Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ох, уж эти попрошайки!. Коневоз




Ох, уж эти попрошайки!

Рассматривая вредную привычку копать в деннике, мы говорили, что движение передней ногой (тебеневка), которым обычно лошадь выпрашивает корм, это нормальное естественное поведение для вида. Оно — первое, что приходит лошади в голову, когда рядом с ней стоит человек с сахаром, но почему-то не отдает его. И как только сахар отдан (непреднамеренное обучение), привычка попрошайничать бывает закреплена. Имеет ли смысл игнорировать, не давать корм, надеясь, что лошадь сама отучится попрошайничать? Вряд ли. Так как это поведение видотипичное, оно с трудом искореняется. Скорее всего она будет бить передним копытом по полу все настойчивее и громче.

На мой взгляд, попрошайничество — это очень хороший знак. Лошадь хочет получить поощрение и готова за него что-то сделать! Она открыта для работы! Остается лишь командовать ей и, следовательно, давать возможность получить поощрение за то поведение, которое вас устраивает. Пусть все вокруг будут думать, что у вас самая послушная, умная и внимательная лошадь в мире — им и невдомек, что так называют лошадей-попрошаек, у которых самые умные и внимательные хозяева!

Бывает и другой род попрошаек, которых правильнее назвать грабителями. Они злобно прижимают уши и буквально не дают вам ступить ни шагу — трутся головой, выдирают карманы из курток и хватают угощение вместе с пальцами. Это — следствие непреднамеренного обучения. Если лошадь прижимает уши, а ей говорят «ай, умница! » и дают поощрение, то она приобретает уверенность, что отобрала корм, а не получила. Только попробуйте теперь ей что-то не дать — она не отучится от привычки, а постарается припугнуть вас посильнее! Впрочем и грабители - совсем неплохой вариант. Они может быть и не столь открыты для работы, как обычные попрошайки, но они хорошо мотивированы — проще говоря ОЧЕНЬ хотят получить угощение. Простой способ из «злюки», встречающей человека с прижатыми ушами, сделать любознательную «умницу» предложила Александра Курланд, мы обсуждали его в предыдущей главе.

Коневоз

С точки зрения лошади, коневоз — это замкнутое, темное пространство, с ненадежным полом, по которому пугающе громко стучат копыта. Это — незнакомое место, где чувство контроля над ситуацией теряется, уступая место страху. Нужно помнить, что для лошади естественно бояться заходить в коневоз, поэтому не нужно ни одного раза пытаться — «вдруг само получится», лучше сразу подойти к обучению погрузке самым серьезным образом. И чем раньше, тем лучше — было бы правильно продавать жеребят, уже обученных заходить в коневоз или хотя бы в его имитацию, вроде гаража.

Советов, как научить лошадь заходить в коневозку, множество. Все они направлены на три, уже известные нам, причины сложностей: недостаточное обучение, непреднамеренное обучение и негативный опыт. Перечислим наиболее полезные советы:

1. Провести свет в машину, чтобы лошадь видела, куда идет и не так боялась.

2. Поставить машину (или имитацию коневоза) в поле, где лошадь обычно гуляет, и кормить ее сперва рядом с машиной, а потом ставить корм все глубже и глубже. Она будет спокойно заходить и выходить, приобретет чувство контроля над ситуацией и не станет отказываться от настоящей погрузки (так, кстати, поступают и при перевозке диких лошадиных в зоопарках).

3. Никогда не наказывать лошадь при погрузке — любая боль будет ассоциироваться с машиной и страх будет лишь усиливаться.

4. Метод кликера: поощрять лошадь за то, что она нюхает трап, затем за то, что поставила на него копыто, затем оба, затем зашла и т. д. Лошадь — либо на длинной корде, либо свободна и между поощрениями может отходить от коневоза. Полезно до этого научить ее по команде осаживать. Потом вы будете давать ей команду на выходе машины, — знакомый сигнал и двойное поощрение (свобода и угощение) усилят ее чувство контроля над ситуацией.

5. Жеребенка заводить в коневоз за матерью, если та относится к погрузке спокойно. Взрослые лошади также спокойнее идут за знакомым сородичем, если не конфликтуют с ним в обычных ситуациях. Если среди них установлена иерархия, имеет смысл вести первой лошадь более высокого ранга.

6. «Протащить» - неоднозначно полезный метод, но самый распространенный. Лошадь заталкивают силой в коневоз, причем ее не пихают и не бьют, но тянут и переставляют руками ее ноги. Когда лошадь все-таки заходит в коневоз, с ней ничего не происходит, она постепенно успокаивается, а после поездки выходит из него. К ней снова возвращается чувство контроля над ситуацией, она запоминает коневоз в период сильного волнения, когда ее память обострена, и сам коневоз уже становится более знакомым и привычным, чем местность, куда лошадь привезена. В результате она начинает с легкостью заходить в коневозы впоследствии и даже, кажется, получает от этого удовольствие. Этот метод работает не со всеми лошадьми. Кроме того, если лошади удастся вырваться, спрыгнуть с трапа и сбежать, она вознаградит себя за это свободой и будет склонна поступать так и дальше. Если, сразу после погрузки в коневоз, или уже в пути она получит травму, то метод не сработает. Может возникнуть нежелательная ассоциация с заталкиванием ее в машину и лошадь будет сопротивляться в любой, с ее точки зрения похожей, ситуации.

7. Использование успокоительных средств спорно, также как и «протаскивание». Они действуют лучше, если животное спокойно. Обычно же люди решаются дать лошади лекарства, когда та возбуждена и препарат действует слабее и при больших дозах. То, чему лошадь научится, после введения ей успокоительного, она, вероятно, не сможет вспомнить в обычном состоянии (этот феномен был найден у других видов животных). Да и в движущейся машине «загруженной» лекарствами лошади сложнее удержать равновесие. С другой стороны, это бывает единственный метод погрузить лошадь в краткие сроки, поэтому совсем отказаться от него нельзя.

Некоторые лошади спокойно относятся к погрузке, но плохо ведут себя внутри машины. Их могут беспокоить движения машины, которые она не может понять – значит они плохо обучены и нужно начать обучение заново: сперва только завести и вывести лошадь, затем завести и включить мотор. Когда лошадь успокоится и будет равнодушно относиться к работающему мотору, можно проехать несколько метров и, лишь когда и это ей будет даваться легко, увеличивать длительность поездки (метод десенсибилизации). Также поступают и если причина плохого поведения негативный опыт, однако тренировки могут занять больше времени. В некоторых случаях достаточно поменять водителя – лошадям сложно удерживать равновесие, особенно при резком торможении. С. Крегер (Cregier, 1982) советует использовать для перевозок трейлеры, сконструированные так, что лошади стоят против хода движения (хвостом к водителю). При торможении машины, животное упирается передними ногами и так ей легче удержать равновесие. Однако ни в коем случае нельзя ставить лошадь «задом наперед» в машине, оборудованной так, чтобы лошадь стояла головой к водителю: это очень травмоопасно для нее.

В России лошади путешествуют нечасто и по окончании пути их ждут соревнования или новая, незнакомая конюшня. Так возникает нежелательная ассоциация. Чтобы разбить ее, нужно время от времени делать тренировочные поездки, в которых лошадь проезжает несколько десятков метров, возвращается к конюшне и получает что-то приятное в качестве вознаграждения – прогулку в поле или парке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...