Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абсолютные и относительные показатели брачности в России.

Введение.

Актуальность: Социология семьи одна из важнейших отраслей социологии. Предметом изучения данной науки является семья, ее функции и тенденции развития. Институт семейных отношений – самый главный институт, важнейший в своем роде, обеспечивающий социализацию новому поколению, воспитывающий и подготавливающий к самостоятельной жизни.

Значимость исследования этой области социологии усиливается тем, что именно в семье получает первые знания и навыки, делает выводы и моделирует шаблоны, по которым выстраивает свою будущую жизнь. Само собой, если в семье царила дисгармония, преступность или безнравственность, то не стоит и надеяться, что человечек, выросший в такой обстановке, станет миролюбивым и великодушным.

Актуальность заключается еще и в том, что на основе исследований тенденций развития семьи можно сделать вывод о том, какая обстановка в стране, а через эти знания определить, в каких институтах (политических, социальных, экономических, духовных) возник дисбаланс. Поэтому крайне важно исследовать именно социологию семьи и, в частности, саму семью.

Объектом является семья как социальный институт, а предметом – закономерности функционирования семейно-брачных отношений в современном обществе.

Целью данной исследовательской работы является исследование семьи как социального институт, а также выявление причин кризиса семейных отношений в современном обществе.

Для этого предстоит выполнить ряд задач:

Во-первых, определить сущность семьи, и ее принадлежность к социальным институтам.

Во-вторых, провести анализ основных социологических теорий происхождения семьи.

В-третьих, провести анализ эволюции семейных отношений.

В-четвертых, исследовать причины кризиса.

И в-пятых, определить влияние современных тенденций развития общества на семейные отношения.

Научная разработанность: На протяжении веков изучением данной отрасли занимались многие ученые, такие как: П.А. Сорокин («Кризис современной семьи»), А.И. Антонов (демография и рождаемость; «Социология семьи», «Микросоциология семьи» и т.д.), М.С. Мацковский (методология и методика), И.С. Голод (стабильность семьи), А.Г. Харчев (теория). А так же Платон («Идеальное государство»), И.Я.Бахофен («Материнское право»), Мак-Леннан («Первобытный брак»), Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства») [1]

Социология брачно-семейных отношений всегда была важна и нужна, но наиболее актуальной она становится на протяжении XX-XXI веков. Именно сейчас идет борьба за выживание семейных ценностей и самого института в целом. Кризис, сложившийся на базе современных тенденций, грозит упадку и отмиранию, казалось бы, незаменимого и очень нужного. Именно сегодня, именно сейчас нужно обратить свое острое внимание на проблемы развития семьи.

Структура работы:

Работа состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, в каждой из которых по три параграфа, а так же заключения и списка литературы.


Глава 1: Теоретические основы изучения семьи

 

1.1 Сущность семьи как социального института

 

В современном обществе существует множество социальных общностей. Одни из них призваны объединять граждан определенной страны, например государство. Другие включают в свои ряды лишь индивидов схожих по определенным признакам, например здравоохранение, коллектив учителей. Но есть в обществе такое социальное образование, с которым так или иначе связана жизнь почти каждого человека – семья.

Семья – это сложная социальная система, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей совместным бытом, взаимопомощью, ответственностью.

В свою очередь институт семьи разбивается на множество других, не менее важных, частных институтов: институт брака, институт материнства и отцовства, институт собственности и т.д.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак – социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, санкционируемая обществом. Под определением «брачные узы» мы понимаем совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и устанавливаются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются обычаями и традициями. Именно эти нормы регулируют две главные фазы брака – заключение и расторжение.

Одна из важнейших отличительных особенностей этой многогранной системы заключается в том, что семья обладает всеми характерными чертами социального института.

Для того чтоб провести ясную и четкую аналогию, введем понятие «социальные институты».

Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, а так же совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения социальных человеческих потребностей.

Институты созданы для организации совместной деятельности людей, дабы удовлетворить те или иные социальные потребности. Таким образом, мы видим, что институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода, в воспитании детей, в межпоколенном общении.

Социальный институт образуется на основе социального взаимодействия определенных индивидов или групп. В институте семьи таковыми являются ее члены, родительский союз и их дети, а так же далекие и близкие родственники.

Еще одним из важнейших элементов институционализации является четкая организованность оной. Семья представляет собой совокупность лиц имеющих место проживания, совместные материальные средства, блага и выполняющих определенные социальные функции.

