Расчёт пусковых характеристик
ВВЕДЕНИЕ Асинхронные машины – наиболее распространённые электрические машины. Особенно широко они применяются как электродвигатели, являются основными преобразователями электрической энергии в механическую. Применение асинхронных двигателей в качестве электропривода подавляющего большинства механизмов объясняется простотой конструкции, надёжностью и высоким значением КПД этих машин. Важнейшим требованием при изготовлении и проектировании двигателей является минимальная материалоёмкость электрических машин. Экономия материалов связана с безотходной и малоотходной технологии. Электрические машины с безотходной технологией изготовления имеют преимущества перед обычными машинами. Проектируемая электрическая машина должна иметь высокие показатели (КПД и cosφ). Электрические машины с минимальными потерями позволяют уменьшить вложение материалов в энергосистему. Высокие энергетические показатели электрической машины гарантируют снижение уровня текущих затрат на эксплуатацию и капитальные вложения. Вновь разрабатываемые электрические двигатели должны соответствовать, быть надёжными и иметь срок службы 8 – 10 лет. С 1946 года асинхронные двигатели выпускаются едиными сериями. Это значительно облегчает выбор, установку, обслуживание и ремонт электрооборудования. В 70 – х годах была разработана и внедрена единая серия асинхронных двигателей 4А. Одновременно с конструкцией двигателей разрабатывались электротехническая сталь, провода, изоляция и технология. В 80–х годах организацией социалистических стран «Интерэлектро» разработана новая унифицированная серия асинхронных двигателей АИ, предназначенная для использования во всех странах – членах СЭВ.
1 ОБОСНОВАНИЕ И ВЫБОР ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ
Данный расчёт производится по методике предложенной в [1]. 1.1 Выбираем наружный диаметр статора из ряда рекомендаций близким к наибольшему для получения наименьшей активной длины сердечника машины с целью обеспечения относительно малого активного сопротивления ротора при котором двигатель будет иметь малый пусковой и критический момент [с.344, табл. 9.8]. Для асинхронных двигателей серии 4А при h = 112 мм, Da = 0,195 м. [с.344, табл. 9.8]. 1.2 Внутренний диаметр статора [с.344, формула 9.2]: D = Da · Kd, где Kd – коэффициент, характеризующий отношения внутренних и внешних диаметров сердечников статоров асинхронных двигателей при различных числах полюсов находится в пределах (0,52 ¸ 0,6), принимаем Kd = 0,55 [с.344, табл. 9.9]: D = Da · Kd =0,195·0,55 = 0,107 м. 1.3 Полюсное деление τ [с.344, формула 9.3]: 1.4 Расчётная мощность [с.344, формула 9.4]: , где - мощность на валу двигателя, Kε – коэффициент, равный отношению ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, зависит от Da. Выбираем Kε = 0,98 [с.345, рис. 9,20]; η - КПД двигателя, зависит от P2н, принимаем равным η = 0,87 о.е; cosφ – коэффициент мощности, зависит от P2н, принимаем равным cosφ = 0,9 о.е. [с.345, рис. 9,21,а];
1.5 Предварительный выбор электромагнитных нагрузок. Рекомендуемые пределы А (23×103 ¸ 25×103) А / м, зависит от Da, принимаем А = 24·103 А / м. Рекомендуемые пределы Вδ (0.7 ¸ 0.75) Тл, зависит от Da, принимаем Вδ = 0.74 Тл. [c.346, рис.9,22]. 1.6 Обмоточный коэффициент для однослойной обмотки определяем по формуле: . 1.7 Рассчитаем длину магнитопровода [с.348, формула 9.6]: , где kВ – коэффициент формы поля рассчитывается по формуле: ; Ω - синхронная угловая частота вала: 1.8 Критерием правильности выбора главных размеров служит отношение λ, определяемое по формуле:
