Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание констатирующего этапа опытно – экспериментального исследования




Констатирующий этап опытно – экспериментального исследования проводился в условиях МБОУ «Латышовская СОШ» в 2014 году. В эксперименте принимали участие 5 учеников 2 класса.

Цель данного этапа исследования: выявить первичное представление учащихся 2 класса о выразительности чтения и составляющих его компонентов, исходный уровень умения выразительно читать.

Эксперимент проводился на уроках литературного чтения во 2 классе, обучение происходит по программе «Литературное чтение», авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. (Учебно-методический комплекс «Школа России»). Эксперимент проводился на основе материала раздела «Люблю природу русскую!»

На уроке литературного чтения во 2 классе в разделе: "Люблю природу русскую. Выбрана тема «Осень. А. Фет «Ласточки пропали»" Цель урока: в процессе знакомства детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали…» развивать образное мышление и формировать навык сознательного, выразительного чтения.

На уроке был проведен аналитический разбор стихотворения А. Фета «Ласточки пропали». Особое внимание учеников было обращено на то, что при чтении произведения наизусть необходимо делать это выразительно, учитывая следующие критерии: звучание своего голоса, громкость, паузы, темп чтения. Мною на уроке был дан образец чтения.

В конце урока было проведено анкетирование младших школьников. В анкете были предложены вопросы, направленные на выявление их отношения к читательской деятельности

1. Любишь ли ты читать литературные произведения?

2. Как, по-твоему, ты выразительно читаешь на уроках литературного чтения?

3. Ты когда-нибудь участвовал (а) в инсценировках литературных произведений?

4. Можешь ли ты прочитать выразительно новое для тебя произведение?

5. Легко ли тебе удается выразительно читать?

Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием.

Для тренировки способа чтения, темпа включаю в структуру каждого урока пятиминутки жужжащего чтения. Каждый ученик упражняется в чтении одновременно со всеми, вполголоса, со своей скоростью. По команде «Молния» - читают в темпе скороговорки.

При чтении стихотворений использую следующие задания для многократного прочтения текста:

- Прочитайте и отметьте понравившиеся строки.

- Прочитайте и найдите слова, смысл которых не понятен.

- Прочитайте и найдите эпитеты (сравнения, метафоры).

Нередко, требуя от ребят выразитель­ного чтения, учитель не называет, какими конкретно критериями определяется это понятие. Несомненно, что понятие «выра­зительное чтение» — многогранно, и спо­собность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального восприя­тия, глубины чувств. И, конечно, в начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начи­нается. Считаю правильным начать эту работу с формирования следующих умений:

Развитие оперативной памяти и внимания к слову.

Для развития данного умения часто использую упражнение «Фотоглаз».

Слова из стихотворения печатаются на карточках, для прочтения которых отводится несколько секунд. Ребенок должен успетьпрочитать и назвать прочитанное слово. Затем выясняется лексическое значение слова.

Например: вьюга, метель, поземка, буря

Задания:

- Прочитайте.

- Каково значение каждого слова?

- Как данные слова различаются по смыслу?

Другой прием, развивающий оперативную память – чтение с доски и запоминание небольшого стихотворения.

Задания:

- Прочитайте вслух, про себя.

- В разных темпах.

- С разной интонацией: радостно, грустно, удивленно.

- Воспроизведи текст по памяти.

Развитие интонационных умений.

Первый этап – наблюдение с опорой на знаки препинания в конце и внутри предложения.

Следующий этап – наблюдение и практические упражнения в постановке пауз между синтагмами, словосочетаниями.

Далее рассматривается роль поэтической паузы. Сопоставляются варианты пауз, определяется их смысловая роль.

Уделяю внимание простейшим случаям психологической паузы (смена мыслей, настроений).

Необходимым является умение выделять при чтении важные слова и сочетания слов (логические ударения); умения слышать логические ударения в чтении учителя, товарищей; самостоятельно находить слово, которое следует прочесть с логическим ударением.

