Председателем этих советов является президент. Однако в каждом из них есть свой вре­менный председатель, назначенный президентом, который и руководит работой. Советы разрабатывают основные на­правления политики и консультируют президента. В США большинство руководителей правительственных ведомств именуются секретарями. Наименование «государственный секретарь» служит для обозначения должности министра иностранных дел, а само ведомство внешних отношений именуется Государственным департаментом. В конце 2001 г. после трагических событий 11 сентября введена ответст­венная должность члена правительства — руководителя де­партамента внутренней безопасности.

 

Фактические отношения между тремя основными органами власти – Конгрессом, Президентом (кстати, он именуется не Президентом республики, а Президентом Соединенных Штатов) и Верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным.

Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Законопроект возвращается Президентом в Конгресс, который может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате. В арсенале президента имеется также так называемое карманное вето, процедура принятия которого состоит в том, что свое неодобрение Конгресса Президент выражает не письменным запрещением, а тем, что оставляет законопроект неподписанным до перерыва сессии Конгресса, когда такой перерыв наступает до истечения 10-дневного предусмотренного Конституцией срока для подписания акта Президентом. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Президент не обязан излагать мотивы применения «карманного вето». Практика применения вето весьма разнообразна, но только в первое столетие действия Конституции 1787 г. находились у власти президенты, не пользовавшиеся своим правом. Таких президентов было семь: Дж. Адамс (1787-1801), Т. Джефферсон (1801-1809), Дж. К. Адамс (1825-1829), У. Л. Гаррисон (март-апрель 1841 г.), З. Тейлор (1849-1850),М. Филмор (1850-1853) и Дж. А. Гарфилд (март-июль 1881 г.). После Дж. А. Гарфилда ни один Президент США не отказал себе в удовольствии воспользоваться своим конституционным правом, причем некоторые из них этим правом пользовались довольно часто: так, получивший кличку «президент-вето» С. Г. Кливленд за два срока нахождения у власти (1885-1889 и 1893-1897) 346 раз применил отлагательное вето и 238 раз – «карманное». Ф. Д. Рузвельт (1933-1945) – 372 раза отлагательное и 263 раза «карманное», у Г. Трумэна (1945-1953) «показатели» были соответственно 180 и 70, у Д. Д. Эйзенхауэра (1953-1961) – 73 и 108. В целом же использование права вето становится более частным. Вето распространяется на весь законопроект, даже если глава государства не согласен с его отдельными положениями. Другими словами, если он не хочет промульгировать (опубликовать принятый и утвержденный закон в официальном печатном органе) какую-либо часть законопроекта, то должен отвергнуть весь акт. Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию.

Для принятия Конгрессом поправок (точнее - предложения поправок) к Конституции требуется две трети голосов в палатах; именно столько необходимо для преодоления вето Президента.

Вторым важным средством воздействия на Конгресс являются послания Президента – «О положении Союза». Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти; послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса. Из других полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить право главы государства созывать Конгресс на специальные сессии; в настоящее время оно почти не используется из-за большой продолжительности обычных сессий (часто более 300 дней в году).

В то же время Конгресс США по праву считается высшим органом власти страны. Большая часть полномочий, перечисленных в Конституции, передана в ведение Конгресса (раздел 8 ст.1), тогда как компетенция Президента республики освещена в гораздо меньшей степени.

Законодательство – монополия Конгресса. Он принимает законы, обладает, исключительным правом принятия бюджета, установления налогов; палаты Конгресса обладают широкими контрольными полномочиями, могут учреждать специальные расследовательские комитеты. Кроме того, Сенат утверждает высших должностных лиц страны, назначаемых Президентом, в том числе министров и судей Верховного суда, разрешает Президенту ратифицировать международные договоры. Конгресс может предать суду (Палата представителей) и судить (Сенат) Президента, Вице-президента и других должностных лиц США в порядке импичмента.

Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит последнее слово. Конгресс по праву персонифицирует Соединенные Штаты. При принятии Верховным судом решений, в которых Конгресс является стороной, эта сторона определяется термином «Соединенные Штаты». Кроме того (и это очень важно), Президент не обладает правом досрочного роспуска Конгресса.

Другими словами, Президент не безоружен (право вето), но и Конгресс весьма могуществен, обладая кардинальными средствами воздействия на исполнительную ветвь власти. Механизм, при котором осуществление власти основано на том, что ее законодательная и исполнительная ветви могут воздействовать друг на друга, заставляя их приспосабливаться друг к другу, искать взаимоприемлемые решения, в зарубежной литературе иногда именуется демократией компромисса.

Верховный суд США, помимо указанных в Основном законе полномочий, с 1803 г. присвоил себе такое право конституционного контроля, т.е. право решать вопрос о соответствии Конституции актов Конгресса, Президента и органов власти штатов. Толкуя конституционные нормы, судьи Верховного суда, как и других судов, осуществляющих такой контроль в США, определяют судьбу правовых актов.

Система «контролирующих рычагов» Конгресса

Подводя итоги, отметим, что между Конгрессом и Президентом нет равного партнерства. В системе разделения властей явный перевес оказался на стороне исполнительной власти, оттесняющей законодателей на второй план. Эта тенденция, судя по всему, необратима. Положение Президента как главы исполнительной власти и государства предопределяет его доминирование в сфере законотворчества, бюджета и финансов, государственного управления и внешней политики. Переломить соотношение сил между законодательной и исполнительной властью Конгресс не может.

Система «сдержек и противовесов» дает сбои, обрекая Конгресс в основном на роль контролирующей ветви власти. Впрочем, и принижать его значение тоже не стоит, поскольку формы законодательного контроля не только разнообразны, но и весьма результативны.

Традиционно наиболее эффективным средством воздействия остается «власть кошелька». Нередко только угроза сокращения ассигнований вынуждает Президента или отдельные звенья исполнительной власти более внимательно прислушиваться к требованиям Конгресса и учитывать возможную реакцию законодателей на те или иные их действия.

Столь же испытанным средством является право постоянных и расследовательских комитетов Конгресса осуществлять расследования деятельности правительственных органов. Достаточно напомнить, что в результате расследования юридического комитета Палаты представителей в 1974 г. Р.Никсон был вынужден уйти в отставку с поста Президента. Не меньшую известность приобрели расследования деятельности ФБР, ЦРУ, аферы «Иран-контрас».

До недавнего времени одним из эффективных средств в арсенале Конгресса, было законодательное вето. Посредством его Конгресс мог аккумулировать либо приостановить действие актов исполнительной власти, принимая как совпадающие резолюции, так и простые резолюции, не подлежащие вето Президента.

Однако в 1983 г. Верховный Суд США решением по делу Чадха признал его применение неконституционным, тем самым отвергнув соответствующие положения около 200 законодательных актов. Между тем в последние годы практика применения законодательного вето вновь возрождается при молчаливом согласии судов и нежелании Президента вступать в конфликты с Конгрессом, особенно в тех случаях, когда речь идет об ассигнованиях (назначение отпуска денежных средств для определенной цели).

 

44. Верховный Суд США. Конституционно-правовые основы деятельности. Роль Верховного Суда в обеспечении стабильности американской Конституции.

Главную роль в судебной системе США играет Верховный суд США. Он состоит из 9 членов, включая председателя, которые назначаются президентом США с согласия сената. Для поощрения обновляемости состава Верховного суда без давления извне был принят закон о праве на сохранение жалования для судей Верховного суда, ушедших в отставку в возрасте не менее 70 лет.

За период с 1789 по 2005 год президенты США предложили 149 кандидатур на должность судьи Верховного суда, свыше 80 % из которых стали судьями. По статистике, новый судья назначается каждые 22 месяца.