Важнейшей частью семьи как института выступает законодательство. Семейное право в обязательном порядке определяет, что такое семья и какими правами и обязанностями наделены ее члены.

Зарубежные социологи считают, что семьей можно называть лишь то образование, которое характеризуется тремя стадиями: супружество, родительство, родство. В противном случае используется понятие «семейная группа».

Социолог С. Фролов указывает на следующие признаки семьи как социального института[2]:

ü Установки и образы поведения: привязанность, уважение, ответственность

ü Культурные символы: брачный ритуал, обручальные кольца

ü Утилитарные культурные черты: дом, имущество

ü Устные и письменные кодексы поведения: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ

ü Идеология: любовь в основе создания семьи, стремление к успешности и стабильности, желание создать, укрепить и сохранить семью.

 

Анализ семьи как института предполагает рассмотрение формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений. Нормы могут реализовываться по-разному: в одном случае юридически с использованием законодательных правил и актов; в другом – путем использования традиций моральных принципов, общественного мнения. Например, если муж позволил ударить жену, то официальным наказание ему будет служить штраф или заключение на определенное количество суток в зависимости от серьезности нанесенного ущерба, а неофициальным – презрение и порицание со стороны общества.

Не менее важной чертой института семьи является наличие четко определенных ролей: жена и муж, мать и отец, дочь и сын, бабушка и дедушка и т.д.

Теперь, когда мы разобрали «семью» по составляющим, приступим к рассмотрению вопроса: «Как и при помощи каких функций реализуется удовлетворение социальных потребностей индивида?»

К важнейшим функциям семьи и брака относятся следующие:

ü Репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения (реализуется потребность в деторождении)

ü Воспитательная, т.е. социализация молодого поколения, поддержание культурной непрерывности общества (реализуется потребность в передаче накопленного опыта, в общении с детьми, их воспитании и самореализации через них)

ü Хозяйственно-бытовая, т.е. поддержание здоровья и уход за всеми членами семьи (реализуется потребность в получении хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других)

ü Экономическая, т.е. поддержание материального благополучия (реализуется потребность в получении материальных благ)

ü Досуговая, т.е. организация досуга, взаимообогащение интересов (реализация потребности в совместном проведении свободного времени)

ü Рекреативная, т.е. восстановление психологического здоровья (реализуется потребность доверительных и прочных семейных отношений)

 

Кроме перечисленных, к важнейшим функциям семьи относятся: сексуальная, социально-статусная и регенеративная.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл. Порядок определяется так:

ü вступление в брак (образование семьи)

ü первый ребенок (начало деторождения)

ü последний ребенок (окончание деторождения)

ü «пустое гнездо» (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка)

ü смерть одного из супругов (финал семьи)

 

В довершении рассмотрения поставленного вопроса хотелось бы привести некоторую структуру института семьи. Типы семейных структур различны и образуются в зависимости от того, какой характер супружества, родства и родительства несет на себе данная общность.

К наиболее общим типам семейных структур относятся моногамия (единобрачие), полигамия (многобрачие, наличие нескольких брачных партнеров), экзогамия (запрет брачных отношений между членами родственного или локального коллектива) и эндогамия (заключение брака в пределах определенной социальной или этнической группы).

Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные (семья из единокровных родственников; основой организации семьи выступают отношения между родственниками, а не между мужем и женой; супруги проживают в доме мужа (патрилокальность) или жены (матрилокальность); дети принадлежат как семье мужа, так и семье жены) и конъюгальные (семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях; родственники выступают лишь частью данной семьи; супруги живут отдельно от родителей; дети принадлежат супружеской паре; супруги, как правило, не имеют кровного родства).

Так же существуют родительские (семьи старшего поколения) и прокреационные (семьи взрослых детей, отделившихся от родителей) семьи.

По количеству детей: бездетные, однодетные (один ребенок) и многодетные (три и более ребенка).

По родительскому составу: полные (и мама, и папа) и неполные (один из родителей отсутствует).

По установленному лидерству: патернальные (доминирование мужчины), матернальные (доминирование женщины) и эгалитарные (равенство супругов).

Рассматривая различные структуры семейных отношений, мы должны понимать, что помимо традиционных форм существуют еще и альтернативные виды. Например: сознательное одиночество, незарегистрированное сожительство, childfree (сознательная бездетность), внебрачные связи, гомосексуальные отношения и групповые браки.

