Глава III. Терапевтические трансовые техники
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 I. ЧЕТЫРЕХШАГОВАЯ ТЕХНИКА "СПЯЩЕЙ РУКИ". Разработана Д. Гриндером и Р. Бэндлером для взрослых и детей - комбинация НЛП и гипноза. В дальнейшем, думаю, не стоит упоминать о шаге 1 - вхождение терапевта в рабочее состояние и шаге 2 - присоединение к клиенту - потому что для нас это стало трюизмом. Шаг 1. Обращаемся к клиенту: "Вы знаете, что у вас есть спящая рука, которая видит сны?" Когда клиент заинтересуется Шаг 2. "Какую телепередачу вы больше всего любите?" Пока клиент оценивает визуальную информацию, вы смотрите, в какую сторону движутся его глаза. Шаг 3. Терапевт поднимает руку клиента С ТОЙ ЖЕ САМОЙ стороны и говорит: "Я поднимаю Вашу руку и она опустится только тогда, когда Вы посмотрите весь фильм". Клиент смотрит свою любимую передачу. Шаг 4. Один (или несколько) раз терапевт "останавливает передачу", сказав "А сейчас время для рекламы" и производит любые внушения или иные сообщения.
II. ШЕСТИШАГОВАЯ ТЕХНИКА ПЕРЕФОРМИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИССОЦИАЦИИ И ВИЗУАЛЬНОГО СМЕШИВАНИЯ (РЕФРЕЙМИНГ - Ш)
Разработана и опробована мной. Полученные результаты показывают, что эффективность этой техники по крайней мере не ниже, чем при рефрейминге I (он описан в I - ой части пособия). Показания - те же. А. Вовк обратил мое внимание на технику "визуального смешивания". Этот визуальный метод интеграций с использованием визуальных якорей Бэндлер и Гриндер применяли для работы с так называемыми "множественными личностями". Желающих помогать таким личностям отсылаю к их работе "Из лягушек в принцы". ТЕХНИКА "ВИЗУАЛЬНОГО СМЕШИВАНИЯ" заключается в следующем. Шаг 1. Идентификация проблемы. Предлагаем клиенту: "Обратись внутрь себя, найди часть личности, ответственную за проблему (или нежелательное поведение) и по левой руке выведи на левую ладонь". Если клиент этого не может сделать, говорите ЧТО-нибудь ЕЩЕ до тех пор, пока он это сделает. "Посмотри на эту часть: как она выглядит?" Если клиент ее не "видит", то - "А как бы она выглядела, если бы ты ее видел?" и т. п. Обычно она похожа на клиента (его возраста или моложе). Реже она может быть похожа на какого-нибудь другого человека (даже быть другого пола) или животное, или выглядеть как какой-нибудь предмет или геометрическое тело, или походить на фантастическую фигуру, или быть абстрактным образом, цветом. комментарии терапевта)бу - бу - бу(направлены на то, чтобы клиент "ПРИНЯЛ" эту часть своей личности (а еще лучше - полюбил ее).
Шаг 2. Идентификация ресурса. "Спроси его (ее), чего ему не хватает, чтобы ему было хорошо... " Когда клиент получил ответ (например, - уверенности, радости, доброты и т. п.): "Найди внутри себя эту часть личности (ресурсную) и по правой руке выведи ее на правую ладонь. Посмотри на нее". (ресурсная часть должна быть по размеру не меньше проблемной, в ином случае после шага 3 нужно будет повторить шаг 2). Шаг 3. Слияние и интеграция. "Попроси ресурсную часть помочь проблемной (обычно согласие получается сразу), а проблемной части скажи: "сейчас я тебе помогу". После этого добейтесь, чтобы клиент соединил (слил) эти визуальные образы, сдвигая и соединяя руки. Непременно должна произойти интеграция и в кинестетической системе; только тогда изменения будут стабильными. Когда процесс интеграции завершится Шаг 4. Экологическая проверка. I - ый этап: "Посмотри, что получилось. Тебе нравится эта часть личности?" Если нравится, - "Возьми ее внутрь себя". Если не нравится - перейти на шаг 2: "А чего ей теперь не хватает?" 2 - ой этап: " Обратитесь внутрь себя и спроси, есть ли часть личности, которая возражает (неудовлетворена) против полученного результата". Если такая часть личности есть, повторить работу с ней, начиная с шага 1.
