Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Северная традиция (Асатру)

 

 

Однако, как мы уже знаем, эгрегор характеризуется еще и пантеоном богов и богинь. Мы также знаем, что современный рунический строй (Старший Футарк) неразрывно связан с персонажами Северной традиции, Асатру. Собственно, Асатру – это не только боги и богини, а целая система космогонических и космологических взглядов. А также специфическая социальная и культурная среда, связанная с жизнью в некоторых странах Европы, прежде всего, в Скандинавии. Причем зарождение и первоначальное формирование Северной традиции теряется в глубине доисторических времен. Пришло время поговорить и об этом. Ибо без взаимодействия с богами и богинями Асатру, знаний хотя бы основ этой традиции, успешная руническая практика не представляется возможной.

Заметим, что в ходе предшествующего изложения мы пользовались термином «рунический эгрегор». Тем самым мы как бы дистанцировались от этой неотъемлемой части рунической практики – эгрегора Асатру, Северной традиции. Как показали некоторые полученные (хотя и неполные) результаты, этот подход был вполне оправдан. Как нам удалось выяснить, рунический эгрегор, минимум, на несколько сотен тысяч лет старше эгрегора Асатру. В этом смысле можно говорить о том, что Асатру – это последняя из известных нам Традиций, использующая в магической практике руны. Были или не были до Асатру боги и богини, связанные с рунами? Ответить на этот вопрос не представляется возможным. Возможно, с руническим эгрегором были сопряжены и другие, более ранние эгрегоры, включающие в себя богов и/или богинь, ныне напрочь забытые. По-видимому, ничего определенного об этом мы никогда уже не узнаем. В любом случае взаимодействие с рунами не может проходить в отрыве от взаимодействия с Асатру.

Справедливости ради нужно, однако, отметить, что некоторые операторы предпочитают в своей практике вообще ни коем образом не касаться Асатру, взаимодействуя исключительно с рунами, которые с Асатру не ассоциируют. Как видно из вышеизложенного, такой подход не лишен смысла т.к., судя по всему, руны как магические знаки (или, по крайней мере, часть их) появились предположительно на несколько сотен тысяч лет раньше Асатру. Причем не только в Северной Европе, а повсеместно.

Однако здесь необходимо четко различать собственно руническую магию в современном понимании – магию, основанную именно на 24 рунах, известных в 1 тысячелетии н.э. и на локализованной европейской территории. И эту магическую систему ни в коем случае нельзя смешивать с давно забытыми гипотетическими магическими системами, восходящими к раннему палеолиту. Хотя они и использовали отдельные знаки, по-видимому, магического назначения, абсолютно идентичные некоторым «современным» скандинавским рунам. О магическом использовании таких знаков в глубокой древности (Ашель, а возможно даже и Олдувай) мы знаем только то, что они как-то использовались.

Что же касается «современного» Старшего Футарка, то касательно этой системы мы, с одной стороны, можем воспользоваться сохранившимися историческими данными, хотя и весьма немногочисленными. Напомню, мы с самого начала договорились ограничится рассмотрением рун Старшего Футарка, не касаясь более поздних рун и, тем более, магии гальдраставов. С другой стороны, мы также можем воспользоваться наработками современных рунических магов, которые, как известно, в подавляющем большинстве случаев предпочитают именно руны Старшего Футарка. При этом следует признать, что как исторические данные, касающиеся Северной магической системы первого тысячелетия н.э., так и подавляющее большинство современных рунических магов все-таки прочно связывают руны с Асатру, Северной традицией. Поэтому, по меньшей мере, на первых порах, я бы рекомендовал придерживаться Традиции. Тем более, что сама Традиция по своей природе предполагает чрезвычайно широкую свободу действий ее приверженцам, в том числе и руническим магам. Да, собственно, по иному и быть не могло, поскольку Традиция взяла на вооружение руны, имеющие, как мы уже убедились, чрезвычайно древние корни и общемировое значение. А уже после наработки некоторого опыта представляется допустимым модифицировать свою практику, основываясь, в том числе, на приведенных выше фактах и проверяя свои собственные и, возможно, чти-то чужие предположения.

Разберем теперь вопрос, для чего нам нужно знать и придерживаться Северной традиции? За исключением, конечно, вполне естественного интереса к прошлому.

Во-первых, для того, чтобы успешно применять руническую магию, нужно прочувствовать то время и место, когда и где эта магия наиболее интенсивно применялась. В противном случае оператору, особенно начинающему, будет очень сложно разобраться в некоторых особенностях практического применения рун.