Рассмотрев вышеизложенные признаки социального института, можно смело судить о том, что семья является классическим примером институционализации.

1.2 Основные теории происхождения семьи

«Чтобы понять общество, необходимо понять семью».

Ф. Ле Пле [3]

 

Изучение семейно-брачных отношений всегда интересовало ученых. Издревле человек стремился познать, откуда берет свое начало род человеческий? Шло время, и исследователей заинтересовало не только, откуда взялся человек, но и как ему удалось выжить?

Очевидно, что возникновение форм семейных отношений обусловлено как биологическими, так и социокультурными причинами и определено ходом движения истории. Такая постановка вопроса нашла отражение и в многообразии выдвигаемых теорий возникновения брака и становления семьи как социального института.

Одной из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит известным древнегреческим мыслителям Платону и Геродоту.

В их теориях прослеживается некоторая схожесть. Геродот считал общность женщин как положительную отличительную черту у ряда племен.[4] Платон же утверждал, что семья неизменная исходная ячейка общества, однако в своем сочинении «Идеальное государство» предлагал ввести общность, жен, детей и имущества, дабы достигнуть сплоченности общества.[5] Платон первым попытался дать логическое обоснование влечению между мужчиной и женщиной. В основе его размышлений лежало сказание об андрогинах. Платон считал, что влечение обусловлено стремлением человека найти свою половину и воссоединиться с ней, что возможно лишь путем вступления в брак.

Немецкий ученый-философ А. Шопенгауэр обосновал теорию, что влечение мужчины к женщине обусловлено лишь желанием сохранить свой род и произвести потомство. Шопенгауэр предложил собственную теорию жизни с женщиной, назвав ее тетрогамией. Мужчины, по его мнению, должны были вступать в парные союзы и жить с одной женщиной до тех пор, пока оная способна производить потомство.[6]

Русский философ Вл. Соловьев считал, что на выбор брачного партнера влияет «Промысел Божий», который и соединяет в пары мужчин и женщин.

Наибольший вклад в становление и исследование семьи как института внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен – автор «Материнского права», а так же шотландский юрист Мак-Леннан, написавший книгу «Первобытный брак».

Бахофен разработал концепцию гетеризма, в которой семья базируется на высоком положении женщины в обществе.[7] В продолжение данной теории Мак-Леннан ввел понятие «экзогамия».[8] Главной идеей ученых было стремление показать, что эволюция семейных отношений происходит от патриархата к матриархату.

С точки зрения социологов Р. Хилла и Д. Хансена, существует пять основных подходов к изучению семьи[9]:

ü интеракционистский подход (ролевое взаимодействие в семье ее членов)

ü структурно-функциональный подход (институт семьи рассматривается как социальная система, имеющая роли и статусы и связанная с обществом путем аппарата функций)

ü ситуационный подход (уделяется особое внимание ценностно-нормативному аппарату в сфере брачно-семейных отношений)

ü институциональный подход (семья рассматривается в качестве одного из главных социальных институтов)

ü эволюционный подход (общность различных подходов социологии семьи)

 

Многообразие подходов к изучению института семьи говорит об интересе, который проявляют ученые по отношению к вопросу: «Что есть семья?» Именно благодаря этому в современном обществе существует огромное количество сведений, позволяющих отследить ход развития семейных отношений, понять, что движет людьми на том или ином этапе.

1.3 Эволюция семейных отношений

 

Изучив многообразие теорий происхождения семьи и подходов к ее изучению, приступим к рассмотрению эволюционного процесса. Не возможно в полной мере понять, откуда появился человек, и в какие отношение он вступал с окружающими, без рассмотрения поэтапного развития института семьи.

По мнению Л. Моргана, брачно-семейные отношения прошли в своем развитии такие стадии, как[10]:

ü кровнородственная семья (групповой брак между братьями и сестрами, как родными, так и двоюродными)

ü пуналуальная семья (поздняя форма группового брака у гавайцев, исключающая половую связь между кровнородственными членами сообщества)

ü парная семья (брак отдельных пар, но без сожительства)

ü патриархальная семья (брак одного мужчины с несколькими женщинами)

ü моногамная семья (вступление в брак отдельной пары один раз и на всю жизнь; существует, пока не наступит равенство полов и равноправие в брачных отношениях)

 

Морган в своей теории отделял род от семьи, поскольку данное образование является экзогамным, браки между его членами не возможны, а значит, первобытный род не мог состоять из семей, а основывался на материнском роде. Морган отличал моногамную семью от других видов, поскольку они легко распадались.

