Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

благодаря им из международного товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам качества при данных конкурентных ценах.

Эти рынки

пособствуют наиболее эффективному использованию факторов производства в тех или иных отраслях и регионах;

благодаря им из международного товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам качества при данных конкурентных ценах.

Для них обычно бывают характерными высокая динамичность, изменчивость, отсутствие жестких, однозначно и четко определенных рамок и границ.

Более того, мировые товарные рынки в настоящее время формируются и развиваются под воздействием множества факторов различной природы, причем не только экономических, но и политических, научно-технических, климатических и т. д.

При исследовании мировых товарных рынков важное значение имеет оценка объема, емкости того или иного рынка.

Под объемом рынка понимается совокупность всех переплетающихся между собой актов купли-продажи, в результате которых товары и услуги от их производителя доходят до потребителя. Практически объем рынка может быть определен как сумма первичных продаж товаров и услуг промышленниками, фермерами, предприятиями и т. д.

Под емкостью рынка понимается потенциальный объем реализации (или спроса) при соответствующем уровне цен, состоянии конъюнктуры и значения других параметров. Таким образом, емкость рынка есть не фиксированная величина, а не переменная величина, которая определяется выбранным набором параметров. Ее определение характеризуется значительной степенью неопределенности.

В процессе изучения емкости рынка значительную роль играет его структурный анализ, установление взаимосвязей отдельных сегментов рынка, их взаимоотношений, связей с соответствующими совокупностями потребителей и т. д.

Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена, выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного спроса и совокупного предложения через которые каждый из участников может оценить и адаптировать параметры своего производства.

Выступая сферой межгосударственного обмена товарами, мировые товарные рынки оказывают обратное влияние на производство, показывая ему что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировые товарные рынки оказываются первичными по отношению к производителю и являются центральной категорией теории мировой экономики. Главным внешним признаком существования мировых товарных рынков является передвижение товаров и услуг между странами и, следовательно, мировая торговля. Мировая торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Применительно к одной стране обычно используется термин «внешняя торговля», применительно к торговле двух стран между собой - «межгосударственная, взаимная, двусторонняя торговля», а применительно к торговле всех стран друг с другом - «международная или мировая торговля».

Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров - экспорта и импорта и характеризуется торговым сальдо и торговым оборотом.

Экспорт - продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.

Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы.

Торговое сальдо - разность стоимостных объемов экспорта и импорта.

Торговый оборот - сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

По принятым в мире стандартам статистики мировой торговли при признании торговли мировой, продажи товара экспортом, а покупки - импортом является факт пересечения товаром границы государства и фиксации этого в соответствующей таможенной отчетности. Простейшая модель мирового товарного рынка, названная моделью частичного равновесия, показывает основные функциональные взаимосвязям между внутренним спросом и предложением товаров на мировом рынке, определяет количественные объемы экспорта и импорта, а также равновесную цену, по которой осуществляется торговля.

На основе этой модели можно сделать следующие выводы:

мировой товарный рынок представляет собой сферу международного баланса спроса и предложения на товары, экспортируемые и импортируемые странами;

размеры экспорта определяются размерами избыточного предложения товара, размеры импорта - размерами избыточного спроса на товары;

факт наличия избыточного предложения и избыточного спроса устанавливается в процессе происходящего на рынке сравнения внутренних равновесных цен на одинаковые товары в различных странах;

цена, по которой осуществляется международная торговля,

находится между минимальной и максимальными внутренними ценами равновесия, существующего в странах до начала торговли;

с одной стороны, изменение мировой цены ведет к изменению количества экспортируемых и импортируемых на мировом товарном рынке, с другой - изменение количества экспортируемых и импортируемых товаров приводит к изменению мировой цены.

