Десять картин о Смуте. Григорий Мясоедов «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год). Константин Маковский «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862 год)
Десять картин о Смуте Трагические события Смутного времени стали одним из источников вдохновения для русских художников XIX–XX вв. Действительно, этот короткий промежуток времени в российской истории полон событий, личностей и трагедий. Пресечение правящей династии, внешняя угроза со стороны Швеции и Польши, волнения и недовольство населения княжеской властью, алчность московской элиты и другие обстоятельства привели к тяжелейшим последствиям. Но несмотря на все злоключения, патриотизм и отдельные личности сыграли решающую роль в будущем страны. Благодаря работам таких выдающихся художников, как Григорий Мясоедов, Алексей Кившенко, Сергей Иванов, Павел Чистяков, эпизоды Смутного времени остались в памяти народа современной России. VATNIKSTAN собрал десять выдающихся картин, проникнутых мрачной атмосферой начала XVII века. Григорий Мясоедов «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862 год) Одним из ярких произведений, посвященным событиям эпохи Смутного времени, является работа Григория Григорьевича Мясоедова «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе». Написанная в 1862 году, картина была создана в память о 250-летии изгнания польско-литовских интервентов из России. Художник посвятил полотно истории Гришки Отрепьева, известного всем по произведению Александра Пушкина «Борис Годунов». Хотя многие историки сомневаются, что личность «беглого монаха» тождественна Лжедмитрию I. За данное произведение Мясоедов получает большую золотую медаль Императорской Академии художеств и отмечается Советом Академии как знаток русской культуры. Примечательно, что художник посвятил работу не патриархам, царям, боярам, князьям и святителем. Ещё до создания «Товарищества передвижников» Мясоедов описывает обычные события русской народной драмы. Тем не менее художник сохраняет и академические принципы живописи. Экспрессивные движения персонажей, подчёркнутые контрасты светотени усиливают ощущение некой театральности представленной сцены. Но при этом, живописец старается показать зрителю быт, культуру и убранство населения. Мясоедов смог передать окружение Отрепьева: это и вид самой корчмы, одежду и эмоции людей, предметы быта. Впоследствии талантливый художник будет одним из идеологов «Товарищества передвижников», а также окажется в большом почёте среди коллег, во многом благодаря своему таланту, образованности, едкому и критическому уму. Известный художественный критик Владимир Васильевич Стасов напишет про картину Мясоедова:
«Здесь не было ничего собственно исторического, и сам Самозванец являлся мелодраматическим героем, с натянутым типом, выражением и жестом. Зато всё остальное в картине свидетельствовало о сильном таланте и глубоком постижении русских народных натур. Пристава и странствующие монахи были воспроизведены великолепно, и всего поразительнее и глубже была передана личность монаха Варлаама, навсегда оставшаяся одним из характернейших созданий новой русской школы». Сцена, как упоминалось ранее, описывает события из произведения Пушкина «Борис Годунов». Отрепьев, желающий добраться до Литвы, останавливается в приграничной корчме, где ест и пьёт за одним столом с монахом-чернецом Мисаилом и изгоем-раскольником отцом Варлаамом. Входят приставы, которые по приказу Годунова ищут самозванца. Авантюрист сказывается грамотным и вызывается прочесть указ царя. Он врёт приставам, описывая внешность разыскиваемого по всем параметрам, подходящим к облику Варлаама. Монах вырывает указ у Отрепьева и читает настоящее описание Лжедмитрия. Тогда Григорий расталкивает приставов, выпрыгивает в окно и бежит в сторону Литвы.
Константин Маковский «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова» (1862 год) 13 апреля 1605 года умирает Борис Годунов — власть получает Фёдор Борисович, который правил с апреля по июль 1605 года. Однако, Лжедмитрий начинает пользоваться всё большей популярностью у населения Российского государства: под Кромами в его армию вливается значительная часть правительственных войск. С помощью воззваний и обещаний будущий монарх смог отвести народную любовь от династии Годуновых. 1 июля 1605 года население Москвы устроило бунт — победа Лжедмитрия стала очевидной. Годуновы бежали во дворец, но там их застигла толпа, которая начала громить и крушить «храмины» богатых людей, были захвачены все винные погреба. Как писал один современник: «вина опились многие люди и померли». Лжедмитрий понимал, что если Годуновы останутся в живых, его власть не будет прочной Тогда стрельцы нашли Фёдора с матерью и сестрой, и доставили их на старое подворье. Туда же явились посланцы самозванца князья Голицын и Мосальский. Здесь по их приказу стрельцы набросились на Годуновых. Царицу быстро задушили верёвками. Фёдора после непродолжительной борьбы постигла участь матери. Сестру оставили в живых. Её постригли в монахини и отправили в Кирилло-Белозёрский монастырь. Выйдя в народ, бояре объявили, что царь и царица со страху отравились. Также из столицы выслали патриарх Иова и остатки династии Годуновых. 20 июня 1605 года Лжедмитрий торжественно вступил в Москву. Тем не менее Лжедмитрия ждала такая же участь. Он не смог усмирить бояр во главе с Василием Шуйским. 17 мая 1606 года они с призывом «Поляки бьют государя» ворвались в столицу, где началось массовое избиение польского гарнизона. В это же время 200 заговорщиков ворвались в покои царя и убили его. На этом зверства не закончились: мёртвое тело Лжедмитрия сожгли, а пепел зарядили в Царь-пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл самозванец. Константин Егорович Маковский смог изобразить динамику и трагедию разворачивающихся событий. Он передал борьбу Фёдора Борисовича, которого не могут одолеть даже трое стрельцов. Невыразимая печаль и горе сестры Годунова перед телом убитой матери, иконы в «царских» хоромах и множество других деталей создают выразительное произведение. Примечательно, что Маковский, как и многие его современники, становится активным участником «Товарищества передвижников», но и выставляет свои работы на выставках Академии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|