Наиболее известным трудом Ф. Энгельса, посвященным развитию института семьи, является «Происхождение семьи, частной собственности и государства[11].

Согласно этой работе, периоду дикости соответствовал групповой брак, варварству – парный брак, а цивилизации – моногамия. Моногамия отличается от парного брака тем, что ее союз нерасторжим ни при каких условиях. Моногамия, по мнению Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежат экономические, а не естественные факторы.

Французский социолог Ф. Ле Пле, на основе собственной методики, создал модель, базирующуюся на трех типах семьи. В основе классификации положен принцип наследования имущества молодым поколением[12]:

ü патриархальный тип, когда живут расширенной семьей, и абсолютная власть принадлежит отцу, которая после его смерти переходит сыну

ü устойчивый, когда наследство переходит к одному из сыновей, который наследует профессию отца

ü неустойчивый, когда дети обосабливаются от родителей, при этом каждый получает наследство в равных долях

 

По мнению английского социолога и антрополога Б. Малиновского, промискуитетных отношений быть не могло. Он отрицал любое проявление группового брака[13].

В XIX в. семья привлекает внимание ученых-эмпириков. Именно они стали делать упор на чувственное влечение, на основании которого и основывается брак. В скором времени данная теория складывается в социологию семьи.

В довершении к вышесказанному хотелось бы вспомнить еще об одном социологе – С. Голоде. Поскольку именно он утверждал в своих работах, что семья в развитии прошла три ступени, три исторических типа[14]:

ü патриархальный (или традиционный)

ü детоцентристский (или современный)

ü супружеский (или постсовременный)

По его мнению, моногамная семья не вошла в поток «К кризису», а продолжает свое свободное развитие от патриархального типа к супружескому.

Существует еще много различных точек зрения относительно эволюции брачно-семейных отношений, однако итог эволюции разбивает мнения на два типа: кризисники (т.е. те, кто считает, что в современном обществе происходит упадок семейных ценностей, и институт семьи потерял былое значение) и модернисты (они же напротив уверенны, что семья находится на пике своего развития).

Эволюция семейных отношений многоуровневая и многофункциональная. Переход от одних форм к другим всегда сопровождался определенным «толчком». В разное время им могли быть как социально-политическая революция (например: октябрьская революция), так и смена уклада жизни (например: реформы Петра I). Именно эти моменты и являются ступенями на пути к кризису семьи.

Выводы по первой главе:

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

Во-первых, рассмотрев вышеизложенные признаки социального института, можно судить о том, что семья является классическим примером институционализации.

Во-вторых, на протяжении многих веков существовал неподдельный интерес к данной отрасли, что подтверждается внушительным количеством выдвинутых теорий.

В-третьих, воздействие других институтов, а так же исторического процесса на развитие семьи привело в конечном итоге к тому, что она находится в кризисе.

 


Глава 2: Кризис семьи в современном обществе

 

2.1 Причины кризиса в семье

Экономические и социальные трудности, политические конфликты и нестабильность быта приводят к усложнению тех проблем, которые стоят перед семьей. Несмотря на то, что институт семьи у них стабилен и избежал кризиса. Напротив, именно в этих странах наблюдается активные процессы деградации семейного образа жизни, частично атрофируются потребности в деторождении. Итогом этого становится увеличение доли населения, сознательно выбравшие одиночество, растет внутрисемейное насилие, из-за чего происходит падение престижа брачно-семейных отношений.

Причины кризиса семьи могут носить как макросоциальный, так и микросоциальный характер. К причинам макросоциального характера можно отнести кризисные явления в социально-экономической сфере. К микросоциальным, наиболее распространенным, причисляют причины биологического характера, обусловленные генетической, психической или физической патологией (инвалидность, алкоголизм, различные тяжелые заболевания, как рак, ВИЧ и т.д.), и психологического характера, связанные с внутрисемейными отношениями (например, различный культурный уровень супругов).

