Становление и развитие армянской советской культуры
Глубочайшие изменения, происшедшие в экономике Армении, победа социалистического способа производства явились основой больших достижений армянского народа в области культуры. В первые десятилетия социалистического Строительства в республике, как и во всей стране, была осуществлена культурная революция—составная часть ленинского плана построения социализма.
В ходе культурной революции были решены три группы основных задач, общих для всех народов страны, независимо от уровня их культурного развития. В условиях царской России все народы отличала культурная отсталость, выражавшаяся в массовой неграмотности населения, низком образовательном уровне трудящихся. Поэтому прежде всего было необходимо покончить с культурной отсталостью народа, ликвидировать массовую неграмотность. В ликвидации неграмотности населения Коммунистическая партия и Советская власть видели не только культурную, но и важнейшую политическую задачу, ибо, как указывал В. И. Ленин, неграмотный человек стоит вне политики.
Вторая группа задач ставила цель демократизировать культуру, т. е. создать условия подлинной доступности всех достижений культуры прошлого для народных масс. Эти цели преследовали такие мероприятия, как национализация культурно-просветительных учреждений, введение всеобщего обязательного обучения, создание учебных заведений нового типа—рабфаков, преимущественный прием в вузы рабочих и крестьян и т. д.
Наконец, третья группа задач преследовала качественное изменение идейного содержания культуры, создание новой—социалистической—культуры, которая выражает чаяния народных масс, создается народом и служит ему. Эта культура определяет собой духовный облик нового человека— гражданина социалистического общества.
Эти задачи были общими для всей советской культуры, для процесса культурного строительства во всех союзных республиках. Интернациональное единство создававшейся советской культуры было обусловлено общностью политических и социально-экономических основ всех советских народов.
Армянский народ, получивший благодаря установлении Советской власти возможности свободного духовного творчества, за короткий исторический срок разрешил ряд важны проблем своего культурного развития. Одной из таких проблем являлась ликвидация массовой неграмотности населения.
К моменту установления Советской власти армянски, народ—один из древнейших цивилизованных народов, мира обладатель замечательных культурных ценностей, созданных на протяжении веков—был более чем на 80 процентой неграмотным. Ликвидация этого позорного наследия прошлого была важнейшим условием культурного прогресса армянской нации.
Работа по ликвидации неграмотности развернулась первых же месяцев Советской власти. В сентябре 1921 г правительство республики издало декрет о ликвидации не грамотности. В эту большую и трудоемкую работу включились органы народного просвещения, общественные организации, ячейки Коммунистической партии и комсомола, профсоюзы. Фактически ликвидацией неграмотности занималось все грамотное население республики. За 1921:—1940 гг. в Армении было обучено грамоте около 1 миллиона неграмотных и малограмотных, т. е. подавляющее большинство трудящихся. По данным переписи 1897 г. процент грамотных среди взрослого населения Армении составлял 9,2; в 1926 г.—уже 38,7, а перепись 1939 г. показала, что процент грамотный достиг 83,9. Грамотность городского населения в то же время повысилась с 38,9 процентов (в 1897 г.) до 91,9 процентов (в 1939 г.). Таким образом, за годы социалистического строительства Советская Армения стала страной высокой грамотности.
После установления Советской власти была проделанц большая работа по созданию новой системы школьного образования, отвечавшей целям и задачам коммунистического воспитания. Прежде всего было необходимо обеспечить подлинную доступность школьного образования для детей трудящихся и развернуть широкое школьное строительство. Первая из этих задач была решена рядом постановлений Советского правительства относительно демократизации школы, отделения ее от церкви, передачи всего руководства народным образованием в руки государства. Значительно большего- времени потребовала другая задача—создание материальной базы школы. Несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, Советская власть принимала все меры для изыскания средств на школьное строительство. Эти мероприятия пользовались полной поддержкой трудящихся масс. Уже в первые годы Советской власти в республике; стало быстро расти число школ и количество обучавшихся в них детей. В 1921—1922 учебном году в Армении имелось
506 школ с 47,7 тысячами учащихся, а в 1925—1926 учебном году—758 школ с 76,9.тысячами учащихся. За первые пять лет Советской власти число школ увеличилось более чем в 4,5 раза, а количество учащихся—более чем в 4 раза. Одновременно были осуществлены важные реформы, изменившие всю постановку и содержание учебного процесса, определившие основные типы советской школы и ступени образования и приведшие в конечном итоге к созданию советской системы народного образования.
