Оральная структура характера.
ОБРАЗ ТЕЛА КАК ОБРАЗ Я
Ирина Соловьева — специалист по телесно-ориентированной психотерапии.
Вопрос «Кто я?» является ключевым вопросом в психологии. Это фундаментальный, основополагающий бытийный вопрос в жизни человека. Все остальные вопросы следуют из него: «Зачем я?», «Куда я?» и т.д. Если дан ответ на вопрос «Кто я?», все остальные вопросы автоматически получают следующие из этого ответы. Но этот ответ может дать только сам человек, бесполезно искать ответы вовне. Другой может сказать только: «Каким я тебя вижу», «Как я тебя воспринимаю», и чаще всего такие оценивания основаны на собственных проекциях и фантазиях. Только сам субъект знает – кто он на самом деле. Но для этого нужно взять на себя ответственность за себя, за свою жизнь, а не перекладывать ее вовне, считая себя «жертвой обстоятельств», «случайных совпадений» и т.д. Ответ на вопрос «Кто я?» подразумевает принятие на себя ответственности, а ответственность всегда пугает. Но именно ответственность – основная характеристика психологической зрелости, показатель психологического взросления.
Ответ на вопрос «Кто я?» может иметь разные уровни сложности – базовые уровни идентификации. Базовое представление о себе – Я-концепция. Я-концепция как психологический конструкт начинает формироваться примерно около полутора лет, когда ребенок постепенно выделяет себя из окружающей среды, выходит из так называемого «океанического слияния» с миром, начинает себя осознавать. Так, многие эксперименты на выявление момента зарождения самосознания связаны именно с телом: например, Льюис и Брукс (1974) сажали на лоб ребенка пятно и подносили его к зеркалу. Лишь начиная с 16 месяцев дети тянулись к своему лицу, а не к зеркальному отражению.
Сперва, как промежуточный этап, ребенок уже отделил себя от мира, но еще не идентифицирован с собой полностью, поэтому говорит о себе в третьем лице: «Ваня голоден», «Маше холодно»…
Далее возникает монолог от первого лица и начальное представление о себе, первичная идентификация: «Я – мальчик», «Я – хорошая» и т.д.
Я-концепция состоит из 2 частей: образа Я и самоотношения.
Образ Я – представление о себе как о субъекте: «Кто я?». Самоотношение – оценивающая характеристика: «Какой я?»
Образ Я является первичной и базовой характеристикой, онтогенетически более ранней. Самоотношение формируется позже, когда ребенок сталкивается с оцениванием его и его действий со стороны значимых фигур (в первую очередь – родительских): обычно в 2-3 года. Если годовалого ребенка любят безусловной любовью и принимают все его действия, то поступки двухлетнего ребенка уже начинают оценивать – это часть социализации, формирования ребенка как субъекта социального, его инициация в жизнь в социуме. Самоотношение – результат интериоризации (присвоения извне вовнутрь) отношения к ребенку. В этом возрасте, раннем детстве, формируется базовый нарциссизм, который в том или ином виде есть у каждого из нас: представление о себе как о достаточно хорошем субъекте — здоровый нарциссизм, подразумевающий чувство собственной ценности и достоинство быть собой; представление о себе как о самом лучшем — нездоровая нарциссическая позиция, собственно «нарциссизм» в узком смысле этого слова как чрезмерная самоценность; восприятие себя как плохого субъекта – второй вариант нездоровой нарциссической позиции. В разных концепциях мы встречаем его под названиями «раненый нарциссизм», «дефицитарный нарциссизм», «нарциссизм смерти».
Образ Я более объективная характеристика, основанная на объективной реальности. Адекватность Образа Я легко проверить, соотнеся с реальностью – значительная часть характеристик явлена объективно: пол, возраст и т.д.
Самоотношение – характеристика исключительно субъективная, оценочная. Нет и не может быть «единицы измерения» для ценности и «хорошести» личности…
Исходя из этого, образ Я – более константная (постоянная) характеристика, а Самоотношение – меняющаяся.
