Целью курса «Конституционализм судебной власти» является усвоение магистрами действительного предназначения судебной власти, ее основ, социокультурных и нормативно-правовых характеристик, знание которых необходимы юристам в исследовательской, правоприменительной, экспертно – консультационной и педагогической деятельности.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
а) изучением научных источников, посвященных теоретическим и методологическим проблемам судебного конституционализма в России;
б) усвоением нормативных источников, правовых институтов, раскрывающих содержание и сущность конституционализма судебной власти;
в) изучение практики конституционного правосудия, обеспечивающего судебный конституционализм в России;
г) освоение навыков нахождения и принятия самостоятельных решений в нормотворческой, исследовательской, правореализующей, экспертно – консультативной и педагогической деятельности.
д) выработка на основе усвоенного умения находить и принимать самостоятельные решения в нормотворческой, исследовательской, правореализующей, экспертно – консультативной и педагогической деятельности.
Место дисциплины в учебном плане
Дисциплина «Конституционализм судебной власти» в структуре ООП магистратуры по программе «Судебная власть, прокурорский надзор организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат» занимает ключевое место, поскольку позволяет магистрантам усвоить сущность основных государственных институтов, их непосредственное влияние на характеристику государственной власти.
Изучение этой дисциплины предполагает предварительное изучение магистрантами «Теории государства и права», «Конституционного (государственного) права России», «Уголовного процесса РФ», «Гражданского процесса РФ».
Дисциплина «Конституционализм судебной власти» входит в профессиональный цикл базовой части программ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Российской Федерации М.2. Изучение дисциплины заканчивается в 1-ом семестре зачетом.
Формируемые компетенции
В результате освоения дисциплины будущие магистры должны овладеть следующими компетенциями:
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
Магистр должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
в правотворческой деятельности:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в правоохранительной деятельности:
готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);
способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);
в экспертно-консультационной деятельности:
способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
в научно-исследовательской деятельности:
способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Знания, умения и навыки, получаемые в результате освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины «Конституционализм судебной власти» обучающиеся должны:
Знать:
1. Понятие судебной власти.
2. Основные положения Конституции РФ о судебной власти. Конституционные принципы судебной власти.
3. Место судебной власти в системе разделения властей»; взаимоотношение судебной власти с иными ветвями государственной власти в «системе сдержек и противовесов».
4. Роль Конституционного Суда РФ в реализации судебной власти.
5. Роль судебной практики в системе правового регулирования.
6. Основные направления реформирования судебной системы РФ.
Уметь:
1. Провести сравнительный анализ отдельных элементов судебной власти в ее современном понимании в России с элементами судебной власти в зарубежных странах.
2. Выявить пробелы в законодательном регулировании судебной власти в РФ.
3. Разработать предложения по совершенствования норм, регулирующих механизм судебной власти.
4. Обозначить перспективы развития законодательства о судоустройстве.
Иметь представление об основных научных концепциях судебной власти.
Содержание дисциплины
Тема 1. Конституционализм правовой системы и отраслей права РФ.
Тема 2. Конституционная парадигма современной российской судебной системы.
Тема 3. Роль Конституционного Суда РФ в обеспечении конституционализма судебной власти.
Тема 4. Независимость судебной власти.
Тема 5. Правовые гарантии независимости судей в России.
Тема 6. Осуществление правосудия только судом.
Тема 7. Доступ к правосудию (судебная защита).
Тема 8. Состязательность судопроизводства.
Тема 9. Транспарентность (гласность) судопроизводства.
Структура учебной дисциплины, виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины «Конституционализм судебной власти» по направлению 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)» для очной формы обучения составляет 36 часов (18 аудиторных часов и 18 часов, предусмотренных для самостоятельного изучения; итоговая форма контроля – зачет).
Лекционные и практические занятия организуются в соответствии с тематическим планом.
Используемые информационные, инструментальные и программные средства
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года); Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон РФ от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»; Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ»; Закон РФ от 26 июня 1996 г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ»; Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ»; Федеральный закон от 08 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»; Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов РФ»; иные НПА; судебная практика.
Учебники, учебные пособия, монографии, статьи; информационно-поисковые системы.
Формы текущего контроля успеваемости студентов
Устный опрос на практических занятиях, решение ситуационных задач, анализ конкретных ситуаций, заслушивания докладов, выступлений, написание рефератов, отзывов; подготовка презентации.
Форма промежуточной аттестации
зачет
Автор-составитель
Ляхов Ю.А. – д.ю.н., профессор кафедры Процессуального права