Профессионально-педагогическая компетентность
Предмет и объект фундаментальной акмеологии Акмеологический возраст — это возраст достижения вершин зрелости, профессионализма и продуктивности созидательной деятельности. Профессионализм как устойчивое свойство личности и деятельности специалиста, в отличие от мастерства, формируется в процессе профессионального образования. Мастерством же овладевают в процессе индивидуального опыта, наблюдения, подражания, поиска своего пути. Профессионализм проявляется в том, как специалист анализирует производственную ситуацию, на какие признаки данной ситуации ориентируется; как быстро он формулирует профессиональные задачи, как антиципирует возможные результаты того или иного способа решения текущих задач; как принимает решения и реализует их на практике, как сравнивает реальные результаты с искомыми; как реорганизует собственную деятельность и аргументирует ее преобразование.
Объект акмеологии – это зрелый человек как созидатель. В период зрелости процессы воспитания, образования, обучения постепенно сменяются процессами самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, направленными на развитие творческого потенциала. Границы акмеологической зрелости связаны с выбором профессии и способностью к созидательной деятельности. П р е д м е т о м а к м е о л о г и и является исследование закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных специалистов и сообществ и факторами, содействующими или препятствующими самореализации творческого потенциала на пути к вершинам созидательной деятельности. (ЗРЕЛОСТЬ: выбор профессии – учебного заведения – индивидуальной системы деятельности для самореализации творческого потенциала)
Основные проблемы и задачи акмеологии как науки
n Определение тех характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном и школьном возрасте, чтобы затем, в период зрелости, он смог наиболее полно проявить себя. Отсюда основной задачей является разработка такой стратегии организации жизни человека, которая позволила бы ему достичь творческих вершин. n Выявление сходства и различий в достижении «акме» разными людьми, а также факторов, определяющих качественно-количественные характеристики «акме». n Постижение сущности профессионализма и понимание путей, ведущих к его вершинам, всестороннее изучение профессионализма, выявление его уровня, определение путей и средств достижения «акме» в профессиональной деятельности. n Выявление зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими его проявлениями (вне сферы профессиональной деятельности); исследование профессионализма людей, связанных с различными сферами деятельности. n Проведение комплексного исследования, направленного на разработку стратегии и тактики организации и практического осуществления процесса перехода начинающего специалиста на более высокие уровни профессионализма — вплоть до «акме». n Выявление общего и специфического в деятельности творчески работающих коллективов, разработка методического инструментария для оценки эффективности их деятельности и определения уровня профессионализма. n Создание методологии, разработка общих и частных теорий,
Профессионализм педагога
n Профессиональная направленность педагога
Достижение творческого результата возможно при наличии определенного уровня трех основных слагаемых – профессионализма личности, профессионализма деятельности и творчества. Профессиональная направленность личности (ПНЛ): 1) профессиональные призвание и намерения; 2) потребность в проф. д-сти (ПД) и ценностные ориентации (мотивы); 3) цель как предвидение результатов ПД; 4) профессиональные установки; 5) удовлетворенность выбранной профессией и результатами ПД; 6) потребность в постоянном самосовершенствовании. Три аспекта профессиональной личности педагога: 1) мысленный образ результата деятельности и потребность в его достижении как системообразующий фактор профессионализма; 2) педагогические способности; 3) профессиональная компетентность как свойство личности.
Виды способностей. Педагогические способности
n Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного овладения той или иной продуктивной деятельностью и ее выполнения. Делятся на элементарные и сложные, общие и частные. Специальные способности входят в группу сложных частных. Способности, которые являются условиями выполнения педагогической деятельности, называются педагогическими способностями (личностные, дидактические и организационно-коммуникативные; а так же: проектировочные, конструктивные, экспрессивные, перцептивные, суггестивные, научно-познавательные и др.) n Профессионально важные качества (ПВК) – это качества человека, которые влияют на эффективность осуществления профессиональной деятельности и могут совершенствоваться в результате этой деятельности: педагогические зоркость и наблюдательность, такт, общительность, требовательность, уравновешенность, профессиональная работоспособность и др. (доминантные, периферийные, негативные, профессионально недопустимые).
Профессионально-педагогическая компетентность
n Компетентность – способность и умение человека выполнять определенные трудовые функции, действовать самостоятельно и ответственно. n Профессионально-педагогическая компетентность – это свойство личности, базирующееся на эрудиции, авторитетности педагога и позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные на формирование личности другого человека. Специально-педагогическая, научная, научно-педагогическая и методическая составляющие профессиональной компетентности связаны с содержанием и научно-методической основой обучения, с умением превращать науку в средство воспитательного воздействия на личность обучаемого.
n Социально-психологическая компетентность педагога предполагает его знание процессов общения – внутри групп обучаемых, между педагогом и группами, педагогом и обучаемыми. Это совокупная характеристика субъекта общения, включающая социально-перцептивную и коммуникативную компетентность.
n Дифференциально-психологическая компетентность связана с индивидуальным подходом к обучаемым, аутопсихологическая - с осведомленностью о сильных и слабых сторонах собственной личности и своей деятельности, способами профессионально самосовершенствования.
n Общепедагогическая компетентность предполагает осведомленность педагога о необходимости научного подхода к проектированию и организации педагогического процесса, результатом которого могут быть технологии обучения и воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|