Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы методики выразительного чтения


"Методика выразительного чтения". Под ред. Т. Ф. Завадской
Учебное пособие для студентов специальности № 2101 «Русский язык и литература»
"Просвещение", Москва, 1977 г. (Извлечение)


Действенность речи. Современная наука рассматривает речь как один из видов деятельности человека - «речевую деятельность», а отдельные высказывания как «речевые поступки». В филогенезе язык возник и развился как средство общения, средство воздействия на других людей. В онтогенезе речь тоже развивается в качестве средства воздействия на окружающих, ребенок, произнося «ма» (мама), не только относит это слово к определенному лицу, но хочет это лицо побудить к определенным действиям. Это «ма» в зависимости от ситуации значит: «Мама, подойди ко мне» или «Мама, я хочу есть» и т. д.
Целенаправленное действие словом определяет акцентное членение фразы, разнообразие интонаций, тембральную окраску голоса, т. е. все средства фонетической выразительности речи.

Необходимо, чтобы учитель (ученик), произнося слова текста, стремился передать освоенное и конкретное содержание (мысли, образы, оценки и намерения автора), чтобы слушающие поняли и определенным образом оценили то, о чем говорится в тексте, т. е. необходимо, чтобы читающий подлинно и целеустремленно общался с аудиторией.

Речь и мышление. Мышление -  социально обусловленный, психологический процесс поисков и открытий нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе анализа и синтеза, оно  неразрывно связано с речью. Мышление развивается в практической деятельности, в том числе и речевой.

Обычно делят мышление на понятийное - отвлеченное и конкретное - образное. В реальности оба вида мышления между собою связаны. Понимание опирается на связь абстрактного и конкретного, общего и единичного и вне этой связи не достигается. С учетом этой взаимной связи деление мышления на понятийное и образное имеет психологическое основание и практическое значение. Оно связано с очень важным для творчества процессом - воображением.
Образность речи. Воображение - это создание нового образа, представления, идеи, воплощаемых затем в материальной вещи или в практической деятельности. В нашей области это создание образа или представления, которые будут воплощены в звучащем слове. Без воображения невозможно никакое художественное творчество. Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже образовались в прошлом опыте. Следовательно, чем богаче опыт, тем больше возможности для воображения. Наблюдение того, что имеет место в жизни, является исходным материалом воображения. От простого воспоминания процесс воображения отличается тем, что в результате установления новых связей получаем образ, которого не было в прошлом опыте. Так происходит в художественном чтении, где некоторые черты образа, данные в поэтическом тексте, вызывают образ, который конструируется из того, что мы имели в нашем опыте. Отсутствие необходимых элементов в памяти говорящего или воспринимающего затрудняет возникновение образа. Этим, например, объясняется трудность восприятия нашими школьниками классической дореволюционной литературы.
Когда мы читаем или слушаем литературное произведение образы в нашем воображении возникают непроизвольно, без особого усилия с нашей стороны. При этом они бывают в разной степени четкими и точными. Чтец или рассказчик сознательно стремится вызвать в воображении слушателей конкретные и яркие образы, или, как их часто называют, видения. Но это возможно лишь при условии, если сам говорящий или читающий ясно и со всеми подробностями видит (представляет себе) то, о чем повествует. В воображении чтеца или рассказчика должна проходить как бы кинолента видений, которую он развертывает перед слушателями. В этом смысле следует понимать рекомендацию К. С. Станиславского говорить «не уху, а глазу». Воссоздающее воображение расширяет личный опыт говорящего и слушающего. Воображение и само формируется в художественном чтении.


Речевая интонация. Очень часто, говоря об искусстве звучащего слова, определяют его как искусство интонации. Действительно наличие разнообразных интонаций отличает выразительную речь от невыразительной. «Говорящий должен уметь свободно пользоваться не языковыми, но существенными с психологической стороны коммуникативными средствами выражения мысли и прежде всего интонацией». Что такое интонация? По определению психологов речевая интонация - звуковая система предложения в целом. В нее входят все признаки сложного звука: изменение основного тона, громкости, тембра, длительности. Кроме того, появляются перерывы звучания - паузы.

Н. И. Жинкин пишет: «Спрашивается, как ищется интонация и можно ли обучиться хорошей, правильной интонации. Ответ на этот вопрос отрицательный. Обучиться интонации нельзя. Это то же самое, что обучаться плакать, смеяться, горевать, радоваться и т. п. Интонация речи в определенной жизненной ситуации приходит сама собой, о ней не нужно ни думать, ни заботиться. Больше того, как только вы постараетесь ее сделать, это будет замечено как фальшь. Но есть способ найти интонацию, когда поставлена задача прочитать какой-либо текст, не нами составленный».

 

Обучение выразительному чтению начинается с I класса. В книге Т. Ф. Завадской сформулированы основные положения, на которые должна опираться методика выразительного чтения в начальных классах: «1) Учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушающим, читая текст произведения. 2) У учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем говорится в произведении. 3) Учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили».

