Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальный подход в обучении

Цель занятия: освоить технологию индивидуального подхода к одаренным и неуспевающим учащимся.

Вопросы для обсуждения:

1. Одаренность: сущность, типы, сферы, критерии одаренности.

2. Проблемы одаренных детей. Модели выявления одаренности.

3. Задачи, содержание, методы, приемы, формы обучения одаренных детей

4. Неуспеваемость и отставание: сущность, признаки, причины.

5. Типология неуспевающих учащихся.

6. Предупреждение неуспеваемости. Методика повышения успеваемости учащихся.

Форма проведения занятия – деловая игра «Педагогический совет».

Имитируемое событие: Заседание педагогического совета.

Сюжет игры: На педагогический совет школы приглашены два подростка. Один относится к категории одаренных детей, второй – к категории неуспевающих учащихся. И тот, и другой отличаются конфликтным поведением, демонстрируют независимость, не подчиняются требованиям педагогов. Как следствие – имеют проблемы во взаимоотношениях с педагогами школы и одноклассниками, трудности в обучении.

Игровая задача: выяснить причины асоциального поведения подростков и разработать систему мер, направленных на решение возникших проблем.

Игровые роли:

˗ одаренный подросток,

˗ неуспевающий учащийся,

˗ классный руководитель одаренного подростка,

˗ классный руководитель неуспевающего учащегося,

˗ директор школы,

˗ завуч по воспитательной работе,

˗ завуч по учебной работе,

˗ социальный педагог,

˗ школьный психолог,

˗ учителя-предметники (преподаватели гуманитарных дисциплин, естественно-научных дисциплин, учитель физкультуры, музыки, ОБЖ).

 

Ход игры

I Подготовительный этап. Включает в себя:

1. Изучение справочных материалов (приложение 2, 3).

2. Заполнение таблицы «Знаю-Хочу узнать еще – Узнал» (приложение 1).

3. Выполнение индивидуальных заданий.

˗ «Одаренный подросток» - изучает специальную литературу об особенностях одаренных детей, выделяет тип одаренности, готовит рассказ от первого лица о своих проблемах, причинах асоциального поведения (согласованную с «классным руководителем», «социальным педагогом» и «школьным психологом»).

˗ «Неуспевающий учащийся» - изучает специальную литературу об особенностях неуспевающих учащихся, выделяет тип неуспеваемости, готовит рассказ от первого лица о своих проблемах, причинах асоциального поведения (согласованную с «классным руководителем», «социальным педагогом» и «школьным психологом»).

˗ «Классный руководитель одаренного подростка» - изучает специальную литературу об особенностях работы с одаренными детьми, дает характеристику на своего воспитанника (согласованную с «одаренным ребенком», «социальным педагогом» и «школьным психологом»).

˗ Классный руководитель неуспевающего учащегося, изучает специальную литературу об особенностях работы с неуспевающим учащимся, дает характеристику на своего воспитанника (согласованную с «неуспевающим учащимся», «социальным педагогом» и «школьным психологом»).

˗ Социальный педагог – изучает специальную литературу по проблемам социального воспитания одаренных и неуспевающих учащихся, дополняет характеристику на неуспевающего и одаренного подростков с позиций «социального портрета» ученика (согласованную с «неуспевающим учащимся», «одаренным ребенком» и их «классными руководителями»).

˗ Школьный психолог - изучает специальную литературу по проблемам психологических особенностей одаренных и неуспевающих учащихся, дополняет характеристику на неуспевающего и одаренного подростков с позиций психологических особенностей учеников (согласованную с «неуспевающим учащимся», «одаренным ребенком» и их «классными руководителями»).

˗ Директор школы – изучает документацию, определяющую требования по организации работы образовательного учреждения с одаренными и неуспевающими учащимися.

˗ Завуч по воспитательной работе - изучает документацию, определяющую требования по организации работы образовательного учреждения с одаренными и неуспевающими учащимися.

˗ Завуч по учебной работе - изучает документацию, определяющую требования по организации работы образовательного учреждения с одаренными и неуспевающими учащимися.

˗ Учителя-предметники (преподаватели гуманитарных дисциплин, естественно-научных дисциплин, учитель физкультуры, музыки, ОБЖ) - изучают специальную литературу об особенностях обучения одаренных и неуспевающих учащихся.

II Заседание педагогического совета. Состоит из двух частей. В первой части обсуждается проблема неуспевающего ученика, во второй – одаренного подростка. Включает в себя систему игровых действий:

1. Выступление классного руководителя неуспевающего (одаренного) ученика.

2. Выступление социального педагога.

3. Выступление школьного психолога.

4. Выступление неуспевающего (одаренного) ученика.

5. Обсуждение услышанного всеми членами педагогического коллектива.

6. Составление плана работы, направленного на преодоление возникших проблем (приложения 2, 3).

III «Выход» из игры.

 

Список литературы 1:

1. Антонова Е.Е. Теоретические подходы к построению структуры одаренности / Е. Е. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 47-55.

2. Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.

3. Афанасьева В.Н. Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. П. Карамбаев // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 50-55.

4. Буров А.Ю. Квалиметрия одаренности: проблемы и реальность / А. Ю. Буров
// Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 39-46.

5. Васильева О.С. Психологическая помощь в раскрытии одаренности детей / О. С. Васильева // Одар. ребенок. - 2011. - № 6. - С. 136-138.