 

2. Становление мирового товарного рынка

Международное разделение труда и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового товарного рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за национальные границы. Становление простейшей формы внутреннего рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем покупателю из рук в руки, а все, что покупается, сразу же оплачивается и забирается покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства, основанного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует история, практиковался уже в Пампеях, в Остии или Тимгаде Римском (Северная Африка). Свои рынки имели Древняя Греция, Китай классической Эпохи, Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между продавцом и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже товаров, и меняла, одалживающий на это деньги.

Практически сразу же после возникновения рынки начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках которых различные рынки отделялись от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и, самое главное, часть рынка уже ориентировалась на иностранных покупателей. С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными. Шаг за шагом они расширялись до региональных, государственных, и, наконец, мировых масштабов.

Международные товарные рынки, представлявшие собой ту часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными рынками, возникли в Европе и на Ближнем Востоке. Промышленность была тесно связана с национальными товарными рынками. Товары для вывоза за рубеж представляли собой готовые продукты и производились из местного сырья. Торговля носила двусторонний характер. Великие географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.

Узкая ремесленно-мануфактурная база перестала отвечать реальным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так, в эпоху первоначального накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров межгосударственной торговли в единый мировой товарный рынок. Его окончательное формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Эволюция рынка по схеме «внутренний товарный рынок - национальный товарный рынок - международный товарный рынок - мировой товарный рынок».

 

3.Факторы, влияющие на мировой товарный рынок

Говоря о мировых товарных рынках, необходимо отметить их большую подвижность, большую степень изменчивости по сравнению с соответствующей отраслью национальной экономики. Мировой товарный рынок «более чутко реагирует на колебания экономической конъюнктуры и новые тенденции в спросе.

Соответственно и границы мирового товарного рынка более эластичны, мобильны, чем рамки соответствующей отрасли, а вся система мировых товарных рынков эволюционирует более быстрыми темпами, чем отраслевая структура общественного производства в мировом масштабе». На функционирование мировых товарных рынков большое влияние оказывают такие факторы как монополизация, валютно-финансовые факторы, государственное регулирование внешней торговли.

1. На современном этапе развития международных экономических отношений на состояние мировых товарных рынков большое влияние оказывает растущая монополизация экономики, появление так называемых замкнутых рынков, значительная доля операций на которых носит характер трансфертных сделок или заключается между крайне ограниченным числом сторон. Слово «монополия» происходит от греческого слова - «единственный производитель». Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного хозяйствующего субъекта. Такое преобладание дает ему исключительное право распоряжаться ресурсами, возможность оказывать давление на конкурентов и потребителей и возможность устойчивого получения прибылей.

Само понятие монополии связывают с определенной структурой рынка возникает в том случае, когда определенный производитель занимает доминирующее положение, т. е. имеет исключительное положение на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке и затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Даже небольшое предприятие может быть монополистом, если е рыночная мощь уравновешивается другими крупными производителями.

В зависимости от характера возникновения и процесса функционирования, все монополии подразделяются на следующие виды:

а) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. К естественным монополиям могут быть отнесены: электро-энергетическая, природный газ, нефтепроводы и др.;

б) разрешенная монополия - монополия, защищенная от конкуренции с помощью юридических (правовых) ограничений, т. е. монополия, доминирующее положение на рынке определенного товара которой, обусловлено решениями федеральных или местных органов власти и управления, принятыми в интересах государства или региона на определенный срок в соответствии со сложившейся экономической ситуацией. К таким монополиям могут быть отнесены рынки, значительная доля оборота на которых осуществляется через государственные фонды;

в) к временным монополиям относятся те случаи, когда хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение благодаря временному отсутствию конкуренции. В ситуации временной монополии оказываются хозяйствующие субъекты, вышедшие на рынок с новой продукцией. Конкуренты в этом случае появляются на рынке по мере освоения новой технологии. Современные рынки зачастую характеризуются высокой степенью монополизации, когда основную роль на них играют международные монополии, по существу определяющие «правила игры» на рынке, методы и формы осуществления товарно-денежных отношений.