На практике использую определенную последовательность работы:

самостоятельное выделение логических ударений,

анализ вариантов смысловых ударений в зависимости от изменения смысла и объяснение своего выбора.

Фрагмент урока:

- Прочитайте эту строчку с разной постановкой логического ударения.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…

- Какая мысль подчеркивается в каждом случаи?

Обогащение словарного запаса.

Работа над лексическим значением слов ведется на каждом уроке в единстве с анализом произведения. Прошу детей найти в тексте слова, смысл которых не понятен. Выясняем значение этих слов, используя толковый словарь.

Веду работу над выразительными средствами языка: сравнением, эпитетом, олицетворением.

Работа над элементами интонации (составление партитуры чтения)

При работе над стихотворением учу детей чувствовать рифму и ритм стиха, расставлять паузы (- короткая, | - средняя, || - длинная), выделять голосом «главные слова», т.е. ставить логическое ударение. Учу детей владеть своим голосом – громкостью, силой, мелодикой, четкостью произношения.

Эту работу веду после анализа стихотворения, выяснения смысла незнакомых слов, определения задачи чтения (какие чувства и мысли хотел передать автор, что наиболее интересно и важно в тексте с точки зрения исполнителя, что должны понять и почувствовать слушающие тебя люди).

Выразительное чтение одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами, а также уловить суть и смысл прочитанного текста. Формировать навык выразительного чтения у младших школьников — это значит учить выражать в живом слове чувства и мысли, которыми насыщено как художественное произведение, так и читательское восприятие.

Проанализировав психолого-педагогические и литературоведческие источники по проблеме исследования, а также опыт работы учителей-практиков, приобрели теоретический опыт по организации целенаправленной систематической работы, направленной на формирование и совершенствование навыка выразительного чтения и речи учащихся на уроках литературного чтения. Рассмотрев сущностную характеристику процесса обучения выразительному чтению, раскрыли понятия выразительного чтения, определили средства выразительности и подобрали упражнения для формирования навыка выразительного чтения младших школьников, в соответствии с требованиями ФГОС. Также изучили методику организации этого процесса, разработали и провели уроки, на которых были использованы упражнение на формирование правильного дыхания и артикуляцию, постановку логического ударения в предложении, обучение смысловому интонированию. Учащиеся научились пользоваться условными обозначениями, которые помогают создать партитуру текста стихотворения в процессе подготовки выразительного чтения.

Результаты опытно – экспериментальной работы показали, что теоретические и методические знания, приобретенные мной, дают мне возможно осознанно включать в учебный процесс упражнения, направленные на формирование навыка выразительного чтения. Всё это отражается на результатах эксперимента. Выразительное чтение стихотворения учащимися кроме эмоциональности наполняется осознанностью, пониманием прочитанного. Методическая подготовка самого учителя, его осознанный выбор упражнений и дидактического материала отражается на результатах обучения младших школьников.

Умение говорить выразительно, эмоционально, грамотно и полно является залогом успешного обучения младших школьников в дальнейшем, а также играет большую роль в процессе межличностного общения в жизни.

Литература.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку школьников - М.: Издательский центр «Академия», 1997г.

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1981г.

3. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1979. С. 101-135

4. Аксенов В. Л. Искусство художественного слова. – М.: Просвещение, 1954, С. 64-125

5. Аргинская И. И. Обучаем по системе Л. В.Занкова. М. Просвещение, 1994

6. Артоболевский В. Г. Художественное чтение. М. Просвещение, 1978

7. Артоболевский Г. В. Художественное чтение. - Книга для учителя и руководителей художественной самодеятельности. - М.: Просвещение, 1978. С. 192-211

8. Баранова С. П., Сластенин В. А. Педагогика - М.: Просвещение, 1976. С. 256 – 277

9. Блинов И. Я. Выразительное чтение и культура устной речи. – М.: Просвещение, 1946. С. 153 – 165

10. Гашкова И. А. журнал «Начальная школа» Издательский дом "Первое сентября" №1 2013г. С.23

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...