Образ Я — более глубинный, базовый конструкт, менее поддающийся влиянию. Это то, что в эзотерических учениях называется «внутренней правдой»: если человек уверен в своей правоте, на его мнение трудно повлиять. Например, если вы точно знаете, что вы – человек, пускай вам 10 человек скажут, что вы – марсианин, вы только посмеетесь…
А вот Самоотношение в большей степени подвержено влиянию извне, в первую очередь – со стороны авторитетных для нас фигур. Самоотношение меняется быстрее, чем образ Я – иногда достаточно одного поступка, который кардинально изменит Самоотношение, будь то в лучшую или в худшую сторону. Как мы сказали, Самоотношение связано с нашим естественным нарциссизмом, а значит, иметь достаточно хорошее Самоотношение (представление о себе как о достаточно хорошем субъекте) – наша базовая потребность. Именно бессознательное желание сделать свое самоотношение более позитивным заставляет нас совершать «подвиги»: выигранная на Олимпиаде медаль имеет значение для нашего Бессознательного только как символ улучшения отношения к себе, своей ценности, сам по себе металлический кругляш для Бессознательно непонятен… И, напротив, чувство стыда переживается нами крайне болезненно, потому что ранит нарциссизм, Самоотношение. Совершив «недостойный поступок» восточные самураи делали себе харакири, западные офицеры – стрелялись…
Образ Я состоит из нескольких подструктур. Традиционно выделяют: Я-телесное как представление о собственном теле; Я-психологическое – представление о своих психологических качествах, характере, психологическом портрете и т.д.; Я-социальное – Я как субъект социальный, место и роль в социуме; Я-духовное – представление о своих духовных качествах.
И если последние три конструкта неоднократно исследовались и психологией, и социологией, и философией, и другими интересующими личностью дисциплинами, то Я-телесному, как это ни странно, внимания уделяется мало. Вместе с тем Я-телесное – замечательный диагностический и коррекционный инструмент. Р.Бернс даже назвал образ тела “источником развития Я-концепции”.
С телесным образом Я плотно работал Мойше Фельденкрайз (1904-1984) – основатель системы функциональной реабилитации и телесного сознавания. Свою деятельность на этом поприще он начал во время Второй Мировой войны в Англии, работая в госпиталях, затем переехал в Израиль. В настоящее время его систему причисляют к телесно-ориентированной психотерапии, она популярна по всему миру, особенно в Австрии, Англии, Германии, Израиле, России, США и т.д.
М.Фельденкрайз предложил исследовать образ тела, а именно – бессознательную его часть. Ведь Образ Я не так прост, как кажется. Только незначительная его часть нами осознается: сознательные представления о себе. Подобно айсбергу, свою основную часть образ Я прячет в Бессознательном. Это касается всех элементов образа Я: и Я-телесного, и Я-психологичексого, и Я-социального, и Я-духовного.
А значит, у каждого из нас есть 2 представления о своем теле: сознательное и бессознательное. Сознательное представление более приближено к реальности. У психически сохранного человека оно в значительной степени совпадает с реальностью. Одна из характеристик патологии – нарушение тестирования реальности, то есть адекватного ее восприятия. Так, анорексия – пограничное состояние, и сознательный образ тела у анорексички уже далек от тела реального: обладая очевидной нехваткой веса, она воспринимает свое тело как полное. В случае еще более серьезных расстройств, а тем более бредовых состояний, по поводу своего тела могут возникать любые фантазии…
Бессознательное представление о собственном теле может отличаться от реальности даже у психически сохранного взрослого человека. М.Фельденкрайз называет среднестатистическое искажение бессознательного образа тела (отличие от тела реального): 20-25%. Последующие исследования подтверждают эту цифру.
Как преимущества работы с образом тела, М.Фельденкрайз называет следующие. Во-первых, тело явлено нам объективно, у нас есть критерий, с которым мы можем сравнить субъективные представления клиента: константная точка отсчета. Во-вторых, сфера психологическая более затабуирована, менее доступна: к своим эмоциональным переживаниям и раннедетским воспоминаниям клиент подпустит не так охотно, как к исследованию образа тела. Чтобы изменить свою жизнь, надо изменить образ действий, а для этого надо изменить образ себя. И начать легче всего с образа своего тела. Пока образ собственного тела искажен, человек не может иметь реалистичное представление о себе вцелом, в т.ч. о психологических качествах.
М.Фельнкрайз предложил принцип диагносцирования бессознательного образа тела: респондент с закрытыми глазами показывает размеры частей своего тела. На его основании в 2002 г. была составлена методика «Промеры по М.Фельденкрайзу» (Соловьева И.А., первое исследование – на базе РГГУ, научный руководитель – Колошина Т.Ю.). Методика замеряет 15 параметров:
N ощущаемое тело реальное тело 1) ширина головы 2)ширина рта 3)Ширина шеи 4)Ширина плеч 5)Ширина гр.клетки 6)Талия 7)Ширина таза 8)Длина стопы 9)Высота ноги 10)Высота головы 11)Длина шеи 12)Длина торса 13)Длина руки 14) Ширина бедра 15) Длина торса до промежности
Полученные данные переносятся на бумагу в масштабе 10:1, в результате возникает схематическое изображение фигуры человека, являющееся отображением бессознательного образа тела.
