Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выполнение туристских заданий. Краеведческая деятельность. Условия успешного осуществления общественно полезной работы. Наблюдения в походе




Выполнение туристских заданий

Работа в походе по туристской тематике включает наблюдения за условиями прохождения той или иной местности при различной технике и тактике движения, определение наиболее рациональных наборов продуктов питания и возможностей их пополнения в пути, испытание новых образцов снаряжения, разведку перевалов, долин, рек, разработку и описание новых маршрутов.

В тематику туристских заданий входят также походы с целью маркировки и уборки туристских трасс, выявление, восстановление и охрана экскурсионных объектов, сооружение туристских приютов, благоустройство переправ, троп, обзорных площадок, оборудование лесных полигонов для занятий по технике туризма, навеска страховочных тросов и цепей на перевалах и т. п. Сюда же относятся работы, связанные с озеленением маршрутов, проведением туристского дня леса, с участием туристов в патрульных рейдах по лесным массивам, тушении очагов лесных пожаров, расчистке захламленных лесных участков, разведке, расчистке и оборудовании источников воды и т. д.

Конкретные задания можно получить в местных советах по туризму и экскурсиям, в клубах туристов, на туристских базах, в маршрутно-квалификационных комиссиях.

Краеведческая деятельность

Общественно полезная отдача от краеведческой работы связана с тем, что туристское краеведение предполагает прикладное изучение природы, трудовой жизни, быта и культуры населения в их взаимодействии и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута.

Краеведческая деятельность предусматривает изучение туристами основ таких знаний, как геоморфология, ботаника, метеорология, она прививает навыки проведения простейших наблюдений (см. с. 189). Вместе с тем сбор материала и наблюдение каких-то объектов становятся краеведением лишь при их осмысливании, обобщении, получении полезного результата и доведении до общего сведения своих «микрооткрытий». Поэтому, например, при изучении народного творчества местного населения надо внимательно записывать наиболее характерные пословицы, поговорки, частушки, песни; фотографировать и зарисовывать резьбу по дереву (фронтоны, наличники), кружева, вышивки; записывать фамилии и адреса мастеров-одиночек с указанием вида изделий (игрушка, керамика, чеканка, плетение и т. п. ),

Условия успешного осуществления общественно полезной работы

Результативность общественно полезной работы в путешествии зависит, помимо прочего, от соблюдения следующих общих правил:

• выполнение заданий не должно идти в ущерб познавательной ценности путешествия, мешать активному отдыху или ставить под угрозу безопасность туристской группы;

• необходима предварительная договоренность, согласование полезной инициативы туристов с соответствующими местными организациями;

• нужна предварительная (образовательная, трудовая) подготовка туристов, обеспечение их необходимым рабочим инструментом, приборами наблюдений и т. п.;

• необходима постановка перед туристами ясных, конкретных, доступных для выполнения их силами заданий;

• желательно создание интересной, праздничной обстановки для общественно полезной работы, введение в нее соревновательных элементов;

• очень желательно доведение работы туристов до логического завершения, поощрение наиболее активных ее участников, обеспечение наглядности результатов.

 

Наблюдения в походе

 

Метеорологические наблюдения

Метеорологические наблюдения в туристском путешествии позволяют ориентироваться в характере погоды и предвидеть ее изменение в ближайшие часы. Кроме того, они могут дать интересный материал для характеристики микроклимата различных районов.

Наблюдения проводятся в точно установленное время: в 1, 7, 13 и 19 часов по местному времени в период с октября по март и в 2, 8, 14 и 20 часов в остальной период года. Новичкам можно ограничиться тремя последними сроками и большую часть наблюдений проводить без приборов, визуально.

Наблюдения над облачностью. Облачность определяют с открытого места на глаз по десятибалльной системе. Безоблачное небо - 0. При облачности, равной 10 баллам, небо полностью закрыто облаками. Если облаками покрыто 1/10, 2/10, 3/10 и т. д. частей небесного свода, то облачность соответственно равна 1, 2, 3 и т. д. баллам.

По высоте, на которой облака располагаются, их делят на верхний, средний и нижний ярусы. Облака верхнего яруса - тонкие, белые, не дают тени и осадков и обычно предвещают изменение погоды. Облака среднего яруса - светлые, синевато-серые, в виде сплошной пелены или волн, более крупные и массивные по сравнению с облаками верхнего яруса, сквозь них солнце почти не просвечивает. Облака нижнего яруса - низкий, серые, состоят из крупных тяжелых гряд, валов, закрывающих небо сплошным покровом.