Верховный суд был основан в 1789 году, своё первое решение он вынес в 1792. Влияние Верховного суда резко усилилось после 1803 года, когда Верховный суд принял на себя право оценивать соответствие законодательных актов Конституции США, то есть фактически право приостанавливать действие законов, объявляя их в случае неконституционности недействительными с самого начала их принятия (Марбери против Мэдисона); впоследствии в Европе для таких функций был создан отдельный тип суда — конституционный суд, в США отсутствующий.

В то же время, за время своего существования Конгресс США, получив необходимое одобрение легислатур 3/4 штатов, три раза приостанавливал решения Верховного суда (путём принятия поправок к Конституции с момента окончания процедуры принятия поправки). Таким способом, в частности, был введён подоходный налог, запрещённый Верховным судом, и установлено право родившихся на территории США афроамериканцев на автоматическое получение гражданства США, вопреки прежнему решению Верховного суда, постановившему, что порабощенные афроамериканцы не являются гражданами (Дред Скотт против Сэндфорда).

Верховный суд США служит первой инстанцией по делам, где стороной являются дипломаты иностранных государств или штат, но в основном он выступает как апелляционная инстанция с элементами кассации. Верховный суд осуществляет конституционный контроль, будучи последней и решающей инстанцией по данному вопросу.

Верховный суд США толкует к-цию США, проверяет конституционность законов США и штатов, проверяет законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права(судебный преценденты).

Верховный суд США осуществляет только последующий судебный контроль и лишь в связи с рассмотрением конкретного судебного дела, а не в виде особого иска о конституционности. Закон, признанный судом неконституционным формально судом не отменяется, суд не имеет таких полномочий, он остается в сборниках законов, но не применяется судами, т.е. лишается юридической защиты.

Список некоторых наиболее важных решений Верховного Суда США

· Марбери против Мэдисона (1803) — Верховный Суд имеет право отменять законодательные акты Конгресса, если они противоречат Конституции США

· Дред Скотт против Сэндфорда (1857) — Рабы не могут быть гражданами США и, соответственно, не имеют право обращаться в федеральные суды. (Это решение было аннулировано 13-й и 14-й поправками к Конституции США)

· Ableman v. Booth (1859) — Суды штатов не могут выносить решения, противоречащие решениям федеральных судов

· Техас против Уайта (англ.) (1868) — Конституция США не позволяет штатам провозглашать независимость от США

· Рейнольдс против Соединённых Штатов (англ.) (1879) — Свобода вероисповедания не распространяется на противозаконные акты (такие, как полигамия и человеческие жертвоприношения)

· Plessy v. Ferguson (1896) — Сегрегация белых и негров не противоречит конституции, согласно принципу «отдельные, но равноправные». (Это решение было аннулировано более поздним решением того же суда Brown v. Board of Education (1954)

· Шенк против Соединённых Штатов (англ.) (1919) — Для определения незащищённых свободой слова речей введен тест «ясной и действенной опасности».

· Кэрролл против Соединённых Штатов (англ.) (Carroll v. United States, 267 U.S. 132) (1925) обыск автомобиля должностным лицом может проводиться без ордера на обыск

· Деннис против Соединённых Штатов (англ.) (1951) — Акт Смита признан конституционным. (Это решение было ограничено в воздейcтвии более поздними решениями того же суда «Йейтс против Соединённых Штатов» и «Бранденбург против Огайо»)

· Корэмацу против Соединённых Штатов (англ.) (1944) — Американцы японского происхождения могут быть интернированы во время второй мировой войны.

· Brown v. Board of Education (1954) — Сегрегация по расовому признаку в школах некоторых штатов противоречит 14-й поправке к Конституции США.

· Йейтс против Соединённых Штатов (англ.) (1957) — Призывы к революции могут быть защищены Первой поправкой (изменено понимание Акта Смита).

· Мапп против Огайо (англ.) (1961) — Улики, добытые неконституционными методами, не могут быть использованы во время судебных процессов.

· Энгел против Витала (англ.) (1962) — Молитвы перед занятиями в государственных школах, даже если эти молитвы межконфессиональные и не принудительные, нарушают Первую поправку к Конституции США.

