Поведенческий портрет по данным наблюдения
Задание: опираясь на данные продолжительного (две недели) скрытого включенного полевого наблюдения, необходимо составить поведенческий портрет своего одногруппника с целью последующей идентификации его с объектом наблюдения. Основные параметры поведенческого портрета 1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он стремится в своем внешнем облике «быть таким, как все» или выделяться, привлекать к себе внимание; равнодушен к своему виду или придает ему особое значение). Какие элементы поведения это подтверждают, в каких ситуациях? 2. Пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляции, общая скованность или, наоборот, свобода движений испытуемого, характерные индивидуальные позы). 3. Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной). 4. Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм; стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи). 5. Поведение по отношению к другим людям – положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения, стиль общения (авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя), позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности); наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в однотипных ситуациях (в каких?). 6. Поведенческие проявления отношения к самому себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам).
7. Поведение в основной деятельности (учеба). 8. Примеры характерных индивидуальных вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.
Ход выполнения задания 1. На занятии преподаватель распределяет среди студентов объекты наблюдения (студенты той же группы, чьи фамилии отобраны случайным образом) по принципу 3-4 наблюдателя на один объект наблюдения. 2. Выполнение задания начинается с составления поведенческого портрета по имеющемуся у студентов опыту общения с объектом наблюдения. 3. Затем в течение двух недель студенты ежедневно ведут дневник наблюдений, в котором фиксируют факты из жизни наблюдаемого лица. В последствие дневник прилагается к данной контрольной работе в виде Приложения либо отдельного документа в электронной или бумажной форме. Имеется ряд требований к ведению дневника наблюдений. По содержанию: Всякое наблюдаемое явление должно быть зафиксировано в записях наблюдателя по возможности в том виде, в каком оно существовало в реальности. Записи наблюдений должны выполнять функцию фиксирующего средства, быть точными и полными, что обеспечит впоследствии их правильное толкование. Необходимо избегать записей впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя по поводу каких-то увиденных им, но не отраженных в дневнике явлений. По оформлению: В процессе фиксации данных наблюдения рекомендуется использовать в качестве дневника отдельную тетрадь. На первой странице записываются пол и возраст наблюдаемого человека, имя и фамилия наблюдателя. Каждая запись в дневнике предваряется указанием даты, времени и продолжительности наблюдения, упоминается также день недели. Рекомендуется оставлять широкие поля на страницах, где ведутся данные записи наблюдения, что довольно удобно для последующих замечаний наблюдателя и предварительного анализа наблюдавшихся фактов. Кроме фактов наблюдения и суждений наблюдателя по их поводу в дневнике не должно содержаться никаких других записей.
И еще несколько рекомендаций по ходу выполнения задания. Обычно в условиях скрытого включенного наблюдения дневник пишется по памяти: в этом случае информация приобретает обобщенный и систематизированный характер, хотя некоторые наиболее яркие события и факты могут быть описаны фотографически, без изменений. В отдельных случаях представляется возможным фиксировать данные наблюдения в дневнике непосредственно во время наблюдения, используя при этом фотографическую форму записи. Подобные записи являются весьма ценными, поскольку выступают в качестве поперечных срезов непрерывного процесса поведения. Таким образом, следует стремиться к тому, чтобы использовать в дневнике комбинированный тип записей (как по памяти, так и непосредственно во время наблюдения процесса поведения). В дневнике наблюдений должна находить отражение та ситуация («фон», контекст), в которой происходило наблюдаемое поведение. Каждая запись в нем содержит как бы некоторое введение, которое стало предметом ее фиксации. Например, запись посвящена поведению испытуемого во время учебного занятия. Введение к ней может содержать указание на то, где, в каком ряду сидит испытуемый, является ли для него это место постоянным или случайным, сидит ли он в отдалении от соседей или в общем ряду с ними, являются ли эти соседи постоянными или случайными людьми и т.д. Таким образом, в подобном введении описывается по возможности широко вся обстановка, состояние окружающих, характер занятий, даются обобщенные указания на социальные роли участников и т.д. Наряду с таким введением к записи может оказаться полезным и специальное заключение к ней. В нем можно остановиться на описании изменений, которые произошли в ситуации за период наблюдения, или тех особенностей «фона», которые кажутся наблюдателю наиболее важными в связи с наблюдавшимся поведением. Сохраняя полную объективность при фиксации данных, наблюдатель может и должен высказывать свое отношение к описываемым явлениям и свое понимание их смысла. При этом догадки подобного рода должны вытекать из фактов наблюдения, а не предшествовать им. Предположения и суждения наблюдателя могут касаться разнообразных предметов: объяснять данные поведения, сопоставлять их с другими аналогичными фактами, затрагивать методические вопросы и т.д. При этом важно, чтобы подобные записи оценок, мнений, замечаний наблюдателя в дневнике всегда были четко отделены от записей данных наблюдения.
4. Составляется итоговый портрет по данным наблюдения, включающий примеры конкретных ситуаций, произошедших за период наблюдения. Студенты анализируют, насколько портрет, полученный в результате систематического наблюдения, отличается от портрета, созданного на основе предыдущего опыта общения с объектом наблюдения. Выполненное задание оформляется как письменный отчет, наблюдаемое лицо обозначается в тексте как «объект» и «он» (вне зависимости от его половой принадлежности). 5. На занятии студенты зачитывают разработанные ими поведенческие портреты, а их одногруппники стараются определить, кому принадлежит каждое описание. Определяется степень согласия наблюдателей, то есть, насколько сходятся / различаются поведенческие портреты одного и того же лица, составленные разными наблюдателями; обсуждаются возможные причины этого. У объектов наблюдения выясняется, заметили ли они, что за ними велось наблюдение, если да, то по каким признакам. 6. Письменный отчет по всем этапам работы (пункты 2 – 5 данного задания) включается в Домашнюю работу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|