λ = lδ / τ = 0,117 / 0,168 = 0,823. Полученное значение входит в область рекомендуемых пределов λ = (0,3-0,9) для 2p=2. Следовательно, главные размеры двигателя и выбраны верно. 2. ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ РАСЧЁТ 2.1 Определение числа пазов, количества витков и площади поперечного сечения провода обмотки статора. 2.1.1 Выберем предельные значения зубцового деления tZ1 [с.351, рис. 9.26]: tZ1min = 0,0123 м; tZ1max = 0,016 м. 2.1.2 Возможное число пазов статора Z1 [с.351, формула 9.16]:
Выбираем окончательно число пазов статора равным Z1 = 24. Выбор обосновывается тем, что число пазов статора в большинстве асинхронных двигателей должно быть кратно числу фаз, а число пазов на полюс и фазу (q) - целым. Обмотки с дробным числом q при сравнительно небольших числах пазов и полюсов, характерных для большинства асинхронных двигателей, приводят к некоторой асимметрии МДС. Большее количество пазов приводит к улучшению рабочих характеристик, но и, одновременно, к увеличению расхода меди, т.е. стоимость машины при этом повышается. Проверим величину q: q = Z1 / 2·p·m = 24/ 2·4·3 = 4. 2.1.3 Окончательное значение зубцового деления статора [с.352]: Рассчитаем номинальный ток обмотки статора [с.352, формула 9.18]: А. Определим число эффективных проводников в пазу. Для этого предварительно, при условии, что число параллельных ветвей обмотки а = 1 рассчитаем [с.352, формула 9.17]:
Принимаем а = 1, тогда значение числа проводников в пазу [с.352, формула 9.19]: Окончательно принимаем UП = 23. 2.1.4 Число витков в фазе обмотки статора [с.352, формула 9.20]: ; 2.1.5 Найдём окончательное значение линейной нагрузки [с.353, формула 9.21]: А/м, В качестве обмотки выбираем однослойную обмотку из круглого провода. Рассчитаем значение потока [с.353, формула 9.22]: Определим значение индукции в воздушном зазоре [с.353, формула 9.23]: Тл, Значения А и Вd находятся в допустимых пределах [1,с.346] При пределы для А и соответственно равны: Для для 2.1.6 Определим допустимую плотность тока в обмотке статора, с учётом линейной нагрузки двигателя, так как нагрев пазовой части обмотки зависит от произведения линейной нагрузки на плотность тока (AJ) [с.354, формула 9.25]: , где AJ – среднее значение произведения [с.355, рис. 9.27], зависит от Da;
AJ = 142·109 А2/м3 А /м2.. 2.1.7 Площадь поперечного сечения эффективного проводника предварительно [с.353, формула 9.24]: м2. Полученное значение поперечного сечения эффективного проводника слишком велико и отсутствует в таблице выбора сечений, в обмотках из круглого провода число элементарных проводников может достигать 8-10, поэтому примем число элементарных проводников nэл = 2, тогда м2, Принимаем обмоточный провод марки ПЭТ-155 [с.713, табл. Приложение 3.1.]: qэл = 1,227 мм2 – площадь поперечного сечения неизолированного провода; dиз = 1,33 мм - диаметр изолированного провода; dэл = 1,25 мм – диаметр неизолированного провода; Тогда м2. 2.1.8 Уточнённое значение плотности тока в обмотке статора [с.356, формула 9.27]: А /м2. Данное значение удовлетворяет допустимым пределам для двигателя мощностью =7,5 кВт, которые составляют [5,5-7,5] А /м2. Отклонение уточненного значения плотности тока от предварительного составляет ≤ 5%, следовательно расчет выполнен верно. На этом расчет обмотки статора заканчивается. Некоторая корректировка, которая может потребоваться в ходе последующего расчета, как правило, не вносит существенных изменений в полученные данные. 