Шаг 5. Если - нет: "Поблагодари все части личности, участвовавшие в работе и подсознание в целом". Показания для данной техники те же, что и для описанной в части 1 семишаговой техники интеграции якорей и техники взмаха, только если там мы работаем "с картинами", то здесь - "со скульптурами" и последние не привязаны к конкретным событиям в жизни клиента. Предпочтение техники определяет НАМЕРЕНИЕ клиента, как и НАМЕРЕНИЕ терапевта. Я предпочитаю "скульптуры" и, наверное, поэтому они у меня дают более быстрый и красивый результат. Процедура для меня и клиента протекает как приятная увлекательная игра.
РЕФРЕЙМИНГ III Шаг 1. Определить нежелательное поведение или симптом. Шаг 2. Войти в контакт с частью, порождающую выделенное поведение. Это делается также, как в технике "визуального смешивания": клиенту предлагается обратиться внутрь себя, найти эту часть и по левой руке "ВЫВЕСТИ ЕЕ НА ЛЕВУЮ ЛАДОНЬ". Шаг 3. Затем идет диалог с этой частью: - знакомство с ней и принятие ее и ее функции клиентом; - выяснение, что она старается делать для клиента. Если ее намерение кажется нежелательным, отступаем на шаг назад. Так делаем до тех пор, пока выясним позитивное намерение; - просим ее рассмотреть другие варианты достижения той же цели, произвести их экспертную оценку: действительно ли каждый вариант не менее эффективно приводит к той же цели (чем тот, который использует она) и отобрать не менее трех вариантов среди таких эффективных. Сообщить, что варианты будут ей предложены творческой частью. Шаг 4. "Обратите внутрь себя, найдите творческую часть и по правой руке выведите ее на правую ладонь". Если ее нет, терапевт создает ее. Далее клиент знакомится с ней, выражает ей положительные эмоции (задача терапевта - помочь осознать их) и просит создать несколько способов удовлетворения намерения. Эти способы передавать части, ответственной за нежелательное поведение до тех пор, пока она отберет не менее трех. Попросить творческую часть сообщить эти способы сознанию. Если она не пожелает этого сделать, попросить ее сообщить, когда работа будет закончена. Часть, ответственную за нежелательное поведение, попросить сообщить сознанию, когда она выберет не менее трех способов достижения цели, которые не менее эффективны, чем тот, который она принимает. Если творческая часть не может найти такие способы спросить ее, каких ресурсов ей не хватает. После этого "отсадить" проблемную часть на стул, стол и т. п., обнаружить внутри себя ресурс, необходимый творческой части, вывести эту часть по левой руке на левую ладонь, убедиться, что это тот ресурс, который требуется и провести интеграцию ресурсной части с творческой (как об этом сказано в технике "визуального смешивания", шаг 3). Такое действие надо производить с любой частью, как только будет обнаружено, что ей недостает ресурсов. Убеждаемся, что теперь творческая часть может создавать новые варианты (прямо спрашиваем ее об этом). Если она все равно не готова, снова выясняем, какого теперь ресурса ей не хватает, достаем ресурс и проводим интеграцию. Так повторяем до тех пор, пока творческая часть будет готова к работе. После этого творческую часть "сажаем" на правую ладонь, а часть, ответственную за нежелательное поведение, - на левую ладонь. Возвращаемся к началу шага 4: просим творческую часть создать варианты и т. д..
Шаг 5. Предложите первоначально выделенной части принять новые возможности и взять на себя ответственность за их реализацию в случае необходимости. Сначала спрашиваем ее, согласна ли она, что три (или более) новых возможностей не менее эффективны, чем прежняя. Если - нет, повторяем шаг 4 сначала. Если да, просим сказать согласна ли она принять на себя ответственность за порождение этого нового поведения. Если она не хочет принимать ответственность за порождение нового поведения, спросите ее: а) "может быть ты хочешь, чтобы я, в свою очередь, сделал что - то?" Иными словами, "на каких условиях ты согласишься?" Если такое требование есть, выслушайте его и решите, согласны ли Вы на него. Если согласны, вопрос решен, если не согласны, вступайте в диалог и договаривайтесь; б) "каких ресурсов тебе не хватает для того, чтобы ты смогла взять на себя ответственность?" Узнав о необходимом ресурсе "достаньте" ресурсную часть и проведите интеграцию. Получив согласие, поблагодарите эту часть и спросите, когда она это сделает. Поблагодарите ее за согласие.
Шаг 6. Экологическая проверка. Предложите клиенту обратиться внутрь себя и спросить все части, есть ли кто-нибудь, кто возражает против принятия того решения. Если есть, вернитесь циклически назад к первому шагу и повторите всю работу с этой частью. И так нужно продолжать до тех пор пока не останется никаких возражений. После этого: "Поблагодарите каждую часть за то что она сделала сейчас для Вас". "А потом поблагодарите свое подсознание". Таким же образом проводится контекстуальное переформирование. В дальнейшем клиент сможет применять Рефрейминг III самостоятельно.