В этих условиях рынок теряет свою «гибкость», свойства «автоматического» регулятора товарных цен. Рынок приобретает существенно дифференцированный характер зачастую с резко ограниченным числом производителей.

Транснационализация монополистического бизнеса оказывает значительное воздействие на международную торговлю, возникновение ее новых форм и методов, развитие достаточно специфической системы внешнеторговых каналов сбыта.

Для многих мировых товарных рынков в этих условиях присущи резко дифференцированные формы реализации отдельных изготовителей, незначительное количество независимых форм, осуществляющих производство соответствующих товаров. Согласно ряду имеющихся оценок, в настоящее время более 1/3 мирового экспорта приходится на различные внутрикорпорационные и трансфертные поставки.

Крупные монополии способны достаточно сильно варьировать свою производственную политику, стратегию маркетинга, проводить тщательные рыночные исследования и т. п. Обладая достаточно мощным производственным и научно-техническим потенциалом, разветвленной сетью сбыта и обслуживания выпускаемой продукции, монополии могут выбрасывать на рынки новые разновидности товаров, сопровождая это массированными рекламными кампаниями, основываясь на тщательных и дорогостоящих исследованиях рынков.

При этом практикуются самые разнообразные методы средства воздействия в желательном направлении на покупательский спрос, зачастую опирающийся на доминирование в различных каналах обращения. Широкое распространение получают неценовые методы конкуренции (отдельные случаи снижения цен носят эпизодический и временный характер), приобретший в последние годы крайне большое значение (реклама, использование торговых марок и знаков, организация системы обслуживания потребителей и др.).

Существенной особенностью мировых товарных рынков является наличие разных посреднических фирм, торговых компаний, специализирующихся на экспорте посреднических фирм, торговых компаний, специализирующихся на экспорте или импорте отдельных товаров и их относительно большое значение, оказываемое на рынки. Однако процесс монополизации рынков неизбежно затрагивает и их, приводя к нарастающей централизации систем национального и международного товародвижения, поглощению традиционно независимых производителей и фирм - поставщиков.

2. В настоящее время наблюдается также резкое увеличение воздействия на мировые товарные рынки валютно-финансовых факторов, особенно усиливающееся в условиях существования плавающих курсов валют.

Основными инструментами валютной политики, проводимой на мировых товарных рынках являются девальвация и ревальвация валютных курсов.

Девальвация - реформа денежного обращения, проводимая путем законодательного уменьшения стоимостного содержания денежной единицы или снижение курса валюты страны по отношению к золоту, серебру и валютам других стран.

Ревальвация - официальное повышение золотого содержания национальной валюты или фактическое повышение ее валютного курса.

Резкие сдвиги в валютных курсах в ряде случаев порождают достаточно существенную трансформацию международной торговли, изменения в товарообороте между отдельными государствами. Особенно часто и заметно подобные изменения имеют место в периоды, непосредственно предшествующие падению курса какой-либо из валют крупных развитых стран. В эти периоды импортеры, стремясь хоть как-то компенсировать неизбежное практически подорожание иностранных товаров и извлечь одновременно дополнительные прибыли, осуществляют большие закупки товаров за рубежом. Резко возросший таким образом спрос может приводить к изменениям на рынке, в частности, к росту цен на соответствующую продукцию.

Вообще девальвация порождает на мировых товарных рынках весьма сложные и противоречивые процессы. Обычно ее непосредственным результатом является значительное уменьшение импорта, вызванное его удорожанием, а также тем, что в преддверии девальвации импортеры закупают большие дополнительные партии необходимых товаров, о чем уже говорилось выше. Однако зачастую национальная экономика не может найти замены импортным товарам внутри страны и в течение продолжительных периодов времени.

В результате этого после использования заранее накопленных товаров наблюдается резкий скачок спроса.

