Анализ факторов косвенного воздействия (макросреды) (фрагмент)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ …) Цель и задачи самостоятельной работы Являясь звеньями одной цепи, планирование и стратегическое управление имеют различие в целях и методах реализации. Планирование – это составная часть стратегического управления, которая включает в себя только его начальные этапы, такие как определение миссии, видения, обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, разработка стратегии. Но планирование не включает в себя реализацию стратегии и оценку результатов от этой реализации. Разделение в понятиях стратегическое управление и планирование произошло в конце 60-х годов прошлого века. Оно обозначило разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемом на высшем уровне. Стратегия – это комбинация методов конкуренции и организации бизнеса, направленная на удовлетворение клиентов и достижение организационных целей. По сути, это определение того, насколько внутренняя политика компании согласуется с внешними факторами, что нужно предпринимать для успешной деятельности, а от чего следует отказаться. На современном этапе эффективное управление и успешный бизнес невозможны без стратегического планирования. Разнообразие стратегий и их комбинации позволяют трансформировать действия сообразно изменениям внутренних или внешних факторов, которые оказывают влияние на деятельность компании. Целью самостоятельной работы является закрепление у студентов направления подготовки «Менеджмент» полученных теоретических знаний по курсу «Стратегический менеджмент», а также практических навыков использования приемов и методов стратегического управления при разработке стратегического плана предприятия.
План самостоятельной работы: 1. Характеристика анализируемого предприятия 2. Анализ внешней среды предприятия. 3. Анализ внутренней среды и анализ финансово-хозяйственной деятельности. 4. Миссия и цели предприятия. 5. Текущая стратегия. 6. Выводы.
Исходные данные
Исходные данные для выполнения самостоятельной работы формирует сам студент, поскольку это должны быть индикаторы внешней среды изучаемой отрасли (см. лекцию «Контекст бизнеса») – сферы деятельности изучаемой организации, показатели производственно-хозяйственной деятельности реально существующего предприятия. Структура работы Характеристика анализируемого предприятия Организационно-правовая форма, название, источники формирования уставного капитала, к какой отрасли, какому виду деятельности относится, время работы в отрасли, какие виды продукции выпускает (какие виды работ/услуг оказывает). Анализ внешней среды предприятия Данный анализ включает в себя анализ среды косвенного и прямого воздействия. Сначала необходимо выявить факторы среды косвенного воздействия – макросреды предприятия (политические, экономические, социальные, научно-технические, экологические, природно-климатические, демографические и пр.), которые являются критическими для Вашего предприятия и для отрасли; определить показатели влияния этих факторов, тенденцию их изменения. Основой анализа служит информация, содержащаяся в периодической печати и полученная в ходе отслеживания факторов, а также мнения экспертов и т.д. Анализ целесообразно проводить, заполняя таблицы вида: Анализ факторов косвенного воздействия (макросреды) (фрагмент)
Анализ внешней среды проводится по тем факторам, которые оказывают наиболее существенное влияние на деятельность конкретного предприятия. Количество учитываемых факторов определяется лицом, проводящим анализ, и зависит от его квалификации и конкретной ситуации. В учебных целях общее количество факторов должно быть взято не менее четырнадцати (7 отрицательных и 7 положительных). Далее отбираются наиболее значительные факторы, оказывающие как положительное (возможности), так и отрицательное (угрозы) влияние, которые вносятся в таблицу, представленную ниже. В учебных целях количество наиболее значительных факторов должно быть взято не менее восьми (4 отрицательных и 4 положительных).
Анализ угроз и возможностей макросреды (фрагмент)
Таким образом, в результате анализа макросреды должны быть определены: § состав важных влияющих факторов; § тенденции их развития; § характер влияния факторов на предприятие.
Далее производится анализ среды прямого воздействия: поставщиков, потребителей, конкурентов и других организаций, влияющих на деятельность предприятия.