Несмотря на все вышеперечисленное, существует еще ряд дестабилизирующих факторов, которые ослабляют межличностные отношения и приводят к возникновению размолвок и конфликтов между мужем и женой, родителями и детьми, а так же разрушают весь семейный уклад жизни. Такими факторами являются:

 

 

ü Миграция населения

ü Урбанизация

ü Нравственно-психологическая неподготовленность, необоснованность решения вступить в брак

ü Социальная незрелость супругов

ü Женская эмансипация

ü Нежелание или неумение нести ответственность за других, особенно за семью в целом

ü Вмешательство в семейные отношения старшего поколения

 

Рассмотрев различные виды дестабилизирующих факторов, можно сделать вывод, что динамика развития семейных отношений исключительно отрицательная. Однако это не совсем так. Неблагополучие в семейных отношениях может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, без вмешательства родителей, измены или патологий супругов. Это лишь ускоряет возникновение кризисной ситуации и усугубляет ее. Нарастающие упреки и недовольство друг другом, ощущение пустоты и внутреннего протеста – все это в конечном итоге приводит лишь к одному. Чаще всего это связано с кризисными периодами в отношениях.

На каждом из этапов развития семьи происходят свои катаклизмы. Переломные моменты принято определять понятием «кризис семьи».

Первый конфликтный период наступает после 3-7 лет совместной жизни. Наблюдается недовольство мнениями друг друга, эмоциональными всплесками, отсутствием романтики и произошедшими изменениями.

Второй кризис наступает спустя 16 лет совместного проживания. Можно заметить, что супруги устали друг от друга и стремятся к чему-то новому.

Третий катаклизм может случиться только через 25 лет. К тому моменту супруги будут переживать по поводу надвигающейся старости и отдаления детей.

Конфликтная ситуация в браке означает наличие каких-либо противоречий. Данная позиция крайне выгодна для возникновения кризиса.

Конфликт – это столкновение противоположных интересов или взглядов, объективное расхождение целей супругов.

А.Г. Харчев и М.С. Мацковский к числу основных причин конфликтов и разводов в молодых семьях относят установку на брак как «на нечто легкое», некое развлечение.[15]

Исследования социологов показывают, что все конфликты можно разделить на несколько групп:

ü разногласия, возникающие на почве бытовых неурядиц (несправедливое разделение труда, различный вклад на благо семьи)

ü конфликты, возникающие на базе изменения личности или поведения одного из супругов

ü конфликты из-за недовольства сложившимся положением или хронической неудовлетворенности потребностей

ü неблагополучие в семье

ü дефекты в воспитании одного из супругов

 

По данным статистики ВЦИОМ, конфликты в семье происходят по данным причинам:

ü различие интересов – 43%

ü финансовый вопрос – 35,5%

ü ревность – 29%

ü манера воспитания детей – 32%

ü отсутствие интереса к семейным делам – 14%

ü вмешательство родственников – 13%

ü алкоголизм – 11%

ü грубость и насилие – 8% [16]

Рис. 1 Причины конфликтов

 

Детальный разбор причин конфликтов в семейных отношениях позволяет сделать вывод, что при таком количестве неудовлетворенностей кризиса никак не избежать. «Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастна по-своему». Это и правда так. У каждого брака свои минусы. У кого-то нет взаимопонимания, кого-то не устраивает материальное положение, а у кого-то в семье есть легко поддающийся зависимости. Кризис семейных отношений многолик.

 

2.2 Кризис семейных отношений в России

В настоящее время каждая страна заинтересована в том, чтоб как можно тщательней изучить возникший кризис брачно-семейных отношений. Россия так же не является исключением.

Дисбаланс в этой стране начался относительно давно, в переломный для страны момент перехода от империализма к социализму. История взаимоотношений семьи и российского государства в XX в. – это история формирования предпосылок кризиса семьи, который был спровоцирован грубой рукой государственной политики. Ведь еще на рубеже XIX-XX вв. в России началась отрицательная динамика, базирующаяся по большей части на капиталистических отношениях. Выражалось это в сокращении рождаемости, росте внебрачных рождений, распада расширенных семей и дестабилизации брачных отношений. С приходом советской власти положение семьи и отношение к ней изменилось. Если раньше она считалась исключительным, главным институтом деторождения, первой социализации и воспитания, то теперь брачные скрепы ознаменовались, как «семейно-трудовое объединение лиц совместно ведущих сельское хозяйство».[17]

Изменение семейной ситуации в России послужило поводом для аналитических статей П.А. Сорокина «Кризис современной семьи» (1916) [18] и М.М. Рубинштейна «Кризис семьи как органа воспитания»[19].