В С Т А В К А (СТРАНИЦ 7 - 8) (ПО ТЕКСТУ С 25 СТРАНИЦЫ ПО 30 ВКЛЮЧИТЕЛЬНО)
ПОДУМАЙТЕ ОБ ЭТОМ ХОРОШЕНЬКО И СКАЖИТЕ, ЧТО ЭТО? ОТВЕТ: Я приобрела знания не только для помощи другим, но и для изменения себя. М. СПАРКС: ПОМНИТЕ, ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ ВСЕГДА. Я бы хотел изменить направление беседы. Я бы хотел, чтобы Вы отвлеклись от Вашего собственного опыта в этом упражнении. Чтобы Вы снова стали слушателем, посмотрели на терапевта. И ТЕПЕРЬ Я СКАЖУ ВАМ ЧТО - ТО! Я буду очень ясен. У меня не было никакого представления о том, какое знание Вам откроется в результате этого эксперимента. Но знал наверняка, что все - таки Вы получите какое - то знание из этого опыта. И так же я знал, что какое бы знание Вы не получили - это будет главным для Вас. А теперь скажите мне, разложите все по шагам, как я добился от Вас получения этих знаний, чтобы Вы могли применить это в своей собственной практике. Шаг 1. Когда Вы работаете с партнером, необходимо поставить ему задачу. Эта задача, которую Вы будете давать своему партнеру, должна быть у Вас в воображении, когда Вы будете в реальной жизни. Давайте такие задачи, чтобы у людей был какой-нибудь ФИЗИЧЕСКИЙ ПРЕДМЕТ. Задача эта должна быть какой - то ЭТИЧНОЙ и эта задача должна быть в рамках закона. Я вот Вам предложил раздать пять роз людям, с которыми Вы работаете. Когда Вы пойдете на работу в следующий раз, я бы хотел, ЧТОБЫ ВЫ НАДЕЛИ ТОЛЬКО ОДИН БОТИНОК, А ДРУГОЙ ДЕРЖАЛИ В РУКЕ ВСЕ ВРЕМЯ, ПОКА ВЫ БУДЕТЕ ИДТИ НА РАБОТУ. Я хотел бы, чтобы Вы хорошенько подумали над этим вопросом. Что я хочу? Какое знание Вы получили бы от того, что у Вас будет один ботинок на ноге, а другой в руке?
Или другой пример. КОГДА ВЫ ПОЙДЕТЕ НА РАБОТУ В следующий раз, я хотел бы, чтобы Вы имели МАЛЕНЬКИЙ МОЛОТОЧЕК В РУКЕ и чтобы ВЫ НОСИЛИ ЕГО С СОБОЙ ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ. Или другая задача. В КОНЦЕ ДНЯ я хочу, чтобы Вы ВЗЯЛИ ДВЕ ЛОЖКИ, СЛОЖИЛИ БЫ ИХ В ВИДЕ КРЫШИ, ПОСМОТРЕЛИ БЫ КАК СОЛНЦЕ ЗАХОДИТ ЗА ГОРИЗОНТ, КАК СОЛНЦЕ ОПУСКАЕТСЯ НИЖЕ УРОВНЯ ЭТИХ ЛОЖЕК. Как Вы думаете, что я хотел, делая этот эксперимент? Я бы хотел услышать от Вас: какие бы Вы задачи могли поставить перед своим партнером. Например, я могу сказать пациенту: ВОЗЬМИТЕ МОЛОДОЕ ДЕРЕВО, ВЫКОПАЙТЕ ЯМУ И ПОСАДИТЕ В НЕЕ ДЕРЕВО. ПОТОМ Я ПОПРОШУ ЧЕЛОВЕКА ВЫКОПАТЬ ДЕРЕВО ОБРАТНО, ВЫКОПАТЬ ДРУГУЮ ЯМУ И СНОВА ПОСАДИТЬ ЕГО. ПОТОМ СНОВА ВЫКОПАТЬ ДЕРЕВО, ХОРОШЕНЬКО ОГЛЯДЕТЬСЯ И СНОВА НАЙТИ МЕСТО И СНОВА ПОСАДИТЬ ДЕРЕВО. Ответьте на вопрос, ЧТО Я ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ВЫ УЗНАЛИ из этого эксперимента? Это очень простая вещь. Шаг 2. После выполнения поставленной перед пациентом задачи, когда он возвратиться к Вам, Вы должны спросить, как они вы полнили задание. И если они еще его не сделали, отправьте их и скажите, что пока они не выполнят задачу, пусть они не приходят к Вам. Когда они вернуться, спросите, "ЧТО ЖЕ ВЫ УЗНАЛИ ИЗ ЭТОГО ЭКСПЕРИМЕНТА?" И что бы они Вам не сказали, задавайте им встречный вопрос: "А КАК ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ПРИМЕНИТЬ ЭТО В ВАШЕЙ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЖИЗНИ?" ДЕЛАЙТЕ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНОЕ ЛИЦО. Не имеет значения, что они Вам наговорили. ПОБЛАГОДАРИТЕ их за то, что ОНИ ПРИОБРЕЛИ ЭТИ ЗНАНИЯ И ПОЗДРАВЬТЕ ИХ С ТЕМ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ ЭТИ ЗНАНИЯ. НО СКАЖИТЕ, ЧТО ЭТО НЕ ТО, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ ОНИ УЗНАЛИ. И скажите: ИДИТЕ И ПОДУМАЙТЕ ХОРОШЕНЬКО ЕЩЕ РАЗ. Потом они Вам скажут о том, что им открылось еще. Поинтересуйтесь ЕЩЕ РАЗ, КАК ОНИ ТЕПЕРЬ СОБИРАЮТСЯ ЭТИ ЗНАНИЯ ПРИМЕНЯТЬ В СВОЕЙ ЖИЗНИ и СМОТРИТЕ НА НИХ ВСЕ ВРЕМЯ СЕРЬЕЗНО. ГОВОРИТЕ ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМ ГОЛОСОМ. СКАЖИТЕ: "ЗАПОМНИТЕ ЭТО... " И все подумают: "какой мудрый врач... " Это пример неопределенного задания, которое М. Эриксон дает людям. Он часто использует это в своей практике. Таким же образом он говорил людям, которые приходили к нему. Он просил их подняться на гору Скво. И пока они поднимались на эту гору, к ним конечно же приходило какое - то важное знание. И каждый, кто возвращался к М. Эриксону, действительно приобретал какое - то важное знание. И М. Эриксон будет смотреть на этого человека и очень мудро будет говорить ему: "Запомните это. "... А действительно, только мудрый человек мог создать эту технику.
VI ТЕХНИКА "ПРЕДСМЕРТНОГО ПРОЩЕНИЯ".
Идею ее мне подсказала работа Э. Берна: в сценарном анализе у него есть описание "сцены смерти" в терминах, используемых первым вниманием. А. Вовк на семинаре по НЛП, говоря о расширении контекста, подчеркнул, что предсмертная агония большей частью связана с отреагированием (обиды и чувства вины) и о важности прощения (всем, кого обидел сам и кто обидел тебя). Предлагаю технику, которую опробовал я. Она применима, если клиент готов пережить сильные отрицательные эмоции ради результата. Шаг 1. Присоединение к будущему. Можно использовать метафору М. Эриксона (техника "Семь хрустальных шаров", шаг 9): "ветер быстро перелистывает настольный календарь, и Вы переноситесь в будущее. Когда ветер прекратиться, посмотрите, какой год будет на листке календаря. Это - год Вашей смерти по сценарию. " Другой вариант: "Представьте себе светящееся табло, на котором цифры высвечивают нынешний год. Разрешите цифрам возрастать. Когда изменения прекратятся (произойдет остановка), кивните мне". Шаг 2. Диссоциированное исследование себя в будущем. Когда клиент кивнул, спросите, какую цифру он видит, и скажите ему, что это год его смерти по сценарию. Попросите его посмотреть на себя диссоциировано: "как ты выглядишь, о чем думаешь, о чем сожалеешь, чем удовлетворен?". "Имей ввиду, что ты через несколько минут умрешь. Что тебе хочется сделать в эти последние минуты?" "Не забывай, что ты еще не там, пусть тот будущий поможет тебе настоящему: подскажет, как избежать ошибок и что надо тебе сейчас изменить. Поговори с ним, он умнее и опытнее тебя". "Когда тебе все станет ясно, кивни". Шаг 3. Постановка задачи: ассоциирование себя с "будущим собой". Теперь я расскажу, что ты будешь делать дальше, но делать это сейчас не надо. Тебе предстоит самая трудная, но и самая важная часть работы: войди в тело себя будущего и почувствуй себя там, переживи то, что переживает он, зная, что сейчас умрет, и вспоминай всю жизнь, свои ошибки и достижения. Но прежде надо обеспечить тебя "страховочной веревкой" (как делают альпинисты), чтобы я в случае необходимости мог вернуть тебя сюда. Я обращаюсь к твоему подсознанию и прошу дать мне знак, по которому нужно будет вернуть тебя сюда, если потребуется прервать работу. Получив сигнал, терапевт благодарит подсознание за это. Он так же благодарит сознание и подсознание клиента за разрешение проделать эту работу. В качестве позитивного якоря может быть любой кинестетический, на который ставится позитивное переживание клиента (радость, уверенность, чувство