Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системы поддержки принятия решений

ДАННЫЕ – ИНФОРМАЦИЯ - ЗНАНИЯ

Данные – информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека.

Виды данных: абсолютные, алфавитно-цифровые, аналоговые, арифметические, асинхронные, базовые, буквенные, варьируемые, входные, выходные, графические, групповые, двоично-десятичные и др.

 

Информация – Совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Является одним из видов ресурсов, используемых человеком в трудовой деятельности и в быту.

Информация – содержание, присваиваемое данным посредством соглашений, распространяющихся на эти данные; данные, подлежащие вводу в ЭВМ, хранимые в ее памяти, обрабатываемые на ЭВМ и выдаваемые пользователям.

Виды информации: визуальная, входная, выходная, директивная, документальная, закрытая, избыточная, изобразительная, интеллектуальная, итоговая, коммерческая, личная, машинная, научная, неполная, нерелевантная (не соответствующая запросу), обзорная, общедоступная, оперативная, отраслевая, противоречивая, ретроспективная, реферативная, связующая, семантическая, текущая, управляющая, экономическая и др.

 

Знания – вид информации (подобно программам и данным), хранимой в базах знаний и отражающей знания человека – специалиста (эксперта) в определенной предметной области; множество всех текущих ситуаций в объектах данного типа и способы перехода от одного описания объекта к другому.

Для знаний характерны внутренняя интерпретируемость, структурируемость, связность и активность. Говоря образно:

«знания = факты + убеждения +правила».

Виды знаний: глубинные, декларативные, каузальные, семантические, эвристические и др.

Глубинные знания - знания в экспертных системах, включающие модели функциональных и каузальных отношений, лежащих в основе решаемой задачи. Они позволяют сократить пространство поиска за счет выбора модели, наиболее адекватной классу решаемой задачи.

Декларативные знания - информация в базе знаний, не содержащая в явном виде описания какой-либо процедуры, которую необходимо выполнить. Это данные об объектах предметной области, фреймструктуры, метаправила, таблицы, словари.

Каузальные знания – знания, в основе которых лежат причинно-следственные отношения.

Семантические знания – совокупность сведений о состоянии объектов предметной области и отношений между ними, хранящихся в базе данных или базе знаний.

 

БАЗА И БАНК ЗНАНИЙ

База знаний [knowledge base]. Семантическая модель, предназначенная для представления в ЭВМ знаний, накопленных человеком в определенной предметной области. Является основной составной частью интеллектуальных, в частности экспертных, систем. Для представления знаний используется ряд моделей, таких, как семантическая сеть, процедуральная, фреймовая, продукционная и другие модели.

 

Экспертная система (ЭС) [expert system] – система искусственного интеллекта, включающая базу знаний с набором правил и механизм вывода, позволяющий на основании правил и предоставляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора действия.

 

База целей [goal base]. Компонент экспертной системы, содержащий информацию о целевом поведении предметной области, определяющий поведение самой экспертной системы и обеспечивающий реализацию свойства мотивации: побуждения системы к действию.

 

Дедуктивная база данных [deductive database]. Интегральная часть дедуктивной модели представления знаний, являющаяся совокупностью хранимых данных и общих положений в виде семантической сети.

 

Семантическая база данных [semantic database]. Совокупность сведений о предметной области, состоящая из семантических элементов и отношений, организованных таким образом, что эта совокупность лишена подробностей представления данных в памяти ЭВМ и элементов поверхностной структуры профессионального языка специалистов в данной предметной области.

 

Интеллектуальный банк данных [intelligent databank). Банк данных, в который включены два дополнительных компонента (или хотя бы один из них): база знаний, обеспечивающая повышение эффективности поиска данных, и интеллектуальный интерфейс, позволяющий пользователю обращаться к данным на естественном или профессионально-ориентированном языках.