Поставщики взаимодействуют с предприятиями, оказывая на их деятельность непосредственное влияние. При анализе поставщиков необходимо осветить на следующие вопросы: - какие предприятия являются Вашими поставщиками и по каким позициям? - оптимален ли выбор поставщиков и почему? - значительно ли дифференцирована продукция поставщиков, сложно ли предприятию сменить поставщиков в случае необходимости? - насколько быстро и качественно Вы сможете найти поставщиков сырья, материалов, комплектующих в случае внедрения нового товара в производство? - и т.д. При изучении поставщиков в первую очередь выяснению подлежит: ценовая политика поставщика в отношении приобретаемого товара, обязательность соблюдения условий поставки, гарантии качества товара и пр. Влияние поставщиков оценивается как незначительное, ощутимое или значительное. При анализе потребителей необходимо ответить на следующие вопросы: каковы основные характеристики Ваших нынешних потребителей (демографические, социально-психологические, географические и др.), стабильна ли на рынке группа потребителей, которую можно считать постоянной для Вашей продукции в настоящем и будущем, какие факторы воздействуют на уровень спроса на Вашу продукцию (уровень цен, уровень информированности покупателя о качественных характеристиках продукта, наличие товаров-заменителей) и пр. Подобно поставщикам, потребители в большей или в меньшей степени могут влиять на развитие стратегии предприятия. Эта сила возрастает (снижается) в следующих случаях: § продукция предприятия занимает важное (незначительное) место в изделиях покупателя; § потребителей много (немного), и они закупают продукцию предприятия в большом (небольшом) количестве; § продукция предприятия имеет по мнению потребителя завышенную (невысокую) цену и недостаточный (высокий) уровень качества; § и т.д. В результате анализа влияние потребителей оценивается как незначительное, ощутимое или значительное.
Анализ конкурентов проводится с целью выявления так называемых стратегических групп ближайших конкурентов, под которыми понимаются соперничающие предприятия с близкими позициями на рынке и схожими конкурентными возможностями. Эти предприятия объединяет ряд признаков: сравнительный ассортимент продукции, ориентация на схожий тип покупателей, незначительный разброс цен на продаваемый товар и примерно одинаковый уровень качества. Наибольшая конкуренция будет происходить именно между предприятиями, входящими в стратегическую группу. Чем их больше, тем сильнее конкуренция. Под влиянием изменений рыночной ситуации может происходить усиление (ослабление) позиций предприятия, приобретение (потеря) конкурентных преимуществ, поэтому, выявив ближайших конкурентов, необходимо исследовать (проанализировать) их деятельность. Как минимум, следует осветить следующие вопросы: - текущее положение конкурентов (каковы у них позиции в стратегической группе, их динамика); - потенциал конкурентов (технологические, финансовые и др. возможности); - цели конкурентов и т.д. Анализ конкурентов имеет очень важное значение, поскольку раскрывает уровень и источники конкурентных преимуществ предприятия. Необходимо также определить так называемые контактные аудитории, т.е. лица либо организации, деятельность которых оказывает существенное влияние на Ваше предприятие. Это могут быть: учредители, банки, инвестиционные фонды, общественные организации, иностранные инвесторы, контролирующие органы и т.д. В результате анализа среды косвенного и непосредственного окружения (прямого воздействия) определяется состояние и развитие ситуации на рынке, внешние стратегические факторы (возможности и угрозы) для Вашего предприятия (по 4-5 каждого вида), которые оформляются в таблицу вида:
Результаты анализа внешней среды предприятия (фрагмент)
Далее отбираются наиболее значительные факторы, оказывающие как положительное (возможности), так и отрицательное (угрозы) влияние, которые вносятся в отдельную таблицу. В учебных целях количество наиболее значительных факторов должно быть взято не менее четырех (2 отрицательных и 2 положительных).
Для каждой возможности и угрозы студенту необходимо определить показатели проекта, которые будут изменяться в результате фактического возникновения возможности или угрозы. Например, появление новых конкурентов может повлечь необходимость снижения цены или возможное снижение объема сбыта.