6. Васильева Т.Н. Одаренность: проблемы психолого-педагогического сопровождения / Т. Н. Васильева // Справ. педагога-психолога. Школа. - 2012. - № 4. - С. 73-79.

7. Ганзикова Г.С. Детская одарённость / Г. С. Ганзикова // Соврем. б-ка. - 2011. - № 7. - С. 74-77.

8. Двинянинова А.Г. Советы родителям одаренных детей / А. Г. Двинянинова
// Практика адм. работы в шк. - 2012. - № 1. - С. 69.

9. Дворникова Л.В. Одаренный ребёнок в классе / Л. В. Дворникова // Справ. клас. рук. - 2012. - № 3. - С. 52-58.

10. Дубасенюк А.А. Стратегии обучения одаренных детей / А. А. Дубасенюк // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 85-92.

11. Заславская О.В. Одаренные дети как научно-педагогическая проблема / О. В. Заславская, О. Е. Сальникова // Инновац. проекты и программы в образовании. - 2011. - № 6. - С. 7-10.

12. Захарченко Т.В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 97-101.

13. Злобина А.Т. Готовность учителя к работе с одаренными детьми / А. Т. Злобина
// Одар. ребенок. - 2011. - № 6. - С. 141-143.

14. Казарина В.В. К вопросу о педагогическом сопровождении одарённых детей / В. В. Казарина // Нач. шк. плюс До и После. - 2012. - № 5. - С. 75-78.

15. Карпова С.И. Модель образовательного учреждения для работы с одаренными детьми / С. И. Карпова // Педагогика. - 2011. - № 7. - С. 20-27.

16. Корень А.Э. Одаренный ученик - успешный ученик / А. Э. Корень // Одар. ребенок. - 2011. - № 4. - С. 134-144.

17. Марчукова И.А. Экскурс в одаренность / И. А. Марчукова // Одар. ребенок. - 2011. - № 5. - С. 48-52.

18. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми / В. К. марова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28.

19. Погребняк О.Д. Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с признаками академической одаренности в массовой школе / О. Д. Погребняк
// Практика адм. работы в шк. - 2011. - № 6. - С. 51-55.

20. Работа с одаренными и способными детьми в условиях общеобразовательной школы / сост. О.В. Иванова, Л.Н. Ушенкина // Практика адм. работы в шк. - 2012. - № 1. - С. 65-68.

21. Рыбалка В.В. Определение понятий одаренности, таланта, гениальности личности: классические и современные методологические подходы / В. В. Рыбалка
// Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 16-38.

22. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33.

23. Семенов П.П. План работы по реализации программы "Одаренные дети" в учебном году / П. П. Семенов // Завуч. - 2012. - № 2. - С. 43-49.

24. Стасенко Н.П. Работа с одаренными детьми в современной школе / Н. П. Стасенко
// Одар. ребенок. - 2012. - № 1. - С. 73-76.

25. Фрадков В. Одарённость: благословение или препятствие? / В. Фрадков // Пед. техника. - 2011. - № 3. - С. 62-68.

26. Щербакова Т.Н. Специфика психологической поддержки развития личности одаренного ребенка / Т. Н. Щербакова // Одар. ребенок. - 2011. - № 6. - С. 54-60.

27. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы / В. С. Юркевич // Психол. наука и образование. - 2011. - № 4. - С. 99-107.

 

Список литературы 2:

  1. Абасов З. Эта вечная проблема – неуспеваемость //Директор школы. – 1998. - № 3.- С. 22-28.
  2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. – М: Знание. Серия «Педагогика и психология», - 1992, - № 3.
  3. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. – М., 1981.
  4. Зарецкий В., Гордон М. Как работать учителю, если он хочет помочь неуспевающему //Первое сентября. – 2000. - № 4.
  5. Как работать с неуспевающими? //Первое сентября. – 1998 № 90, 110, 125.
  6. Как работать с неуспевающими? //Первое сентября. – 1999 № 5.
  7. Лекалова Н.П. Психодиагностика трудностей в обучении и их преодоление //Вопросы психологии. – 1998. - № 5
  8. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1993.

9. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М., 1984. – С. 54-59.

  1. Орлова Л.В. Интеллектуально пассивные дети //Вопросы психологии. – 1991. - № 6
  2. Палтышев Н.Н. еще раз о слабоуспевающих //Сов. педагогика. – 1990. - № 11.- С. 30-33.
  3. Причины неуспеваемости и пути их преодоления //Народное образование. – 1975. - № 4.
  4. Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1975.
  5. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.

15. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. – М., 1977.

16. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. – М., 1989.

  1. Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся //Педагогика. – 1996. - № 3.- С. 25-30

 

 

Приложение 1

 

Знаю-Хочу узнать еще – Узнал

 

Знаю Хочу узнать еще Узнал Источник
Какие бывают виды неуспеваемости Как работать с педагогически запущенными детьми Приводится информация из статьи Базелюк В.В. Диагностическая и коррекционная работа с детьми школьного возраста, социально и педагогически запущенными: Метод. Рекомендации/Ред. Н.Н. Тулькибаева, Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск: Факел, 1997.
       
       

Приложение 2

План работы с неуспевающим учащимся

Задачи Способы преодоления неуспеваемости Способы коррекции асоциального поведения
     
     

Приложение 3

План работы с одаренным учащимся

Проблема Способы решения проблемы
   
   

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...