защищенности, комфорта) - предлагается клиенту вспомнить такое переживание. Я предпочитаю в качестве якоря крепкое сжатие лучезапястного сустава клиента и движение, имитирующее "вытаскивание клиента из ямы"; направление "вытягивания" - из будущего в прошлое (типично: сверху - справа, вниз - влево; направление определяется по глазодвигательной стратегии клиента). Д. Гриндер предложил в качестве "страховочной веревки" три варианта: 1. Вариант, применяемый доном Хуаном. Клиент лежит на полу, терапевт мягко поворачивает его с боку на бок. 2. Терапевт становится за клиентом сзади, обхватывает его сзади руками и смыкает их на солнечном сплетении. Держать надо мягко, но надежно, чтобы чувствовался ритм дыхания. Это очень успокаивающая вещь для человеческого сознания. 3. Покачивание клиента, который устанавливает, насколько способ вселяет спокойствие. Можно покачивать взад - вперед. Хорошо, если покачивание скоординировано с дыханием клиента. Убедившись, что "якорь работает", подбадриваем клиента: "Ты в любой момент можешь прекратить работу и вернуться сюда в позитивное состояние, если будет очень трудно". Шаг 4. Ассоциированное переживание будущей собственной предсмертной сцены. Спрашиваем клиента, готов ли он к работе, напоминаем о "страховочной веревке", с помощью которой он "будет возвращен сюда по его первому знаку". Предлагаем ему кивнуть, когда работа будет закончена. Обращаем внимание, что самое главное: а) вспомнить всех людей, встречавшихся в жизни и обидевших его; ИСКРЕННЕ простить каждого из них, так, чтобы каждый "этому поверил"; б) вспомнить каждого, кого когда - либо обидел, ИСКРЕННЕ попросить прощения и ПОЛУЧИТЬ ЕГО. Обращаем внимание клиента на то, чтобы "РАЗРЕШИТЬ СВОЕМУ ТЕЛУ делать все, что оно хочет: могут возникать вздрагивания, гримасы, выкрики, судороги": "тело - умнее тебя, в мышцах "зажаты" негативные программы и т. д. ". Можно кратко изложить теорию "мышечного панциря" (В. Райх). Еще раз подбадриваем клиента, напоминаем о "страховочной веревке" и предлагаем начать работу. В процессе работы периодически подбадриваем клиента, напоминаем, что надо "разрешить телу сделать все, что оно хочет". Следим, не дает ли подсознание знак о "возвращении". Если мы получаем такой знак (что бывает редко), то "возвращаем" клиента в ресурсное состояние, хвалим его за смелость, проявленную в работе, ободряем его, говорим, что эту процедуру можно будет повторить в будущем, и тогда она станет переноситься легче и будет получен очень важный и полезный результат. Шаг 5. Изменения. Если клиент выполнил эту процедуру (об этом мы судим по его кинестетике, а он сообщает кивком головы), то предлагаем ему "вернуться сюда" и посмотреть на себя будущего: "изменился ли он, и как именно?" Периодически используем слова "слова М. Эриксона": "Хорошо... Запоминайте это... Это очень важно... А как Вы намеренны использовать полученные знания в дальнейшей жизни?" - и получаем ответ (см. технику неопределенного задания). Шаг 6. Подведение итогов. Предлагаем клиенту из "здесь и сейчас" посмотреть на себя в будущем, поблагодарить за все, что он сделал для настоящего, попросить и выслушать советы. Проститься. Поблагодарить подсознание за "все, что оно сделало" для клиента. Посидеть молча, осознавая В, А, К, О признаки озарения (состояние повышенного осознания). При желании клиент может сообщить эти признаки терапевту. Терапевт своим вторым вниманием (если он себе это разрешит) может видеть свечение вокруг головы, тела клиента.
