Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иван Ильин о современной культуре и кризисе нецельного духа

Слайд 2 Иван Александрович Ильин – русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России. Он тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма.

Ильин является представителем русской аксиологической теории, хотя автор и не употреблял термина «аксиологическая теория» в отношении своих теоретических построений (Аксиология – это теория ценностей. С позиций аксиологического подхода культура – это система базовых ценностей общества, находящегося на определенной стадии своего исторического развития).

Слайд 3 Предметом анализа в работах Ильина является душа современного человека и его ценностное сознание. По мнению автора, обращение к проблематике духовности – важнейшая задача именно русской философии.

Слайд 4 В своих трудах.(«О сопротивлении злу силою», «Путь духовного обновления», «Путь к очевидности», «Аксиомы религиозного опыта»)Ильин разработал целостную и всестороннюю концепцию. Она позволяет выявить то, без чего не может состояться духовный мир личности, некий духовный закон:

Слайд 5 «Закон духовного отождествления через веру» (Согласно этому закону человек уподобляется тому, что любит и во что верит. По мнению Ильина, уподобиться можно хорошему, то есть богу, и плохому, то есть стать одержимым)

Ильин считал этот закон инстинктом духа. Автор утверждал, что оттого, как скоро люди его поймут, примут эту истину зависит будущее культуры.

Не зря религиозный мыслитель обращается к этой проблематике. Он исходит из потребности осмыслить негативные процессы, происходящие в современном ему мире, связанные с тем, что вся современная культура и «социалистическая», и «несоциалистическая», потрясена в своих основаниях, ей грозят разложение и гибель: «То, что совершается в мире за последние полвека, есть крушение нашей культуры, которая не справляется с внутренне глубокими, а внешне - грандиозными задачами наших дней. Слайд 6 Крушение это выражается, во-первых, в том, что она предоставила в своих собственных недрах сложиться, окрепнуть и победоносно выступить новому духовному варварств, во-вторых, в том, что она сумела противопоставить этому духовному варварству только формальную цивилизацию, чувственное разложение и хозяйственную жадность. Нам нельзя отвертываться от этого печального зрелища и замалчивать его; напротив, мы обязаны поставить честный диагноз, выговорить правду и приступить к отысканию новых жизненных путей...»

Слайд 7 Основной причиной «крушения культуры» является нарушение духовного закона. Остальные, не менее значимые причины автор связывает с теми процессами, которые происходят в душе современного человека, так как современный культурный кризис, по мнению автора, - это «кризис нецельного духа, расколотого, расщепленного человека». Ильин считал, что живет в «эпоху великой духовной смуты», поскольку в душе современного ему человека «или не остается ничего священного, или же ничтожное приобретает значение главного и руководящего». По его словам, люди в своей массе оторвались «от духовной почвы» и потеряли органическую связь с «корнем духовной жизни»

Слайд 8 Преодоление кризиса, по мнению автора, возможно после восстановления связи с «корнем духовной жизни», возвращением к духовности.

Сама жизнь воспринимается философом как некий поток, несущий плохое и хорошее. Задача человека – постоянная фильтрация и отказ от очень многого, плохого, ради восприятия сравнительно немногого, хорошего, ради духовного роста и становления личности.

Выбирающей силой, своеобразным фильтром, является любовь, охраняющая верность. Человеческое волеизъявление воспринимается всего лишь как орудие. Автор утверждает: «Воля без любви пуста, черства, жестка, насильственна и, главное, безразлична к добру и злу».

Слайд 9 С помощью любви и воли человек достигает духовной жизни, в процессе которой «утверждает в себе известные, объективно-ценные жизненные содержания». Человек принимает их как свободно избранные, признанные, исповедуемые, любимые. Пропускает через призму собственной личности и воплощает в деятельности. «Нет этого - нет и духовной жизни».

Выбор жизненных содержаний осуществляется в связи с ориентацией на «некую высшую, всё определяющую ценность», которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви.

Фактически каждый человек постоянно оказывается в ситуации выбора. И именно ориентация на определенные ценности, по утверждению Ильина, дает основания для такого выбора.

Слайд 10 Важнейшим духовным механизмом, связанным с ориентацией на ценность, Ильин называл веру. Человек верит в то, что ощущает и воспринимает как «самое главное» в жизни, что воспринимается всей «глубиной души», определяет отношение к окружающему миру.

Ильин полагал, что, человек не может жить без веры, однако не отрицал, что он может заблуждаться в своей вере и идти «по ложным путям». Поэтому «далеко не всякое жизненное содержание заслуживает веры».

Ильин считал, что испытывать любовь к чувственно-единичным вещам так таковым, превращать их в центр своей жизни, принимать их как свое любимое и, главное, «поклоняться им как высшей ценности», видеть в них высшую цель жизни, служить им и жертвовать ради них всем остальным – это серьезная ошибка. Из этого, подчеркивал Ильин, могут возникнуть только «внутренние противоречия, измена и бессмыслица».