2.2 Расчёт зубцовой зоны статора и воздушного зазора. 2.2.1 Выбор формы паза статора. Круглые обмоточные провода всыпной обмотки могут быть уложены в пазы произвольной конфигурации, поэтому размеры зубцовой зоны при всыпных обмотках выбирают таким образом, чтобы параллельные грани имели зубцы, а не пазы статора. Такие зубцы имеют постоянное, не изменяющееся с высотой зубца поперечное сечение, индукция в них также не изменяется, и магнитное напряжение зубцов с параллельными гранями оказывается меньше, чем магнитное напряжение трапецеидальных зубцов, при том же среднем значении индукции в них. Это объясняется отсутствием в зубцах с параллельными гранями участков с высокой индукцией, напряжённость поля в которых резко возрастает из-за нелинейности магнитной характеристики стали, увеличивая суммарное магнитное напряжение зубцов. В большинстве современных двигателей выполняют трапецеидальные пазы. Поэтому выбираем именно такие пазы (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Вид пазов статора 2.2.2 Расчёт зубцовой зоны статора. Выбираем допустимые значения индукции [с.357, табл. 9.12]: ярма статора – Ва = 1,45 Тл; рекомендуемые пределы (1,4 ¸ 1,6) Тл, зубцов статора при постоянном сечении – ВZ1 = 1,8 Тл, рекомендуемые пределы (1,6 ¸ 1,9) Тл. Выбираем способ изолирования листов – оксидирование, тогда коэффициент заполнения сердечника сталью kc = 0,97 [ с.358, табл. 9.13]. 2.2.3 Определим ширину зубцов статора [с.358, формула 9.29]: . Найдём высоту ярма статора [с.356, формула 9.28]: м. Высота шлица hш =0,5·10-3 м, для двигателей с h = 100 мм. Высота шлица полузакрытых пазов bш =3.5·10-3 м [с.360]. Определим размеры паза в штампе [с.178, формулы 9.31, 9.40, 6-41]: Высота паза: м;
Клиновую часть паза найдём из выражения [с.365, формулы 9.44]: м, Где 2.2.4 Размеры паза в свету с учётом припуска на шихтовку сердечника [с.360]: Δb = 0,1·10-3 м; Δh = 0,1·10-3 м; м,
м, Одностороннюю толщину изоляции в пазу принимаем: b из = 0,25·10-3 м. Площадь поперечного сечения корпусной изоляции в пазу [c.365, формула 9.46]: м2, Площадь поперечного сечения паза для размещения проводников обмотки [с.365, формула 9.48]: м2. 2.2.5 Подсчитаем коэффициент заполнения паза, который является контролем правильности размещения обмотки в пазах [с.366]: Полученное значение kз допустимо для механизированной укладки обмотки (kз= 0,69- 0,71 при 2р=2). Затем уточняем ширину зубца и высоту паза по формулам таблицы 9.17. [с.366]: мм, мм, мм. Проверяем параллельность граней зубца по выражению .
Расчёт ротора 2.3.1 Воздушный зазор [с.367, рис. 9.31], зависит от D: δ = 0.4·10-3 м. Правильный выбор воздушного зазора δ во многом определяет энергетические показатели асинхронного двигателя. Чем меньше воздушный зазор, тем меньше его магнитное сопротивление и магнитное напряжение, составляющее основную часть МДС магнитной цепи всей машины. Поэтому уменьшение зазора приводит к соответственному уменьшению МДС магнитной цепи и намагничивающего тока двигателя, благодаря чему возрастает его cosφ и уменьшаются потери в меди обмотки статора. Но чрезмерное уменьшение δ приводит к возрастанию амплитуды пульсаций индукции в воздушном зазоре и, как следствие этого, к увеличению поверхностных и пульсационных потерь. Поэтому КПД двигателей с очень малыми зазорами не улучшается, а часто даже становится меньше. Необходимо также учесть условие механической прочности так, чтобы прогиб вала не привёл к касанию сердечников ротора и статора. 2.3.2 Число пазов ротора [с.373, табл. 9.18], зависит от 2р: Z2 = 19.