VI. ТЕХНИКА "ПУТЕШЕСТВИЯ В ГЛУБИНУ СВОЕГО Я".
Предложена без названия А. Вовком. Шаг 1. Обращаемся к клиенту с вопросом: "Как ты знаешь, что ты это ты?" Обычно в начале получаем ответ в дискретной системе, типа "Каждый человек это знает... " и т. д., либо отказ "Не знаю... Знаю и все". Используем работу с мета - моделью. Могут быть ответы: " Не помню". Тогда вопрос: "А как именно ты помнишь, как знаешь, что ты вспоминаешь именно свое детство, видишь именно свою детскую фотографию? Сейчас ты выглядишь совсем иначе, но знаешь, что и это был ты"... и т. д.. Задавая различные вопросы, мы ведем клиента к тому, чтобы он обратил внимание на кинестетические ощущения, с которыми он бессознательно отождествляет себя. Задача терапевта - быть гибким. Например, можно спросить: "А кто это сейчас говорит: "Я". А в каком месте тела он находится: в голове, шее, груди, животе или где-нибудь еще?" Наконец клиент отвечает (например, "в груди"). Шаг 2. Просим клиента исследовать, что собой представляет "Я" (В, А, К, О), сначала - снаружи. Используем технику наложения: "А какой формы "Я"? А какова фактура поверхности? А какого цвета? Вкуса? Запаха? А какой звук ты слышишь?" Шаг 3. Здесь и далее можно выбирать один из двух вариантов: 1. Сказать клиенту: "РАЗРЕШИ этому шару (яйцу, кубу, и т. д.) увеличиться так, что ты окажешься внутри него". После чего клиенту предлагается экспериментировать с этим: расширять границы "Я" до максимума, проверить свои ощущения и привести размеры "Я" к наиболее оптимальным (наиболее приятным) - нечто вроде Раджи йоги. 2. Предложить клиенту "уменьшиться до такого размера, чтобы можно было пройти через оболочку и войти внутрь". Инструкцию варьируем в зависимости от реакции клиента. Например, если он "все равно не может попасть внутрь", можно сказать: "Ну тогда просочись через оболочку", или "Уменьшись до размера хоть нейтрино, а оно свободно прони, или "Тогда уменьши свое внимание и отправь "автоматический зонд внимания "внутрь" и т. д.. Шаг 4. Сказать клиенту: "А теперь исследуй, что внутри этого шара. Посмотри..., пощупай..., послушай..., понюхай..., попробуй на язык... " Если заблокирована визуальная система ("ничего не вижу"), то: "А какого цвета это "ничто"? Если виден гомогенный цвет (черный, серый), предлагается следующая процедура: "Пропусти эту черноту через себя, через каждую клеточку тела, через глаза, уши, рот, легкие, сердце, желудок... " и т. д.. "И посмотри, что получилось". После этого гомогенный цвет либо исчезает (тогда переходим к следующей процедуре), либо меняется, либо превращается в какой - либо предмет. Изменившийся цвет клиент снова "пропускает через себя в обратном направлении" (иногда требуется это сделать несколько раз: "Ты пропустил цвет не через все клетки организма...). Образовавшийся предмет можно так же "пропустить через тело". Далее продолжим исследовать "шар" с помощью В, А, К, О - сенсорных систем. Внимание терапевта направлено на поиски асимметрии "шара" - линии (борозды, выступа), разделяющей личность на две части (обычно - правую и левую). Обнаружив асимметрию, просим исследовать "разграничительную линию" ("пройти" через нее, "пропустить" ее через себя). ИЛИ: "Посмотри на эту линию: нет ли где - то на ней места, которое отличается от других чем - либо. Пойди туда и исследуй это место" (В, А, К, О). После этого асимметрия исправляется или даже разделение исчезает. Тогда возвращаем клиента в "здесь и сейчас". Если на этом шаге возникает кинестетическая реакция у клиента, применяем процедуру, описанную в следующей технике и возвращаем клиента из транса. Эту технику можно использовать и как способ введения клиента в транс.