Конечно, человеку предоставлено верить во все, что ему угодно – «и в нелепость, и во вредоносное, и в погибельное». Такому неподлинному способу бытия человека, Ильин противопоставляет подлинный способ бытия, который опирается на ценность того, что он называет «Священным», «Высшим», «Совершенством», «Божественным». Слайд 11 Поэтому он различает «два ряда ценностей»: 1) внутренний опыт, 2) умение отличить нравящееся, дающее наслаждение от того, что на самом деле хорошо, «объективно-прекрасно», истинно, нравственно, художественно, справедливо, совершенно, божественно. Духовный человек умеет выбрать прекрасное, опираясь на свой опыт. Слайд 12

Эти два ряда ценностей Ильин связывает с двумя родами опыта: (1) чувственным, внешним, материальным; (2) нечувственным, внутренним, духовным. Как подчеркивает Ильин, только внутренний духовный опыт делает «человекообразное существо духовной личностью. Однако, по его мысли, «душевный и умственный уклад современного человечества» связан с «обращенностью к чувственному, внешнему, материальному опыту» и «отвращенностью от нечувственного, внутреннего, духовного опыта».

Слайд 13 Ильин ставит реальную проблему – духовно-нравственной деградации человека в условиях современного западного общества. Как отмечал религиозный мыслитель, «люди нашей эпохи стыдятся положительных и добрых чувств и не предаются им…современный «культурный» человек стыдится своей доброты и нисколько не стыдится своей злобы и порочности», он создает лжекультуру. Фактически Ильин формулирует важнейшую аксиому человеческого духовного опыта – без духовных идеалов, без ориентации на «Совершенство» не может быть полноценной духовной жизни. Сама духовность начинается с ориентации на идеал, на нечто духовно-совершенное. Слайд 14 Именно поэтому "разочароваться" в нем - значит пережить духовное крушение, опустошить и обессмыслить свою жизнь, обесценить не "идеал", а самого себя.

С этой точки зрения, кризис современной культуры, ее «духовные раны» Ильин связывает с утратой многими людьми ориентации на «Священное», на «Совершенство».

Слайд 15 Религиозный мыслитель показал значимость формирования духовных ценностей уже с раннего детства. Основную задачу воспитания он видел «не в наполнении памяти и не в образовании «интеллекта», а в зажигании сердца». Образование без воспитания превращает человека в волка.

Фактически Ильин ставит вопрос о необходимости освоения личностью уже в детском возрасте важнейших духовных ценностей, которые позволят ему, став взрослым, обрести «духовное измерение вещей». Почему именно в детстве? Ильин считал, что детская природная доверчивость и чистота – это лучшая почва для восприятия духовного.

Несомненно, что саму духовность Ильин чаще всего трактует исключительно в религиозном плане. Для Ильина как религиозного человека и философа, «духовное измерение вещей» связано с предстоянием к Богу. Вместе с тем, в его работах мы встречаем также попытки анализа духовной жизни людей нерелигиозных. Так, размышляя о задачах духовного возрождения России, он отмечал необходимость осуществления великого и всенародного «акта покаяния». У религиозных людей все трудности этого «покаянного очищения» должны быть продуманы и преодолены в порядке церковном (по исповеданиям). У нерелигиозных людей - в порядке светской литературы, достаточно искренней и глубокой, а затем и в порядке «личного совестного делания». Без этого Россия, по его мысли, не в состоянии возродиться.

Слайд 16 Ильин различает понятия «душа» и «дух». Если душа – «это весь поток не-телесных переживаний человека», его помыслов, чувствований, болевых ощущений, деловых соображений, праздных фантазий и т. д., то дух — это «то, что объективно значительно в душе», то, что связано с созерцанием или осуществлением красоты, с совершением добра, с общением с Богом. Причем только тот, кто сумел достичь этого уровня, испытывает нечто, как «самое лучшее и высшее», как «объективно ценнейшее, как объективно-главное», как «главное и совершенное само по себе». Дух воспринимается философом как некий дар, помогающий определить где добро, а где зло.

Слайд 17 С его точки зрения, «жить — значит различать, ценить и выбирать; кто этому не научится, тот будет засыпан пылью жизни». Процесс очищения от этой «пыли» Ильин видел в постоянной рефлексии. Без неё духовная жизнь невозможна.

Слайд 18 Ильин отмечал важность духовного центра личности. Раскрывая суть этого понятия, религиозный мыслитель использует метафору: зрелый духовный центр подобен «городу с единым крепким кремлем, в котором покоятся почитаемые им святыни. Или еще: он должен быть подобен художественному произведению искусства, в котором все обосновано единою, главною идеею».

Таким образом, результатом духовного воспитания и самовоспитания человека выступает построение «духовного Кремля». По его мысли, «духовный Кремль» – это «волевые стены» индивидуального духа, которые позволяют сформировавшейся личности противостоять злу. Как он подчеркивает, «чувство стыда, чувство долга, живые порывы совести и правосознания, потребность в красоте и в духовном сорадовании живущему, любовь к Богу и родине – все эти истоки живой духовности, в единой и совместной работе создают в человеке те духовные необходимости и невозможности, которым сознание придает форму убеждений, а бессознательное – форму благородного характера».