Исполнительский анализ. Если учитель ставит целью подготовку учащихся к выразительному чтению, необходим специальный анализ произведения - анализ исполнительский. Он в первую очередь характеризуется именно своей четкой целенаправленностью: помочь учащимся вжиться в произведение, чтобы изображенное автором стало близким им и волновало бы, как непосредственно наблюдаемое и пережитое. Необходимым и специфическим компонентом исполнительского анализа является определение творческих исполнительских задач, требующее уяснения, что и для чего хочет передать исполнитель слушающим, читая данное произведение.

Возьмем из главы «Леса» очерков Паустовского «Мещерская сторона» описание случая, происшедшего с автором и его друзьями во время их поездки по озеру в резиновой лодке.

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок - ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть ее, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

 Ученикам сообщается, что они будут учиться выразительно читать описание встречи с черной рыбой. Определяется исполнительская задача чтения отрывка: «Что вы хотите сказать своим чтением слушателям, чем их взволновать, что они должны представить себе, «увидеть в своем воображении»?» Слушатели должны представить себе, какая громадная была рыба и какие острые были у нее плавники, они должны понять, какая опасность грозила путникам.
Сблизить авторское повествование с личным опытом учащихся помогут их собственные воспоминания или знания. Спросим, приходилось ли кому-либо из них плавать на резиновой лодке. Воспользуемся ответами учеников или расскажем сами, какая это легкая, удобная лодка, но дно ее такое тонкое, что чувствуется малейшее движение воды. Надо оберегаться коряг, которые могут проткнуть дно. Затем ученики по очереди читают текст, и после каждого предложения преподаватель задает вопросы, содействующие возбуждению живого представления виденного и пережитого путниками, тех действий, которые они предпринимали. Многие предложения, по отдельности или два-три сразу, читаются вторично после беседы в целях реализации мыслей и впечатлений, сложившихся во время беседы. Фактически во время чтения уже выделяются важнейшие слова. Но все же после прочтения всего текста и сопутствующей беседы весь отрывок просматривается вновь с целью продумывания, как его прочитать, чтобы слушатели все поняли, увидели. Решаем, что все описание делится на три части: вступление, где сообщается, что путники выехали на Черное озеро на резиновой лодке; вторая часть - «Громадная рыба с острыми, как нож, плавниками»; третья часть - «Скорее к берегу». После каждой части отмечаем паузы. Выясняем также, что в первой части путники не испытывают никакой тревоги, они наслаждаются тишиной и красотой леса и озера, уютом вечернего костра. И вдруг все меняется во второй и третьей части. Подчеркиваем важнейшие слова: «Громадная спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником». А дальше развертывается быстрое действие. «Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба нырнула снова».
Прием немедленной реализации в чтении только что разобранного имеет очень большое значение, особенно в младших классах. Очень важно выражение в звуке, в интонации того настроения, тех мыслей и переживаний, которые пробуждены у учащихся в процессе исполнительского анализа.

Прием немедленной реализации пробужденных у школьников мыслей, видений, эмоций - основа для последующего успеха в выразительном чтении. Кроме того, употребляя этот прием, мы получаем возможность воспитания чтецов во время коллективной работы. Вслед за приемом включения чтения учеников в процесс исполнительского анализа должен быть употреблен прием критической оценки учениками чтения товарища. Класс в целом и каждый ученик в отдельности слышат удачное и неудачное чтение. Так как задача большею частью бывает поставлена ограниченная - она ставится в ходе анализа, то оценить - ее выполнение нетрудно. Неудачное чтение может быть сразу заменено удачным, и таким образом учитель может нейтрализовать действие на учащихся невыразительного чтения или неверного чтения (неверная интерпретация, неверное логическое ударение и т. д.).


Учитель имеет право оценивать выразительность чтения только в том случае, если он систематически этому учит.

Когда наступает возможность предъявить требования в полном объеме, то они таковы:
1) простота и естественность;
2) проникновение в идейно-художественное содержание произведения в меру доступности ученикам данного возраста;
3) четкая передача мыслей автора;
4) выявление своего отношения к читаемому;
5) активное общение со слушателями;
6) четкое и правильное произношение;
7) передача специфики жанра и стиля произведения;
8) умение правильно пользоваться диапазоном своего голоса.
шкала оценок выглядит обычно так: плохое знание текста - 2, хорошее знание текста при невыразительном чтении - 3, хорошее знание текста при неполной выразительности - 4, хорошее знание текста при полной выразительности - 5.


Подготовка же выразительного чтения не меньше, чем любая другая самостоятельная работа, требует объяснений, наводящих вопросов или указания пути работы.

 

Одним из условий совершенствования навыков устной речи является создание в школе режима культуры устной речи. В кабинете русского языка и литературы целесообразно вывесить «Правила устной речи и чтения». Вот примерный их перечень:
1. Не произноси слова скороговоркой.
2. Ясно выговаривай звуки в словах.
3. Говори вразумительно, членораздельно, чтобы тебя могли хорошо слышать и понимать те, к кому ты обращаешься с речью.
4. Говори ровно, не повышай без нужды голос, не кричи.
5. Соблюдай паузы между предложениями и между отдельными смысловыми частями предложения.
6. Старайся говорить и читать так, чтобы заинтересовать слушателей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...