Выбор пазов ротора особо важен, так как в поле воздушного зазора машины кроме основной присутствует целый спектр гармоник более высокого порядка, каждая из которых наводит ЭДС в обмотке ротора, поэтому ток в стержнях обмотки имеет сложный гармонический состав. В зависимости от соотношения Z1 и Z2 в той или иной степени проявляются синхронные или асинхронные моменты от высших гармоник. Их влияние на момент от первой гармонической приводит к появлению пиков и провалов в результирующей кривой момента. В поле зазора присутствуют также высшие гармоники, порядок которых определенным образом связан с числами пазов и полюсов машины. Эти зубцовые гармоники вызывают шум и вибрацию при работе двигателя в номинальном режиме. Их влияние особо заметно при малых воздушных зазорах. В двигателях малой мощности обычно выполняют Z1 > Z2. Это связано с технологией изготовления, а также тем, что с увеличением Z2 ток в стержнях ротора уменьшается и в двигателях небольшой мощности их сечения становятся очень малыми. 2.3.4 Внешний диаметр ротора: м. 2.3.5 Длинна магнитопровода ротора: l2 = ld = 0,139 м. 2.3.6 Зубцовое деление ротора: м. 2.3.7 Внутренний диаметр ротора равен диаметру вала, так как сердечник ротора непосредственно насаживается на вал [с.385, формула 9.102]: где kB = 0.23 - эмпирический коэффициент [с.385, табл. 9.19], зависит от h и 2р. 2.3.8 Ток в стержне ротора [с.370, формула 9.57]: , где ki - коэффициент, учитывающий влияние тока намагничивания на отношение I1 / I2:
vi - коэффициент приведения токов [с.185, формула 6-68]: , А. 2.3.9 Площадь поперечного сечения стержня предварительно [с.186, формула 6-69]: , где J2 = 3,5 ·106 А /м2 – плотность тока в стержнях ротора машин закрытого обдуваемого исполнения при заливке пазов алюминием; Тогда:
2.3.10 Выбираем пазы ротора грушевидной формы. (см. Рисунок 2) Форма паза и конструкция обмотки короткозамкнутого ротора определяются требованиями к пусковым характеристикам двигателя и его мощностью. В асинхронных двигателях мощностью до 50 – 60 кВт обычно выполняют грушевидные пазы и литую обмотку из алюминия. Размеры шлица [с.380]: b ш2 = 0,75·10-3 м, hш2 =1,5·10-3 м, Выбираем допустимую индукцию для зубцов ротора [с.380, табл. 9.12] ВZ 2 = 1,8Тл, рекомендуемые пределы (1,6 ¸ 1,9) Тл, Допустимая ширина зубца [с.380, формула 9.75]: м, Размеры паза [с.380, формулы 9.76, 9.77, 9.78]: м, м. 2.3.11 Площадь поперечного сечения стержня [с.380, формула 9.79] , 2.3.12 Полная высота паза: 2.3.13 Плотность тока в стержне: А /м2. 2.3.14 Необходимо проверить ширину зубцов сердечника ротора: мм, м. Проверяем параллельность граней зубца мм, условие выполняется. мм. 2.3.15 Короткозамыкающие кольца: Ток в короткозамкнутом кольце [с.376, формула 9.70]: , где Δ – коэффициент [с.376, формула 9.71]: тогда: A,
Плотность тока в замыкающих кольцах выбирают в среднем на 15 – 20% меньше, чем в стержнях из-за лучших условий охлаждения колец, а также потому, что в машинах, в которых для улучшения пусковых характеристик используют эффект вытеснения тока, большое сопротивление замыкающих колец снижает кратность увеличения общего сопротивления обмотки ротора при пуске. A / м2, Площадь поперечного сечения кольца [с.376, формула 9.72]: м2, Размеры замыкающих колец: м, м, . Рисунок 3 – Размеры замыкающих колец короткозамкнутого ротора
Расчёт магнитной цепи Выбираем магнитопровод из стали 2013; толщина листов 0,5 мм. 2.4.1 Магнитное напряжение воздушного зазора [c.386, формула 9.103]: , где kδ – коэффициент воздушного зазора [c.173, формула 4.15]: , m0 – магнитная постоянная, m0 = 4p×10-7 Гн/м; где , тогда: , тогда: 2.4.2 А. 2.4.3 Для определения магнитного напряжения зубцовой зоны статора прежде найдём индукцию в них[c.387, формула 9.105]: Тл, Магнитное напряжение зубцовой зоны статора [с.387, формула 9.104]:
hZ 1 - высота зубца, hZ1 = hП = 0,016 м; HZ1 – напряжение зубцовой зоны статора [c.698 табл. Приложение 1.7] HZ1 = 1520 А /м, для ВZ1 = 1,8 Тл. тогда: А. 2.4.3 Для определения магнитного напряжения зубцовой зоны ротора прежде найдём индукцию в них[с.390, формула 9.109]: Тл, Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора [с.388, формула 9.108]: hZ 2 - высота зубца hZ2 =0,02-0,1*8,9∙10-3 =0,02 м, HZ2 – напряжение зубцовой зоны ротора [с.696, табл. Приложение 1.5] HZ2 = 1520 А /м, для ВZ2 = 1,8 Тл. тогда: А. 2.4.4 Коэффициент насыщения зубцовой зоны [с.391, формула 9.115]: , Если kZ > 1,6, имеет место чрезмерное насыщение зубцовой зоны; если kZ < 1,2то зубцовая зона мало использована или воздушный зазор взят слишком большим. В данном расчёте коэффициент насыщения зубцовой зоны входит в диапазон рекомендуемых значений. 2.4.5 Магнитное напряжение ярма статора. Предварительно найдём длину средней магнитной силовой линии в ярме [c.394, формула 9.119]: м, Индукция в ярме статора [c.394, формула 9.117]: Тл, Напряжённость поля ярма статора при индукции [c.697 табл. Приложение 1,6] Ва = 1,45 Тл, Ha = 450 A/м, тогда магнитное напряжение: А. Магнитное напряжение ярма ротора. Рассчитаем длину ярма ротора [c.395, формула 9.126]: м, Предварительно определим длину средней магнитной силовой линии в ярме ротора [c.395, формула 9.127]: м, В двигателях с непосредственной посадкой сердечника ротора на вал часть силовых магнитных линий замыкаются через вал, поэтому расчетную высоту ярма ротора, м, определяют [c.395]: , Индукция в ярме ротора [c.395, формула 9.122]: Тл, Напряжённость поля ярма ротора при индукции Вj = 1,33 Тл [c.697 табл. П 1.6] Hj = 341 A /м, тогда магнитное напряжение: 2.4.6 Магнитное напряжение на пару полюсов [c.396, формула 9.128]: А. 2.4.7 Коэффициент насыщения магнитной цепи [c.9.129, формула 9.129]: , Данное значение попадает в допустимые пределы = [1,1-1,3]. Намагничивающий ток [c.396, формула 9.130]: А, Выразим намагничивающий ток в долях номинального тока двигателя [c.396, формула 9.131]: , Относительное значение Im* служит определенным критерием правильности произведенного выбора и расчета размеров и обмотки двигателя. Так, если при Im* < 0,20 ¸ 0,18, то это свидетельствует о том, что размеры машины выбраны завышенными и активные материалы недоиспользованы. Такой двигатель может иметь высокие КПД и cosj, но плохие показатели расхода материалов на единицу мощности, большую массу и габариты. Если же в аналогичном двигателе Im* > 0,30 ¸ 0,35, то это означает, что либо его габариты взяты меньшими, чем следовало, либо неправильно выбраны размерные соотношения участков магнитопровода. Двигатель будет иметь низкие КПД и cosj. В нашем случае значение Im* вошло в рекомендуемые пределы , это значит что размеры машины выбраны рационально. Параметры рабочего режима Параметрами асинхронной машины называют активные и индуктивные сопротивления обмоток статора r1, x1, ротора или приведенные к числу витков обмотки статора сопротивления ротора r2’, x2’, сопротивление взаимной индуктивности x12 и расчетное сопротивление r12, введением которого учитывают влияние потерь в стали статора на характеристики двигателя. Рисунок – 4. Схемы замещения фаз обмотки асинхронной машины
2.5.2 Определим среднюю ширину катушки [c.399, формула 9.138]: м, Длинна вылета лобовой части катушки [c.398, формула 9.137]: , где kвыл - коэффициент, зависит от числа полюсов [c.399, таблица 9.23], для не изолированных лентой лобовых частей примем при 2р = 2, kвыл = 0,26; В – длина вылета прямолинейной части катушек из паза [с. 399]: В = 0,01 – для всыпной обмотки, тогда: м, Длинна пазовой части равна конструктивной длине сердечников машины: lП = lδ = 0,139 м, Длинна лобовой части всыпной обмотки [с.398, формула 9.136]: , где kл - коэффициент, зависит от числа полюсов [с.399, табл. 9.23], для изолированных лентой лобовых частей kл = 1,4 м, Средняя длинна витка [с.398, формула 9.135]: м, Общая длинна проводников фазы обмотки [с.398, формула 9.134]: м, 2.5.3 Активное сопротивление обмотки статора [с.397, формула 9.132]: Ом, где ρ115 = 10-6 / 41 Ом ·м - удельное сопротивление меди при температуре плюс 115 0С; коэффициент увеличения активного сопротивления фазы обмотки от действия эффекта вытеснения тока, kR = 1, так как в проводниках обмотки статора асинхронных машин эффект вытеснения тока проявляется незначительно из-за малых размеров элементарных проводников [с. 398]. Относительное значение активного сопротивления обмотки статора [c.411]: Ом, Относительные значения активного сопротивления обмотки статора находятся в пределах , [1,с.411]. По учебному пособию «Асинхронные двигатели серии 4А: справочник» / А. Э. Кравчик и др., М: Энергоатомиздат, 1982 – 504 с.,[2,с.53] после выбора аналога, а именно, для нашей машины, двигатель 4А112L2У3, его значение . Так как расхождение с аналогом не превышает 5%, то при дальнейшем расчете будем сравнивать полученные значения с этим двигателем. 2.5.4 Сопротивление стержня обмотки ротора [с.406, формула 9.169]: Ом, где ρ115 = 10-6 / 21,5 Ом ·м - удельное сопротивление литой алюминиевой обмотки ротора при температуре плюс 115 0С, класс изоляции F. Сопротивление участка замыкающего кольца, заключённого между двумя соседними стержнями [с.406, формула 9.170]: Ом, 2.5.5 Активное сопротивление фазы обмотки ротора [с.406, формула 9.168]: Ом, Для дальнейших расчётов полученное сопротивление фазы обмотки ротора к числу витков обмотки статора [с.406, формулы 9.172, 9.173]: Ом, Относительное значение [c.411]: . Данное значение входит в требуемые пределы . Можно с уверенностью утверждать, что расчет произведен правильно.
2.5.6 Коэффициенты магнитной проводимости. Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния [с.403, табл. 9.26]: , Проводники закрыты пазовой крышкой; , . Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния [c.403, формула 9.159]: , Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния [c.403, формула 9.160]: , где ξ – коэффициент, зависящий от числа q, укорочения шага обмотки и размерных соотношений зубцовых зон и воздушного зазора. [c.404, формула 9.161]: , пазы без скоса βск = 0, k’ск = 1,35,[c.405, рис. 9.51],зависит от tz1/tz2 тогда: , 2.5.7 Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора [c.407, формула 9.174]: , Ом. Относительное значение индуктивного сопротивления фазы обмотки статора [c.205]: . Относительные значения одних и тех же параметров схемы замещения различных асинхронных двигателей незначительно отличаются друг от друга. Относительные значения индуктивного сопротивления обмотки ротора находятся в пределах =0,08-…-0,14, [1,с.411]. Следовательно, полученное значение входит в рекомендуемые пределы. 2.5.8 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния ротора [c.408, табл. 9.27]: , Где м, , Коэффициент магнитной проводимости лобового рассеяния [c.409, формула 9.178]: , , Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки, короткозамкнутого ротора [c.409, формула 9.180]: , где ξ – коэффициент, зависящий от числа q, укорочения шага обмотки и размерных соотношений зубцовых зон и воздушного зазора. [c.409, формула 9.181]: , ΔZ =0,02. 2.5.9 Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора [c.407, формула 9.177]: Приводим X2 к числу витков статора [c.409, формула 9.183]: Ом, Относительное значение[c.411]: . Для удобства сопоставления параметров отдельных машин и упрощения расчёта характеристик параметры асинхронных машин выражают в относительных единицах, принимая за базисные значения номинальное фазное напряжение и номинальный фазный ток. Относительные значения одних и тех же параметров схемы замещения различных асинхронных двигателей незначительно отличаются друг от друга. Относительные значения индуктивного сопротивления обмотки статора находятся в пределах . Следовательно, полученное значение входит в рекомендуемые пределы.