Для иллюстрации разберем конкретный пример. С точки зрения современного человека, война и справедливость – категории несовместимые, и даже противоположные. Однако и война, и справедливость ассоциируются с одной руной – Teiwaz. Откуда такая противоречивость? А дело здесь в том, что викинги считали войну вполне естественным способом установления справедливости. Таким образом, рассмотрев вопрос с этой точки зрения, мы обнаруживаем, что никакого противоречия здесь на самом деле нет. Проблема вызвана лишь изменением мировоззрения.

Во-вторых, при проведении магических действий часто требуется обращаться к богам и богиням пантеона Асатру, а иногда и к другим персонажам Северной мифологии. А это просто немыслимо без хотя бы самых элементарных знаний о Северной традиции.

В-третьих, приобщившись к рунам, оператор начинает стремиться к соблюдению обрядов, например, проведению сезонных праздников, основанных на природных ритмах. Проявляет интерес ко всему, что как-то связано с Традицией. А это тоже предполагает знание хотя бы основ.

В связи с этим вызывает особое уважение деятельность Культурно-исторического центра «Рагнар», связанная с реконструкцией Асатру. При этом следует обратить внимание на то, что в рамках деятельности центра изучение магии рун рассматривается как неотъемлемая, органическая часть Асатру. В связи с этим нельзя также не упомянуть исследования более поздних магических традиций, имеющих, однако, руническую основу. Прежде всего, труды Леонида Кораблева и других исследователей, посвятивших себя изучению магии гальдраставов и смежных вопросов. Конечно, раскрыть подробно тему Северной традиции в рамках данной работы не представляется возможным. Собственно, такой задачи и не ставится. Предполагается, что более подробную информацию при необходимости читатель почерпнет в требуемом объеме из других источников. Здесь же приведем лишь самые основные моменты, которые, по  мнению автора, вполне достаточны для начала практической деятельности в рунической магии.

Пантеон богов. Асатру является политеистической системой. Вследствие этого относится к системам, проявляющим терпимость к другим взглядам и верованиям. Подробнее об этом свойстве политеистических религий уже говорилось выше.

Богов и богинь в Асатру относят в основном к роду асов. Хотя это не является строгим правилом, и из него имеются исключения. Главным богом является ас Один. Поэтому Асатру иногда называют еще одинизмом. Согласно северной мифологии, именно он открыл руны и передал их людям. Один – Мастер Рун и Хозяин Рун. Поэтому оператор во всех серьезных магических действиях обращается за поддержкой и помощью, прежде всего именно к Одину.

С Одином ассоциируется руна Ansuz. Об этом тоже должен помнить практикующий оператор. Однако, если призыв к Одину в связи с использованием рун вообще уже состоялся, дополнительно призывать его в связи с использованием этой руны представляется излишним. Хотя здесь работает общее правило, о котором мы уже неоднократно упоминали – если нет прямого указания, нужно действовать на основе субъективных ощущений и предпочтений.

Тор, ас, бог грома. С ним часто ассоциируют руну Thurisaz. Поэтому к нему следует обращаться в случаях, когда в магическом действии используется в том числе и эта руна. Или только одна руна Thurisaz.

Тюр или Тир, ас, бог войны. Однозначно ассоциируется с руной Teiwaz, в связи с этим он призывается при использовании этой руны.

Так, например, в случае осуществления известного защитного магического действия, состоящего из записанных в ряд трех рун (Thurisaz – Teiwaz – Thurisaz), как следует из изложенного, следует обращаться к трем богам-асам: Одину в связи с использованием рун вообще, Тору в связи с использованием двух рун Thurisaz и Тюру в связи с использованием руны Teiwaz. О том, как именно это можно сделать подробнее поговорим в дальнейшем.

Фрейр, бог плодородия. Один из немногих богов, не относящихся к асам. Фрейр относится к ванам. Его ассоциируют с руной Inguz.

Итак, мы рассмотрели несколько соответствий богов Асатру с рунами. При этом были приведены наиболее очевидные соответствия и ассоциации. Вообще говоря, можно найти и более полные соответствия рун и богов (богинь). Но они носят менее очевидный, а следовательно, спорный характер. Поэтому я бы рекомендовал устанавливать для себя такие соответствия в индивидуальном порядке, по мере изучения, как самих рун, так и мифологии Северной традиции. 

