Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование правовой культуры




Научная работа по вопросам избирательного права и избирательного процесса Республики Казахстан

На тему: «Повышение правовой культуры участников избирательного процесса как один из способов обеспечения избирательных прав и свобод человека и гражданина Республики Казахстан»

 

 

Выполнили:

Ибрагимова Улжан Смадияровна

050036; мкр.Жетысу 1;д.31; кв.25.

телефон: 87014527353

Алиаскарова Асем Талгатовна

Ул. Майлина 117; кв 17

Телефон 87778079262

 

 

Алматы, 2013

Введение

На сегодняшний день избирательный процесс является одним из ключевых моментов проявления демократической организации общества и показателем вовлеченности общества в процессы управления государством. Т.к., именно путем голосования, население страны выражает свою волю и обозначает выбор большинства. Но, тем не менее, в соответствии с конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», «участие граждан Республики в выборах является добровольным. Никто не вправе принуждать к участию или не участию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление». Именно поэтому роль правовой культуры так велика. Ведь правовая культура определяет самосознание населения и активизирует их в общественной жизни.

Наша работа посвящена изучению правовой культуры участников избирательного процесса как одного из способов обеспечения избирательных прав и свобод человека и гражданина Республики Казахстан.

Выбранная тема не вызывает сомнения в актуальности и научно-практической значимости.

Сегодня на повестку дня встает вопрос формирования правовой культуры для построения правового демократического государства.

Цель нашего исследования:

На основе изученного фактического материала осветить проблему правовой культуры граждан касательно избирательного процесса. Выявления аспектов влияющих на пассивность избирателей.

Из поставленных целей было выделено несколько задач:

- изучить и обобщить научную литературу касательно избирательной системы;

- обобщить практику избирательного процесса;

- осветить состояние правовой культуры на сегодняшний день;

- выявить проблематику правовой культуры участников избирательного процесса;

- выдвинуть собственные предложения по повышению правовой культуры.

Методологической основой нашего исследования явились принципы историзма и объективизма, позволяющие отразить историческую обстановку рассматриваемого времени.

Методы исследования поисково- аналитические.

Объект исследования - правовая культура участников избирательного процесса.

Уровень правовой культуры характеризует эффективность, демократичность, законность и состоятельность избирательного процесса в государстве. Поэтому для построения демократического и сильного государства необходимо изучать взаимосвязь избирательного процесса и правовой культуры общества.

Новизна исследования заключается в том, что нами были предприняты меры по изучению и выявлению аспектов, влияющих на активность граждан непосредственно в самом избирательном процессе. Были выявлены сферы, влияющие на повышения правовой культуры населения в избирательном процессе.

Этапы и процедуры исследования:

I-этап: сбор изучение и обобщение литературы;

II-этап: беседы-интервью с профессорами юридических наук университета;

III-этап: анализ собранных материалов;

IV-этап: анкетирование горожан, составление мониторинга.

Источниковую базу исследования составили

 

 

Правовая культура

“Правовая культура —это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества”.[1] Под правовой культурой мы понимаем “определённый уровень правового мышления и чувств восприятия правовой действительности”, а также высокий уровень самосознание населения, при котором они осознают свою причастность к формированию общественной жизни. Для этого народ должен не только выполнять свои обязанности, но и понимать их необходимость, признавать их.

Формирование правовой культуры является сложным процессом. Основным фактором, влияющим на результат формирования, является история государства и права Республики.

Причиной этому явилось формирование доверия к правительству и осознание себя весомой ячейкой правового социума.

К сожалению, историческая ситуация, сложившаяся у нас в государстве, не внушала доверия населению касательно избирательной системы. Тем самым в сознании общества появилось глубокое недоверие к кандидатам и к самим избирательным органам. Но на сегодняшний день это должно остаться в прошлом, для этого избирательным органам необходимо предпринять меры по изменению данной ситуации.