Расчёт потерь
2.6.1 Основные потери в стали статора асинхронной машины [c.412, формула 9.187]: , где p0 / 50 - удельные потери при индукции 1 Тл и частоте перемагничивания 50 Гц [c.412, табл. 9.28]: p0 / 50 = 2.5 Вт / кг; β – показатель степени, учитывающий зависимость потерь в стали от частоты перемагничивания, для большинства сталей β =1,3… 1.5; β =1.5 kда и kдz – коэффициенты, учитывающие влияние на потери в стали неравномерности распределения потока по сечениям участков магнитопровода и технологических факторов kда = 1,6, kдz = 1,8, та, mZ1 - масса стали ярма и зубцов статора [c.412, формулы 9.188, 9.189]: , , где γс – удельная масса стали; в расчётах принимают γс = 7,8·103 кг / м3 [с.349 ], , кг, кг, тогда: Вт. 2.6.2. Добавочные потери в стали (добавочные потери холостого хода) подразделяются на поверхностные (потери в поверхностном слое кромок зубцов статора и ротора от пульсаций индукции в воздушном зазоре) и пульсационные потери в стали зубцов (от пульсации индукции в зубцах). Для нахождения поверхностных потерь прежде находят амплитуду пульсаций индукции в воздушном зазоре над коронками зубцов ротора [c.413, формула 9.190]: , где β02 = (bш / δ)=7,8; β02 =0.38 [с.413, рисунок 9.53], Поверхностные потери в роторе [с.413, формула 9.193]: , где pпов2 - удельные поверхностные потери, т.е. потери, в поверхностном слое коронок зубцов ротора [с.413, формула 9.192]: , где k02 - коэффициент, учитывающий влияние обработки поверхности головок зубцов ротора на удельные потери[с.413], k02 =1,4; тогда: Вт. 2.6.3 Для определения пульсационных потерь необходимо определить массу ротора [с.414, формула 9.201]: кг, а также амплитуду пульсаций индукции в среднем сечении зубцов [с.413, формула 9.196]: Тл, тогда пульсационные потери в зубцах ротора [с.414, формула 9.200]: Вт. 2.6.4 Сумма добавочных потерь в стали [с.415, формула 9.202]: Вт. 2.6.5 Полные потери в стали [с.415, формула 9.203]: Вт. 2.6.6 Механические потери [с.416, формула 9.210]: Вт, где KТ - коэффициент трения, учитывающий конструкцию, скорость вращения, число пар полюсов, мощность двигателя; для двигателей с2·p = 2равен KТ =1,0465 [с. 416]Добавочные потери при номинальном режиме [с.417]: Вт. 2.6.7 Для определения тока холостого хода двигателя принимают, что потери на трение и вентиляцию и потери в стали при холостом ходе такие же, как и при номинальном режиме. При этом условии активная составляющая тока холостого хода: [с.417, формула 9.218]: , где Pэ1.х.х – электрические потери в статоре при холостом ходе [с.417, формула 9.219]: Вт, тогд
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|