В своей работе Сорокин выделяет три основополагающие функции семьи: воспитательно-педагогическую, социально-физиологическую и экономическую. Питирим Александрович писал, что в современной, на тот момент, семье эти функции разрушаются. «Если кризис пойдет дальше, он грозит усилению развала семьи. Развал семьи в современных условиях неизбежно повлечет развал всей общественной жизни… это означает огромное бедствие… ни один институт не сможет заменить семью»[20]. И он был прав. Советская власть видела своего гражданина преданным, до гипнотического транса преданным родине и идее. Для этого делалось все, а точнее все усилия были брошены на то, чтоб искоренить старые традиции, отлучить церковь от создания «ячеек общества» и делегировать полномочия по воспитанию и социализации обществу. Семья уже не была тем священным, укромным уголком, который стремился обрести каждый. Теперь брак был чем-то вроде обязанности, «потому что так надо». Красноречивым вмешательством государства в институт семьи, является одно из замечаний В. И. Ленина:

«Мы всерьез проводим требование нашей программы – переложить хозяйственные и воспитательные функции индивидуального домашнего хозяйства на общество».[21] Впервые в истории установка на отмену семьи как таковой воспринималась с позиции официальной идеологии государства.

Однако, несмотря на такую манеру исполнения поставленной цели (добиться счастья, равенства и «мира во всем мире»), у общества была определенная ценностная ориентация. Пусть не семья, а государство, но люди верили и имели перед собой четкую и конкретную цель. Современное общество сильно отличается. Ни целей, ни норм, ни правил, а лишь цинизм, самолюбие, эгоизм и деньги. Если раньше, веке в семнадцатом, мужчина знал, что должен быть сильным, чтоб обеспечить свою семью, своих потомков, знал, что должен иметь наследников, продолжать свой род; женщина должна была родить детей, воспитать их. Сейчас такие задачи ставятся крайне редко. Молодые люди стремятся пожить для себя, найти себя, заработать больше денег, чтоб потом, если станет скучно, родить ребенка и обеспечить его всем возможным. Институт семьи уже не возносят на пьедестал, которому поклоняются и к которому стремятся. Брак стал чем-то вроде развлечения. Мало кто относится нему, как к серьезному и ответственному шагу. Именно свобода, данная советским государством своим гражданам, является ключевым переломным моментом. Традиции попраны, любой имеет право на развод, бесконечное количество браков стало нормой. Влияние современных тенденций лишь усиливает отрицательную динамику брачно-семейных отношений.

Коренные преобразования, происходящие в современном российском обществе в социальных, политических и экономических сферах, не могли не отразиться на семье как главном социальном институте. Нынешней российской семье присущи такие характеристики, как: низкий уровень рождаемости, рост семей группы риска (семьи с аморальной, асоциальной направленностью), постоянный рост разводов (1 из 3 браков заканчивается разводом, 2/3 семьи с детьми), распространение сожительства, низкий уровень жизни («Почти 30% населения государства находятся в зоне бедности», «…когда происходят разводы, мы получаем беспризорных детей»[22]). Согласно данным ВЦИОМ, разводы в России происходят по большей части из-за измен (24%), бедности (21%), алкоголизма и наркомании(16%).

 

Абсолютные и относительные показатели брачности в России.

Годы Браки Разводы На 1000 человек населения
Браков Разводов
      12,5 1,5
      10,1 3,0
      10,6 4,2
      8,9 3,8
      8,6 4,0
      8,4 4,9
      9,2 4,7

Данная статистика брачности отображает нынешнее положение дел. По сравнению с 1960 годом в 2011 количество разводов сильно увеличилось. Оно увеличилось примерно в 3,6 раз, а если быть точным, то на 484.978 расторгнутых браков стало больше. Статистика заключенных браков скачкообразна: то повышается, а то понижается. После 1990 года до 2009 количество людей, вступивших в семейные отношения, стремительно сокращалось. И хоть в 2011 был скачок и браков стало больше, это не умаляет того факта, что разводы все чаще завершают отношения.

Суммировав все вышеизложенное и представив в виде единого итога, то получается, что люди все чаще стали разрушать свои семьи, это говорит о несерьезности и необдуманности принятых решений. Люди словно ставят какой-то эксперимент, испытывая прочность института семьи. В данной ситуации ответ один: процессы глобализации привели не к частичной свободе, а к полной дестабилизации. Этот процесс крайне запущен и плодит все новые и новые тенденции, на основе которых складывается схема кризиса.