VII. ТЕХНИКА "ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ" или "ПОХОД В ПРОШЛОЕ ЗА РЕСУРСАМИ".
Предложена без названия А. Вовком. Работа с "временными линиями" подробно описана. Для введения в транс можно использовать любой прием, в том числе - предыдущую технику. "Путешествие в глубину своего "Я". Можно так же "идти от симптома", который хочет устранить клиент. Тогда мы идем прямо от диагноза (или симптома). Например, клиент говорит: "У меня шейный остеохондроз". Вопрос: "А как ты ощущаешь его?" Он отвечает, например: "Боль в... ". Дальше переходим на предыдущую технику - "Исследуй это образование (боль) снаружи: В, А, К, О". "Уменьшись... и проникни внутрь... Посмотри, пощупай и т. д., где ты находишься? Что привлекает твое внимание (например, неприятно), с какой это стороны?... Иди туда... Если нет ясной картины, пропусти через себя... (В, А, К, О)". Таким образом: Шаг 1. Введение в транс. Шаг 2. "Проникновение внутрь своей личности" (этот шаг требуется не всегда). Шаг 3. Исследование информации, имеющейся в подсознании с использованием техники наложения. Здесь могут быть три варианта: 1) Появление ярких картин, звуков или (и) интенсивных переживаний (длительных или мгновенных), которые клиент идентифицирует с конкретными событиями своей личной истории - инсайт. 2) Столь кратковременное возникновение информации, что клиент не успевает ее осознать. В этом случае следует успокоить клиента: "Все нормально: подсознательное лучше знает, что тебе следует, а что не следует понимать... и т. п. ". 3) Появление кинестетической или иной информации, смысл которой клиент не осознает. При кинестетической реакции возвращаемся на шаг 2, при визуальной, аудиальной, запахе или вкусового ощущения "пропускаем ее через себя". С возникающим телесным ощущением можно манипулировать еще двумя способами: а) "пропустить через себя, б) "разрешить ощущению сделать то, что оно хочет: "Этим ощущением твое подсознание хочет что - то сообщить тебе; куда ХОЧЕТ распространиться ощущение?" Шаг 4. Типичным является "прохождение через темноту (часто - через трубу, туннель, коридор, желоб) к свету", т. е. к ресурсу. Здесь клиент нуждается в подбадривании, поддержке. Напомню, что ресурсом может быть: свет, текущая вода, для некоторых - ветер, друг, Бог. Шаг 5. Предлагаем клиенту наполнить ресурсом все свое тело ("Это - Ваше горючее и т. п.). (Фактически клиент сделал два шага: "идентификация проблемы" и "идентификация ресурса"). Шаг 6. Интеграция. Инструктируем клиента: "Сейчас ты наполнен ресурсами. теперь твоя задача - вернуться с ресурсами в настоящее (здесь и сейчас). Но дорогу сюда надо пробить. Эффективность будет зависеть от количества ресурсов в твоем теле и скорости движения. Нужно будет твое тело, наполненное ресурсами, стремительно бросить сюда, оно как таран или стрела, выпущенная из лука, или как снаряд: оттуда - сюда. Возможно, какие - то препятствия ты пробьешь с первого раза, но скорее всего, рано или поздно ты сможешь пробить очередное препятствие. Это значит, что ты потратил часть ресурсов. Тогда снова вернись и наполнись ресурсами, и снова стремительно двигайся сюда. Иногда, чтобы пробить какое - то препятствие, требуется ударить в него 2 - 3 - 5 и более раз... И когда ты проложишь широкую прямую дорогу оттуда - сюда, сообщи мне: "Я вернулся сюда", и я скажу, что радо делать дальше. "И еще: РАЗРЕШИ своему телу делать те движения, жесты, мимику, произносить слова, которые оно хочет делать. ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО. Негативные программы заложены в мышцах, перед исчезновением они срабатывают (как распрямляется сжатая пружина). Будешь ты видеть препятствия или нет, не имеет значения". Если клиенту все понятно, просим его начинать. Терапевт при этом не вмешивается, только следит за невербальными (и вербальными, если они возникают) реакциями. Если клиент себя сдерживает, можно напомнить о том, чтобы он "дал телу возможность отреагировать" и о необходимости возвращаться за ресурсами и - "как можно стремительнее бросал свое тело на препятствие". Этот шаг - "слияние и интеграция". Шаг 7. Экологическая проверка. Предлагаем клиенту за время вдоха "вернуться и наполниться ресурсами", а за время выдоха "возвратиться сюда". Если он не успевает, предлагаем ему продолжить шаг 6. Если успевает Шаг 8. Присоединение к будущему. Предлагаем клиенту вернуться, наполниться ресурсом и стремительно вернуться сюда, но не останавливаться, а "проскочить в будущее, пока не остановишься". Обычно клиент "уходит в будущее" на несколько лет или десятилетий, а иногда и дальше: почти до самого конца жизни и даже после "физической смерти". В последнем случае предлагается продолжить работу (как при шаге 6). Это бывает (по моему опыту) тогда, когда ресурс также находится "в прошлой жизни" или "в космосе". У всех таких моих клиентов при продолжении работы обнаруживается, что клиент двигается по замкнутой кривой (эллипсу). Разрыв