Формирование правовой культуры

Формирование правового сознания — сложный психологический процесс восприятия нормативно-правовых предписаний, своеобразно протекающий у каждого человека, имеющий подчас различные результаты. Чтобы оптимизировать этот процесс, сделать его более действенным и целенаправленным, необходимо располагать достоверной информацией о многочисленных переменных, опосредующих этот процесс, глубоко знать приемы, средства и методы достижения желаемых результатов. Нужно иметь научно обоснованную программу чисто дидактического содержания. В правовоспитательной деятельности, а она является одним из направлений в деятельности государственных и общественных структур по формированию правового сознания, на наш взгляд, в настоящее время возникла своеобразная ситуация: с одной стороны, признается необходимость и эффективность правового воздействия на формирование личности, а с другой — отсутствует строгая теория, научно обосновывающая пути реализации имеющихся возможностей. Преодоление этой проблемной ситуации связано в первую очередь с определением и научным обоснованием целей и задач правового воспитания. Решение этих вопросов относится к числу первостепенных научных проблем формирования и развития правового сознания.

Когда мы анализируем правовое сознание в гносеологическом аспекте и говорим об отражении функционирующей правовой системы в сознании людей, мы должны выделять, по крайней мере, две особенности возникающего при этом правового сознания: 1) оно является результатом отражательной деятельности сознания; 2) сам процесс отражения обусловливается местом, занимаемым людьми в системе общественного производства: различия в социальном положении людей, как правило, определяют их взгляды на право, влияют на оценку правовой системы в целом и отдельных ее звеньев. В связи с этим также необходимо различать социально-структурные и иные линии в содержании правового сознания.

 

Как отмечалось, каждая социальная группа и каждый индивид по-своему понимают сущность права, по-своему видят свои собственные права и обязанности, а также права и обязанности других людей. Правосознание — это объективно существующий набор взаимосвязанных идей и эмоций, выражающих отношение общества, групп, индивидов к праву — этому целостному социальному институту, его системе и структуре, к отдельным законам и характеристикам правовой системы. Таким образом, правосознание предстает как сумма знаний, представлений и оценок индивидов и групп по поводу права, его применения и форм выражения.

 

Формирование правосознания происходит под влиянием исторического опыта общества, а также собственного социального опыта различных индивидов и групп. Правосознание имеет определенную структуру, состоящую из двух уровней — обыденного и теоретического. Обыденное правосознание, присущее большинству людей, включает отрывочные представления о праве, зачастую неверные, отягощенные предрассудками. Теоретический уровень образует научное знание о праве и его сущности, о происхождении права, о законности и правопорядке, правовом государстве и юридической ответственности. На этом уровне правосознание представляет собой целостную систему взглядов на природу права. Обыденное правосознание формируется в процессе повседневной жизни людей, их общения между собой, участия в судебных процессах, взаимоотношений с правоохранительными органами. Для обыденного правосознания характерно доминирование моральной оценки правовых норм.

 

Мы отметили отношение к праву и законам различных социальных профессиональных групп. Практика показывает, что каждая такая группа занимает определенное положение в иерархической структуре общества от самого высокого (элита) до самого низкого (социальное дно — люмпен-пролетариат). Лучше всего осведомлены в правовых вопросах представители высших слоев населения — предприниматели, чиновники, интеллигенция и политики. Они обладают правовыми знаниями, как по причине высокого уровня образования, так и потому, что часто сталкиваются с правовыми нормами в процессе своей профессиональной деятельности. Прежде всего, это относится к менеджерам и руководителям государственных и коммерческих предприятий, сотрудникам органов исполнительной власти. Роль, которую та или иная социальная группа играет в обществе, формирует ее правосознание. Например, предприниматели образуют определенную группу, которой присущи свои представления о праве. Профессиональная деятельность побуждает многих менеджеров, бизнесменов и администраторов получать юридическую подготовку как самостоятельно, так и на различных курсах и высших учебных заведениях. Таким образом, необходимо заметить, что в связи с развитием рыночной экономики появился целый слой, ориентированный на знание правовых норм и их применение в своей деятельности.