2.3. Влияние современных тенденций на семейные отношения

Семья, в результате рыночных преобразований, пришла в упадок. Механизмы социальной адаптации складываются стихийно. На основе этого рождаются соответствующие ситуации тенденции.

Во-первых, появляется такая тенденция, как «культ молодежи». На первом месте у современной российской молодежи стоит исключительно карьера и стремление к самовыражению. Дети и семья отходят на второй план. По мнению известного социолога Ортега-и-Гассета, для «массового» человека характерны такие черты, как стремление избежать ответственности и привязанности, а так же эгоизм, желание всегда оставаться молодым[23]. Большая часть россиян в возрасте от 16 до 35, находящаяся в репродуктивном возрасте, стремится к подобному положению.

Во-вторых – дестабилизация ролей в семье. Это, прежде всего, связано с тем, что современное общество стремится к равноправию. Феминизация российского общества приводит к тому, что женщина встает на одну ступень с мужчиной, меняет свою былую роль жены и матери на делового партнера. Женщина становится сильнее, что, по сути, нарушает привычный баланс. Не редкими бывают случаи, когда мужчина занимается домом и детьми, а женщина работает, чтоб обеспечить достойный уровень жизни своей семье. Экономический статус все чаще определяет лидера в брачно-семейных отношениях.

В-третьих, в ходе реформ российского общества проявила себя еще одна тенденция – структурные изменения семьи. Происходит рост бездетных семей, однодетных, материнских семей. Нежелание нести ответственность толкает мужчин абстрагироваться от детей и брака. Так же увеличивается количество людей, не желающих вступать в брак.

В-четвертых, дети. Ребенок часто играет роль связующего элемента развалившихся отношений или же способа заработать, ведь многодетным семьям выплачиваются не маленькие деньги за каждого «нового» члена социума.

В-пятых, социально-экономические, политические и культурные изменения в стране являются причиной социально-экономической дифференциации семей, ведущей к росту имущественно-сословной стратификации. Не редким бывают случаи, когда причиной развода становится недовольство супругов материальным положением. Избитая фраза «не сошлись характерами» является лишь маскировкой тем словам, которые обычно крутятся вокруг наболевшего вопроса.

В-шестых, некоторые люди, неспособные выжить самостоятельно, вступают в браки, по форме которые напоминают скорее содружество, кооперирующееся на совместных усилиях. Лишь когда надобность в подобном союзе отпадает, то и семья разрушается.

В-восьмых, происходит отделение института родительства от брака. Как уже было выше сказано, то один из супругов (не всегда это бывает мужчина) не считает нужным поддерживать семейные отношения только ради детей

И в-восьмых, главной причиной кризиса, является упадок нравственности. Подростки рано вступают в половые связи; наблюдается пренебрежение к самому факту заключения брака; развитие гомосексуальности; отсутствие какого-либо уважения к старшему поколению; цинизм; отрицание существующих правил; стремление к самостоятельности; желание попробовать в жизни все от безобидных шалостей до наркотиков и серьезных преступлений; неограниченное употребление алкоголя именно в раннем возрасте. «Свобода» подобного рода определяет тот факт, что падает уровень здоровья, это пагубно сказывается на репродуктивной функции населения.

Подводя итог всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что кризис современной российской семьи определен, прежде всего, социально-экономическим, морально-духовным и политическим уровнем развития. Факторы глобализации и модернизации приводят к уничтожению семьи.

Обобщив приведенные в данном параграфе сведенья, можно сделать вывод, что современное общество похоже на соединение матриархата, карьерной зависимости и анархизма. Это доказывает, что ни о каком «пике развития» речи быть не может. По сравнению с тем уровнем, на котором находился институт семьи, нынешнее положение говорит о запущенной форме деградации.

 

Выводы по второй главе:

Изыскания, проведенные в этой главе, позволили сделать следующие выводы:

Во-первых, причины, влияющие на распад семьи, могут быть как микросоциальными, так и макросоциальными, что говорит о запущенности процесса распада института.

Во-вторых, в ходе «жизни» семья может пройти через три ступени конфликтов, моральная неподготовленность к которым грозит разводом. Все это показывает то, что кризис имеет сложную, многоуровневую структуру.

И в-третьих, на данный момент обстановка в России, как в одной из развитых и масштабных стран, неутешительная. Рост количества разводов увеличивается, финансовый воп

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...