· Бейкер против Карра (англ.) (1962) — Распределение голосов избирателей между элементами избирательной системы должно соответствовать конституционному принципу «1 человек — 1 голос».

· Гидеон против Уэйнрайта (англ.) (1963) — Любой человек, обвинённый в серьёзном правонарушении, имеет право нанять адвоката. Государство должно предоставить ему адвоката, если у обвиняемого нет возможности нанять его частным образом.

· Эскобедо против Иллинойса (англ.) (1964) — Любой человек, задержанный полицией, имеет право на общение со своим адвокатом.

· Грисвольд против Коннектикута (1965) — Супружеские пары имеют право использовать презервативы, а запреты на продажу презервативов неконституционны (Позже, в своём решении Eisenstadt v. Baird (1972), суд распространил это решение и на пары, не состоящие в браке).

· Миранда против Аризоны (1966) — Перед тем как допросить задержанного правонарушителя, полицейские должны объяснить, что он имеет право сохранять молчание, нанять своего адвоката или потребовать, чтобы государство назначило ему адвоката в случае, если он не в состоянии его нанять.

· Лавинг против Виргинии (1967) — Законы, запрещающие браки между представителями разных рас, неконституционны.

· Эпперсон против Арканзаса (1968) — Закон штата Арканзас, запрещающий преподавание теории эволюции, противоречит Конституции США.

· Бранденбург против Огайо (англ.) (1969) — Наказуемы могут быть только такие провокационные речи, которые подстрекают к непосредственному правонарушению.

· Висконсин против Йодера (англ.) (1972) — Родители имеют право забирать детей из государственных школ, если этого требуют их религиозные убеждения.

· Роу против Уэйда (1973) — Законы, запрещающие аборты во время первых шести месяцев беременности, неконституционны.

· Соединённые Штаты против Никсона (англ.) (1974) — Президент США не может быть выше закона (Президент не может отказать суду в документах, важных для дела).

· О'Коннор против Дональдсона (англ.) (1975) — Власти штатов не имеют право насильственно помещать в лечебные учреждения лиц, страдающих психическими болезнями, если они не представляют опасности окружающим и самим себе, а также могут жить самостоятельно при помощи членов семьи или друзей.

· Национал-социалистическая партия Америки против деревни Скоки (1977) — Демонстрации с использованием нацистской униформы и свастики не могут быть запрещены.

· Боуэрс против Хардуика (англ.) (1986) — Власти штатов имеют право признавать некоторые сексуальные акты незаконными, даже если эти акты совершаются в частных спальных комнатах (Это решение было аннулировано более поздним решением того же суда Lawrence v. Texas (2003).

· Техас против Джонсона (1989) — Закон, запрещающий публичное сжигание американского флага, противоречит Конституции США и Первой поправке к Конституции.

· Вашингтон против Глюксберга (англ.) (1997) — Закон штата Вашингтон, запрещающий оказание помощи[ кому? ] во время эвтаназии, не противоречит конституции.

· Лоуренс против Техаса (2003) — Закон штата Техас, запрещающий гомосексуальные акты в частных спальных комнатах, противоречит 14-й поправке к Конституции США.

· Роупер против Симмонс (2005) — Несовершеннолетние правонарушители не могут быть приговорены к смертной казни.

· Джорджия против Рандольфа (англ.) (2006) — При полицейском обыске в частном доме или квартире без санкции судьи, если хотя бы один из жильцов возражает против обыска, то найденные улики не могут быть использованы в суде против жильца который возражал (Примечание: Четвёртая поправка к Конституции США гарантирует неприкосновенность жилища. Полицейские не имеют права вторгаться в чьё-либо частное жилище без санкции судьи или разрешения жильцов).

· Риччи против ДеСтефано (англ.) — группа пожарных-белых и латиноамериканцев из города Нью-Хейвен (штат Коннектикут) обжаловала отмену результатов аттестации на повышение в должности, которую не прошёл ни один из чёрных пожарных. Апелляционный суд во главе с будущей судьёй Верховного суда, латиноамериканкой С. Сотомайор отклонил жалобу, но Верховный суд отправил её на повторное рассмотрение.

