Внешняя и внутренняя среда фирмы
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ЭКОНОМИКА предприятия Понятие и функции предприятия (фирмы) Фирма — юридически самостоятельная предпринимательская единица. Современная фирма состоит из нескольких предприятий. В случае, если фирма состоит из одного предприятия, термины «предприятие» и «фирма» совпадают и обозначают один и тот же объект экономической деятельности. По отношению к входящим в ее состав производственным единицам фирма — орган предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие, выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса. Фирмы различаются между собой по многим характеристикам. По этим характеристикам и ведется классификация фирм. Основные признаки классификации фирм: - отраслевая и предметная специализации; - структура производства; - мощность производственного потенциала (размер фирмы). Одним из главных признаков классификации фирм до недавнего времени считались отраслевые отличия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании фирмы четко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) она предназначена. На практике все реже встречаются фирмы, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство фирм имеют межотраслевую структуру. По структуре производства фирмы делятся на: - узкоспециализированные; - многопрофильные; - комбинированные. Группировка фирм по мощности производственного потенциала (размеру фирмы) получила наиболее широкое распространение. Чаще всего фирмы делятся на три группы:
- малые; - средние; - крупные. При отнесении фирм к одной из указанных групп используются следующие показатели: - численность персонала; - стоимостный объем продукции; - стоимость средств производства. Важнейшие задачи действующей фирмы — это: • получение дохода владельцем фирмы; • обеспечение потребителей продукцией фирмы; • обеспечение персонала фирмы заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста; • создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях фирмы; • охрана окружающей среды: земли, воздушного, водного бассейнов; • предотвращение сбоев в работе фирмы (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства). Задачи фирмы определяются: - интересами владельца; - размерами капитала; - ситуацией внутри фирмы; - внешней средой. Право постановки задачи перед персоналом фирмы остается за владельцем независимо от его статуса (частное лицо, государственные органы или акционеры). Владелец не только обладает правом, но и вынужден формировать и ставить задачи перед коллективом фирмы, в противном случае вместо него это сделает кто-то другой. Основные признаки предприятия (фирмы). Структура предприятия В соответствии с действующим гражданским законодательством фирма признается юридическим лицом только после государственной регистрации в установленном порядке и должна обладать определенными признаками, без которых она не только не может быть признана юридическим лицом, но и участвовать в законном хозяйственном обороте. Фирма должна иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Его наличие обеспечивает материально-техническую возможность функционирования фирмы, ее экономическую самостоятельность и надежность.
Фирма как юридическое лицо должна быть способна отвечать своим имуществом по обязательствам, которые у нее возникают во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и при исполнении обязательств перед бюджетом. Фирма как юридическое лицо должна быть способна выступать в хозяйственном обороте от своего имени, т. е. в соответствии с законодательством заключать все виды гражданско-правовых договоров с хозяйствующими партнерами, потребителями, поставщиками всех факторов производства, с гражданами и другими юридическими и физическими лицами. Важнейший признак фирмы как юридического лица — ее право (возможность) быть истцом, предъявлять виновной стороне иски, а также быть ответчиком в суде при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами. Фирма как юридическое лицо должна иметь самостоятельный баланс, правильно вести учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), своевременно предоставлять установленную государственными органами отчетность, в том числе и для независимой аудиторской проверки. Фирма должна иметь свое наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму. Фирма как юридическое лицо должна указать место своего нахождения, которое определяется местом ее регистрации, если в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Общая структура фирмы. Структура фирмы — это состав и соотношение ее внутренних подразделений: цехов, отделов, лабораторий и других звеньев, составляющих единый хозяйственный объект. Под общей структурой фирмы, понимается комплекс производственных подразделений, организаций по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина взаимосвязи и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности. Построение рациональной структуры фирмы осуществляется в соответствии с ее профилямии размерами, технологией и организацией, достижениями научно-технического прогресса, а также под влиянием других факторов. Внешняя и внутренняя среда фирмы
Внешнюю среду отдельно взятой фирмы следует рассматривать с точки зрения системного подхода, поскольку она существует не изолированно, а представляет собой подсистему экономической системы более высокого уровня. Все субъекты внешней среды, оказывающие влияние на фирму, делятся на факторы прямого и косвенного воздействия. К факторам прямого воздействия относятся: государство (государственные органы);поставщики; потребители; конкуренты. Под поставщиками понимаются юридические и физические лица, принимающие участие в материально-техническом обеспечении фирмы. Ограничениями со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг и сырья, договорные условия. Потребители — важный ограничительный или стимулирующий фактор внешней среды. Изменения bo вкусах, предпочтениях, возможностях потребителей формируют спрос на продукцию фирмы. Конкуренты — это фирмы, которые производят аналогичный продукт, а ограничениями с их стороны служат объем, номенклатура и ассортимент продукции, цены и качество поставляемых товаров и услуг, договорные условия. Государство – особый фактор прямого воздействия внешней среды фирмы. Через государственные органы оно создает условия существования и функционирования для всех участников экономических отношений. Проводя свою политику в области экономики, государство с помощью законодательных и нормативных актов, инструкций, положений через органы государственного регулирования прямо влияет на деятельность фирмы. Государственное органы обеспечивают принудительное соблюдение законов в пределах своей компетенции, а также вводят собственные требования. Кроме того, государство прямо регулирует деятельность фирмы, устанавливая разнообразнее формы налоговых льгот, предоставляя субсидии, определяя ставки процента, осуществляя ценовую политику и т. п. Факторы косвенного воздействия — это те факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на фирму, но тем не менее косвенно сказываются на ее деятельности. Внешние факторы косвенного воздействия могут быть: - экономические; - технические; - технологические; - социальные (социокультурные); - политические. Среда косвенного воздействия гораздо сложнее, чем среда прямого воздействия. Внутренняя среда предприятия. Как правило, анализ внутренняя среда предприятия охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности): 1) маркетинг; 2) финансы; 3) производство; 4)технология; 5) персонал.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|