Экономическая безопасность
(Щеткин Борис Николаевич д.т.н., доцент, профессор, чл. – корр. РАЕ и МАНЭБ)
•В законе РФ о безопасности, понятие безопасности определяется как состояние защищенности важных интересов личности общества и государства от внутренних и внешних угроз. •Отсутствие опасности. • Безопасность включает в себя внешние и внутренние аспекты. Внешняя безопасность означает отсутствие опасности и угроз для РФ. Внутренняя безопасность характеризуется устойчивостью конституционного строя, политической и социальной стабильностью общества, отсутствием националистических и иных движений, угрожающих целостности государства. Национальная безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, способность государства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и выступать субъектом международного права.
Понятие безопасности личности, общества и государства не во всем совпадают. Безопасность личности, означает реализацию ее неотъемлемых прав и свобод. Для общества безопасность состоит в сохранении и умножении его материальных и духовных ценностей. Национальная безопасность применительно к государству предполагает внутреннюю стабильность, надежную обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальную целостность. Критерием обеспечения безопасности считается определение пределов, рамок, границ, политических, социальных, техногенных, природных явлений, превышение которых может нанести трудновосполнимый ущерб нации в настоящем и будущем. Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Национальная безопасность по объектам: - безопасность личности; - безопасность общества; - безопасность государства; - безопасность иных объектов. По характеру угроз: - природного характера; - антропогенного характера (человеческое воздействие на природу); - техногенные; - экологические; - социального характера (военная, экономическая, демографическая). По сферам жизнедеятельности: - военная; - экологическая; - социально-политическая; -информационная; - экономическая.
Система национальной безопасности – функциональная система отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз. Система обеспечения национальной безопасности – это организационная система органов, сил, средств, различных организаций.
Принципы национальной безопасности: - законность; - соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; - взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение безопасности; - интеграция с международными системами безопасности.
Проблемы обеспечения внутренней безопасности общества приобретают, в современных условиях, для РФ первостепенное значение. Во внутриполитическом плане перед РФ стоит ряд проблем, требующих постепенного внимания в силу их воздействия на безопасность общества. Важнейшие из них – сохранение внутренней стабильности государства и общества, целостность России, полное восстановление управляемости государством.
Экономическая безопасность является неотъемлемой составляющей частью национальной безопасности. Экономическая безопасность может быть представлена как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются поступательное развитие общества, его экономической и политической стабильности, несмотря на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Экономическая безопасность государства - это сложное социально-экономическое понятие отражающие большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства внутренних и внешних угроз экономики страны. В этой связи следует отметить, что для государства, общества, личности не существует абсолютной экономической безопасности, т.е. состояния, когда отсутствуют какие-либо угрозы национального хозяйства. Экономическая безопасность государства определяется состоянием производственных сил и социально экономических отношений, масштабами достижения НТП, структурой внешнеэкономических связей.
Экономическая безопасность тесно связана с понятием – развитие и устойчивость экономики. Развитие национального хозяйства - это один из компонентов развития экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у государства сокращаются возможности сопротивляемости внешним и внутренним воздействиям. Устойчивость национальной безопасности страны как единой системы означает прочность и надежность ее элементов экономических и организационных связей между ними. Способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. В период истории СССР, Россия характеризуется наивысшим уровнем экономической безопасности; имело место прогрессивное развитие экономики, совпадающие со стабильным ростом ее макроэкономических показателей. Очевидно, что к основным фактором ЭБС относятся: ее географическое положение, запасы природных ресурсов, промышленность и сельскохозяйственный потенциал, степень социально- демографического развития, качество государственного руководства. Вместе с тем, такие государства как США, Россия, Япония, Китай, страны Евросоюза порой резко отличаются по промышленному потенциалу, запасам полезных ископаемых, социально-демографическому развитию, а также характеру государственного регулирования экономики, что в значит, мере обуславливает различия в уровне защищенности национального хозяйства. Составными структурными элементами ЭБ государства является: технологическая, технико-производственная, валютно-кредитная, сырьевая, экологическая и информационная система. Технологическая система, обуславливает такое состояние научно-технического состояния потенциала страны, который гарантирует конкурентную способность национальных товаров и услуг на рынках, наукоемкость продукции, и обеспечивает самостоятельную разработку в минимально короткие сроки новейших технологических решений предопределяющих в прорыве ведущих отраслях гражданского и оборонного производства.
Мировая практика показывает, что обеспечение технологической составляющей экономической безопасности возможна лишь при условии национального хозяйствования, поставленной на путь инновационного развития. Одной из эффективных является инновационная система США: четко сформулированные задачи национального масштаба по инновационному развитию национального хозяйства. Огромные расходы на научно-исследовательские разработки по сравнению с другими странами, на науку по созданию инновационных технологий, государственное финансирование значительной части этих расходов, защита интеллектуальных достижений в рамках государственной политики. Значительно внимание науки уделяет Китай, он достиг технологического паритета с ведущими государствами мира в 1985г., а к 2004 доля расходов на научно-исследовательские разработки составляли 1.2 % ВВП. Сравнительная оценка уровня ЭБГ может базироваться на определенном значении нормированных относительно соответствующих пороговых уровней частных показателей ЭБГ. Результаты расчетов НТП характеризующие отдельные компоненты безопасности национального хозяйства РФ, США, Японии, Великобритании и д.р. позволили оценить уровень различных стран с уровнем ЭБ этих государств, соответственно все это систематизировано. •Объем ВВП на душу населения в % от среднемирового пороговое значение – 100%; Фактическое – 25%. •Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности: 70% - 50%. •Наука: 2% - 0,5%. •Новые виды продукции в объеме выпуска продукции: 6% - 2,6%
•Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% низкодоходных групп населения: 8% - 12.9%. •Доля импорта во внутренние потребление: 30% – 53% •Дифференциация субъектов по прожиточному минимуму: 1.5% – 5%. Положительные стороны вступления в ВТО: - Россия сможет отстаивать позиции на мировом рынке; - Фактор стабилизации законодательства; - Возможность использовать механизмы анимизированных торговых споров, принятых в ВТО. - Российские экспортеры быстро освоят правила рыночного поведения, способствующих развитию цивилизованных форм участия. Отрицательные стороны вступления в ВТО: - Усиление иностранной конкуренции создают проблемы в области промышленной, машиностроении, пищевой промышленности, авиастроении и т.д.; - Возможные падения конкурентной способности предприятий на внутренних рынках; - Сокращение субсидирования товаропроизводительной отрасли отразится на промышленности АПК; - Сокращение доходов госбюджета из-за снижения импортных пошлин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|