 

СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Системы поддержки принятия решений — это системы, которые служат для анализа деловой информации. Их назначение — помочь "выявить тенденции, определить проблемы и предложить... разумное решение". Подобные системы создаются на основе таких теорий, как исследование операций, теория поведения и научная теория управления, а также методы статистической обработки. Первые теоретические работы в этой области появились в конце 40-х и начале 50-х годов, т.е. задолго до того, как компьютеры приобрели широкое распространение. Основной идеей было и по-прежнему остается накопление производственных операционных данных и приведение их к виду, в котором они могли бы использоваться для анализа хода деловых процессов и корректировки делового поведения с целью приведения его в разумное русло. На первых порах степень преобразования данных была почти минимальной — обычно все сводилось к составлению простых итоговых отчетов.

В конце 60-х и начале 70-х годов исследователи Гарвардского университета начали пропагандировать использование компьютеров в процессе выработки решений. Сначала такое использование ограничивалось в основном автоматизацией генерации отчетов, хотя иногда предусматривались и элементарные аналитические возможности. Первые компьютерные системы сначала назывались автоматизированными системами управления, а позже — системами управления информацией. С овременный термин таких систем — системы поддержки принятия решений, поскольку все информационные системы, включая, например, систему оперативной обработки транзакций (OLTP), могут или должны считаться "системами управления информацией" (в конечном счете, все они используются и влияют на управление деловыми процессами).

В 70-х годах также велись разработки нескольких языков запросов, и на их основе было создано несколько заказных (внутренних) систем поддержки принятия решений. Они реализовывались с применением средств генерации отчетов, таких как язык RPG, или систем поиска данных, таких как Focus, Datatrieve и NOMAD. Эти системы были первыми из числа тех, которые позволяли соответствующим образом подготовленным конечным пользователям получать непосредственный доступ к банкам данных на компьютере. Иначе говоря, они позволяли пользователям формулировать производственные запросы к банкам данных и выполнять эти запросы, не ожидая помощи от информационно-технологического подразделения.

То, что мы называем банком данных (data store), тогда чаще всего представляло собой просто набор файлов — производственные данные хранились или в отдельных файлах, или в не реляционных базах данных (реляционные системы еще только начинали разрабатываться). И даже в последнем случае данные извлекались из базы данных и копировались в файлы, прежде чем они могли быть обработаны системой поддержки принятия решений. Так продолжалось почти до начала 80-х годов, пока для систем поддержки принятия решений вместо простых файлов не начали использоваться реляционные базы данных. На самом деле поддержка принятия решений, обработка произвольных (ad hoc) запросов и выдача отчетов были первыми практическими задачами, использовавшими реляционную технологию.

Хотя в настоящее время SQL-продукты получили широкое распространение, идея процесса извлечения, т.е. копирования данных из одной операционной среды в какую-либо другую среду не утратила своей значимости. Скопированные данные пользователи могут обрабатывать, как им угодно, без вмешательства в операционную среду. И, конечно, очень часто причиной выполнения таких выборок данных бывает необходимость поддержки принятия решений.

Поддержка принятия решений не является частью самой технологии баз данных. Это скорее одно из применений данной технологии (хотя и очень важное), или, точнее, несколько видов такого применения, отдельных, но связанных между собой. Перечислим эти виды: хранилища данных (data warehouse), магазины данных (data mart), банки оперативных данных (operational data store), оперативная аналитическая обработка (OLAP — online analytical processing), многомерные базы данных и разработка данных.

Сразу же отметим, что единственное, что объединяет упомянутые технологии, — это то, что в них редко следуют соответствующим логическим принципам проектирования. Практика систем поддержки принятия решений, к сожалению,— вовсе не наука, как можно было представить, и часто является совершенно надуманной. В частности, наблюдается тенденция к смещению акцентов в сторону физических, а не логических соображений (в действительности различия между физическими и логическими аспектами в области систем поддержки принятия решений часто очень расплывчаты).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...