Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания 30 . Статистические данные, представленные в табличной форме

1. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Со­дер­жа­ние со­ла­ни­на в раз­лич­ных сор­тах кар­то­фе­ля» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Со­дер­жа­ние со­ла­ни­на в раз­лич­ных сор­тах кар­то­фе­ля

 

Сорт Гла­зок Мя­коть клуб­ня Ягода Ли­стья Сте­бель
Дет­ско­сель­ский   0,2 7,5 4,5  
Си­не­глаз­ка   0,1      
Чу­гун­ка   0,2 8,5 5,5 9,5
Скала   0,4 6,8 4,8 11,2
Зо­луш­ка   0,3   7,5  
Ран­няя роза   0,1   4,6 8,9

 

1) В каких ор­га­нах кар­то­фе­ля со­дер­жит­ся наи­боль­шее ко­ли­че­ство со­ла­ни­на?

2) В какой части клуб­ня со­ла­нин на­хо­дит­ся в боль­шем ко­ли­че­стве?

3) Какая био­ло­ги­че­ская при­чи­на пре­пят­ство­ва­ла рас­про­стра­не­нию кар­то­фе­ля в Рос­сии в XVIII в.?

2. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Раз­мно­же­ние рыб» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Раз­мно­же­ние рыб

 

На­зва­ние рыбы Ко­ли­че­ство ик­ри­нок, тыс. Сред­ний диа­метр ик­ри­нок, мм Сред­нее время на­ступ­ле­ния по­ло­возре­ло­сти, лет Сред­ний воз­раст рыб, вы­лов­лен­ных ры­ба­ка­ми в раз­ных водоёмах, лет
Щука обык­но­вен­ная   2,7 3–4  
Нор­веж­ская сельдь   1,3 2–7  
Трес­ка бал­тий­ская     5–9  
Сазан     5–6  
Ко­люш­ка трёхиг­лая 0,1–1 1,8    

 

1) Какой вид рыб имеет наи­боль­ший сред­ний диа­метр ик­ри­нок?

2) Пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го вида рыб ры­ба­ки вы­лав­ли­ва­ют в не­по­ло­возре­лом воз­расте?

3) По­че­му при вы­со­кой пло­до­ви­то­сти чис­лен­ность боль­шин­ства не­про­мыс­ло­вых видов остаётся от­но­си­тель­но по­сто­ян­ной?

3. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Со­от­но­ше­ние ком­по­нен­тов к общей массе де­ре­ва (в %) в 19-лет­них сос­но­вых по­сад­ках раз­ной гу­сто­ты» и зна­ни­я­ми, по­лу­чен­ны­ми на уро­ках био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Со­от­но­ше­ние ком­по­нен­тов к общей массе де­ре­ва (в %)

в 19-лет­них сос­но­вых по­сад­ках раз­ной гу­сто­ты

 

Гу­сто­та на­саж­де­ний (в де­ре­вьях на гек­тар) Ствол Хвоя Ветви
  58,9 13,2 8,9
  63,7 14,2 7,7
  66,4 10,0 6,3
  64,9 13,4 5,0
  72,8 8,7 4,9

 

1) В по­сад­ках какой гу­сто­ты био­мас­са хвои по от­но­ше­нию к про­чим ком­по­нен­там наи­выс­шая?

2) Если сло­жить по­ка­за­те­ли ком­по­нен­тов в таб­ли­це, то 100% не по­лу­чит­ся. Био­мас­са ка­ко­го ор­га­на не учте­на?

3) По­че­му ле­со­во­ды ак­тив­но за­ни­ма­ют­ся ис­кус­ствен­ным раз­ве­де­ни­ем хвой­ных лесов?

4. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Пи­ще­вая цен­ность не­ко­то­рых рыб» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Пи­ще­вая цен­ность не­ко­то­рых рыб

 

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся наи­боль­шая доля бел­ков по срав­не­нию с осталь­ны­ми ры­ба­ми?

2) Каких рыб и по­че­му Вы вклю­чи­ли бы в меню че­ло­ве­ка, ко­то­рый решил ху­деть и ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

3) У каких двух рыб наи­бо­лее сба­лан­си­ро­ван­ный со­став бел­ков и жиров?

5. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Со­сто­я­ние не­ко­то­рых жиз­нен­ных про­цес­сов у мле­ко­пи­та­ю­щих в пе­ри­од ак­тив­но­сти и во время спяч­ки» и зна­ни­я­ми из об­ла­сти био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

На­зва­ние жи­вот­но­го Пульс в ми­ну­ту Тем­пе­ра­ту­ра тела, °С % по­те­ри в весе
в пе­ри­од ак­тив­но­сти во время спяч­ки в пе­ри­од ак­тив­но­сти во время спяч­ки
Ёж     35,5 3,1 31,2
Ле­ту­чая мышь     37,5 2,6 33,5
Хомяк     38,5 4,5  
Жёлтый сус­лик     37,0 1,4  

 

1) Опус­ка­ет­ся ли тем­пе­ра­ту­ра тела жи­вот­ных ниже 0 °C во время спяч­ки?

2) Кто из пе­ре­чис­лен­ных жи­вот­ных в норме боль­ше тра­тит энер­гии в пе­ри­од их ак­тив­но­сти?

3) Кто из пе­ре­чис­лен­ных жи­вот­ных боль­ше осталь­ных те­ря­ет в весе за время спяч­ки и по­че­му?

6. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Струк­ту­ра по­сев­ных пло­ща­дей, ва­ло­вое про­из­вод­ство и уро­жай­ность ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур цен­траль­ной экс­пе­ри­мен­таль­ной базы ВНИ­ИМК», а также сво­и­ми зна­ни­я­ми от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

Таб­ли­ца 1. Струк­ту­ра по­сев­ных пло­ща­дей, ва­ло­вое про­из­вод­ство и уро­жай­ность ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур цен­траль­ной

 

 

1. Какая из куль­тур имела наи­боль­шую уро­жай­ность в 2005 году?

2. Вы­рос­ла ли в 2006 году пло­щадь под по­се­вы по срав­не­нию с 2005 годом? Ответ обос­нуй­те.

3. Как Вы счи­та­е­те, в какой год по­го­да была более бла­го­при­ят­ная? Ответ по­яс­ни­те.

 

 

7. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Струк­ту­ра по­сев­ных пло­ща­дей, ва­ло­вое про­из­вод­ство и уро­жай­ность ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур цен­траль­ной экс­пе­ри­мен­таль­ной базы ВНИ­ИМК», а также сво­и­ми зна­ни­я­ми от­веть­те на ни­же­сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

Таб­ли­ца 1. Струк­ту­ра по­сев­ных пло­ща­дей, ва­ло­вое про­из­вод­ство и уро­жай­ность ос­нов­ных сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур цен­траль­ной экс­пе­ри­мен­таль­ной базы ВНИ­ИМК.

 

 

1. Какая из куль­тур имела наи­боль­шую уро­жай­ность в 2006 году?

2. Уве­ли­чил­ся ли в 2006 году ва­ло­вый сбор по срав­не­нию с 2005 годом? Ответ обос­нуй­те.

3. Как Вы счи­та­е­те, в какой год по­го­да была более бла­го­при­ят­ная? Ответ по­яс­ни­те.

8. Од­на­ж­ды один очень до­тош­ный учёный решил пе­ре­про­ве­рить экс­пе­ри­мент

Эр­ви­на Чар­гаф­фа. Он вы­де­лил нук­ле­и­но­вую кис­ло­ту из це­ло­го ряда ор­га­низ­мов раз­ных групп и опре­де­лил со­дер­жа­ние аде­ни­на, гу­а­ни­на, ти­ми­на и ци­то­зи­на в их ге­не­ти­че­ском ма­те­ри­а­ле. Ре­зуль­та­ты он занёс в таб­ли­цу.

 

 

Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

1. Пра­ви­ло Чар­гаф­фа гла­сит, что ко­ли­че­ство остат­ков аде­ни­на равно ко­ли­че­ству остат­ков ти­ми­на в ДНК, а ко­ли­че­ство ци­то­зи­на — ко­ли­че­ству гу­а­ни­на. Под­твер­дил ли наш до­тош­ный учёный это пра­ви­ло?

2. Ка­ко­во со­дер­жа­ние гу­а­ни­на у дрож­жей и у воз­бу­ди­те­ля ту­бер­кулёза (ука­жи­те еди­ни­цы из­ме­ре­ния)?

3. Пред­ло­жи­те объ­яс­не­ние, по­че­му у ви­ру­са по­лио­ми­е­ли­та учёный не об­на­ру­жил ти­ми­на

9. Груп­па уче­ни­ков ис­сле­до­ва­ла спо­соб­ность ве­ществ из по­пу­ляр­но­го слад­ко­го на­пит­ка про­ни­кать через ча­стич­но про­ни­ца­е­мую мем­бра­ну. На­пи­ток по­ме­щал­ся в диа­лиз­ные труб­ки (труб­ки из ча­стич­но про­ни­ца­е­мо­го ма­те­ри­а­ла, ана­ло­гич­ные ис­поль­зу­е­мым в ап­па­ра­те ис­кус­ствен­ной почки). Труб­ки за­вя­зы­ва­лись с обоих кон­цов и по­ме­ща­лись в про­бир­ку с ди­стил­ли­ро­ван­ной водой. Через какое-то время не­сколь­ко ка­пель воды из про­бир­ки бра­лось для про­вер­ки её кис­лот­но­сти. Ре­зуль­та­ты уче­ни­ки за­но­си­ли в таб­ли­цу (экс­пе­ри­мент вы­пол­ня­ло 5 групп уче­ни­ков).

 

 

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

1. Какая кис­лот­ность была у воды, ко­то­рую взяли для экс­пе­ри­мен­та?

2. Как из­ме­ня­лась pH в про­бир­ке со вре­ме­нем?

3. Для чего по­на­до­би­лось де­лать 5 по­вто­ров экс­пе­ри­мен­та?

10. Бри­тан­ские учёные в те­че­ние 12 лет про­во­ди­ли ис­сле­до­ва­ние, в ко­то­ром участ­во­ва­ли 3760 мла­ден­цев, рождённых в одной из боль­ниц Лон­до­на. Со­би­ра­лись дан­ные о весе детей при рож­де­нии и дан­ные о ран­ней смерт­но­сти. Целью ис­сле­до­ва­ния было опре­де­лить, есть ли воз­дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра на массу детей при рож­де­нии. В таб­ли­це при­ве­де­ны дан­ные о весе мла­ден­цев при рож­де­нии и про­цент мла­ден­цев, умер­ших в воз­расте до 4 ме­ся­цев.

 

Изу­чи­те таб­ли­цу 1 и от­веть­те на во­про­сы:

1. Какой вес имело боль­шин­ство детей при рож­де­нии?

2. Дети ка­ко­го веса имели наи­мень­шую ран­нюю смерт­ность?

3. Как Вы счи­та­е­те, су­ще­ству­ет ли дав­ле­ние есте­ствен­но­го от­бо­ра на вес детей при рож­де­нии? Ответ по­яс­ни­те.

 

 

Таб­ли­ца 1

Вес детей при рож­де­нии и дет­ская смерт­ность

11. Су­ще­ству­ет мно­же­ство фак­то­ров, вли­я­ю­щих на эф­фек­тив­ность фо­то­син­те­за у на­зем­ных рас­те­ний. Учёные ре­ши­ли ис­сле­до­вать вли­я­ние кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа на рост про­рост­ков пше­ни­цы. Про­рост­ки рас­ти­ли при трёх раз­лич­ных кон­цен­тра­ци­ях уг­ле­кис­ло­го газа, а эф­фек­тив­ность фо­то­син­те­за (из­ме­ря­лась по ко­ли­че­ству по­гло­щен­но­го СO2) опре­де­ля­лась при раз­лич­ной ин­тен­сив­но­сти све­то­во­го по­то­ка. Ре­зуль­та­ты были за­не­се­ны в таб­ли­цу.

 

Изу­чи­те таб­ли­цу 1 и от­веть­те на во­про­сы:

1. При какой кон­цен­тра­ции СO2 фо­то­син­тез идёт наи­бо­лее эф­фек­тив­но?

2. Ка­ко­ва сила света, при ко­то­рой эф­фек­тив­ность фо­то­син­те­за при 500 ча­стей/мил­ли­он пе­ре­стаёт расти?

3. Объ­яс­ни­те, по­че­му при кон­цен­тра­ции СO2 280 ча­стей/мил­ли­он эф­фек­тив­ность фо­то­син­те­за не за­ви­сит от силы света?

Вни­ма­ние! Не за­бы­вай­те ука­зы­вать раз­мер­ность ве­ли­чин при от­ве­те на во­про­сы!

 

 

Таб­ли­ца 1

Ко­ли­че­ство по­гло­щен­но­го СO2 (в мкл/мин) при раз­ной кон­цен­тра­ции

12. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Ды­ха­тель­ная по­верх­ность жабр у рыб» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те, на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

 

Виды рыб Масса, г Ды­ха­тель­ная по­верх­ность жабр, см2
се­реб­ря­ный ка­рась 10,0 16,96
кам­ба­ла 135,0 889,00
окунь 73,0 1173,8

 

1) Какая связь су­ще­ству­ет между об­ра­зом жизни рыбы и ды­ха­тель­ной по­верх­но­стью её жабр?

2) У какой из рыб от­но­ше­ние ды­ха­тель­ной по­верх­но­сти к массе тела боль­ше?

3) Чем объ­яс­ня­ет­ся то, что у кам­ба­лы мень­шая пло­щадь по­верх­но­сти жабр, чем у окуня, хотя масса кам­ба­лы боль­ше?

13. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Число устьиц на 1 мм2 листа» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

 

 

1) Для чего нужны устьи­ца рас­те­ни­ям?

2) У каких рас­те­ний число устьиц на обеих по­верх­но­стях при­мер­но оди­на­ко­во и чем это можно объ­яс­нить?

3) На какой сто­ро­не листа рас­по­ло­же­ны устьи­ца у кув­шин­ки и по­че­му?

14. Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу, в ко­то­рой отражён эко­ло­ги­че­ский след (Ко­ли­че­ство гек­та­ров Земли, не­об­хо­ди­мое для под­дер­жа­ние жизни од­но­го че­ло­ве­ка. Эта ве­ли­чи­на вклю­ча­ет тер­ри­то­рию и ак­ва­то­рию, не­об­хо­ди­мую для про­из­вод­ства про­дук­тов пи­та­ния, то­ва­ров, энер­гии). Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

 

 

 

1) Оце­ни­те де­фи­цит земли в Рос­сии.

2) Чем объ­яс­ня­ет­ся де­фи­цит земли в Рос­сии?

3) Чем объ­яс­нят­ся де­фи­цит земли в Япо­нии?

15. По дан­ным де­пар­та­мен­та здра­во­охра­не­ния мно­гие за­бо­ле­ва­ния, в том числе рак лёгких и гор­та­ни, эм­фи­зе­ма лег­ких и ише­ми­че­ская бо­лезнь серд­ца свя­за­ны с ку­ре­ни­ем. В таб­ли­це пред­став­ле­ны дан­ные, от­ра­жа­ю­щие эту за­ви­си­мость в про­цен­тах от числа об­сле­до­ван­ных людей. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

 

 

1) Какое за­бо­ле­ва­ние пред­став­ля­ет наи­боль­ший риск, как для не­ку­ря­щих, так и для ку­ря­щих людей?

2) Не­ко­то­рые за­бо­ле­ва­ния воз­ни­ка­ют у людей, ра­бо­та­ю­щих в за­грязнённой среде. Какие ор­га­ны в боль­шей сте­пе­ни под­вер­же­ны риску за­бо­ле­ва­ния у ку­риль­щи­ков?

3) Какой из ор­га­нов по дан­ным таб­ли­цы стра­да­ет от рака в боль­шей сте­пе­ни в ре­зуль­та­те ку­ре­ния?

16. В таб­ли­це от­ра­же­ны дан­ные из­ме­не­ния сухой массы на­се­ко­мых(в мил­ли­грам­мах) в те­че­ние года в эко­си­сте­ме ку­стар­ни­ков в Ар­ген­ти­не. Эти же дан­ные от­ра­же­ны на гра­фи­ке. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

1. С ка­ки­ми про­цес­са­ми свя­за­ны ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти на­се­ко­мых?

2. На какие ме­ся­цы при­хо­дят­ся пики раз­мно­жения на­се­ко­мых?

3. Объ­яс­ни­те, по­че­му имен­но так, как от­ра­же­но в таб­ли­це и на гра­фи­ке, ко­леб­лет­ся био­масса на­се­ко­мых.

 

 

17. Ниже при­ве­де­на таб­ли­ца, от­ра­жа­ю­щая со­дер­жа­ние ви­та­ми­нов в не­ко­то­рых пло­до­вых соках (по дан­ным По­пу­ляр­ной ме­ди­цин­ской эн­цик­ло­пе­дии). В ниж­ней стро­ке по­ка­за­на сред­няя су­точ­ная по­треб­ность в этих ве­ще­ствах (в мг). Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

 

 

1) Ста­кан (200 мл) ка­ко­го сока до­ста­точ­но вы­пить в день, чтобы удо­вле­тво­рить су­точ­ную по­треб­ность в ви­та­ми­нах А и В1 од­но­вре­мен­но?

2) Какие соки наи­бо­лее по­лез­ны при по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры, за­бо­ле­ва­нии дёсен?

3) Правы ли те, кто ре­ко­мен­ду­ет, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объ­яс­ни­те.

18. Учёные ис­сле­до­ва­ли массу пчёл из раз­ных рай­о­нов. Их ин­те­ре­со­ва­ли раз­ли­чия в массе лет­не­го и осен­не­го по­ко­ле­ния пчёл, а также ха­рак­тер из­ме­не­ния этого по­ка­за­те­ля в за­ви­си­мо­сти от места про­ис­хож­де­ния. По­ка­за­тель сырой и сухой массы пчёл го­во­рит о сте­пе­ни фи­зио­ло­ги­че­ской под­го­тов­ки пчёл к раз­ным се­зо­нам, на­кап­ли­ва­нию энер­гии, от­сут­ствии или на­ли­чии у на­се­ко­мых за­бо­ты о вы­ра­щи­ва­нии ра­бо­чих пчёл в улье и т. д.

Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

1) Как из­ме­ня­ет­ся масса пчёл от лета к осени?

2) На сколь­ко про­цен­тов из­ме­ни­лась сырая масса пчёл Ус­су­рий­ска?

При­мер расчёта сырой мас­сы д­ля пчёл Ря­зан­ской об­ла­сти: 78,6:69,6 ≈ 1,1293... Ответ: 12,9%.

3) Какая масса пчёл Ус­су­рий­ска на­кап­ли­ва­ет­ся боль­ше — сухая или сырая (в %)?

4) У каких пчёл сухая масса тела осе­нью боль­ше — у се­вер­ных или южных?

 

19. В таб­ли­це от­ра­же­ны дан­ные по ми­ро­во­му улову рыбы с 1950 по 1980 г. Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы. В какие годы был наи­бо­лее успеш­ный улов? На­зо­ви­те воз­мож­ные при­чи­ны уве­ли­че­ния улова. Какой про­гно­з можно было сде­лать по дан­ной таб­ли­це? Оправ­дал­ся ли он?

20. Уча­щи­е­ся одной из школ оце­ни­ва­ли спо­соб­ность школь­ни­ков 6,7 — 10 клас­сов по­ни­мать и при­об­щать­ся к пе­ре­жи­ва­ни­ям дру­го­го че­ло­ве­ка. Эта спо­соб­ность на­зы­ва­ет­ся эм­па­ти­ей. В таб­ли­це пред­став­ле­ны ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния. Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

По­яс­не­ния:

1 уро­вень — пол­ное не­по­ни­ма­ние пе­ре­жи­ва­ний дру­го­го че­ло­ве­ка

2 уро­вень — ино­гда по­ни­ма­ет пе­ре­жи­ва­ния дру­го­го че­ло­ве­ка

3 уро­вень — спо­со­бен со­пе­ре­жи­вать, хо­ро­шо по­ни­ма­ет чув­ства дру­го­го че­ло­ве­ка

% от­ра­жа­ет кол-во уча­щих­ся (в %) с дан­ным уров­нем раз­ви­тия эм­па­тии

От­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) Су­ще­ству­ет ли связь между воз­рас­том и уров­нем эм­па­тии. Под­твер­ди­те ответ дан­ны­ми таб­ли­цы.

2) Су­ще­ству­ет ли связь между полом и уров­нем эм­па­тии. Под­твер­ди­те ответ дан­ны­ми таб­ли­цы.

3) Уча­щи­е­ся ка­ко­го клас­са об­ла­да­ют наи­мень­шим уров­нем эм­па­тии? Маль­чи­ки или де­воч­ки?

21. Учёные вы­яс­ни­ли сте­пень ак­тив­но­сти дей­ствия ами­ла­зы на крах­мал в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры. В 4 про­бир­ки на­ли­ли по 5 мл 5% рас­тво­ра крах­ма­ла. Через 10 минут в каж­дую про­бир­ку ка­па­ют по 0,5 мл раз­бав­лен­ной слюны и до­бав­ля­ют по 2 капли йода.

От­веть­те на во­про­сы:

1) Какой вывод можно сде­лать об ак­тив­но­сти воз­дей­ствия ами­ла­зы на крах­мал в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры?

2) О чём го­во­ри­ло ис­сле­до­ва­те­лям ис­чез­но­ве­ние окрас­ки рас­тво­ра?

3) От ка­ко­го ещё фак­то­ра может за­ви­сеть ак­тив­ность фер­мен­тов в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка?

22. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Ды­ха­тель­ная по­верх­ность жабр у рыб» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) К ка­ко­му клас­су от­но­сят­ся пе­ре­чис­лен­ные в таб­ли­це виды рыб?

2) Для чего нужны жа­бер­ные ле­пест­ки в жаб­рах?

3) Чем объ­яс­ня­ет­ся то, что у кам­ба­лы мень­шая по­верх­ность жабр, чем у окуня, хотя масса кам­ба­лы боль­ше?

23. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Число устьиц на 1 〖мм〗^2 листа» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) Зачем нужны устьи­ца рас­те­ни­ям?

2) У каких рас­те­ний число устьиц на обеих по­верх­но­стях при­мер­но оди­на­ко­во и чем это можно обяс­нить?

3) По­че­му у кув­шин­ки устьи­ца рас­по­ло­же­ны на одной сто­ро­не?

24. Про­ана­ли­зи­руй­те дан­ный таб­ли­цы: «За­ви­си­мость между чис­лом ин­фу­зо­рий в же­луд­ке ба­ра­на и сро­ка­ми его го­ло­да­ния». От­веть­те на во­про­сы к таб­ли­це.

1) Как за­ви­сит число ин­фу­зо­рий в же­луд­ке ба­ра­на от сро­ков го­ло­да­ния?

2) По­че­му из­ме­ня­ет­ся ко­ли­че­ство ин­фу­зо­рий за 4 дня го­ло­да­ния?

3) Зачем нужны ин­фу­зо­рии и бак­те­рии жвач­но­му жи­вот­но­му?

 

 

25. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Раз­ви­тие и био­ло­гия на­се­ко­мых-вре­ди­те­лей» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Какие из на­зван­ных на­се­ко­мых раз­ви­ва­ют­ся с не­пол­ным пре­вра­ще­ни­ем?

2) В какой ста­дии раз­ви­тия на­но­сят вред рас­те­ни­ям ка­пуст­ная бе­лян­ка и ози­мая совка?

3) Ка­ки­ми ча­стя­ми рас­те­ния пи­та­ет­ся ка­пуст­ная бе­лян­ка?

26. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Вли­я­ние рас­пы­ле­ния уг­ле­кис­ло­го газа на уро­жай рас­те­ний» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Какое из рас­те­ний дало самый боль­шой при­рост уро­жая?

2) Как про­ни­ка­ет уг­ле­кис­лый газ в рас­те­ния?

3) По­че­му при рас­пы­ле­нии уг­ле­кис­ло­го газа по­вы­ша­ет­ся уро­жай рас­те­ний?

27. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Рас­ход энер­гии у взрос­ло­го че­ло­ве­ка, при сред­ней тем­пе­ра­ту­ре и влаж­но­сти по­верх­но­сти окру­жа­ю­щей среды и обыч­ных на­груз­ках» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) В каких усло­ви­ях от­да­ча тепла про­ис­хо­дит в ос­нов­ном за счёт ис­па­ре­ния?

2) А какой про­цесс тра­тить­ся боль­ше всего энер­гии?

3) По­че­му в по­хо­дах не ре­ко­мен­ду­ет­ся спать на земле без ков­ри­ка или под­стил­ки из травы или хвои?

28. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Кис­лот­ность соков и сек­ре­тов в пи­ще­ва­ри­тель­ном трак­те че­ло­ве­ка» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) В каком от­де­ле пи­ще­ва­ри­тель­но­го трак­та сама щёлоч­ная среда?

2) По каким при­чи­нам pH пи­ще­во­да при из­жо­ге резко по­ни­жа­ет­ся?

3) Какая среда су­ще­ству­ет в пу­стом (на­то­щак) же­луд­ке? По­че­му го­ло­дать вред­но?

29. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Ра­бо­та серд­ца тре­ни­ро­ван­но­го и не­тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

У ка­ко­го из людей боль­ше из­ме­нят­ся ча­сто­та сер­деч­ных со­кра­ще­ний при на­груз­ке?

На сколь­ко 〖см〗^3 ме­ня­ет­ся ми­нут­ный объём крови за 1 со­кра­ще­ние у тре­ни­ро­ван­но­го и не­тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка?

За счёт чего серд­це тре­ни­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка ра­бо­та­ет более эко­ном­но?

30. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Ко­ли­че­ство эрит­ро­ци­тов в крови че­ло­ве­ка в за­ви­си­мо­сти от вы­со­ты мест­но­сти над уров­нем моря» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) Как из­ме­ня­ет­ся ко­ли­че­ство эрит­ро­ци­тов по мере уве­ли­че­ния вы­со­ты мест­но­сти?

2) При каком пе­ре­па­де высот ко­ли­че­ство эрит­ро­ци­тов воз­рос­ло боль­ше всего?

3) С чем свя­за­но из­ме­не­ние ко­ли­че­ства эрит­ро­ци­тов в крови жи­те­лей вы­со­ко­го­рья?

31. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Срав­ни­тель­ные раз­ме­ры эрит­ро­ци­тов че­ло­ве­ка и дру­гих жи­вот­ных» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) У кого из пред­ста­ви­те­лей мле­ко­пи­та­ю­щих самая боль­шая пло­щадь по­верх­но­сти эрит­ро­ци­та?

2) По­че­му у ля­гуш­ки эрит­ро­ци­ты боль­ше по раз­ме­рам и пло­ща­ди по­верх­но­сти, чем у мле­ко­пи­та­ю­щих?

3) Что об­ще­го у эрит­ро­ци­тов мле­ко­пи­та­ю­щих жи­вот­ных?

32. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Со­сто­я­ние Пищёвая цен­ность раз­ных рыб» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся боль­ше бел­ков, чем у осталь­ных рыб?

2) Каких рыб вы бы вклю­чи­ли в меню че­ло­ве­ка, ко­то­рый решил ху­деть ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

3) Какая рыба наи­бо­лее вред­на для ху­де­ю­ще­го че­ло­ве­ка?

33. Мо­ло­дой учёный изу­чал ответ тли (Aphididae) на раз­лич­ные длины волны света. Эти на­се­ко­мые раз­мно­жа­ют­ся пар­те­но­ге­не­зом. Они могут да­вать кры­ла­тое или бес­кры­лое потом­ство, в за­ви­си­мо­сти от мно­гих усло­вий окру­жа­ю­щей среды, таких как тем­пе­ра­ту­ра, влаж­ность, длина све­то­во­го дня, ин­тен­сив­ность света, ко­ли­че­ство пищи, ка­че­ство и длина волны света. В дан­ном экс­пе­ри­мен­те тлей вы­ра­щи­ва­ли на рас­те­ни­ях на­стур­ции, ко­то­рые осве­ща­ли све­том, про­пу­щен­ным через крас­ный, жёлтый, синий или серый (ис­поль­зо­вал­ся как кон­троль) све­то­фильтр. В таб­ли­це при­ве­де­но ко­ли­че­ство кры­ла­тых тлей в про­цен­тах по дням на­блю­де­ния.

 

 

Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы:

1. При каком свете число кры­ла­тых тлей было наи­боль­шим?

2. Опи­ши­те ди­на­ми­ку ко­ли­че­ства кры­ла­тых тлей по не­де­лям.

3. Опи­ши­те вли­я­ние крас­но­го света на раз­ви­тие кры­льев у тлей.

34. Мо­ло­дой учёный изу­чал ответ тли (Aphididae) на раз­лич­ные длины волны света. Эти на­се­ко­мые раз­мно­жа­ют­ся пар­те­но­ге­не­зом. В дан­ном экс­пе­ри­мен­те тлей вы­ра­щи­ва­ли на рас­те­ни­ях на­стур­ции, ко­то­рые осве­ща­ли све­том, про­пу­щен­ным через крас­ный, жёлтый, синий или серый (ис­поль­зо­вал­ся как кон­троль) све­то­фильтр. В таб­ли­це при­ве­де­но ко­ли­че­ство по­том­ков тлей в про­цен­тах по дням на­блю­де­ния.

 

 

Вни­ма­тель­но рас­смот­ри­те таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы:

1. При каком свете тли лучше всего раз­мно­жа­ют­ся?

2. Опи­ши­те ди­на­ми­ку раз­мно­же­ния тлей по не­де­лям.

3. Опи­ши­те вли­я­ние си­не­го света на раз­мно­же­ние тлей.

35. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Хи­ми­че­ский со­став мор­ской воды и сы­во­рот­ки крови» и зна­ни­я­ми из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

Хи­ми­че­ский со­став мор­ской воды и сы­во­рот­ки крови

 

Хи­ми­че­ские эле­мен­ты и их со­еди­не­ния Мор­ская вода (%) Сы­во­рот­ка крови (%)
На­трий (Na) 30,5 39,0
Маг­ний (Mg) 3,8 0,5
Каль­ций (Ca) 1,2 1,0
Калий (K) 1,8 2,6
Хлор (Cl) 55,2 45,0
Кис­ло­род (O) 5,6 9,9
Дру­гие эле­мен­ты и со­еди­не­ния 1,9  

 

1. Каких хи­ми­че­ских эле­мен­тов из числа при­ведённых в мор­ской воде мень­ше, чем в сы­во­рот­ке крови?

2. Какой хи­ми­че­ский эле­мент, не от­но­ся­щий­ся к ме­тал­лам, пре­об­ла­да­ет в со­ста­ве мор­ской воды и сы­во­рот­ки крови?

3. Какие хи­ми­че­ские со­еди­не­ния со­дер­жат­ся в сы­во­рот­ке крови, но от­сут­ству­ют в мор­ской воде?

36. Поль­зу­ясь таб­ли­цей 1 «Срав­ни­тель­ный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Срав­ни­тель­ный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи

ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка (в %)

 

Со­став­ные ве­ще­ства Плаз­ма крови Пер­вич­ная моча Вто­рич­ная моча
Белки, жиры, гли­ко­ген 7–9 От­сут­ству­ют От­сут­ству­ют
Глю­ко­за 0,1 0,1 От­сут­ству­ет
На­трий (в со­ста­ве солей) 0,3 0,3 0,4
Хлор (в со­ста­ве солей) 0,37 0,37 0,7
Калий (в со­ста­ве солей) 0,02 0,02 0,15
Мо­че­ви­на 0,03 0,03 2,0
Мо­че­вая кис­ло­та 0,004 0,004 0,05

 

1) Кон­цен­тра­ция ка­ко­го ве­ще­ства прак­ти­че­ски остаётся не­из­мен­ной по мере пре­вра­ще­ния плаз­мы крови во вто­рич­ную мочу?

2) Какое ве­ще­ство и по­че­му от­сут­ству­ет в со­ста­ве вто­рич­ной мочи по срав­не­нию с пер­вич­ной?

37. Уче­ни­ца одной из мос­ков­ских школ изу­ча­ла за­ви­си­мость ак­тив­но­сти фо­то­син­те­за от сте­пе­ни освещённо­сти. Она от­ре­за­ла ко­рень у эло­деи и по­ме­сти­ла её вверх но­га­ми в рас­твор. Ста­кан с эло­де­ей осве­щал­ся лам­поч­кой, ко­то­рую уче­ни­ца ото­дви­га­ла на раз­ное рас­сто­я­ние. Из­ме­ря­лось ко­ли­че­ство пу­зырь­ков, под­ни­ма­ю­щих­ся от среза стеб­ля к по­верх­но­сти ста­ка­на, за 3 ми­ну­ты. Ре­зуль­та­ты своих из­ме­ре­ний уче­ни­ца за­нес­ла в таб­ли­цу.

 

 

Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

1. Ка­ко­во вли­я­ние освещённо­сти на ак­тив­ность про­те­ка­ния фо­то­син­те­за?

2. На каком рас­сто­я­нии от ис­точ­ни­ка света фо­то­син­тез идёт наи­бо­лее ак­тив­но?

3. Как Вы ду­ма­е­те, как можно было бы до­стичь боль­шей точ­но­сти экс­пе­ри­мен­та?

38. Осмос – это яв­ле­ние, при ко­то­ром мо­ле­ку­лы воды по­сту­па­ют через по­лу­про­ни­ца­е­мую мем­бра­ну из об­ла­сти низ­кой кон­цен­тра­ции рас­творённого ве­ще­ства в об­ласть по­вы­шен­ной кон­цен­тра­ции. На­при­мер, при по­гру­же­нии ко­жи­цы лука в кон­цен­три­ро­ван­ный рас­твор соли на­блю­да­ет­ся от­сла­и­ва­ние ци­то­плаз­мы клет­ки от обо­лоч­ки (плаз­мо­лиз) из-за того, что вода из ци­то­плаз­мы ухо­дит в рас­твор.

Уче­ни­ки одной из мос­ков­ских школ ре­ши­ли ис­поль­зо­вать яв­ле­ние ос­мо­са для опре­де­ле­ния кон­цен­тра­ции са­ха­ро­зы в клуб­нях кар­то­фе­ля. Они по­ме­сти­ли ку­соч­ки кар­то­фе­ля из­вест­ной массы в про­бир­ки с раз­ной кон­цен­тра­ци­ей аха­ро­зы, вы­дер­жа­ли там эти ку­соч­ки двое суток, после чего снова из­ме­ри­ли их массу. Если кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в кар­то­фе­ле выше, чем в рас­тво­ре, то вода долж­на по­сту­пать в кар­то­фель и его масса долж­на уве­ли­чи­вать­ся. Если же кон­цен­тра­ция в кар­то­фе­ле ниже, то, на­о­бо­рот, его масса будет сни­жать­ся. По ре­зуль­та­там своей ра­бо­ты уче­ни­ки со­ста­ви­ли сле­ду­ю­щую таб­ли­цу.

 

 

Изу­чи­те таб­ли­цу и от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

1. Ка­ко­ва, по Ва­ше­му мне­нию, кон­цен­тра­ция са­ха­ро­зы в изу­ча­е­мом кар­то­фе­ле, ис­поль­зо­ван­ном для экс­пе­ри­мен­та? Ответ по­яс­ни­те.

2. Каж­дый уче­ник вы­пол­нял экс­пе­ри­мент при одной из при­ведённых выше кон­цен­тра­ций са­ха­ро­зы. Все ли уче­ни­ки доб­ро­со­вест­но за­пи­са­ли свои ре­зуль­та­ты? Ответ по­яс­ни­те.

39. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Не­ко­то­рые ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти че­ло­ве­ка и че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

1) У пред­ста­ви­те­лей ка­ко­го рода обе­зьян самый вы­со­кий по­ка­за­тель от­но­ше­ния массы мозга к массе тела?

2) Какие при­ма­ты лучше всех при­спо­со­би­лись к жизни в кро­нах де­ре­вьев? На­зо­ви­те двух пред­ста­ви­те­лей.

3) Какой при­знак из числа при­ведённых может слу­жить до­ка­за­тель­ством при­над­леж­но­сти всех при­ма­тов к клас­су Мле­ко­пи­та­ю­щие?

40. Поль­зу­ясь таб­ли­цей 1 «Не­ко­то­рые ха­рак­те­ри­сти­ки ли­сто­вых пла­сти­нок цвет­ко­вых рас­те­ний», а также ис­поль­зуя зна­ния из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

1) Для ка­ко­го рас­те­ния из числа при­ведённых ха­рак­тер­на наи­боль­шая ли­сто­вая пла­стин­ка?

2) Какие осо­бен­но­сти рас­по­ло­же­ния устьиц на листе ха­рак­тер­ны для од­но­доль­ных рас­те­ний, пред­став­лен­ных в таб­ли­це?

3) Ка­ко­во на­зна­че­ние устьиц в ды­ха­нии рас­те­ний?

41. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние групп крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца I груп­па, а у ма­те­ри IV?

2) Если у ребёнка II груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов от­ве­та.)

3) Ребёнок с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным ре­ци­пи­ен­том?

42. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние груп­пы крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца и ма­те­ри III груп­па?

2) Если у ребёнка IV груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов.)

3) Че­ло­век с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным до­но­ром?

43. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Пи­ще­вая цен­ность не­ко­то­рых рыб», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

1) В какой рыбе со­дер­жит­ся наи­боль­шая доля бел­ков по срав­не­нию с осталь­ны­ми ры­ба­ми?

2) У каких двух рыб наи­бо­лее сба­лан­си­ро­ван­ный со­став бел­ков и жиров?

3) Каких рыб и по­че­му Вы вклю­чи­ли бы в меню че­ло­ве­ка, ко­то­рый решил ху­деть и ведёт ма­ло­по­движ­ный образ жизни?

44. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «За­ви­си­мость ин­тен­сив­но­сти фо­то­син­те­за от освещённо­сти», в ко­то­рую учёный за­пи­сал ре­зуль­та­ты своих опы­тов, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы. и зна­ни­я­ми из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Ин­тен­сив­ность света (в све­чах) Объем по­гло­щен­но­го уг­ле­кис­ло­го газа за 1 мин. (в см3)
Серия 1 Серия 2 Серия 3 В сред­нем
         
         
         
         
         
         

 

1) Чем можно объ­яс­нить, что дан­ные, по­лу­чен­ные в трёх се­ри­ях опы­тов, не­сколь­ко от­ли­ча­ют­ся?

2) Как за­ви­сит ин­тен­сив­ность фо­то­син­те­за от освещённо­сти?

3) Какой ещё один фак­тор, кроме освещённо­сти, ко­то­рый вли­я­ет на ин­тен­сив­ность фо­то­син­те­за у рас­те­ний, Вы мо­же­те при­ве­сти?

45. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «При­мер­ный су­точ­ный вод­ный обмен че­ло­ве­ка», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

При­мер­ный су­точ­ный вод­ный обмен че­ло­ве­ка (в л)

 

По­ступ­ле­ние воды Ко­ли­че­ство воды (в л) Ор­га­ны, участ­ву­ю­щие в вы­де­ле­нии воды Ко­ли­че­ство воды (в л)
Жид­кость 1,2 Почки 1,4
Лег­кие 0,5
Плот­ная пища 1,0 Кожа 0,5
Пря­мая кишка 0,1
Итого 2,2   2,5

 

1) Сколь­ко жид­ко­сти по­треб­ля­ет ор­га­низм че­ло­ве­ка в те­че­ние суток?

2) В со­ста­ве каких ве­ществ вода вы­де­ля­ет­ся из ор­га­низ­ма?

3) По­че­му ко­ли­че­ство по­сту­пив­шей воды не­сколь­ко мень­ше, чем воды, вы­де­лив­шей­ся из ор­га­низ­ма?

46. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Срав­ни­тель­ный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

Срав­ни­тель­ный со­став плаз­мы крови, пер­вич­ной и вто­рич­ной мочи ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка (в %)

 

Со­став­ные ве­ще­ства Плаз­ма крови Пер­вич­ная моча Вто­рич­ная моча
Белки, жиры, гли­ко­ген 7–9 От­сут­ству­ют От­с
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...