Возможен количественный и качественный анализ методики. При количественном анализе подсчитывается процент искажения по каждому из параметров (маркируется проблемная зона) и среднестатистический показатель (искажение бессознательного образа тела вцелом). Конечно, для этого нужны параметры не только образа тела, но и тела реального: они замеряются медицинским прибором тазомером. При качественном анализе исследуется полученное визуальное изображение бессознательного образа тела.
Так как количественный анализ сводится к несложным математическим расчетам (имея данные по реальному телу и данные по образу тела, легко подсчитать процент искажения), мы бы хотели остановиться именно на качественном анализе.
Бессознательный образ тела отображает структуру характера (иногда она также называется «психотипом»). Согласно М.Фельденкрайзу, «Мы живем и действуем в соответствии с образом Я». То есть проявляемся в мире и строим свою жизнь, исходя из представлений о себе. То самое – «Кто я?», о котором мы говорили в начале. Можно привести много афоризмов по этому поводу, в том числе – «Характер человека – его судьба». Тело – субстрат для психики. Наши представления о своем теле – фундамент для психологических представлений о себе. Онтогенетически сперва как базовый конструкт функционирования формируется схема тела: представление о расположении своего тела в пространстве, возможность его контролировать, управлять… Затем расширяется до образа тела – как тело при этом выглядит, какое оно… Наша базовая структура характера, основные черты бессознательного образа тела формируются в дошкольном возрасте, к 7 годам. Далее могут существенно поменяться в пубертате (подростковом возрасте, 12-16 лет). После 18 лет редко претерпевают кардинальные изменения.
Таким образом, структура характера дает представление о психологическом портрете, ядерной проблематике, индивидуальной жизненной стратегии, ресурсах, защитах, паттернах коммуникации и о многом другом. В свою очередь, структуру характера мы можем диагносцировать по бессознательному образу тела.
Мы бы хотели предложить следующую типологию структур характера, облегчающую качественный анализ бессознательного образа тела. Напоминаем, что бессознательный образ тела может существенно отличаться от реального тела. И данные изображения являют собой именно бессознательный образ тела, а не тело реальное.
Иллюстрация 0. Яркий пример несоответствия реального тела и ощущаемого. Бессознательный образ тела транссексуала – лица с расстройством половой идентичности. Биологически это мужчина, 35 лет, крупного телосложения. Психологический бессознательный образ тела имеет все признаки женственности Не бывает человека, который бы на 100% относился к одному типу, каждый из нас являет собой комбинацию 2-3 структур характера. Мы приводим в пример образы тела, которые по возможности точно отражают особенности той или иной структуры характера. Но так они принадлежат реальным, не «идеальным» людям, то вы сможете найти элементы других структур характера, кроме основной.
Шизоидная структура характера – самое частое ее обозначение. Однако в бодинамическом анализе (Дания) вы также можете встретить ее под названием «ментальная структура существования».
Иллюстрация 1.
Возрастные рамки формирования: пренатальный период (в утробе матери), роды, первые полгода младенчества.
Образ тела: тонкий и длинный, напоминает «палку», вытянуты пропорции шеи, торса, рук и ног (как росток, пытающийся сквозь темный лес плохих условий пробиться к солнцу, где будет лучше). Большая голова (иногда ширина больше длины – рационализация, ментальность). Стопы маленькие (проблема с базовой опорностью, не может опереться ни на себя, ни на других). Рот маленький (замкнутость, невозможность себя выражать и принимать извне). Половый признаки отсутствуют, но это не расстройство половой идентичности (транссексуализм), а несформированность – догенитальная структура характера, вопросы сексуальности для этого психологического возраста еще не актуальны.
Реальное тело: худощавое, сутулое (втягивает голову в плечи), мышцы слабые, в теле много асимметрии, взгляд расфокусирован.
Причина формирования: травма отвержения, ведущая к неосвоению базового права на существование.