Слайд 18 Личность обретает духовный характер тогда, когда научается самостоятельно наблюдать, исследовать и мыслить. Когда приобретает способность ставить себе жизненные цели и осуществлять их верными средствами.

Распадение этого духовного костяка, размывание этого духовного уклада «означало бы духовный конец личности. Кризис духовности связан с отсутствием единого «духовного центра»: множество плюралистов и релятивистов не способно создать семью, церковь, веру и державу. «Эпоха, когда такие люди преобладают, становится эпохой разложения и крушения».

Слайд 19 Концепция духовной культуры личности стала для Ильина теоретическим фундаментом осмысления тех будущих задач, которые встанут перед Россией.

По его мнению, новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания. Во многом от верного решения этой задачи будет зависеть будущий исторический путь нашей страны. С его точки зрения, Россия будет нуждаться в «новом, предметном воспитании русского духовного характера». Речь идет не просто об «образовании, а именно о воспитании как формировании ценностного сознания личности».

Слайд 20 По Ильину, возрождение Отчизны возможно «через сочетание и примирение трех основ, трех законов духа: свободы, любви и предметности». Как полагал Ильин, вся современная культура «сорвалась» на том, что не сумела «сочетать эти основы и блюсти эти законы». Она захотела быть культурой свободы, но она не сумела стать культурой сердца и культурой предметности (что запутало ее в противоречии и привело ее к великому кризису). Ибо «бессердечная свобода» стала свободой эгоизма и своекорыстия, свободой социальной эксплуатации, что привело к классовой борьбе, к гражданским войнам и революциям. А «беспредметная и противопредметная свобода» стала «свободой беспринципности, разнуздания, безверия, «модернизма» (во всех его видах) и безбожия».С точки зрения Ильина, свобода необходима человеческому инстинкту и духу, как воздух телу. Но она должна быть наполнена «жизнью сердца и предметной воли».

Слайд 21 С точки зрения религиозного философа, «жить предметно» - значит связать себя (свое сердце, свою волю, свой разум, свое воображение, свое творчество, свою борьбу) с такой «ценностью, которая придаст жизни высший, последний смысл». Каждый человек призван к тому, чтобы «найти эту ценность», связать себя именно с ней и верно осмыслить на ее основе свой труд и направление своей жизни.

Слайд 22 Человек, не обуздавший «своего практического эгоцентризма» будет всегда существом социально опасным». Поэтому предметность освобождает не только от душевного безразличия, но и от скудости и пошлости личного эгоцентризма. По его мысли, вне этого – «всякое вообще воспитание мнимо и призрачно и всякое вообще образование мертво и формально». Самое важное, что должны дать человеку семья и школа, - «это предметно-открытый взор, предметно живое сердце и предметно готовую волю.

Слайд 23 Настоящая предметность, по Ильину, имеет два измерения: «субъективно личное и объективно ценностное». Первое измерение, «субъективно личное», определяет, действительно ли человек предан своей цели. Второе измерение, «объективно ценностное», определяет, действительно ли цель человека «совершенна». Это важно, поскольку в жизни возможны разные пути и перепутья.

Слайд 24 Характеризуя современного человека, живущего в рамках «культуры без сердца», Ильин отмечает его «внутренний раскол, душевную расщепленность, духовную нецельность», т.е. ту «болезнь духа, которую необходимо преодолеть, от которой надо исцелиться». По мнению Ильина причина болезни - духовное опустошение человека, оно связано с восстанием против Бога и всего Божественного, с систематическим опустошением жизни от всякой святыни и категорическим разрывом с христианством.

Слайд 25 Как подчеркивал Ильин, России нужно «новое воспитание: в свободе и к свободе; в любви и к любви; в предметности и к предметности». По мнению Ильина, ныне, как, может быть, еще никогда ранее, Россия нуждается именно в таком воспитании. Ибо ранее в России была жива религиозная и патриотическая традиция такого духа и такого воспитания. А ныне старые традиции разрушены, а новые еще не возникли и не сложились. По его мысли, завязать и укрепить их должна система предметного воспитания. Новые поколения русских людей должны «воспитываться к сердечной и предметной свободе». Этот путь – «на сегодня, и на завтра, и на века. Это единственно верный и главный путь, ведущий к расцвету русского духа и к осуществлению христианской культуры в России».

 

Список литературы:

1. Ильин И.А. Путь к очевидности // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3 М., 1994

2. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою// Ильин И.А. Собр. Соч.: В 10 т. Т.5, М., 1996

3. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2002

  1. Лукьянов В.Г., Аксиологическая концепция И.А. Ильина: законы и аксиомы духовной жизни личности// Герценовские чтения 2005. Актуальные проблемы социологического образования. СПб., 2005
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...