Социально-экономическая модель кооператива. Общее и особенное в подходах кооперативных теоретиков
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Большинство исследователей сходится во мнении, что неоднородная социально-экономическая среда порождает различные модели кооперативов, и их успех в одних условиях далеко не гарантирует аналогичные достижения в других. Деятельность современных кооперативов находится под воздействием внешней среды, которая через существующие в ней институты влияет на среду рыночную. Современная обстановка такова, что поведение участников рынка определяется преференциями потребителей, которые всё более сегментированы в зависимости от доходов, образа жизни, возраста и т.д. Чтобы сохранить свою жизнеспособность кооперативы, привыкшие функционировать на традиционных рынках и имеющие на них конкурентные преимущества, должны избирать новые, соответствующие рыночным условиям стратегии дифференциации и фокусирования, а также новые организационные устройства. Выбор модели потребительского кооператива в современных рыночных условиях должен базироваться на трёх составляющих: эффективность деятельности зависит от соответствия избранной стратегии на рынке, в котором он функционирует, а выбранная стратегия может быть реализована, если потребительский кооператив адаптирует определённую организационную модель. Разработка алгоритма выбора организационных моделей конкретно взятого кооператива предполагает несколько этапов: на первом этапе кооператив формирует теоретическую модель выбора организационного устройства (рис.3). Такая модель характеризует рыночную среду, в которой функционирует кооператив (степень либерализации рынка, уровень его монополизации, поставок ресурсов, степень господства потребителей на рынке и др.).
Рис.3 Теоретическая модель выбора организации кооператива
Учтено воздействие законодательства и неформальной среды воздействия (рис.4) не только на выбор модели, но и на выбор стратегии
Рис.4 Теоретическая модель выбора организации кооператива с учётом характеристик рыночной среды
На втором этапе выдвигаются определённые гипотезы, например, чем выше степень либерализации рынка, тем всё более бизнес - ориентированные стратегии должны избираться или - господство потребителя на рынке приводит к необходимости всё более тесной координации всех участников рынка, а для кооперативов - к выбору всё более изысканных стратегий для проникновения на близлежащие звенья товарной цепи. Одной из гипотез является прослеживание стремлений отдельных пайщиков к индивидуализму, выделению в составе кооперативов частных предприятий и т.д. На третьем этапе потребительским кооперативом производится отбор необходимых исследовательских инструментов, позволяющих верифицировать выбранные гипотезы. Затем подвергаются оценке параметры выбранной модели. При этом можно применить, например, двухшаговый подход. При котором первый шаг сводится к проверке значимости предполагаемых связей и оценке компонентов модели путём подтверждающего факторного анализа. Второй шаг заключается в оценке альтернативно предложенных моделей. При этом поочерёдно один из компонентов связи приравнивается к нулю. Таким образом, каждая составляющая модели оценивается с точки зрения её пригодности. Заключение
В системе социально-экономических отношений кооперативы выступают как юридические лица. Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены два типа кооперативов: ) производственные (коммерческие); ) потребительские (некоммерческие). Важным положением Гражданского кодекса Российской Федерации является разрешение некоммерческим организациям, а значит, и потребительским кооперативам, осуществлять коммерческую деятельность, поскольку это служит достижению их основной социальной цели.
В работе в качестве объекта исследования рассмотрены потребительские кооперативы, имеющие социально экономическую направленность деятельности, а, следовательно и определённые для этого модели устройства. В настоящее время деятельность потребительских кооперативов подвержена негативному воздействию факторов внешней конкурентной среды, что ставит под угрозу само существование этих кооперативу в силу социальной направленности их деятельности. Движущими силами модификации моделей потребительских кооперативов является необходимость их выживания и трудные рыночные условия, побуждающие к этому, а предпосылками объединения людей в потребительские хозяйства являются условия их жизни, определяемые социальными, экономическими и идеологическими факторами, которые мотивируют создания потребительских хозяйств и обеспечивают их выживание. С помощью моделей упрощают сложные взаимосвязи социально экономической действительности, делают их более ясными и эффективными, однако все модели имеют характер рабочих гипотез, поэтому требуют проверки истинности на примере конкретно взятого потребительского кооператива с учётом специфики его деятельности. Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации. - М.: Издательский дом Центросоюза, 2004. - 65 с. 2. Беднова Е. Международные кооперативные принципы и российский Закон о производственных кооперативах / Е. Беднова // Российская юстиция, 2009. - 267с. . Макаренко А.П. Теория и практика кооперативного движения / А.П. Макаренко. - М., 2008, 265с. . Сахарова ДБ История и теория кооперативного движения: Учебник. - Минск: Новое издание, 2009. - 279 с. . Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие / Л.Е. Теплова. - М.: Вита-Пресс, 2008. - 224с. . Тычинин С.В. Потребительская кооперация с позиций гражданского права / С.В. Тычинин // Юрист. - № 8. - 2009. - 193с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|