VI этап – современное развитие города.
Образование системы градостроительных ориентиров г. Астрахани. Общие идеи их построения Ориентиры - это запоминающиеся формы - доминанты (локальные и городские), которые формируют общественный образ города. «Пути» - коммуникации для перемещения. «Районы» - это функционально обособленные территории города, имеющие реальную границу, через которую наблюдатель попадает во внутреннюю структуру района. «Узлы» места концентрации деятельности, в которые сходятся пути с разных сторон города. «Ориентиры» - точечные элементы, в отличие от узлов наблюдатель не вступает в их пределы - они остаются внешними по отношению к зрителю. Ориентиры - преимущественно высотные элементы, которые выделяются на фоне остальной застройки, при широком угле обзора. Например, при виде с возвышенности (Новый мост – Альпаж, Пречестинская колокольня Кремля). В меньших масштабах - при виде на «узел» центром которого является плоскостной элемент (площадь, сквер, развязка) (памятник в центре площади Ленина, памятник Курмангазы в створе улиц Советской, Калинина, Интернациональной).
Архитектурно-планировочная и функциональная структура Астрахани формируется почти 450 лет. В её развитии можно выделить 6 этапов. I этап До середины XVII в. в основных композиционных чертах сформировалась планировка древнейших городских территорий – Кремля и Белого города. II этап В конце XVII и первой половине XVIII вв. появляются элементы планировочной композиции Земляного города, зарождаются окраинные части застройки и планировки, вошедшие в черту города только в конце XVIII – первой половине XIX вв. К 1749 г. был разработан генеральный план Астрахани, сыгравший значительную роль в последующем формировании планировки города. В плане 1749 г., учитывая сложившиеся планировочные элементы Белого и Земляного города, обширной Армянской слободы и других частей, составители пытались рационально решить проблему создания городских ансамблей, используя градостроительные приёмы классицизма.
III этап В период второй трети XVIII в. происходит дальнейшее развитие наметившихся частей планировки, а период последней трети XVIII в., когда в градостроительном процессе закрепляются элементы регулирования на основе развивавшейся композиции, складываются все основные композиционные черты дошедшей до нас городской планировки. В 1801 г. был составлен и в 1838 г. уточнен генеральный план города, который в незначительной мере расширял городскую структуру. Планом 1838 г. дорабатывались внутренние элементы городской планировки. IV этап – вторая половина XIX – начало XX вв. К середине XIX в. в городской планировочной структуре было достигнуто существующее положение. Формирование городской планировки было закончено. Торгово-промышленное развитие и рост населения города обусловили резкое повышение плотности застройки. Рост напряженности торгово-экономической жизни города обусловил дальнейшее расширение сети мостов, «связывавшей» старую структуру с южными, северными и восточными частями города. Цепь важных в городской жизни мостов возникает по Кутуму. V этап – советский период. Градостроительные тенденции в советский период состояли в создании новой искусственной среды обитания. Главную роль в развитии городских структур начинает играть градообразующая база – крупные промышленные предприятия и линии межрегионального транспорта. VI этап – современное развитие города. Современный этап развития Астрахани: 70-90-е гг. XX в. – 2000-е гг. В 1967 г. институтом «Ленгипрогор» был разработан генеральный план города. Новое строительство в генеральном плане предлагалось как на свободных территориях (в Завокзальном и Трусовском районах), так и на реконструируемых участках.
Генеральным планом были запроектированы новые магистральные улицы: Кубанская, Савушкина, В.Алексеева, Звездная, продолжение ул. Валовой, на аэропорт Нариманово. Предложена реконструкция и благоустройство существующих магистральных улиц: Яблочкова, Дзержинского, Б.Хмельницкого, Н.Островского (на участке от ул. 50-летия ВЛКСМ до Кубанской), ул. Барбюса, С.Перовской. Городской общественный центр получил свое развитие от Белого города вдоль ул. Советская и ул. Кирова. Здесь сосредоточены основные административные здания, учреждения общественного и культурно-бытового назначения. Роль спортивного ядра играет стадион в прибрежном районе на берегу Прямой Болды.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|