 

 

45. Конституционно-правовое регулирование института выборов в США.

Выборы в политической системе США являются чрезвы­чайно важным, систематически и широко используемым ин­ститутом. Всего на различных уровнях организации публичной власти в рамках всех трех ее ветвей имеется около 5 тыс. выборных мандатов. Причем в штатах получила распростране­ние выборность не только политически значимых должностей, но и руководящих работников исполнительного аппарата, а также правоохранительных органов. Так, граждане Оклахомы только в рамках исполнительной власти штата избирают 12 чиновников (губернатора, вице-губернатора, генерального ат­торнея, государственного ревизора и т. д.).

Статутное (т. е. законодательное) регулирование выборов в США имеет трехуровневую структуру, включающую феде­ральные акты, законодательство штатов и источники локаль­ного права, прежде всего хартии местного самоуправления.

На федеральном уровне основным источником избирательно­го права служит, естественно, Конституция США. Она регла­ментирует (правда, весьма фрагментарно) важнейшие гаран­тии всеобщего и равного избирательного права применительно к выборам всех уровней и осуществляет более обстоятельное регулирование отдельных вопросов федеральных выборов.

Конституционные положения развиваются в Акте о феде­ральных избирательных кампаниях 1971 г. с поправками 1974, 1976 и 1979 гг., а также в многочисленных актах об избиратель­ном праве (1957, I960, 1964, 1965, 1968, 1970 гг.).

Частично источниками избирательного права служат и иные федераль­ные законы, например Акт о гражданских правах 1957г. Однако большая часть норм избирательного права, в том чис­ле касающихся выборов в федеральные органы государствен­ной власти, традиционно содержится в законодательстве шта­тов. В некоторых из них действуют избирательные кодексы.

Отчасти нормы избирательного права формируются и су­дебными прецедентами. Например, прежде чем избирательные цензы и тестирование как обязательные условия участия в выборах были запрещены законом, они подвергались судебным запретам.

США − страна выборов

Всеобщие —каждый високосный год.

Выбирают президента, палату представителей, треть состава сената, легислатуры штатов, 14 губернаторов.

Промежуточные – каждый четный год.

Выбираются палата представителей, треть сената, легислатура штатов, 36 губернаторов.

Праймериз – выборы кандидатов.

 

Рабство, пол, грамотность, оседлость, налог – всё это имело значения для участия в выборах.

В 1870 году 15 поправка отменила ценз расы.

В 1920 – отменён ценз на пол.

В 1964 – отменен налог на участие в выборах (15 поправка).

В 1970 – ценз оседлости для активного избирательного право отменён.

С 1971 – активное избирательное право с 18 лет.

В 1975 – отменён ценз грамотности.

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА США

1. Косвенное голосование

2. Регистрация кандидатов не очень важная процедура, так как она не обязательно влечет за собой попадание в бюллетень как кандидата

3. Праймериз, функция которых – отобрать наиболее популярных кандидатов и отточить программу партии благодаря внутрипартийной борьбе

2 типа праймериз:

1) открытый – голосуют все избиратели

2) закрытый – голосуют только сторонники партии

Юридическое значение праймериз не во всех штатах одинаково, в некоторых штатах – их результаты обязывают представителей штата голосовать на съезде партии голосовать за кандидата, победившего на праймериз.

4. Выборы косвенные, значит, есть коллегия выборщиков, которая формируется следующим образом: в каждом штате каждая партия создает свою коллегию выборщиков. Количество выборщиков равно числу конгрессменов от штата + число сенаторов. Число конгрессменов пропорционально числу жителей, а сенаторов обычно двое.

5. После праймериз проходят общенациональные съезды партий (конвенты), где утверждается кандидат в президенты и вице-президенты.