Соответствующее воздействие девальвация оказывает и на динамику экспорта. Влияние валютных факторов на мировые товарные рынки еще более усиливается в результате действий многонациональных корпораций, которые, контролируя разветвленную сеть всевозможных отделений и филиалов в различных странах, пытаются посредством разнообразных трансфертных операций извлечь из валютных колебаний дополнительную прибыль. Одновременно тем самым возрастает и дезорганизация соответствующих рынков.

Многие государства, учитывая большую роль валютного фактора в развитии современных рынков, делают попытки повлиять на них в желательном направлении, осуществляя операции с валютными курсами. Однако эффективность этих мероприятий оказывается весьма сомнительной, и их конечным результатом выступает лишь дальнейшее усиление анархии валютной системы этих государств.

Подобное усиление неопределенности, и без того царящей на рынках, особенно затрагивает долговременные контракты и внешнеторговые сделки, заключенные на долгосрочной основе. Тем самым создаются дополнительные препятствия специализации и кооперированию производства в международном масштабе и углублению международного разделения труда.

3. В современном мировом хозяйстве внешняя торговля остается одной из самых сложных и, как следствие, самых регулируемых сфер экономики.

Формы и методы государственного регулирования ВТД определяется каждой страной с учетом ее специфики, особенностей социально-экономического и политического строя, ее географическим положения, специализации и т. д. Но при всех условиях каждое государство стремится защитить свои национальные интересы, способствовать социально-экономическому прогрессу общества и повышению благосостояния населения, создает с помощью торгово-политического регулирования своеобразный механизм, связывающий экономические характеристики национального хозяйства с теми экономическими процессами, которые находятся за пределами национальных границ, смягчая их влияние на национальную экономику, содействуя оптимальному ее развитию.

В современной внешнеэкономической политике происходит постоянное взаимодействие двух тенденций: стремления к либерализации международной торговли, к уничтожению торговых барьеров, привносимыми процессами углубления международного разделения труда, интернационализацией производительных сил, и одновременного усиления протекционизма, попыток ограничить проникновение иностранного капитала и товаров в страну.

 

 

4.Анализ мирового рынка нефтепродуктов

По расчетам BusinesStat, в 2012-2015 гг продажи нефтепродуктов в мире выросли на 13,7%: с 3,2 до 3,6 млрд т. Нефтепродукты имеют широкое применение в различных отраслях экономики: транспорт, электроэнергетика, ЖКХ, химическая и другие отрасли промышленности.

В ближайшие годы относительно высокие цены на нефть приведут к уменьшению ее доли среди первичных энергоносителей. Будет расти доля гибридных и электрических двигателей.

Однако, несмотря на снижение доли нефти в энергетическом балансе, в абсолютном выражении продажи продолжат расти. По прогнозам аналитиков, в 2016-2017 гг продажи нефтепродуктов в мире будут расти в среднем на 1,6% в год и достигнут 3,9 млрд т в 2017 г.

Факторами роста мировых продаж в ближайшие годы станут: развитие транспортной отрасли, рост автомобилизации, а также позитивная динамика производства в странах с развивающейся экономикой.

В 2012-2015 гг в среднем около 33% всех продаж нефтепродуктов в мире приходилось на дизельное топливо. Второе место по данному показателю занимал автомобильный бензин – около 25% продаж. На долю мазута приходилось порядка 13% всех продаж, на долю авиатоплива – около 7%. Оставшаяся доля приходилась на печной керосин и прочие нефтепродукты.

В 2016-2017 гг дизельное топливо и бензин будут демонстрировать наиболее высокие темпы роста продаж в связи с развитием транспортной отрасли, в частности – морских перевозок. Продажи мазута будут сокращаться. В электроэнергетике мазут будет постепенно заменяться газом, а в морских перевозках – дизельным топливом.

«Анализ мирового рынка нефтепродуктов в 2012-2015 гг, прогноз на 2016-2017 гг» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры мирового рынка и оценки перспектив его развития:

Экономика и численность населения

Производство нефтепродуктов

Продажи нефтепродуктов

Внешняя и внутренняя торговля нефтепродуктами

Импорт и экспорт нефтепродуктов

Внешнеторговые цены нефтепродуктов

В обзоре приводятся текущие данные по 240 странам мира и прогноз по 25 странам-лидерам мирового рынка нефтепродуктов.