Наблюдения над ветром. Заключаются в определении его направления и скорости. При отсутствии приборов скорость ветра определяется по признакам шкалы Бофорта.

 

  Признаки

Балл Название ветра Скорость ветра, м/с
наземные предметы водная поверхность
Дым поднимается вверх. Флаг висит спокойно Водная поверхность зеркальна 0 Штиль 0 - 0, 5
Дым слабо отклоняется, листья шелестят. Пламя спички слабо отклоняется Появляются небольшие чешуеобразные волны без «барашков» 1 Тихий 0, 6 - 1, 7
Движутся тонкие ветви, флаг слабо развевается. Пламя быстро гаснет Короткие, хорошо выраженные волны, гребни их начинают опрокидываться, но пена не белая, а стекловидная. Рябит поверхность воды 2 Легкий 1. 8 - 3, 3
Раскачиваются небольшие ветви, флаг развевается '' 3

Слабый 3, 4 - 5, 2
Раскачиваются большие ветви, флаг вытягивается, поднимается пыль Волны становятся длиннее, местами образуются пенящиеся «барашки» 4 Умеренный 6, 3 - 7, 4
Раскачиваются небольшие стволы. Свистит в ушах Все покрыто «барашками» 5 Свежий 7, 5-9, 8
Раскачиваются деревья. Сильно рвет палатки Начинают образовываться гребни большой высоты. «Барашки» на гребнях волн 6 Сильный 9, 9-12, 4
Срывает палатки. Гнутся небольшие деревья Волны громоздятся и производят разрушения. Ветер срывает с гребней белую пену 7 Крепкий 12, 5-15, 2
Затрудняется движение. Ломает тонкие ветки. Гнутся большие деревья Высота и длина волн заметно увеличиваются 8 Очень крепкий 15, 3-18, 2
Ломает большие деревья. Повреждаются крыши Высокие, гороподобные волны с длинными опрокидывающимися гребнями 9 Шторм 18. 3-21, 5
Срывает крыши. Вырывает с корнем деревья Вся водная поверхность становится белой от пены 10 Сильный шторм 21, 6-25, 1
Производит большие разрушения Высота волн настолько велика, что скрывает находящиеся в поле зрения корабли 11 Жестокий шторм 25, 2 - 29
Производит опустошение Водяная пыль, срываемая с гребней, значительно уменьшает видимость 12 Ураган Более 29

Снегомерные наблюдения. В зимнем походе метеорологические наблюдения рекомендуется дополнять наблюдениями над снежным покровом: характером его поверхности, толщиной, однородностью залегания и т. п. Наблюдения проводятся визуально и с помощью размеченной лыжной палки с легко снимающимся кольцом - простейшей снегомерной рейки. Пользуясь этой палкой, можно измерить толщину снежного покрова и глубину лыжни, а зная опорную площадь лыжи и вес туриста с рюкзаком, определить (хотя и очень приблизительно) запасы влаги в снеге.

Обязательно нужно отмечать так называемые особые метеорологические явления: выпадение различных осадков, грозовые, оптические и подобные им явления; росу, град, иней, изморозь, зарницы, радугу, мерцание звезд, метель и пр.

Простейшие приборы. К ним относятся термометр (желательно термометр-пращ, а также минимальный и максимальный термометры), барометр-анероид (или анероид-высотомер), психрометр Асмана, ручной анемометр.

Удобен «небьющийся» безжидкостный термометр циферблатного типа. Его можно изготовить самостоятельно при наличии небольшой биметаллической спирали. Спираль монтируют в пластмассовом корпусе из-под компаса, на иглу укрепляют стрелку-указатель, градуируют шкалу, и термометр готов. В походе его можно носить, как компас, на руке (обеспечив изоляцию от тела).

Все метеорологические наблюдения следует записывать в дневник погоды. В нем отмечаются место, дата, сроки наблюдений, а также результаты наблюдений (давление, влажность и температура воздуха, направление и скорость ветра, форма облаков, облачность) и отдельные атмосферные явления. Обязательно надо записывать прогноз погоды по местным признакам и затем отмечать соответствие прогноза действительности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...