Расширение школьной сети, значительное увеличение числа преподавателей позволили в начале 30-х гг. осуществить в республике всеобщее обязательное начальное обучение, а вскоре начать переход к обязательному семилетнему обучению. Это явилось крупнейшим достижением культурной революции в республике. В 1940—1941 учебном году в Армении имелось 1155 школ, большая часть которых были семилетними и средними школами, с более чем 326 тысячами учащихся. В школах работали более 11200 преподавателей, или в 10 раз больше, чем имелось учителей в Армении до Советской власти.
Руководствуясь принципами ленинской национальной политики Коммунистической партии, Советское правительство в 1920—1930 гг. обращало большое внимание повышению культурного уровня проживавших в Армении национальных меньшинств—азербайджанцев, курдов, ассирийцев, греков. До установления в Армении Советской власти не имелось ни одной школы на языке национальных меньшинств. Курды не имели своей письменности и литературы, а дело образования азербайджанского населения было отдано мечетям.
Развернулась широкая работа по ликвидации неграмотности среди азербайджанцев, курдов, ассирийцев. Был создан курдский алфавит—вначале на основе армянской, а затем латинской письменности. В 1931 гч в Ереване открылся курдский педагогический техникум. Введение общего обязательного обучения создало прочные основы дальнейшего культурного развития и национальных меньшинств.
| Акоп Манандян
|
| В годы социалистического строительства в Армении была создана система высшего образования. Начало ей было положено основанием в декабре 1920 г. Ереванского государствеаного университета,.первым ректором которого стал крупнейший армянский историк Акоп Манандян. На первых порах университет был единственным вузом республики, в его стенах велась не только учебная, но и научная работа. В начале 30-х -пг.на базе факультетов университета в Ереване были созданы сельскохозяйственный, медицинский, политехнический, педагогический институты; ранее были открыты зооветеринарный институт и консерватория.
|
Таким образом, была создана разветвленная сеть вузов, готовящих высококвалифицированные кадры специалистов для народного хозяйства.
В этот же период сложилась система среднего специального образования. В Ереване, Ленинакане, Кировакане, Эчмиадзине и других городах были созданы техникумы различного профиля, которые готовили специалистов для всех отраслей народного хозяйства. В 1940—1941 учебном году в республике имелось 9 вузов с 11120 студентами и 62 техникума, в которых обучалось около 9 тысяч студентов За первое двадцатилетие Советской власти вузы Армении окончили 7250 человек, а техникумы—13300. Армянская молодежь, воспитанная за годы Советской власти, становилась ядром армянской народной интеллигенции. По данным переписи 1939 г., на каждую тысячу человек населения Армении приходилось 6 человек с высшим образованием и 81 человек с незаконченным высшим образованием. По этим показателям Советская Армения занимала одно из первых мест в Союзе.
| Рачья Ачарян
|
| С вузами республики, в частности с Ереванским университетом, связано развитие науки в Армении. Именно на-кафедрах университета велась научная работа, направление которой было обусловлено потребностями развития народного хозяйства страны. Одновременно создавались первые научно-исследовательские учреждения республики В 1921 г в Эчмиадзине был основан научный институт, преобразованный-в 1925 г. в Институт науки и. искусства Армении. Это было-научное учреждение академического типа. В институт входили действительные члены и члены-корреспонденты избираемые сроком на три года.