Анализ внутренней среды предприятия Под внутренней средой понимается совокупность всех внутренних факторов предприятия, которые определяют его жизнедеятельность. Анализ внутренней среды очень важен для разработки стратегии предприятия, поэтому он должен быть глубоким и детальным. Независимо от специфики конкретного предприятия, анализ состоит из следующих блоков: · Виды деятельности предприятия. · Портфель заказов, новые продукты. · Ресурсный потенциал предприятия (характеристика основных фондов, оборотных средств, кадровых, финансовых и других видов ресурсов). · Результаты и анализ финансово-хозяйственной деятельности за последние 3 года (для действующих предприятий) или за последний год (для вновь создаваемых предприятий). · Возможные источники финансирования. · Система управления: структура управления, квалификация ведущих менеджеров, производственная и оргструктура предприятия и т.д. В основе анализа внутренней среды лежит анализ эффективности текущей деятельности предприятия или возможности эффективной его деятельности с точки зрения обеспечения долгосрочной прибыли. Цель такого анализа – определение сильных и слабых сторон предприятия, которые основываются на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности. Перечень сильных и слабых сторон для каждого предприятия строго индивидуален и, по сути, является краткой характеристикой предприятия. Количество анализируемых факторов не менее 5 каждого вида. Результаты анализа внутренней среды заносятся в таблицу вида:
Сильные и слабые стороны предприятия (фрагмент)
Каждый из представленных в таблице факторов оценивается по уровню влияния на какой-то параметр (или несколько параметров) проекта. В результате проведенного анализа необходимо определить конкурентные преимущества предприятия, т.е. возможности предприятия в какой-либо области преодолевать силы конкуренции, привлекать потребителей и обеспечивать им такой продукт, который представляет для них известную ценность. Конечной целью анализа внутренней среды является выявление соответствия внутренних ресурсов и возможностей предприятия стратегическим задачам эффективности его функционирования и удовлетворения потребностей рынка. Миссия и цели предприятия Формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной и динамичной конструкцией, удобной для восприятия и отражать следующие аспекты: · круг удовлетворяемых потребностей; · характеристика продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ; · перспективы роста бизнеса. Описываются ранее принятые долгосрочные цели. Количество таких целей обычно невелико, т.к. для их достижения предприятие использует все имеющиеся ресурсы, а при большом количестве целей ресурсов может на все не хватить. Направлениями долгосрочных целей могут быть: a. Положение на рынке (завоевание лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка до __ % и т.д.) b. Инновации (организация производства новых товаров, применение новых технологий или способов организации производства) c. Производительность (увеличение производительности труда или уменьшение затрат ресурсов на производство единицы продукции) d. Ресурсы (расширение или сокращение ресурсной базы) e. Эффективность (увеличение прибыли, рентабельности) f. Управленческие аспекты (организация эффективного менеджмента) g. Персонал (сохранение рабочих мест, улучшение условий и мотивации труда и др.) h. Социальная ответственность (разработка мероприятий по формированию имиджа фирмы, защита окружающей среды и пр.) Все стратегические цели должны давать четкое представление о планируемых сроках их достижения, а также содержать количественную или качественную характеристику, на основе которой может быть сделан вывод о достижении поставленных целей. Например: завоевание 10% доли на рынке тульского региона в течение первых двух лет, или выход на безубыточный уровень производства к 2010 году. Кроме того, каждая долгосрочная цель может содержать несколько подцелей (краткосрочных целей), достижение которых приведет к достижению поставленной долгосрочной цели и которые помогут в определении эффективности разрабатываемой стратегии. Проведенная работа по выявлению сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его конкурентных преимуществ, формулировка миссии и долгосрочных целей позволит получить ясное представление о том, чего предприятие представляет сейчас и чего может достичь в будущем. [1] Данные, приведенные в примере, гипотетические
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|