Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика конституционно – правового статуса законодательных органов. Парламентаризм как конституционно – правовая категория. Ценности и функции парламента.




Краткий обзор данного вопроса.

Роль законодательного органа. Его место в системе государственной власти. – В этом и ценность парламента (в его роли и функциях).

Структура законодательных органов. Принципы двухпалатности.

Компетенция.

Внутренняя организация законодательных органов.

Формы и порядок работы.

Парламентские процедуры.

Роспуск законодательного органа.

 

Конституционно- правовой статус такого органа определяется в конституциях и законах, а организация и порядок деятельности конкретизируется в регламентах и иных актах процессуального характера.

 

Социально – политическая роль законодательных органов предопределяется их двойственной природой, которая заключается в их представительном характере и выполнении законодательной функции. Законодательный орган:

1) представляет и реально отражает интересы граждан различных социальных и политических сил общества

2) одновременно является противовесом власти исполнительной, обеспечивая тем самым баланс ветвей власти и гражданское согласие

 

 

По структуре законодательные органы бывают:

· однопалатные - малочислены по своему составу и характерны, как правило, для небольших государств, преимущество однопалатного парламента в том, что при таком устройстве отсутствует «раздвоение» представительства- позволяет лучше отражать волю народа в законах.

· иногда многопалатные

 

· двухпалатные - создаются в федерациях и используются как способ специального представительства интересов субъектов федерации через одну из палат, принцип двухпалатной структуры ЗО конкретизируется:

 

либо в идее равноправия палат либо в принципе «верхней» и «нижней» палаты, предполагающий неравенство в правах

 

Компетенция ЗО определяется (и зависит):

 

· от формы правления, гос.устройства, а фактическая их реализация связана с государственным режимом.

 

· прежде всего, в конституциях, в которых говорится о сосредоточении в руках таких органов законодательной функции

 

· допускается делегирование законодательных полномочий в ряде стран, но по строго установленным правилам, не допускающим подмену ЗО

 

· компетенция органов реализуется через принимаемые ими акты (законы (разные виды), регламенты, акты, посредством которых реализуется распорядительная и контрольная функции, акты политического характера (заявления, обращения).

 

· критерием для классификации полномочий ЗО выступают основные направления их деятельности

 

· организация власти по принципу разделения властей предполагает установления границ деятельности ЗО

 

 

Внутренняя организация ЗО различается в зависимости от их структуры (однопалатные или двухпалатные).По своему назначению выделяются:

 

Внутренние органы Вспомогательные органы Объединения депутатов
осуществляющие руководство работой самого законодательного органа или его палат – руководящие органы. Руководитель парламента соответствующей палаты в определённых конституцией случаях может временно исполнять некоторые функции высшего должностного лица государства. Выполняют подготовительные и контрольные функции Являются тражением многопартийности является создание и функционирование партийных фракций (клубы, группы). Порядок их формирования и полномочия определяются регламентами, а вопросы процедур и внутренних взаимоотношений – актами самих депутатских объединений.  

 

 

Статус члена законодательного органа гос. власти определяется воспринятой конституционным законодательством идеей, которая характеризует функцию представительства. Два подхода:

1) императивный мандат

2) свободный мандат депутата

 

Независимость депутата как политического деятеля, а следовательно и всего парламента, обеспечивается институтом депутатского индемнитета и неприкосновенности (депутатского иммунитета) имеющие публично- правовой характер.

На статус депутата влияет признание законодательством принципа несовместимости мандатов или допущение такого совмещения с занятием должностей исполнительной власти, возможностью быть избранным в другие представительные органы или заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

В законодательстве разных стран по-разному решается вопрос о характере деятельности депутата: является ли профессионализм определяющим началом депутатской деятельности или работу в представительном органе депутат совмещает с выполнением постоянных служебных обязанностей, производственной деятельностью.

 

Организационно – правовые формы деятельности ЗО зависят от:

· является ли орган постоянно действующим

· он ли работает на непостоянной основе

 

Этим определяются:

1) периодичность его заседаний

2) число сессий

3) их продолжительность

4) перерыв в работе

 

Конституционное законодательство устанавливает (это так же прописывается в регламентах):

· порядок созыва ЗО,

· количество

· длительность сессий, заседаний

· процедурные правила их проведения

 

Двухпалатные ЗО как правило заседают раздельно. Случаи совместного заседания палаты прописываются правовыми нормами (в конституциях или в регламентах).

 

Процедурные правила.

Деятельность ЗО характеризуется процедурными правилами осуществления ими своих полномочий:

1) парламентские процедуры - это подразумевает такие категории как законодательный процесс, бюджетный процесс, судебные функции т.д

 

2) парламентские слушания – особая процедура

3) парламентские контрольные процедуры - зависят от модели организации власти и формы правления и модели организации власти, это могут быть отчеты, послания и доклады, запросы (интерпеляции), обращения, вопросы, комиссия по раследованию и др

 

В системе ЗО могут создаваться специальные контрольные органы, которые осуществляют контроль в определенной сфере, относящейся к его компетенции (парламентский уполномоченный по правам человека, счетная палата, контрольная палата).

 

 

Роспуск законодательного органа при организации власти на основе принципа разделения властей является средством разрешения конфликта между законодательной и исполнительной властью или выступает мерой ответственности ЗО за нарушение закона либо правил его деятельности.

Смысл роспуска Парламента в том, чтобы апеллировать к народу и посредством выборов сформировать новый представительный орган.

Роспуск Парламента в Президентской республики не предусмотрен. Кроме того есть ограничения по времени, когда не допускается роспуск ЗО (Греция – пять лет).

В конституционном законодательстве закрепляются нормы, на основании которых может производится роспуск парламента.

 

В данной теме стоит рассмотреть такую правовую категорию как парламентаризм, в связи с тем, что законодательная власть в большинстве демократических стран осуществляется Парламентом. Таким образом, конституционно- правовое значение Парламента и определяет Парламентаризм как конституционно – правовую категорию с ее особенностями.

Парламентаризм – это совокупность идей и опыт представительного осуществления власти народом посредством особого органа – парламента. Модели устройства Парламента могут быть различными и диктуются:

· национальными традициями,

· историческими условиями,

· формой правления,

· потребностями развития страны

Эти различия дополняют и корректируют общие черты парламента, определяя особенности его устройства и деятельности в конкретном государстве.

 

Функции Парламента:

· Представление интересов народа

· Осуществление законодательной власти

· Принятие участия в той или иной степени в верхновном руководстве делами государства (влияние на внутр.внеш. политичку, утверждение гос.бюджета, учет и оценка состояния и проблем сфер государственной жизни)

· Формирование или участие в формировании государственных органов

· Осуществление функций парламентского контроля

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...