Космология. Вселенная состоит из девяти миров. В центре располагается Митгард – мир людей или средний мир. Вокруг него еще четыре мира – Нифльхейм (мир льда и туманов), Муспельхейм (мир огня), Ванахейм (мир ванов). Трое из ванов – Ньерд, Фрея и Фрейр, после окончания войны между асами и ванами были переданы асам в качестве залога примирения и впоследствии обрели божественность. Йотунхейм (мир великанов – йотунов, чаще всего враждебных как богам, так и людям). Считается что зловредный Локи как раз имеет отношение к йотунам, а не к асам, хотя и является богом. Выше земли, в небе находится мир светлых эльфов – Лессальфахейм. Ниже, под землей – мир карликов, гномов, «темных эльфов» - Свартальафхейм. Наконец, на самой вершине Вселенной расположен мир богов и богинь – Асгард. А ниже Свартальфхейма – мир мертвых – Хел.

Основой Вселенной является Мировой Ясень – Иггдрасиль, который ассоциируется с руной Eihwaz. Крона Иггдрасиля находится в Асгарде, а его корни – в Хел.

Такова самая краткая характеристика мировоззрения Асатру. Как видим, помимо людей и богов – асов, Вселенная населена еще самыми разнообразными существами, часть из которых мы уже упомянули выше.

Приведенных здесь сведений, конечно, может оказаться недостаточно для успешной магической практики. Скорее они дают пока лишь основу для того, чтобы понять в каком направлении и для каких целей следует изучать легенды и мифы Северной традиции. Причем здесь понятие «мифология» не относится к категории некой фантазии, не имеющей никакого отношения к реальным событиям прошлого. Изучению Северной мифологии посвящены серьезные научные исследования, останавливаться на которых в рамках данной работы опять же не представляется возможным.

Описанные в мифах события, вероятнее всего, имели место в весьма далеком прошлом. Со временем истории пересказывались устно, постепенно обрастая преувеличениями и небылицами. Нечто подобное можно иногда наблюдать и в настоящее время. «Вчера был на рыбалке и поймал рыбу…» – «Большую?» – «Да нет, не очень. Вот такую примерно…» – можно с большой долей уверенности предположить, что размер пойманной рыбы будет со временем неуклонно расти… Можно предположить, что примерно что-то подобное происходило и с историями, которые постепенно превращались в легенды, а затем и в мифы. А некоторые герои описываемых событий обожествлялись. В конце концов, и рассказчику, и слушателям приятно, что их предками были ни абы кто, а могучие боги…

Если такое предположение окажется верным, то миф об обретении Одином рун может иметь под собой вполне реальную почву. Некий персонаж, в самом деле живущий в далеком прошлом, властитель и колдун Один прошел через некое чудовищное испытание. В результате чего он получил из глубин подсознания изображения 24 рун, ждавших своего повторного открытия неведомое количество веков, а то и тысячелетий. А может быть некоторые из этих знаков и вовсе были открыты впервые. Так или иначе, обретенные изображения впоследствии стали использоваться «по прямому назначению». А Один со временем обрел не просто статус бога, а главного бога в пантеоне Асатру. Но, это, разумеется, не более, чем предположение.

Наконец, хотелось бы еще остановиться на вопросе привнесения в руническую практику новшеств. Причем как придуманных их авторами, так и позаимствованных из других систем. Вообще говоря, на основании приведенных выше археологических и исторических данных можно предположить, что за огромный промежуток времени магическая система, связанная с графическими объектами магического назначения, ныне известными как руны, претерпевала большие или меньшие эволюционные изменения. Более того, некоторые изменения мы наблюдали уже в историческое время, когда появились модифицированные рунные ряды (Младшие руны и т.п.). Таким образом, руническая магическая система не есть что-то окостеневшее и незыблемое. Да это становится понятным, если обратить внимание на потрясающую «демократичность» этой системы, которая характеризуется значительной свободой действия оператора. По-другому просто быть не могло – обросшая догматами и ограничениями система просто не смогла бы приспособиться к постоянно меняющейся внешней реальности и рано или поздно была бы отброшена и забыта. 

Поэтому можно с уверенностью сказать, что часто ругаемый традиционалистами так называемый «новодел» сам по себе не является чем-то неправомерным. Другой вопрос – к каким последствиям для практикующего приводит внедрение того или иного новшества. Если нововведение способствует расширению функций существующей системы, то почему бы нет? Само собой разумеется, что «пустой руны» (Weird) в Северной традиции никогда не было. Но если это нововведение несколько расширяет возможности рунической мантики и напрямую не запрещена Традицией, то решение об использовании или неиспользовании этой руны в мантических действиях должно приниматься самим оператором на основе его субъективных предпочтений. Если оператор тяготеет к буквальному следованию Традиции, то ему не следует использовать эту руну. Если же оператор не имеет ничего против нововведений, то не просматривается ничего «противозаконного» в том, если он будет использовать руну без рисунка в мантических целях. Магический же смысл этой руны не просматривается при всем желании. Действительно, если считать, что смысл Weird состоит в неотвратимости судьбы, то было бы странным применять эту руну для инициации события, которое и так неотвратимо произойдет. Или наоборот, для предотвращения такого события.