|
В утвержденный правительством первый состав действительных членов Института науки и искусства входили видные ученые и деятели искусства: хи-мики Левой Ротинян, Папа Ка. лантарян и Акоп Иоаннисян; медики Амбарцум Кечек, Ваан Арцруни; историки Акоп Манандян, Лео, Ашот Иоаннисян, этнограф ЕрВ'анд Лалаян, археолог Ашхарабек Калан-тар; лингвисты Рачья Ачарян, Григор Капанцян и другие; литературоведы Манук Абегян, Арсен Тертерян, Цолак Ханзадян, Гайк Гюликевхян и другие; писатели Егише Чаренц и Дереник Демирчян; художник Мартирос Сарьян, композиторы Александр Спендиарян и
Романос Меликян; театральные деятели Аршак Бурджалян, Левой Калантар и другие. На Институт науки и искусства была возложена работа по развитию в республике естественных, технических и гуманитарных наук. Преобладающим в деятельности Института, который просуществовал до 1930 г., являлась разработка вопросов общественных наук, что объясняется наличием высококвалифицированных кадров ученых и сложившихся определенных традиций в этой области. Но уже к концу 20-х гг. было обращено особое внимание на науки, проблематика которых была непосредственно связана с нуждами развивавшегося народного хозяйства республики. Создается экспериментальная база—вначале при лабораториях вузов, а затем в самостоятельных научно-исследовательских учреждениях. Значительный вес приобрели исследования в области химии, приведшие к созданию школы армянских химиков, возглавляемой Степаном Гамбаряном и Левоном Ротиняном. Начавшееся развитие энергетики Армении стимулировало исследования в области гидротехники, связанные с именем крупнейшего армянского инженера-энергетика Иосифа Тер-Аствацатряна. Расширились работы в области прикладной геологии, которыми руководил О. Карапетян и Т. Джрбашян.
| Манук Абегян
|
| Один за другим стали создаваться научно-исследовательские учреждения различного профиля—Институт сельского хозяйства, Институт защиты растений, Институт геологии, Институт сооружений и др. К началу 30-х гг. в республике уже имелось около 40 научных учреждений.Развитие научной мысли Армении превосходило поя не посредственным влиянием достижений всей советской и частности русской науки. В организации научной работы Армении принимали участи многие крупные ученые Советского Союза—академики Н. Марр, И. Орбели, Ф. Левинсона Лессинг, Н. Вавилов и другие. В научных центрах Москвь Ленинграда и других городов Союза проходили подготовку молодые специалисты из Армении.
|
Важным событием в научной жизни Армении явилась организация в феврале 1935 г. Армянского филиала Академии Наук СССР, который стал объединяющим центром научных сил республики. В состащ филиала была включена большая часть научно-исследовательских учреждений. В течение 30-х годов Армянский филиал АН СССР превратился в один из ведущих центров науки страны. В 1938 г. председателем Армянского филиал АН СССР стал крупнейший советский востоковед академии Иосиф Орбели. Росли научные кадры, расширялся фронт исследований в различных отраслях науки.
Победа Советской власти в Армении создала благоприятные условия для подлинного расцвета литературы и искусства армянского народа. Важнейшими факторами развития литературы и искусства стали демократические и реалистические традиции классики, общий рост культурного уровни народа, крепнущие связи с культурой других народов СССР Армянская советская литература формировалась прежде всего из дореволюционного пролетарского литературного течения. Первыми у колыбели армянской литературы социалистического реализма стали поэт Акоп Акопян, прозаик Мовсес Аразй, поэтесса Шушаник Кургинян, большая группа литературоведов-марксистоз — Александр Мясникян, Асканаа Мравян, Погос Макинцян и другие,—те кто видел в победе социалистической революции торжество великого дела, которому они посвятили свою жизнь и творчество.
В создание армянской советской литературы свой неоценимый вклад внесли также те писатели, которые активно участвовали в борьбе за победу Советской власти—Ваан Терян, один из самых тонких лириков армянской поэзии, Егише Чаренд—пламенный поэт революции, Азат Вштуни и другие.
У истоков армянской советской литературы стояли также крупнейшие мастера, представители демократического течения армянской литературы, ее классики—Ованес Туманян, Александр Ширванзаде, Иоаннес Иоаншсян, Нар-Дос, Аветик Исаакян, к которым примкнули известные уже тогда писатели Дервник Демирчян, Стефан Зорьян и другие. Эти писатели, всегда выражавшие сокровенные чаяния своего народа, не могли не видеть громадных перемен, совершавшихся после победы революции. И они сделали свой выбор—встали на сторону народной власти. Конечно, путь маститых деятелей армянской литера, туры к признанию новых принципов был нелегок, но они верили в силы освобожденного народа и выразили готовность •содействовать становлению новой жизни. В 1922 г. выдающийся армянский романист и драматург Александр Ширванзаде выступил в зарубежной армянской печати с заявлением, что он готов посвятить себя служению Советской Армении.
