Тема 1. Криминалистика как наука и учебная дисциплина.
Общие и частные задачи криминалистики как прикладной науки применительно к раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Объект криминалистического изучения с точки зрения деятельностного подхода. Структура преступной и криминалистической деятельности. Предмет криминалистического изучения в объектах криминалистики. Понятие науки криминалистики. Криминалистика в системе научного знания и в системе юридических наук криминально-правового цикла. Характер ее взаимосвязи с указанными науками. Криминалистическое, уголовно-правовое, процессуальное и криминалистическое знания о преступлении. Взаимосвязь криминалистики с судебной медициной, судебной психиатрией, судебной статистикой, общей и юридической психологией и логикой. Роль и место естественных и технических наук в системе криминалистических знаний. Система криминалистики. Теория и методология криминалистики. Криминалистическая техника, тактика и методика расследования отдельных видов преступлений. Тема 2. Информационно-структурные основы криминалистического изучения преступной деятельности и ее расследования Информационное отражение события преступления вовне в виде материальных и нематериальных (идеальных) следов последствий. Закономерности возникновения информации о преступлении. Классификация информации о расследуемой доказательственной и иной криминалистически значимой информации о расследуемом преступлении. Структурный характер степени проявления информации о преступлении вовне. Средства фиксации указанной информации. Криминалистическая характеристика преступления. Ее информационные основы, понятие и структура. Понятие и содержание отдельных элементов криминалистической характеристики. Основные направления их криминалистического изучения. Характер закономерных связей и взаимосвязей между элементами характеристики.
Криминальные и криминалистические ситуации. Понятие и классификация криминальных и криминалистических ситуаций. Следственная ситуация — понятие, классификация. Следственная ситуация и криминалистическая характеристика преступления. Тема 3. Методология криминалистики. Диалектический метод как основа методологии криминалистики и базовый метод познания ее объектов. Взаимодействие общественных, естественных и технических наук и его влияние на методологию криминалистики. Уровни методологии криминалистических исследований и характерные для них научные категории и методы познания. Общенаучные методы и подходы. Метод системного анализа-синтеза, роль дедукции, индукции, традукции, аналогии. Гипотетический метод познания. Метод моделирования. Значение формализации информации, создание криминалистических алгоритмов и программ для ЭВМ. Использование логических приемов: анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, классифицирования. Научно-практические методы: наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование. Частнонаучные методы физики, химии, социологии, психологии и других наук. Специальные методы криминалистики, их характеристика, критерии их допустимости. Изучение способа преступного действия. Научное обобщение следственной, судебной и экспертной практики как источник формирования специальных криминалистических методов и средств. Инструментально-аналитические методы. Криминалистические методики. Соотношение и связь методов научного и практического криминалистического исследования. Криминалистическое прогнозирование, его методы и его роль в разработке криминалистических средств и методов.
Криминалистическое моделирование. Понятие. Связь с другими методами познания. Материальное, мыслительное, логико-математические и другие виды моделирования, используемые в криминалистике как науке и практической деятельности. Тема 4. Криминалистическая идентификация (теоретические основы). Понятие криминалистической идентификации. Задача идентификации, ее связь и соотношение с классификацией, дифференциацией, поисковой деятельностью и доказыванием. Объекты идентификации. Понятие и принцип разграничения искомого и поверяемого объектов, идентифицируемых и идентифицирующих объектов. Идентификационные признаки и свойства. Классификация идентификационных признаков. Идентификационное поле. Стадии процесса идентификации: предварительное исследование, раздельное исследование, сравнительное исследование, оценка результатов. Общая методика исследования на каждой стадии. Уровни и циклы идентификационного исследования. Классификация выводов о тождестве. Классификация форм идентификации: а) по процессуальным условиям ее проведения; б) по субъекту; в) по типу идентифицируемого объекта; г) по характеру идентификационного поля; д) по механизму отражения свойств в идентифицирующих объектах; е) по форме выражения информации. Роль идентификации в исследовании причинной связи по уголовному делу и в установлении доказательственных фактов и предмета доказывания. Криминалистическая диагностика. Дифференциация. Тема 5. Криминалистические версии и основы планово-организационного обеспечения криминалистической деятельности Криминалистическая версия. Роль гипотетических форм мыслительной деятельности в познании события прошлого. Криминалистическая версия как вид гипотетического познания при расследовании и других видах криминалистической деятельности. Ее понятие и логическая природа. Основания построения версии. Классификация криминалистических версий по объему, субъектам выдвижения, степени определенности, степени сложности и др. Процесс построения версий. Требования, предъявляемые к процессу проверки версий. Планово-организационное обеспечение расследования как одного из сложнейших видов криминалистической деятельности. Планирование и организация расследования. Понятие и предмет их интереса.
Плановые начала расследования. Принципы, условия, функции, элементы и формы планирования. Планирование экспертно-криминалистической деятельности. Организационно-управленческие начала расследования. Организационная и управленческая деятельности следователя. Уровни и принципы указанной деятельности следователя. Тема 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|