В обзоре информация детализирована по видам нефтепродуктов:

Автомобильный бензин

Дизельное топливо

Мазут

Авиатопливо

Печной керосин

Прочие нефтепродукты

При подготовке обзора использована статистическая информация:

Energy Information Administration

United Nations Statistics Division

Commodity Trade Statistics

Eurostat

Industrial Commodity Statistics

International Trade Centre

International Monetary Fund

Organization for Economic Cooperation and Development

World Trade Organization

Наряду с официальной статистикой в обзоре приведены результаты исследований BusinesStat:

Анализ открытой информации о рынке нефти и нефтепродуктов

Опрос экспертов рынка нефти и нефтепродуктов

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировой товарный рынок - один из инструментов мирового инвестиционного рынка. Как видно из названия, на мировом товарном рынке ведется торговля товарами и сырьем.

В настоящее время на мировом товарном рынке торгуются около 70 видов различных товаров. Все эти товары можно разделить на следующие группы:

  • Углеводороды и энергоносители - газ,нефть, сырье, нефтепродукты, уголь, мазут и т.д.;
  • Пищевые продукты - пшеница, кукуруза, соя, соепродукты, зерно, сахар, кофе, какао, перец, семена, хлопок, домашний скот и многие другие;
  • Драгоценные металлы - драгоценные, полудрагоценные, неблагородные, редкие, например, золото, серебро, платина, палладий, медь, аллюминий, никель и т.д.

Первоначально основной целью мирового товарного рынка являлась регулярная связь между продавцами и покупателями товаров. Все сделки проводились с партиями наличных товаров. По мере развития биржевой торговли, установились свои товарные обычаи, стандарты на виды товаров, котировки цен и т.д.

В последнее время практически все торговые сделки на товарном рынке заключаются в виде срочных контрактов на эти товары. Сами товары на бирже не предъявляются. Однако в сделке четко указываются марка товара, его количество и сроки поставки товара. Продавец на рынке товаров передает покупателю не сам товар, а документ, который подтверждает право собственности на товар.

Основные биржевые площадки мирового товарного рынка:

  • Чикагская товарная биржа (CME) - основными сделками биржи являются контракты на свинину, крупный рогатый скот, древесину кофе, какао, сахар, перец, зерно, семена;
  • Чикагская торговая палата (CBOT) - специализируется по продажам зерна и пищевого масла;
  • Нью-Йоркская товарно-сырьевая биржа (NYMEX) - основными являются контракты на цветные металлы и энергоносители;
  • Международная нефтяная биржа (IPE) - одна из ведущих площадок по торговле углеводородами и энергоносителями;
  • Лондонская биржа металлов (LME) - главная биржа по торговле срочными контрактами на металлы.

Большое количество сделок на мировом товарном рынке являются спекулятивными, так как по ним поставки товаров не происходит, а выплачивается разница между ценой продажи и ценой покупки. Вследствие чего, волатильность на товарном рынке превышает колебания цен на фондовом рынке.

Мировой товарный рынок является достаточно волатильным, рискованным, непредсказуемым, требующим определенных знаний, навыков и опыта. Поэтому товарный рынок не рекомендуется для начинающих инвесторов.

На рынке товаров взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адамов В.Е., Ильенкова С.Д. Экономика и статистика фирм: Учебное пособие: -М.: Финансы и статистика, 1997. - 240 с.

2. Зверев Д.М. Ассортиментно - ценовой мониторинг розничных продаж // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. №6. с. 4 - 10.

3. Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. №5. с.104 – 107

4. Щур Д. Справочник по торговле. -М.: “Приор”, 1997. - 432 с.

5. Мокров Г. Исследования маркетинга// Бизнес. - 1994. - №8.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...