Приветствовал освобожденную родину Аветик Исаакян. Перелом в идейных взглядах крупнейших представителей армянской литературы, которые находились в то время за рубежом, оказал большое влияние на прогрессивную армянскую зарубежную интеллигенцию. В защиту Советской Армении выступили зарубежные армянские писатели Ерванд Отян, Аршак Чопанян, Ваан Текеян, художник Эдгар Шаин» скульптор Акоп Гюрджян и другие.
Сплочение творческих сил армянской литературы на новой идейной основе—принципах социалистического реализма, использование демократических традиций классической литературы прошлого стало главной задачей в области литературы. В процессе своего становления советская армянская литература преодолела имевшиеся трудности, сумела выработать правильное отношение к культуре прошлого. В 1929 г. в Армении была создана единая писательская организация— Федерация советских писателей Армении, сплотившая творческие силы армянской советской литературы, что имело громадное значение для ее дальнейшего развития.
1920—30-ые гг, были в Армении временем кипучей литературной жизни. На этот период приходится расцвет творчества многих армянских советских писателей. Поэзия Егише Чаренца, Гургена Маари, Гегама Сарьяна, Наири Зарьяна была хорошо известна и любима народом.
Творчество Егише Чаренца—эпоха в развитии армянской поэзии. Чаренц первым из советских армянских поэтов воспел революцию и ее вождя—В. И. Ленина, многие поэмы поэта являются непревзойденными образцами армянской гражданской лирики. Народ, революция, жизнь и поэзия не разрывно связаны в творчестве Чаренца; главное назначение искусства он видел в выражении стремлений и чувств многомиллионных масс трудящихся.
В области прозы творили такие замечательные мастера художественного слова, как Аксель Бакунц, Дереник Демирчян, Стефан Зорьян и другие. В 1936 г. в Армению возвратился великий армянский поэт Аветик Исаакян, по праву занявший место патриарха армянской литературы. В 30-ые гг. в армянскую литературу пришло новое поколение писателей—прозаики Рачия Кочар, Гарегин Севунц и ряд молодых поэтов. Сплочение творческих сил армянской советской литературы завершилось созданием в 1932 г. Союза советских писателей Армении.
Происходил также процесс складывания армянского советского искусства, приведший к созданию единых творческих организаций художников и композиторов. У истоков советской армянской живописи стояли также мастера, как Мартирос Сарьян, Седрак Араделян, Степан Агаджанян, Егише Тадевосян, Акол Коджоян, оказавшие своим творчеством большое воздействие на развитие армянского изобразительного искусства, определившие разнообразность и многогранность армянской школы живописи. Заметных успехов достигли армянские скульпторы— Сергей Меркуров, Ара Саркисян, Ерванд Кочар, Сурен Степанян и другие.
Музыкальное искусство было представлено такими композиторами как Александр Спендиарян, Романос Меликян, Спиридон Меликян, Анушаван Тер-Гевондян, творчество которых явилось большим вкладом в армянскую музыку. В истории армянской музыки неоценимы в частности заслуги Александра Спендиаряна. Его симфонические произведения, романсы и песни, питаемые истоками народной музыки, снискали великому композитору мировую известность. Творчество А. Спендиаряна во многом стимулировало новый, бурный подъем советского армянского музыкального искусства.
Крупнейшим событием в музыкальной жизни республики явилось открытие в 1933 г. Государственного оперного театра, на сцене которого были осуществлены постановки шедевров национального оперного искусства—«Алмаст» А. Спендиаряна и «Ануш» А. Тиграняна. В репертуар оперного театра вошли также спектакли мировой и русской классики. В 30-ые гг. в театре работали ведущие дирижеры К. Сараджев, М. Тавризян, режиссеры А. Бурджалян, А. Гулакян. Исполнительские силы театра были представлены большими мастерами—Айкануш Даниелян, Шара Талш, Павел Лисициан, Левой Исецкий-Иоаннисяя и другие. В 1932 г. в Армении была создана Государственная филармония, творческие коллективы которой проделали большую работу по пропаганде армянской национальной музыки, ознакомлению армянского зрителя с лучшими произведениями мировой музыки.