Психологический портрет. Такой человек все время задается гамлетовским вопросом: «Быть или не быть?» Чувствует себя в этом мире лишним, ненужным. Базовое недоверие к миру, мир кажется небезопасным, отвергающим. Как защита используются рационализация, игнорирование, диссациация. Ментальное восприятие мира, эмоции подавлены. Замкнутость, проблемы с установлением контакта, одиночество. Профессию выбирает ментального плана: IT, наука…
Психологическая помощь — в освоении базового права на существование: дать опыт безусловного понимания, помочь почувствовать свою важность и нужность в этом мире.
Оральная структура характера.
Иллюстрация 2.
Возрастные рамки формирования: первые полтора года жизни (здесь и далее — после рождения).
Образ тела: невысокий и широкий, напоминает «шарик» (оральная потребность быть наполненным). Голова при этом маленькая (импульсивность, недостаточность самоконтроля, осознанности). Стопы маленькие (базовая проблема с опорностью, невозможность опереться на себя, потребность в опоре на других). Рот большой (депревированные оральные потребности стремятся к удовлетворению).
Реальное тело: оральные травмы (в младенчестве) разнообразны, отсюда вариативность орального типа. Тем не менее, попробуем выделить общие черты: нехватка веса (неестественная худоба) или переизбыток (очевидная полнота, равномерно распределенная по телу). Слабые ноги, вплоть до Х-образности. Оральная фиксация: постоянные двиижения ртом, покусывающие или сосательные, трогание ротовой области (руками или предметами – ручка, сигарета). Кисти напряжены как «лапа птицы», пальцы словно хотят что-то сжать (млаенец, цепляющийся за руку взрослого). Взгляд сфокусирован, ищет контакт.
Причина формирования. Депривация оральных потребностей: нарушение заботы в младенческом возрасте. Вариативно: игнорирование потребностей ребенка, чрезмерная забота, непонимание потребностей и т.д. Отсюда самые разные варианты орального типа: эмоциональная структура существования, структура потребностей (бодинамический анализ Л.Марчер, Дания), параноидный и депрессивный тип («Психоаналитическая диагностика» Н.Маквильямс, США) и др.
Психологический портрет. Стремится к установление хорошего симбиоза: контакта-слияния, в котором его потребности будут идеально удовлетворяться. Не переносит фрустрацию потребностей (злится, отказывается, настаивает на своем). Не может быть один. Постоянно ищет заботу или компенсаторно заботится о других. Часто оказывается в эмоционально зависимых деструктивных отношениях (брак с алкоголиком и т.д.). Профессию выбирает, связанную с контактом с людьми (врач, психолог, воспитатель, гид…).
Психологическая помощь. Научить самостоятельно удовлетворять свои потребности.
Мазохистическая структура характера. Иллюстрация 3.
Возрастные рамки формирования: приблизительно от 1 г. до 2,5 лет.
Образ тела: широкое тело, особенно нижняя половина. Длинные стопы, широкие бедра. Торс широкий, без выраженной талии, зато грудная клетка узкая. «Бычья» шея, большая голова. Все эти признаки символизируют одно: «Все терплю, все на себе везу». Маленький рот (запрет на выражение себя).
Реальное тело. Полные бедра, таз, даже у мужчин, а вот плечи слабые и сутулые, словно на них груз, грудная клетка кажется вдавленной. Шея короткая и толстая. Походка тяжелая. Тело ригидное. Медлительность. Взгляд снизу вверх, виноватый.
Причина формирования. Отказ от сепарации во имя сохранения контакта, сопровождающийся ущемлением достоинства. На этой возрастной стадии, называемой стадией автономии, ребенок начинает отделение из родительского пространства. Не все родители (в первую очередь – мамы) могут это принять, бессознательно они удерживают при себе ребенка, наказывая его отвержением за попытку проявить самостоятельность. Будучи маленьким и полностью зависимым, ребенок бессознательно решает пожертвовать своей самостоятельностью, чтобы сохранить любовь и защиту мамы. Но переживает это как проигрыш, унижение.
Психологический портрет. Раненый нарциссизм – ощущение своей плохости, зависимость от одобрения, мнения других, попытка заслужить «поглаживания», уязвимость самооценки. Эпилептоидные черты, внимание к деталям, терпеливость, выносливость. Преданность, консерватизм, страх перемен, психологическая ригидность. Много подавленного гнева. Часто испытывает вину и стыд. Выбирает профессии, требующие терпения и внимания к деталям (например, бухгалтер).
Психологическая помощь. Формирование чувства собственной «хорошести», поддержка в сепарации, укрепление границ, освоение навыков регуляции гнева.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|