6. На самом голосовании голосуют не за кандидата, а за список выборщиков и через некоторое время выборщики собираются в парламенте штата и голосуют за кандидата. После этого бюллетени опечатываются и отправляются в Сенат США, где происходит процедура утверждения результатов голосования по принципу абсолютного большинства (50% +1 голос от общего числа выборщиков).

7. Для победы кандидата важно победить в крупных штатах.

 

НЕДОСТАТКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

1. Может сложиться ситуация, когда большинство проголосовало за одного кандидата, а побеждает тот, за кого проголосовало меньшинство.

2. Запутанная система.

США – федеративное государство и идея федерализма одна из основных и федерализм проник и в избирательный процесс.

Чтобы стать Президентом США нужно внимательно относиться к проблемам штатов.

 

46. Конгресс США. Компетенция палат. Институт импичмента.

В соответствии с Конституцией все полномочия законо­дательной власти принадлежат органу народного предста­вительства — конгрессу США, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей.

Считается, что палата представителей представляет ин­тересы всего американского народа, а верхняя палата кон­гресса — сенат — интересы штатов.

Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании. Срок полномочий сенаторов шесть лет, членов палаты представителей — два года. Конгресс работает сессионно — одна сессия ежегодно с перерывами на каникулы.

ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ состоит из 435 депутатов, изби­раемых на основе мажоритарной системы относительного большинства без требования кворума. От Пуэрто-Рико из­бирается резидент, не обладающий правом голоса в палате, но участвующий в дискуссиях.

В качестве основных изби­рательных цензов следует назвать возрастной (кандидаты, достигшие 25 лет), ценз гражданства (состояние в амери­канском гражданстве не менее семи лет), ценз оседлости (проживание в штате, на территории которого находится избирательный округ). Палата представителей не может быть досрочно распущена.

Палату возглавляет спикер, избираемый самой палатой (ее партийным большинством). Он ведет заседания, на­правляет законопроекты в комитеты, имеет право голоса и т.д.

В состав СЕНАТА входят 100 членов, избираемых незави­симо от численности населения по два от каждого штата на основе той же избирательной системы. Каждые два года проходят выборы 1/3 сенаторов. Сенатором может быть избран любой гражданин США, проживающий в пределах соответствующего штата, при условии состояния его в гра­жданстве не менее девяти лет и достижения 30-летнего воз­раста. В сенат входит вице-президент США, который яв­ляется его председателем, обладающим правом подписания принятых палатой законопроектов. Однако права голоса в ординарной ситуации он не имеет.

Члены каждой партии в палатах образуют фракцию, из­бирающую лидеров, которые практически руководят свои­ми палатами, в то время как партийное меньшинство орга­низует оппозицию.

Важную роль в деятельности конгресса играют посто­янные и временные комитеты, комиссии и подкомиссии, деятельность и компетенция которых строго определена в регламентах палат. Могут создаваться и объединенные комитеты двух палат по разработке проектов законов, про­ведения совместного обсуждения ряда вопросов. Для пре­одоления разногласий между палатами создаются согласи­тельные комиссии.

Перечень полномочий конгресса сформулирован в разд. 8 ст. I Конституции США предельно жестко. Это касается предметов ведения, по которым парламент вправе прини­мать законы. Однако этот перечень нельзя назвать абсолют­но исчерпывающим, поскольку парламентская компетенция может быть расширена путем толкования так называемых «подразумеваемых полномочий».

Компетенция подразделяется на общую, осуществляе­мую обеими палатами по принятию законов и резолюций в соответствии с установленными Основным Законом предметами ведения, и специальную, принадлежащую каж­дой палате в отдельности.

К его общим полномочиям относятся: принятие законов и резолюций в финансово-бюджетной сфере (право введе­ния и взимания налогов, пошлин, акцизов, чеканка монеты, займы, регулирование банкротств, принятие федерального бюджета); в сфере обороны и внешних сношений — исклю­чительное право объявлять войну, решать вопросы фор­мирования вооруженных сил, объявлять призыв милиции для отражения вторжения в страну; в сфере организации внутренней политик<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...