Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя и внутренняя среда фирмы




ЭКОНОМИКА предприятия

Понятие и функции предприятия (фирмы)

Фирма — юридически само­стоятельная предпринимательская единица. Современная фирма состоит из нескольких предприятий. В случае, если фирма состоит из одного предприятия, термины «пред­приятие» и «фирма» совпадают и обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

По отношению к входящим в ее состав производствен­ным единицам фирма — орган предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие, вы­ступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

Фирмы различаются между собой по многим характе­ристикам. По этим характеристикам и ведется классифика­ция фирм.

Основные признаки классификации фирм:

- отраслевая и предметная специализации;

- структура производства;

- мощность производственного потенциала (размер фирмы).

Одним из главных признаков классификации фирм до недавнего времени считались отраслевые отличия вы­пускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании фирмы четко определяется, для какого конкретного вида продук­ции (вида работ) она предназначена.

На практике все реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как пра­вило, большинство фирм имеют межотраслевую структу­ру. По структуре производства фирмы делятся на:

- узкоспециализированные;

- многопрофильные;

- комбинированные.

Группировка фирм по мощности производственного по­тенциала (размеру фирмы) получила наиболее широкое распространение. Чаще всего фирмы делятся на три группы:

- малые;

- средние;

- крупные.

При отнесении фирм к одной из указанных групп ис­пользуются следующие показатели:

- численность персонала;

- стоимостный объем продукции;

- стоимость средств производства.

Важнейшие задачи действующей фирмы — это:

• получение дохода владельцем фирмы;

• обеспечение потребителей продукцией фирмы;

• обеспечение персонала фирмы заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профес­сионального роста;

• создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях фирмы;

• охрана окружающей среды: земли, воздушного, вод­ного бассейнов;

• предотвращение сбоев в работе фирмы (срыва постав­ки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства).

Задачи фирмы определяются:

- интересами владельца;

- размерами капитала;

- ситуацией внутри фирмы;

- внешней средой.

Право постановки задачи перед персоналом фирмы остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры). Владелец не только обладает правом, но и вынужден формировать и ставить задачи перед коллективом фирмы, в противном случае вместо него это сделает кто-то другой.

Основные признаки предприятия (фирмы). Структура предприятия

В соответствии с дейст­вующим гражданским законодательством фирма признает­ся юридическим лицом только после государственной ре­гистрации в установленном порядке и должна обладать определенными признаками, без которых она не только не может быть признана юридическим лицом, но и участво­вать в законном хозяйственном обороте.

Фирма должна иметь в своей собственности, хозяй­ственном ведении или оперативном управлении обособ­ленное имущество. Его наличие обеспечивает мате­риально-техническую возможность функционирования фирмы, ее экономическую самостоятельность и надеж­ность.

Фирма как юридическое лицо должна быть способна от­вечать своим имуществом по обязательствам, которые у нее возникают во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и при исполнении обязательств перед бюдже­том.

Фирма как юридическое лицо должна быть способна выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т. е. в соответствии с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими парт­нерами, потребителями, поставщиками всех факторов про­изводства, с гражданами и другими юридическими и физи­ческими лицами.

Важнейший признак фирмы как юридического лица — ее право (возможность) быть истцом, предъявлять винов­ной стороне иски, а также быть ответчиком в суде при не­выполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами.

Фирма как юридическое лицо должна иметь самостоя­тельный баланс, правильно вести учет затрат на производ­ство и реализацию продукции (работ, услуг), своевременно предоставлять установленную государственными органа­ми отчетность, в том числе и для независимой аудиторской проверки.

Фирма должна иметь свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму. Фирма как юридическое лицо должна указать место своего нахож­дения, которое определяется местом ее регистрации, если в учредительных документах юридического лица не уста­новлено иное.

Общая структура фирмы. Структура фирмы — это состав и соотношение ее внутренних подразделений: це­хов, отделов, лабораторий и других звеньев, составляющих единый хозяйственный объект.

Под общей структурой фирмы, понимается комплекс производственных подразделений, организаций по управ­лению предприятием и обслуживанию работников, их ко­личество, величина взаимосвязи и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности. Построение рациональной струк­туры фирмы осуществляется в соответствии с ее профилямии размерами, технологией и организацией, достижениями научно-технического прогресса, а также под влиянием дру­гих факторов.

Внешняя и внутренняя среда фирмы

Внешнюю сре­ду отдельно взятой фирмы следует рассматривать с точки зрения системного подхода, поскольку она существует не изолированно, а представляет собой подсистему экономи­ческой системы более высокого уровня. Все субъекты внеш­ней среды, оказывающие влияние на фирму, делятся на факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся: государство (государственные органы);поставщики; потребители; конкуренты.

Под поставщиками понимаются юридические и физические лица, принимающие участие в материально-техни­ческом обеспечении фирмы. Ограничениями со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг и сырья, договорные условия.

Потребители — важный ограничительный или стимули­рующий фактор внешней среды. Изменения bo вкусах, предпочтениях, возможностях потребителей формируют спрос на продукцию фирмы.

Конкуренты — это фирмы, которые производят аналогич­ный продукт, а ограничениями с их стороны служат объем, номенклатура и ассортимент продукции, цены и качество поставляемых товаров и услуг, договорные условия.

Государство – особый фактор прямого воздействия внешней среды фирмы. Через государственные органы оно создает условия существования и функционирования для всех участников экономических отношений. Проводя свою политику в области экономики, государство с помощью за­конодательных и нормативных актов, инструкций, положе­ний через органы государственного регулирования прямо влияет на деятельность фирмы. Государственное органы обеспечивают принудительное соблюдение законов в пре­делах своей компетенции, а также вводят собственные тре­бования. Кроме того, государство прямо регулирует дея­тельность фирмы, устанавливая разнообразнее формы налоговых льгот, предоставляя субсидии, определяя ставки процента, осуществляя ценовую политику и т. п.

Факторы косвенного воздействия — это те факторы, ко­торые могут не оказывать прямого немедленного воздей­ствия на фирму, но тем не менее косвенно сказываются на ее деятельности. Внешние факторы косвенного воздей­ствия могут быть:

- экономические;

- технические;

- технологические;

- социальные (социокультурные);

- политические.

Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого воздействия.

Внутренняя среда предприятия. Как правило, анализ внутренняя среда предприятия охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности):

1) маркетинг;

2) финансы;

3) производство;

4)технология;

5) персонал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...