линии ("физическая смерть") соединяется ресурсным светом и становится неотличим от остальных участков линии. При этом иногда возникает "знание возраста, когда наступит физическая смерть". Однако, прежде чем клиент это сделает, мы рекомендуем ему "войти в разрыв и побыть там": "здесь ты получишь ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ для тебя информацию, можешь понять НЕЧТО, представляющее для тебя огромную ЦЕННОСТЬ". При достижении апогея наступает временное замедление движения (надо подбодрить клиента), а потом - поворот назад (по другой дуге эллипса) и возврат к ресурсу. Когда "эллипс замкнулся" часто возникает ощущение, что "свет хлынул внутрь эллипса, заполнил всю его плоскость", которая "стала излучать его наружу". Чаще бывает, что клиент "видит себя в будущем". Если он там себе не нравится (что бывает крайне редко), предлагаем "вернуться в прошлое и принести в будущее ресурсы". Когда клиент себе понравился, предложить ему "послушать себя будущего, который всего достиг и для которого твое настоящее стало прошлым". Спрашивать его обо всем, что непонятно, возражать если с чем - то не согласен. Внутренний диалог продолжить до достижения полного взаимопонимания и взаимного согласия. После этого поблагодарить себя будущего и проститься до того времени, когда "я доживу до времени; и там мы соединимся". Шаг 9. Переписывание личной истории. Посмотреть на себя прошлого, поблагодарить за ресурсы. "Теперь настала твоя очередь сделать полезное для себя - ребенка. Пойди в прошлое, наполнись ресурсами и помоги себе - ребенку. Пройди с ним вдвоем весь твой жизненный путь и помоги ему вырасти более счастливым, чем ты: проводя его по жизни, поддержи его в трудной ситуации, посоветуй избежать неправильных поступков, помоги преодолеть возникающие проблемы и т. д.. Теперь он будет не один: ты всегда и везде с ним. Чем больше неприятных ситуаций ты исправишь, - тем лучше будет результат... Помоги ему вырасти счастливым... И когда он достигнет твоего возраста (секунда в секунду), поставь его перед собой и скажи мне, что закончил эту процедуру". Этот шаг клиент также делает самостоятельно. Шаг 10. Интеграция новой (ресурсной) части личности. Предлагаем клиенту "посмотреть на себя, которому ты помог вырасти". "Он тебе нравиться? Он действительно лучше тебя?" Когда клиент подтвердит это, предложить ему "обнять себя за спину, прижать его к себе и втолкнуть внутрь себя, разрешив ему заполнить твое тело". Просим клиента замечать все, что происходит... В процессе протекания озарения можно подсказать клиенту. "Ты бы доверил ему руководить своими поступками, чувствами, мыслями?" После подтверждения этого предложить: "Передай ему управление своим телом и личностью. " Можно спросить: "А сможет он вылечить тебя от...?" (называется соматический симптом, с которым клиент работал). При подтверждении: "Спроси его, когда он это сделает и что при этом должен делать ты".
Эта техника имеет другой вариант, где активность сознания клиента минимальная. Эту технику демонстрировал С. Сергеев. Шаг 1. Вводим клиента в транс. Шаг 2. Просим подсознание "вести" клиента в "прошлое, в самое начало, когда это случилось в первый раз... - чуть раньше, когда еще все было хорошо, в состояние комфорта, защищенности... и т. д.. Эти фразы мы периодически повторяем, когда замечаем у клиента появление негативных переживаний. Шаг 3. При вхождении клиента в ресурсное состояние (позитивные переживания) спрашиваем подсознание, действительно ли оно привело клиента к ресурсам. При отрицательном ответе просим его продолжать "вперед (или - назад) - в прошлое и т. д. ". При положительном ответе просим клиента "наполниться ресурсами" и далее повторяется предыдущая техника, начиная с шага 6. Чтобы понять ответы подсознания используем опыт, полученный при проведении Рефрейминга. Если ресурс - Бог, поговорить с ним, узнать что ты делал не так, попросить его совета, как измениться и т. п.. Для людей с индивидуальным кармическим мифом подсознание "проводит" клиента через все предыдущие жизни - в ту и то время, которое предшествовало совершению поступка, утяжелившего карму. Когда клиент "наполнился ресурсом", предлагаем ему решить, совершит ли он тот же поступок или сделает что - то другое и что именно. Поступив по - новому, он "возвращается назад", он проходит через место, где "был период между воплощениями". Их этого места ему предлагается "обратиться ко всем людям, встречающимися ему во всех жизнях и попросить прощение у тех, кого он когда - либо обидел и простить всех, кто обидел его". После этого возвращаем клиента в "здесь и сейчас" и больше ничего не делаем, пока он переживает состояние озарения. Данная техника имеет массу вариантов (как почти все техники, описанные в данной части методического пособия).
В заключение главы предлагаю разработанную и опробованную мной технику, место которой, скорее, в части 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|