Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятость как экономическая категория и объект комплексного исследования




ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Развитие рыночных отношений в Российской Федерации сопровождается серьезными изменениями во всех сферах общественной жизни, в том числе – занятости населения.

Занятость - система социально-экономических отношений по поводу совместного участия людей в процессе производства материальных и духовных благ с целью получения трудового дохода. Ее современное состояние как один из важнейших критериев национального благополучия, эффективности и привлекательности реализуемой модели экономического развития свидетельствует о неоднозначности и противоречивости результатов преобразования экономических отношений. Изменение приоритетов экономической политики привело к формированию свободных ресурсов труда и возникновению дефицита рабочих мест. Наиболее актуальными аспектами проблемы занятости в России и ее регионах остаются: сохранение неопределенности статуса занятого и незанятого населения, использование нецивилизованных формы занятости, включая неформальную занятость в теневом секторе экономики и скрытую безработицу, чрезмерная дифференциация уровней занятости по регионам, деформация отраслевой и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы и ее низкая территориальная мобильность.

Кардинальные преобразования системы экономических отношений, предопределив ломку старых и возникновение новых хозяйственных структур и связей, изменили тем самым социально-экономическое положение и интересы практически всех групп населения, и в первую очередь молодежи, трансформировав ее социально-экономическое положение, статус и роль в сфере занятости. Представляя собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп и главный источник формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния которого во многом зависит успешность рыночных реформ, молодежь в силу своих социально-психологических характеристик остается одной из наименее конкурентоспособных групп на рынке труда.

Процессы, происходящие в сфере занятости, не только представляют собой результат экономических и социальных преобразований, но являются одновременно и мощными факторами, определяющими динамику и направление дальнейших реформ. Именно поэтому сегодня, на современном этапе развития рыночных отношений в нашей стране, представляется особенно важным переосмысление проблемы занятости для определения целей и направлений ее регулирования.

Существование занятости как общественного и массового явления, проявляющегося на различных уровнях - от внутрифирменного до государственного и международного, - предполагает территориальную определенность и свидетельствует об актуальности его изучения не только в рамках национального хозяйства, но и на региональном уровне, воспроизводящем специфическую внешнюю и внутреннюю среду. Уточнение представлений о занятости молодежи, включая региональные составляющие ее конкурентоспособности, особенности профессионального самоопределения и специфику ее безработицы, нацелено на преодоление существующего порога неопределенности в развитии изучаемых процессов.

Настоящее учебное пособие посвящено решению следующих задач:

· сформировать представление о занятости как экономической категории и объекте комплексного исследования;

· уточнить понятие и структуру видов и форм занятости;

· выявить особенности формирования занятости населения на региональном уровне;

· уточнить понятие, типологию, причины и последствия безработицы;

· рассмотреть содержание и принципы реализации социальных гарантий и компенсаций безработным и незанятым гражданам

· проанализировать принципы государственной политики занятости и направления взаимодействия работодателей и службы занятости по трудоустройству безработных и незанятых граждан

В пособии освещены теоретико-методические концепции, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов, социологов, демографов, посвященных проблемам занятости и безработицы как важнейших индикаторов состояния рынка труда. Информационной базой послужили законы и другие нормативные акты Российской Федерации; данные Федеральной государственной службы занятости населения и УФГСЗН по Воронежской области.

Пособие рекомендуется студентам, обучающимся по направлениям: 080100 «Экономика» (уровень образования: магистр), 080500 «Менеджмент» (уровень образования: магистр) для использования при изучении курса «Занятость населения и рынок труда».

 

 


ЗАНЯТОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Занятость, как одна из важнейших социально-экономических сторон жизни на любом этапе развития общественного производства отражает взаимосвязь между людьми и степенью их участия в общественно-полезной деятельности и характеризует использование труда в качестве фактора в производстве товара или услуги. Представляя собой объективную реальность, занятость обладает специфической природой, свойствами и исторически определенными формами проявления, что позволяет выделить ее как предмет познания, а значит, как объект разностороннего исследования.