| Александр Спендиарян
|
| В 30-ые гг. выдвинулись молодые талантливые композиторы, внесшие большой вклад в развитие армянского музыкального искусства. Среди них ведущее место занимает композитор Арам Хачатурян, уже тогда снискавший славу одного из крупнейших композиторов страны. Музыкальные произведения различной формы создали композиторы Антон Маилян, Аро Степанян, Саркис Баласанян, Каро Закарян и другие. Значительных успехов достигло театральное искусство В январе 1922 г. постановкой пьесы Г. Сундукяна «Пепо» открылся армянский драматический театр—первый государственный театр в истории Армении. За короткий срок вырос его творческий коллектив. В нем работали известные уже тогда мастера армянской сцены.Ованес Абелян, Асмик, Арус Восканян, Ваграм Папазян, Микаел Манвелян.
|
В середине 20-х гг. в театр пришли молодые талантливые артисты ставшие вскоре гордостью армянской сцены Грачия Нерсисян, Вагарш Вагаршян, Авет Аветисян, Ольга Гулазян и другие. Bольшой вклад в развитие армянского режиссерского мастерства внесли Левой Калантар, Аршак Бурджалян и другие На сцене Драматического театра, которому было присвоено имя Сундукяна, были поставлены многие шедевры армянской, русской и мировой драматургии. Особое внимание обращалось на создание современного репертуара, представленного пьесами советских драматургов. Армянский драматический театр прочно завоевал репутацию лучшего творческоко коллектива республики, пользовался большой любовью трудящихся.
В 1924_г. родилась армянская кинематография, первенцем которой явился документальный фильм «Советская Армения» В следующем году был поставлен первый художественный фильм—экранизация романа А. Ширванзаде «Намус» В.последующие годы—художественные фильмы «Зарз» «Злой дух», «Мексиканские дипломаты» и другие. Великолепным творческим успехом армянской кинематографии явился фильм «Пепо», поставленный известным.кинорежиссером Амо Бек-Назаряном в 1935 г.
В последующие годы годы появились фильмы «Гикор», «Каро», «Зангезур», «Севанские рыбаки» «Горный марш» и другие. В фильмах снимались лучшие артистические силы республики. Р Значительных успехов достигла советская армянская архитектура. Исключительную роль в развитии армянской архитектуры разработке генерального плана застройки столицы республики-Еревана, создании крупных архитектурных ансамблей сыграл выдающийся архитектор академик Александр Таманян (1885-1936). По проекту маститого зодчего были сооружены многие замечательные здания, в том числе театр оперы и балета и Дом правительства в Ереване. Большую работу по исследованию истории многовековой армянархитектуры выполнил выдающийся историк архитектуры Торос Тораманян (1864— -1934)
| Александр Таманян
|
| В годы социалистического строительства происходил активный процесс установления и расширения культурных связей между советскими народами. Армянская советская культура принимала в этом процессе деятельное участие. Уже на протяжении 20—30-х годов культурные контакты- между советскими народами стали проявлять тенденции сближения и взаимного обогащения социалистических культур; этим тенденциям суждено было стать одной из главных закономерностей развития многонациональной советской культуры. В эти же годы сложились многообразные формы культурного сотрудничества советских народов. В области науки—это обмен результатами научного поиска, совместная разработка научных проблем, взаимная помощь в подготовке научных кадров.
|
В области литературы—это расширявшиеся творческие контакты между писателями советских народов, приобщение трудящихся разных республик к лучшим произведениям братских литератур посредством их перевода на языки народов СССР. В области искусства—это взаимные гастроли творческих коллективов, содружество художников, музыкантов, деятелей театра, широкая пропаганда достижений искусства советских народов. Все эти формы^ сотрудничества проявились и в культурных связях Советской Армении.
В процессе сближения и взаимного обогащения культур советских народов большую роль сыграла культура русского народа, в особенности русский язык, выполнявший функции языка межнационального общения. Благодаря русской культуре и русскому языку советские народы, в том числе и армянский народ, получили возможность приобщиться к культурным достижениям не только народов СССР, но и мировой цивилизации.
Русская советская наука сыграла большую роль в развитии научной мысли в союзных республиках, в частности в Армении. В середине 20-х годов научные центры Армении— Ереванский университет и Институт науки и искусства установили контакты с Академией наук СССР, научными учреждениями РСФСР, Украины, Грузии, Азербайджана. В ноябре; 1925 г. Институт науки и искусства Советской Армении обратился с письмом к президенту Академии наук СССР А. Карпинскому, в котором выражалось пожелание установить постоянную связь с Академией наук СССР. Это предложение было принято.