То же можно сказать, например, про нанесение рун на чакры. Разумеется, это не имеет никакого отношения к Традиции, но если факт нанесения той или иной руны на ту или иную чакру придаст оператору дополнительной уверенности в правильности своих действий, то это можно считать вполне оправданным. То же самое можно сказать и о некоторых других случаях «смешивания традиций».

Но во всех ли случаях это можно считать оправданным? Очевидно, нет. В ряде случаев идет элементарное «перетягивание канатов», попытка необоснованно включить руны в состав самодельного новаторского «учения». Результаты иногда бывают забавными. Но, тем не менее, подобные новации не всегда являются совсем уж безобидными. Как минимум, они ограничивают свободу действий оператора, а также отвлекают его внимание от поиска и реализации действительно эффективных способов разрешения тех или иных жизненных проблем в сторону бесплодных фантазий. Чтобы отделить, так сказать, зерна от плевел, нужно, прежде всего, представить механизм влияния того или иного нововведения. Если это новшество послужит улучшению действия оператора, то можно рассмотреть вопрос о его использовании. Два примера мы уже рассмотрели выше (с «пустой» руной и чакрами).

Можно еще привести примеры с так называемые «руническими» мантрами, позами и мудрами. Совершенно очевидно, что руны – это прежде всего изображения. Без изображений рунических знаков магия рун немыслима. Однако если у индивида слабо развиты визуальные ассоциации, и наоборот, хорошо развиты аудиальные или кинестетические, то можно говорить о некоторой пользе данных добавлений. Так или иначе, абсолютно во всех случаях необходимо помнить, что все инородные включения имеют необязательный характер и могут быть использованы по усмотрению оператора исключительно для пользы дела. И уж конечно ни в коем случае не означает, что необходимо в качестве «довеска» взять и другие моменты, например, из восточных систем и практик.

 Если нововведение бесполезно, то возникает законный вопрос – а зачем это нужно? Если же оно ограничивает оператора рамками дополнительных «правил», «законов» и прочих догм, то такое новшество должно быть отброшено в безусловном порядке как вредоносное. Независимо от того, какой вой поднимут по этому поводу представители тех систем, откуда эти ограничения были взяты. Следует всегда помнить, что руническая система и Северная традиции вполне самодостаточны и не нуждаются в привнесении в них всевозможных чужих «премудростей». По крайней мере, таких, которые не имеют вразумительного объяснения и не служат улучшению практической деятельности конкретного оператора.

 

***

 

 

Две основные задачи магии

 

 

Выше, в разделах 1 и 5 мы относительно подробно рассмотрели механизм практически любого магического действия. Исходя из этого, а также на основании научных исследований такого явления, как магия (см. раздел 2), можно сделать вывод, что для успешного осуществления магического действия (заклятья) необходимо решить две основные задачи.

1. Идентифицировать требуемый объект в сфере духа, по отношению к которому предполагается применить то или иное магическое воздействие. Как мы уже знаем, в сфере духа очень много обособленных объектов, в том числе нематериальных составляющих живых людей. Именно эти составляющие в подавляющем большинстве случаев и являются объектами, «мишенями» для магического действия. Однако людей чрезвычайно много. И если оператор неверно идентифицирует объект, то магическое действие будет направлено не по адресу. Таким образом, поставленная цель не будет достигнута. Поэтому задача идентификации объекта, выявление из множества похожих объектов единственного, требуемого – это одна из основных задач оператора.

Для решения данной задачи существует целый ряд приемов. Ниже мы разберем некоторые из них. Конечно, нас будут интересовать только те, которые могут найти (и нашли) применение в магии рун.

2. Собственно, произвести магическое воздействие. Как мы увидим в дальнейшем, здесь тоже возможны варианты – начиная от простой визуализации и заканчивая магическим ритуалом. В основном выбор способа воздействия определяется срочностью наложения воздействия и требуемой длительностью работы заклятья. Методы наложения заклятий мы тоже разберем в рамках дальнейшего изучения. И тоже применительно к магии рун.

 

***

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...