Наличие объекта исследования - пассивной составляющей процесса познания предполагает наличие его субъекта - активно действующей составляющей, познающей объект с целью проверки истинности понятий и суждений о нем и воздействующей определенным образом на него с целью его преобразования. Отличительной особенностью исследования занятости выступает совпадение центрального звена его объекта – человека, занятого общественно-полезной деятельностью, и субъекта – человека, активно познающего общественно-полезную деятельность - свою и окружающих членов общества.

Состояние занятости в Российской Федерации как своеобразного индикатора, по которому можно в числе прочих судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения, свидетельствует о противоречивости результатов преобразований, происходящих в сфере социально-трудовых отношений. На современном этапе развития рыночных отношений происходят глобальные изменения во всех сферах экономики. Под их влиянием возникают и новые явления в сфере занятости, требующие своевременного осмысления с целью установления контроля над ними и формирования адекватной эффективной государственной политики в их отношении. Рыночные реформы недостаточно активно воздействовали на сферу занятости, в результате чего она во многом сохранила нерыночные черты: трудоизбыточность в форме скрытой безработицы и нерациональное использование трудового потенциала в сочетании с искусственным занижением цены рабочей силы.

В то же время изменение приоритетов экономической политики в условиях спада производства и нарушения сложившихся хозяйственных связей привело от чрезмерного вовлечения трудоспособного населения в народное хозяйство к возникновению проблемы дефицита рабочих мест для желающих участвовать в общественном производстве. По данным Госкомстата России, с проблемой безработицы в конце ХХ века столкнулся каждый седьмой россиянин и каждый десятый житель Воронежской области. Однако регистрируемая безработица – далеко не единственная проблема занятости в условиях рыночных отношений. Актуальнейшими на сегодняшний день аспектами проблемы занятости в России и ее регионах остаются:

· деформация отраслевой и профессионально-квалификационной структуры персонала, сопровождающаяся сокращением потребности в инженерно-технических специалистах и численности занятых в производственной сфере, науке и наукоемких отраслях промышленности;

· распространение нецивилизованных форм занятости, сопровождающееся расширением неформальной занятости в теневом и криминальном секторах экономики.

Процессы, происходящие в сфере занятости, не только представляют собой результат экономических и социальных преобразований, но являются одновременно и мощными факторами, определяющими динамику и направление дальнейших реформ. Именно поэтому сегодня, на этапе трансформации социально-экономических отношений в нашей стране, представляется особенно важным и своевременным переосмысление проблемы занятости для определения целей и направлений ее регулирования. Необходимость уточнения и конкретизации категории занятости в условиях развития рыночных отношений предопределяет актуальность анализа известных подходов к ее определению и типологии.

Многомерность и разноплановость категории «занятость» ввиду ее сложности, многообразия свойств и проявлений обуславливает ее комплексность, а значит, возможность и необходимость всестороннего использования междисциплинарного подхода к ее изучению.

Историческая обусловленность содержания занятости и ее характеристик предполагает необходимость использования в процессе познания ее сущности, как совокупности устойчивых закономерных связей, отношений, внутренних законов и тенденций, системного подхода, позволяющего рассматривать объект с точки зрения закономерностей его становления и развития, в его взаимосвязи с причинами и следствиями.

Познание сущности объекта предполагает выявление основополагающих его свойств – взаимосвязанных между собой качественных и количественных определенностей, причем глубокое познание первых в качестве первичных и основополагающих характеристик, фиксируемых в эмпирическом познании, является необходимым условием и исходным моментом познания вторых, отражающих преимущественно пространственно-временные характеристики объекта.

Исходным моментом исследования занятости является население как субъект процесса общественного производства и субъект занятости, под которым в экономической теории понимается исторически сложившаяся и непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства непосредственной жизни совокупность людей, проживающая на определенной территории. Соединяясь в демографические когорты, выделяясь поколениями и ограничиваясь границами проживания на данной территории, население страны находится под влиянием колебаний режимов естественного и механического движения и является основой формирования трудового потенциала.

Первопричиной выделения населения как совокупности людей из окружающей природы является наличие у них специфических свойств, присущих лишь им, с одной стороны, предопределяющих возможность участия в процессе труда как активной целенаправленной деятельности по преобразованию природы, а с другой – являющихся результатом такой деятельности. Ловкость и мускульная энергия, направляемые волей и умом человека, совокупность физических и духовных качеств формируют трудоспособност ь – необходимую предпосылку и потенциальную возможность трудовой деятельности, в процессе которой складывается занятость, и основополагающий критерий отнесения части населения, обладающей указанной совокупностью качеств, к трудовым ресурсам.

В принятом смысле трудоспособность человека ограничена возрастом, который имеет нижний и верхний пределы. Границы трудоспособного возраста устанавливаются действующим законодательством и в разных странах имеют различные значения. Регламентация пределов трудоспособного возраста зависит от уровня развития производительных сил, социально- экономического положения, демографической ситуации, состояния здоровья нации и т.д. Однако общая численность трудоспособного населения не совпадает с численностью трудоспособного населения в трудоспособном возрасте по двум причинам:

во-первых, не все граждане трудоспособного возраста по состоянию здоровья и иным причинам являются трудоспособными;

во-вторых, определенная численность граждан, чей возраст выходит за рамки законодательно установленного трудоспособного, сохраняют трудоспособность.

Трудоспособность качественно неоднородна. В этой связи важно различать общую и профессиональную трудоспособность. Первая предполагает наличие у человека физических, психофизиологических, половозрастных и других характеристик, определяющих способность к труду, не требующему специальной подготовки, т.е. к неквалифицированному или малоквалифицированному труду. Вторая - это способность к конкретному труду, требующая специального обучения, т.е. способность к квалифицированному труду. В условиях формирования рыночной экономики именно она приобретает все большее значение, поскольку определяет конкурентоспособность конкретного индивида в сфере занятости.

Всеобщее признание наличия трудоспособности в качестве важнейшего основополагающего критерия обособления некоторой части населения, обладающей ею, все же не предопределяет единой точки зрения на категорию «трудовые ресурсы». Впервые термин «трудовые ресурсы» введен в экономико-статистическую лексику С.Г.Струмилиным в работе «Наши трудовые ресурсы и перспективы» в 1922 году.

Различия в трактовке категории «трудовые ресурсы» проявляются прежде всего в соотнесении ее с категорией «рабочая сила». Ряд авторов отождествляет эти понятия, рассматривая рабочую силу как «используемую часть способности к труду … или как трудовые ресурсы» и прямо утверждают, что рабочая сила – это и есть трудовые ресурсы.

Однако приведенная позиция представляется спорной, поскольку фактически трудовые ресурсы и рабочая сила имеют различия, поскольку способность к труду еще не означает ее реального использования. Для того чтобы трудоспособность как человеческая сила и потенциальная способность к труду стала рабочей силой (т.е. проявленной в работе), необходимо ее реализовать в сфере занятости. Труд и занятость возникают лишь там и тогда, где и когда потенциальная способность к труду находит применение в общественном производстве и, таким образом, превращается в рабочую силу. Поэтому, на наш взгляд, можно поддержать точку зрения тех, кто отрицает полную тождественность категорий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила», рассматривая первую как более масштабную, включающую совокупность потенциальной и фактической рабочей силы.

Качественные и количественные различия между трудовыми ресурсами и рабочей силой обусловлены наличием категории населения, которая в соответствии с законодательными нормами находится в пределах границ трудоспособного возраста и может иметь занятость, но по различным объективным и субъективным причинам ее не имеет, т.е. располагая потенциальной способностью к труду в общественном производстве, ее не использует и, значит, не является рабочей силой. Указанная группа людей включает тех, кто не работает в общественном производстве и не занимается поиском работы - учащихся и студентов дневных форм обучения; лиц, ведущих домашнее хозяйство, ухаживающих за детьми и больными родственниками; отчаявшихся найти работу и прекративших ее поиск; лиц, не имеющих необходимости работать вне зависимости от источника дохода.

Существование выделенных качественных и количественных различий между категориями «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» не делает их противоположными, а предполагает их взаимосвязь и взаимозависимость, так как рабочая сила является органичной частью трудовых ресурсов, причем частью главной, определяющей. Как справедливо отмечают сторонники указанной точки зрения, трудовые ресурсы представляют собой целое, рабочая сила – часть, но такую часть, которая является основным, определяющим элементом всей совокупности.

Особая значимость рабочей силы как определяющего элемента трудовых ресурсов обусловлена тем, что способности ее носителей не просто существуют как потенциал, а предлагаются к использованию и используются целенаправленно, принося некий общественно-полезный результат, обусловленный сферой приложения труда каждого конкретного работника.

Обобщая сказанное, можно дать следующее определение: трудовые ресурсы это - трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными возможностями и способная производить материальные блага или оказывать услуги, включающая:

а) мужчин и женщин трудоспособного возраста (мужчин в возрасте 16 – 60 лет; женщин в возрасте 16 – 55 лет), за исключением неработающих инвалидов 1 и П групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях;

б) работающих в экономике страны лиц, старше и младше трудоспособного возраста.

Рабочая сила представляет собой часть трудовых ресурсов, обеспечивающую предложение к использованию в сфере общественно-полезного труда с целью производства материальных и духовных благ.

На основании международной системы классификации состав населения и трудовых ресурсов можно представить в виде схемы, показанной на рис.1.1.

 

 

 
 

 


Рис. 1.1. Структура населения и трудовых ресурсов

 

В соответствии с Основными методологическими положениями по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу занятости под экономически активным населением понимают часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг.

Данная категория включает занятых и безработных и измеряется по отношению к обследуемому периоду.

Характеристикой экономической активности служит ее уровень:

Уэа=Чэа/Чн, (1.1)

где Уэа - уровень экономической активности населения,

Чэа - численность экономически активного населения,

Чн - общая численность населения.

Экономически неактивное население - это население, которое не входит в состав рабочей силы (экономически активного населения), включая лиц младшего возраста, установленного для измерения численности экономически активного населения.

Величина экономически неактивного населения измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:

а) учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения (включая дневные аспирантуру и докторантуру);

 

б) лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также получающие пенсии по случаю потери кормильца при достижении ими пенсионного возраста;

в) лица, получающие пенсии по инвалидности (1 и 2 групп);

г) лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и т.д.;

д) лица, отчаявшиеся найти работу, т.е. прекратившие поиск работы, исчерпавшие возможности ее получения, но которые могут и готовы работать;

е) другие лица, у которых нет необходимости работать, независимо от источника дохода.

К занятым (с лексической точки зрения производное от занятия) относятся индивидуумы - носители реализованной в сфере общественно-полезного труда части совокупной рабочей силы общества.

В соответствии с трактовкой англо-русского словаря-справочника предлагается относить к занятым «лиц старше 16 лет, работающих по меньшей мере 1 час в неделю за плату или по меньшей мере 15 часов в неделю без оплаты в семейном бизнесе и не работающие только во время отпуска и во время болезни» [23, с.159]

По Закону РФ «О занятости населения в РФ» (ст. 2) занятыми считаются граждане:

· работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы

· самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов

· избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;

· военнослужащие любых родов войск и служащие в органах внутренних дел;

· трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;

· временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);

· выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда) [7].

По статусу занятости для экономически активного населения, включая безработных, принято выделять следующие пять групп:

· Наемные работники - лица, работающие по заключенному письменному контракту (договору) либо по устному соглашению с руководством предприятия об условиях трудовой деятельности, за которую они получают оговоренную при найме оплату.

· Работающие на индивидуальной основе - лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, приносящую им доход, не использующие либо использующие наемных работников только на короткий срок;

· Работодатели - лица, управляющие собственным предприятием, либо уполномоченные управлять государством, акционерным обществом, хозяйственным товариществом и т.п. Работодатель может полностью или частично делегировать свои функции наемному управляющему, оставляя за собой ответственность за благополучие предприятия;

· Неоплачиваемые работники семейных предприятий - лица, работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник;

Лица, не поддающиеся классификации по статусу занятости - это безработные, не занимавшиеся ранее трудовой деятельностью, приносившей им доход [1, с.37]

Неработавшие ранее или высвобожденные из производства по разным причинам лица из числа трудовых ресурсов составляют незанятое трудоспособное население,включающее следующие категории:

· лица, признанные в установленном порядке безработными;

· неработающие лица трудоспособного возраста, потерявшие или не имеющие статуса безработного;

· лица трудоспособного возраста, не желающие работать;

· демобилизованные из рядов РА и окончившие учебные заведения, которые не успели устроиться на работу.

Следовательно, занятые представляют собой совокупность работников, включенных в общественно-полезную деятельность и использующих свои способности в сфере общественного производства.

Занятость, представляя собой, по сути, важнейшее проявление созидательной активности человека и являясь важным сегментом социально-экономического развития общества, соединяет в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Одновременно большинство социальных, демографических, экономических явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов, влияющих на динамику процессов, происходящих в сфере занятости.

Результатом такой многоаспектности категории занятости явилось формирование разнообразных познавательных позиций.

Так, в рамках наиболее общей трактовки, занятость понимается как использование труда в качестве фактора в производстве товаров и услуг.

С другой точки зрения социально-экономическая категория занятости представляется как включенность населения в общественное производство, та или иная форма реализации совокупных способностей той или иной категории людей к трудовой деятельности», различные формы участия трудоспособной части населения в общественно-полезной деятельности.

Определение занятости как «общественно-полезной деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству и приносящей, как правило, им заработок (трудовой доход)» - трактовка, опирающаяся на Закон о занятости населения в Российской Федерации (ст.1), которую разделяет большинство авторов, в т.ч. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А., Колосова Р.П., Меликьян Г.Г. отражаетправовое и лишь отчасти - социально-экономическое содержание категории [7].

Несколько иной интерпретации придерживаются авторы Советского энциклопедического словаря и учебника по социальной статистике под редакцией Г.Н. Назарова, рассматривающие занятость как «степень участия и характер вовлечения» различных групп населения в процесс общественного производства, акцентирующие, таким образом, свое внимание на количественной стороне занятости и представляющие категорию занятости как объект исследования статистической науки.

Приведенные подходы к определению занятости, по нашему мнению, не отражают всей разносторонней сущности изучаемой категории. Поэтому, считаем правомерным, рассматривать их как варианты трактовки занятости в узком смысле, углубляющие и конкретизирующие отдельные аспекты категории.

Занятость в широком смысле - не практическая деятельность, а независимо от сознания людей объективно существующие социально-экономические отношения по поводу их объединения с целью совместного участия в общественном труде для производства потребительных стоимостей и получения трудового дохода. В этой связи, на наш взгляд, есть основание занятость - теоретическое выражение производственных отношений между людьми - считать категорией экономической.

Экономический аспект занятости выражается в возможности для работника своим трудом обеспечить себе достойное существование и способствовать росту эффективности общественного производства.

В рамках широкой трактовки категории занятости разные авторы с разной степенью четкости и полноты определяют ее как «социально-экономическое отношение по поводу приложения труда работников в различных сферах общественного хозяйства», «совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности», «систему отношений между людьми по поводу обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности» посредством «включения в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте» и т.д..

В связи с тем, что в сфере занятости в рамках конкретной территории или отрасли складывается определенный механизм согласования интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и наемной рабочей силы (продавцов последней), характеризуемый понятием «рынок труда», проблема занятости населения на начальном этапе реформирования российской экономики зачастую сводилась к проблемам становления рынка труда, безработицы, согласования спроса и предложения рабочей силы. Однако сведение воедино проблемы занятости с указанными проблемами, на наш взгляд, не совсем обоснованно и даже противоречит сущности самих категорий. В более общем смысле рынок труда является выражением конкретных систем общественной организации наемного труда в условиях товарно-денежных отношений и обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения рабочей силы. В его рамках происходит обмен способности к труду на определенное вознаграждение и весь механизм его функционирования подчинен поиску оптимальной величины этого соотношения, а занятость предполагает процесс реального потребления рабочей силы.

Исходя из сказанного, представляется очевидной неправомерность отождествления понятий «рынок труда» и «занятость». Тем более неправомерно упрощенное понимание проблемы занятости населения как проблемы безработицы (ее масштабов, форм проявления, региональных особенностей).

Занятость не сводится только к согласованию спроса и предложения рабочей силы и отсутствие безработицы не является свидетельством отсутствия проблем занятости. Такая упрощенная трактовка самой сути занятости является дискуссионной, поскольку не учитывает ее глубинные процессы, обусловленные, например, спецификой труда различных социально-демографических групп, изменением экономической активности трудового потенциала по отраслям и видам деятельности, уровню образования и социальным установкам, включая мотивацию труда.

Таким образом, занятость населения - экономическая категория, характеризующая его включенность в общественное производство, показывающая, как трудоспособные люди обеспечены рабочими местами, система экономических отношений, возникающих по поводу их участия в общественном производстве.

Выступая функциональной характеристикой трудоспособного населения, подразделяющей его на занятых и незанятых, отношения занятости отражают меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей в оплачиваемых рабочих местах, в получении определенного дохода.

Отношения занятости сложны, многообразны и отражают особенности конкретно-исторической формы организации общественного производства. Они включают:

· организацию найма и высвобождения работников;

· установление условий труда и меры его оплаты;

· порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

· территориальную и трудовую мобильность рабочей силы и т.д.

Субъектом занятости является трудоспособное население, объектом - рабочие места. Занятость существует в обществе как необходимое, постоянно воспроизводимое явление, для отдельных индивидуумов имеющее прерывный характер.

Занятость как всеобщая экономическая категория, существующая на всех ступенях экономической эволюции, выражает то общее, что свойственно историческому развитию. Определяя занятость как категорию, отражающую совокупность отношений между людьми в связи с их привлечением к общественному труду и характеризующую степень и характер реализации ими своей способности к труду, на наш взгляд, целесообразно вычленить ее социально-экономическую форму и материально-вещественное содержание.

Характеризуя материально-вещественное содержание занятости, на наш взгляд, целесообразно подчеркнуть следующее. Занятость выступает необходимым условием процесса труда и не существует вне связи с факторами производства. Она есть выражение этой связи и возникающего между ними соотношения. Пропорции, которые складываются между личным и вещественными факторами производства, представляют собой объективное соотношение, обусловленное, в первую очередь, темпами и пропорциями развития общественного производства. Изменение последних определяет изменение условий занятости и развитие ее материально-вещественного содержания.

Поскольку занятость является необходимым условием включения работника в процесс производства, осуществления самой производственной деятельности и самореализации человека как профессионала и как личности, ее сущность следует рассматривать с различных позиций: производства, потребления и разделения труда.

С позиции производства занятость выступаеткакего условие, т.к. для его осуществления необходимо соединение работника со средствами производства;

С позиции потребления - как реализованная трудоспособность, результатами которой является:

· производственное использование физических и умственных способностей человека и

· получение вознаграждения за результаты труда как источника личного потребления работника и членов его семьи и дальнейшего воспроизводства способности к труду.

С позиции разделения труда занятость характеризует включение работника в конкретную кооперацию труда на конкретном рабочем месте.

Поскольку занятость характеризует общественно-полезную деятельность трудоактивной части населения страны или отдельного региона, т.е. одну из сторон его (населения) жизни, она таким образом отражает результат его воспроизводства, предопределяет правомерность и необходимость существования демографического аспекта категории занятости.

Воспроизводство населения представляет собой необходимую предпосылку и условие существования самого труда и отношений занятости. Уровень занятости и ее особенности тесно связаны с демографической ситуацией, показателями естественного движения населения и миграционными процессами в стране. Сущностные характеристики социально-трудовой активности и условия применения труда населения различаются в связи с их специфическими особенностями, обусловленными принадлежностью к той или иной половозрастной группе: физическими параметрами, работоспособностью, степенью выносливости, подверженностью воздействию неблагоприятных факторов производственной среды, психическим складом, способностью к адаптации и трудовой мобильности, социальным и семейным положением и т.д. Наиболее существенное влияние на развитие занятости оказывают следующие структуры населения, распределенные по регионам страны: половозрастная и образовательная, профессионально-квалификационная, социальная структура. В совокупности они в значительной мере предопределяют количественный и качественный состав трудовых ресурсов, их размещение и использование, и, соответственно, общую структуру и показатели занятости в рамках страны и отдельных ее регионов.

Для совершения даже самых простых трудовых операций и реализации отношений занятости человеку недостаточно тех способностей, которыми он наделен от рождения. Эти способности совершенствуются и развиваются в процессе воспитания, обучения и непосредственно в сфере занятости в процессе их реализации. Поэтому категорию занятости можно считать не только экономической, но и социальной. Социальный аспект занятостизаключается в формировании и развитии личности. Являясь одним из важнейших макроэкономических показателей, занятость вместе с тем носит ярко выраженный социальныйхарактер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении в процессе трудовой деятельности и получении общественного признания своего труда и его результатов. Указанные потребности; престижность тех или иных профессий, сфер и видов деятельности, мест работы; мера трудового участия; заинтересованность в высокоэффективном труде и возможности достижения поставленных целей в сфере занятости формируются не только как следствие структурных сдвигов в народном хозяйстве, финансово-кредитной и распределительной политики государства. Они в значительной степени являются результатом социальной ориентации человека в обществе, развития социальной сферы, политики государства в области демографии, здравоохранения, образования и т.д. Одновременно в сфере занятости как системе социально-экономических отношений по поводу совместного участия в трудовой деятельности и распределении трудового дохода формируются специфические формы социальных связей между индивидами, качественно новые свойства, структура ценностей и жизненных потребностей личности.

Недостаточное внимание к социальной стороне проблемы, сведение проблемы лишь к количественному согласованию спроса и предложения рабочей силы зачастую мешает постичь глубинные процессы занятости. Это, в свою очередь, чревато недостатками в разработке и реализации государственной политики занятости населения различных уровней и как следствие - формировании негативных тенденций в занятости: медленное высвобождение избыточной численности работников, диспропорции отраслевой структуры занятости, недоиспользование квалификационного и интеллектуального потенциала работников, снижение заинтересованности в добросовестном высокоэффективном труде. Таким образом, социологический аспект исследования проблемы занятости населения, несомненно, является одним из важнейших этапов ее познания, представляющих необходимую информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ занятости различных групп населения, для решения социальных проблем и противоречий в сфере оплачиваемой общественно полезной деятельности.

Исследование занятости как целостной качественной определенности, на наш взгляд – лишь первая стадия получения совокупной информации о ней. Следующий шаг - измерение и оценка количественной стороны проявления объекта изучения - позволяет отличить и отделить его от других, смежных с ним, выявить не только «чувственно-конкретное» его своеобразие, но и определить скорость развития отдельных признаков во времени, длительность существования, описать пространственные величины. Данный этап по

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...