В 1926 г. в АН СССР был образован особый комитет по исследованию производительных сил союзных и автономных.) республик. При комитете была создана специальная Закавказская комиссия во главе с академиком Ф. Ю. Левинсон-Я Лессингом. Закавказская комиссия АН СССР проделала значительную работу по изучению природных богатств Армении, выявила перспективы развития ее производительных сил, наметила возможности организации научно-исследовательской работы в республике. Ученые России способствовали развитию в Армении геологических, технических, биологических и общественных наук. Академия наук СССР выступила инициатором создания академических учреждений в республиках Закавказья. Закавказский филиал АН СССР, образованный в 1932 г. во главе с академиком Н. Я- Мар-а ром, способствовал дальнейшему развитию науки в крае, подготовил своей деятельностью создание самостоятельных филиалов АН СССР в каждой из республик Закавказья (1935г.). Продолжая традиции Ю. Веселовского, В. Брюсова и М. Горького, стоявших у истоков русско-армянских литературных связей нового времени, советские русские и армян-? ские писатели в первые же годы социалистического строительства расширили свое сотрудничество, внесли весомый вклад в пропаганду достижений культур братских народов. Была проделана большая работа по переводу на русский язык многих произведений армянских писателей—как классиков, так и современных. В 20—30-е годы на русский язык были переведены произведения советских армянских писателей Ав. Исаакяна и Д. Демирчяна, А. Акопяна и М. Арази,; Г. Сарьяна и С. Зорьяна, Е. Чаренца и Н. Зарьяна, А. Багкунца и других. Большие заслуги в переводе на русский язык произведений армянской поэзии имеют русские поэты В. Брюсов А. Ахматова, Б. Пастернак, П. Антокольский, С. Маршак, М. Светлов, И. Сельвинский и другие. В эти же годы упрочились связи с украинской, грузинской, азербайджанской, литературой, литературами других народов СССР. На армянский язык были переведены многие про-; иаведеиия, русской классической и советской литературы, ли-; тератур других советских народов, ставшие достоянием армянского читателя.
Расширению литературных связей между народами СССР способствовали взаимные творческие встречи писателей. В 1920—1930-е годы Советскую Армению посетили многие писатели России, Украины, Грузии, Азербайджана и других республик, которые делились своим творческим опытом, встречались с производственными коллективами республики, з своих произведениях отобразили царивший в Армении пафос социалистического строительства.
В эти же годы интенсивно развивались взаимосвязи и в области искусства. Стали входить в традицию взаимные гастроли ведущих театральных коллективов республик Закавказья. Большой вклад в установление и углубление творческих связей в области театрального искусства внесли старшие представители мастеров грузинской, армянской и азербайджанской сцены: режиссеры К- Марджанишвили, А. Бурджалян, И. Исфаганлы, выдающиеся актеры Арус Восканян, Верико Анджапаридзе, Акакий Хорава, Асмик, Бюль-Бюль и другие. Среди них особое место занимает Ваграм Папазян, с одинаковым успехом выступавший на сценах трех республик; этот великий актер был удостоен званий йародного артиста Армении, Грузии и Азербайджана.
Благодаря частому проведению взаимных творческих выставок художников ценители искусств Москвы и Ленинграда, Азербайджана, Украины, Грузии и других республик познакомились с произведениями ведущих армянских художников и скульпторов М. Сарьяна, С. Агаджаняна, С. Ара-келяна, Ф. Терлемезяна, А. Саркисяна, А. Урарту и других. В свою очередь трудящиеся Армении получили возможность ознакомиться с достижениями искусства братских республик Союза.
Взаимное сближение и обогащение культур советских народов содействовало воспитанию советских людей в духе интернационализма, повышению их культурного уровня, расширению кругозора. Растущее культурное сотрудничество народов СССР становилось характерной чертой жизни советского общества.
За два неполных десятилетия Советской власти Армения превратилась в признанный центр духовного творчества армянского народа. Это было большим, историческим достижением, так как до победы социалистической революции центры армянской культуры в основном находились вне пределов Армении. Создание советской государственности, открывшиеся широкие возможности свободного духовного творчества превратили Советскую Армению в центр новой армянской культуры—национальной по форме, социалистической с по содержанию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: