Лекция: группы интересов и партии
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
1.Группы интересов. 2. Типология партий и их функций. 3. Партийные системы.
Группы интересов - это добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами. Функции групп интересов: артикулирования - преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования; агрегирования - отбор наиболее политически значимых требований, выделение тех, что имеют наибольшие шансы для практического воплощения; информирование - группы интересов доносят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, трансляция общественного мнения; Формирования политических элит, властных структур общества; РАЗЛИЧАЮТ АНОМИЧЕСКИЕ (ВОЗНИКАЮЩИЕ СТИХИЙНЫМ ОБРАЗОМ, КАК СПОНТАННАЯ РЕАКЦИЯ НА ТУ ИЛИ ИНУЮ СИТУАЦИЮ -ДЕМОНСТРАЦИЯ, МИТИНГИ) И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ (ФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРОЙ, УСТОЯВШИМИСЯ ФУНКЦИЯМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КАДРОВЫМ АППАРАТОМ); УЧИТЫВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕЙСТВИЙ, ВЫДЕЛЯЮТ НЕАССОЦИАТИВНЫЕ (НЕФОРМАЛЬНОЕ И НЕДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА РОДСТВЕННОЙ, РЕЛИГИОЗНОЙ, СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОСНОВЕ) И АССОЦИАТИВНЫЕ (ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИЕСЯ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ ИНТЕРЕСОВ И НАЦЕЛЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАДАЧ). По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на одноцелевые и многоцелевые. Распространена классификация групп интересов по сферам управления обществом (в сфере экономики, культуре и т.д.), по территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.
В формировании партий выделяют три этапа: а) аристократическая группировка; б) политические клубы; в) современные массовые партии. Четыре признака партий (Дж. Лапаломбара и М. Вейнер) 1.Партия - это организация, т.е. достаточно длительно по времени действующее объединение людей. 2.Существование устойчивых местных организаций. 3.Цель партии - завоевание и осуществление власти. 4.Обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в партии. Эти признаки дополнены еще идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия. Итак, политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местных уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к народной поддержке. Мир политических партий чрезвычайно разнообразен, поэтому попытка типологизации достаточно условна. Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М.Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни, он выделил кадровые и массовые партии. Дж.Сарторри дополнил эту классификацию новым типом партии - партии избирателей (рис.1.) Политические партии (виды) Кадровая Массовая Партия избирателей
П Р И З Н А К И 1. Цель 1. Цель партии - 1. Цель партии - деятельности - захват власти победа на выборах победа на выборах 2. Организацион- 2. Стремление 2. Организацион- ная основа - выражать общена- ная основа пар- первичные циональные, тии - комитеты, организации а не групповые имеющие откры- (ячейки, отряды интересы тый характер. и т.д.), имеющие 3. Отказ от идео-
3. Небольшая открытый характер логии численность 3. Массовый 4. Территориаль- партии характер партии ный принцип 4. Территориаль- 4. Территориаль- организации ный принцип ный и производ- деятельности организации ственный прин- 5. ”Сезонный” деятельности ципы организации характер деятель- 5. Слабая партий- деятельности ности: от выборов ная дисциплина, 5. Жесткая к выборам нефиксированное партийная 6. Слабая партий- членство дисциплина, ная дисциплина 6. Приверженность фиксированное либеральной или членство, взносы консервативной 6. Приверженность идеологии радикальной идеологии
Рис.1. Классификация партий (по М.Дюверже и Дж.Сарторри)
|
По отношению к правящему режиму партии подразделяются на правящие (победившие на выборах и сформировавшие правительство) и оппозиционные (их функции:1.систематическая критика деятельности правительства с указанием его ошибок и недостатков; 2.предложение альтернативных вариантов решения возникающих проблем; 3.контроль за действиями властей с точки зрения их соответствия конституции, предвыборным обещаниям; 4.смена существующего правительства на следующих выборах).
Партии могут различаться по характеру их идеологических доктрин: революционные, реформистские, консервативные.
Функции партий: согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов; представительство интересов; коммуникация -взаимосвязь власти и общества; политической социализации; политического рекрутирования. В тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти.
Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему, которые различаются по количественному и качественному критерию.
По количеству партий, существующих в обществе, выделяют: монопартийную систему, двухпартийную систему (заметное преобладание двух наиболее влиятельных), многопартийную систему.
Партийные системы различаются по политическому весу партий, который состоит из трех переменных: а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских мандатов, полученных партией на выборах.
|
|
По политическому влиянию выделяют четыре типа партий:
1.мажоритарная партия, т.е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса. 2. Партия с мажоритарным призванием, т.е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах. 3.доминирующая партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест. 4. Миноритарная партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов.
Лекция: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА
1.Сущность, назначение и функции политической культуры.
2.Типы политических культур.
3.Политическая социализация.
Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.
Политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты: 1.Под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы политической жизни. 2.Политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. 3.комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
Функции политической культуры:
Идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.
Ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
Адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде.
Социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.
|
|
Интеграции, обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом.
Коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой, они выделили три “чистых” типа политической культуры: патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни; подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан; активистский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом.
Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров - Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур. Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабско-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.
Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией.
Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его субъективного состояния и выполняемых в политике ролей, а также от деятельности основных агентов политической социализации: семьи, системы образования, политических институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой информации. Действие этих переменных политического процесса и предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической социализации.
|
|
Различия в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных политических системах позволяют выделить следующие типы политической социализации:
n гармонический, отражающий психологически нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей.
n гегемонистский, характеризующий негативное отношение человека к любым социальным и политическим системам, кроме “своей”.
n плюралистический, свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам.
n конфликтный, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель политического участия в сохранении лояльности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими противниками.
Словарь использованных терминов:
Авторитарно-подданическая традиция - в отличие от традиций демократического гражданства предполагает не взаимообязательные (договорные) отношения граждан с государством, а односторонние обязательства подданных.
Геополитика - наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств в пространстве. Термин введен в оборот шведским политиком Челленом (1846-1922).
Гражданское общество - совокупность неполитических отношений (экономических, духовно-нравственных, религиозных, культурных), граждан и их ассоциаций, основанная на принципах самодеятельности, неподопечности и автономии по отношению к государству.
Деидеологизация - требование отказа от идеологии как препятствия для рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только частично условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.
Демократия свободы - понятие, означающее одну из разновидностей посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому мыслителю А.Токвилю (1805-1859), демократическими являются все постфеодальные общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них пошли по пути демократии свободы - рыночной и иной соревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к успеху наиболее предприимчивых, а другие - по пути демократии равенства - ограниченной свободной соревновательности и втискивания неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства.
Идентичность (в социокультурном смысле) - совокупность устойчивых черт, позволяющих той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.
Консенсус - согласие; в политике означает готовность к взаимным компромиссам и уважение прав другой стороны
Конформизм - установка на пассивно-приспособительный, соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.
Латентный - скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.
Легитимность - законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматический (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).
Либерализм - идейно-политическое течение, ставящее целью освобождение общества от оков государства, личности от давления авторитарной коллективности.
Либертаризм - концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Сегодня настойчиво пропагандируется “чикагской школой” (М.Фридман, Г.Бэккер, А.Лаффер, П.К.Робертс).
Лоббизм - способ давления на процессы принятия политических решений, осуществляемый организованными группами для протаскивания своих интересов.
Логос (греч. - слово, мысль, упорядочивающий разум) - термин, обозначающий всеобщий закон - логику, которым подчиняются и объективный мир и человеческий разум.
Мажоритарная избирательная система - система таких процедур, которые позволяют отсекать голоса, полученные мелкими партиями, в пользу представительства наиболее крупных партий, образующих устойчивое парламентское большинство.
Макиавелизм -образ политического поведения, при котором ради поставленных целей считается приемлемым и оправданным использовать любые средства вплоть до самых вероломных, коварных и жестоких. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и мыслителя Н.Макиавелли.
Маргинализация - выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.
Марксизм - учение К.Маркса (1818-1883) об обществе и выросшая из него идеология, основанная на следующих постулатах:
n базисно-надстроечном детерминизме (производственно-экономические отношения - это базис, определяющий политико-юридическую, идеологическую и культурную надстройку);
n учение о частной собственности как источнике всех бед и противоречий общественного развития;
n учение о классовой борьбе как движущей силе истории и об исторической миссии рабочего класса, освобождающего человечество от частнособственнического строя и связанных с ним противоречий.
Ментальность - исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.
Модернизации теория - теория перехода от традиционного к современному “высокоорганизованному” обществу; при этом под традиционном фактически понимается любое общество - от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана... Современность же отожде6ствляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного “эталона”.
Онтология - философское учение о бытии (в отличии от гносеологии - учения о нашем познании).
Плюрализм - социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.
Постиндустриальное общество - понятие, означающее общественный порядок, приходящий на смену индустриальному обществу. Одни исследователи (Д.Белл,Ж.Фурастье) связывают его со сферой услуг, в отличии от промышленной экономики, другие (Г.Беккер, А.Турен) - с интеллектуальной сферой (наука, образование, здравоохранение), обслуживающей человеческий капитал в отличие от промышленных инвестиций; третьи - с постэкономическим человеком, ориентированным не столько на материальный уровень жизни, сколько на ценности качества жизни.
Правовое государство - государство, не только насаждающее универсально действующие юридические нормы, но и само подчиняющееся им - ограничивающее свои действия конституционно-правовыми нормами.
Пропорциональная избирательная система - система при которой партии получают в парламенте долю мест, равную доле полученных ими голосов избирателей.
Соборность - концепция общественного устройства, восходящая к русскому философу А.С.Хомякову (1804-1860), который определил его так: “Соборное Единство есть единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви”. В отличие от тоталитарной коллективности модель которой В.И.Ленин определял в виде общества, “организованного как единая фабрика”, соборное единство имеет в виду модель общества, организованная как храмовая община.
Социализация - процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.
Социальное государство - государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.
Теократия - форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.
Тирания - система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти. У Аристотеля - режим, связанный с вырождением демократии в диктатуру, опирающуюся на одобрение и поддержку охлоса (черни).
Тоталитаризм (от лат. Тотус - весь, целый, совокупный) - система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, возглавляемой лидером (фюрером, вождем,каудильо).
Унитарное государство - государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.
Формационная теория - теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющих своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.
Харизма (греч. - божественный дар, благодать) - термин введен в социально-политические науки немецкими учеными Э.Трельчем и М.Вебером. Харизматическое лидерство основано на исключительных качествах избранной личности, способной внушить веру и энтузиазм массам.
Этатизм - превознесение государства как высшей ценности, стремление подчинить его контролю и вмешательству во все сферы общественной жизни.
|
|