Роль правовой культуры

Основным элементов нашей работы являются вопросы правовой культуры. Как мы знаем, право вносит в жизнь общества организованность и порядок ввиду соединения в нем специфических черт (всеобщность, нормативность, императивность, формальная определенность), сочетания которых нет в других созданиях культуры. Роль права как феномена культуры состоит в обеспечении наследования социальных форм жизнедеятельности, устойчивости, относительной продолжительности существования конкретных классовых сообществ, каждое из которых есть звено естественно-исторического процесса. Право — единственная форма культуры, которая по происхождению, сущности, функциям, технологии ориентирована на удержание целостности конкретно-исторических социальных систем, что определяет особое место права в человеческой культуре[2].

Правовая культура общества представляет собой совокупность всех компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании в целях прогрессивного развития социального организма при использовании правовой формы регулирования общественных отношений и воздействия на сознание людей[3]. Повышение уровня правовой образованности и культуры населения, преодоление правового нигилизма представляет собой важную часть повышения правовой культуры общества. В той же мере и проблемы государственного устройства тесно связаны с повышением уровня правовой культуры на практическом, административно-организационном уровне. По мнению ученых, правовая культура может проявляться в четырех основных состояниях: идеолого-психологическом; нормативном, фиксируемом совокупностью норм права; поведенческом, указывающем на характер правовых действий; объективированном, закрепляющем результаты правовой деятельности. Исследование этих состояний правовой культуры необходимо вести в оценочном контексте, с позиций различных субъектов. Также важным является степень проявления правовой активности у различных слоев населения в различных ситуациях[4]. В социально-психологическом плане правовая культура, как правовая система в целом, характеризуется единством правовой нормы и реального поведения людей; совпадения норм и ценностей; достижения социальной эффективности права.

 

Следовательно, интегрированные качества правовой культуры не ограничиваются ролью нормативного ориентира. Ее целью является активное вторжение в социальную среду, воздействие на сформировавшиеся установки, направление членов коллективов и социальных групп к пониманию необходимости прогрессивных норм правового поведения. Тем самым правовая культура обеспечивает включенность индивидов и коллективов в единую систему социальной организации. Но надо заметить, что фактическое состояние правовой культуры может подчас существенно отличаться от официальных установок и идеальных образцов. Различно знание права, разным является и отношение к нему со стороны классов социальных групп и индивидов. Культура включает общечеловеческие, классовые, национальные, групповые ценности, представления и идеалы, мысли и деятельности, образцы поведения и так далее — все это относится и к правовой культуре[5].

 

Приоритеты нашей республики характеризуются политической стабильностью и межнациональным соглашением. В этом процессе устойчивое, сбалансированное во всех своих элементах и структурах и вместе с тем, динамично развивающееся общество, предполагает правовую форму гармонизации интересов личности, отдельных социальных групп и государства (общества) в целом. Как отмечают ученые, решение задачи законодательного обеспечения демократических преобразований в полиэтническом и мультикультурном Казахстане обусловлено созданием правовых механизмов регуляции взаимодействия этнических общностей. Очевидно, что законотворческая деятельность должна проводиться с учетом национальных традиций; господствующей в обществе парадигмы правопонимания; общедемократических, гуманистических норм цивилизованного правопорядка. Таким образом, анализ особенностей правового сознания этносоциальных групп РК должен стать концептуальной основой разработки моделей реализации гуманистической сущности и нормативно-регулятивных функций права в специфических условиях Казахстана; выработки практических рекомендаций по формированию и совершенствованию правового пространства РК как стратегического направления государственного воздействия на процессы консолидации полиэтнического сообщества. По итогам социальных исследований Института философии и политологии МОН РК на вопрос «Как вы считаете, относятся ли правоохранительные органы (прокуратура, суды, полиция) одинаково ко всем жителям страны?» получены следующие результаты: сами творят правонарушения — 35 %, в основном — да — 11 %, защищают тех, кто имеет деньги и власть — 46 %, да — 5 %, другое — 2 %, затрудняюсь ответить — 1 %[6]. Данный анализ показывает, что имеются проблемы по дальнейшему совершенствованию принципиальных механизмов правовой культуры сотрудников правоохранительных органов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...