Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные размеры цилиндрических концов вала, мм




Цилиндрические концы валов:

а – с галтелью; б – с канавкой

Диаметр d Поле допуска Длина l
ряд 1-й ряд 2-ой длинные короткие
6; 7 8; 9 10; 11 12; 14 16; 18 20; 22 25; 28 − − − − −   J 6   − −
32; 36 40; 45 42; 48 k 6    
50; 55 60; 70 80; 90 100; 110; 125 140; 160 160; 180 63; 65; 75 85; 95 105; 120 130; 150     m 6    
П р и м е ч а н и е. ГОСТ 12080−66 предусматривает d = 0,8 ÷ 630 мм; ряд 1-й диаметров является более предпочтительным

 

8. СМАЗЫВАНИЕ РЕДУКТОРОВ

 

Картерное смазывание осуществляется окунанием зубчатых колес в масло, заливаемое внутрь корпуса при окружных скоростях в зацеплении зубчатых передач до v < 12 м/с. При большей скорости масло сбрасывается центробежной силой.

В многоступенчатых редукторах часто не удается погружать зубья всех колес в масло, что может повлечь слишком большое погружение колеса тихоходной ступени и даже подшипников в масло. В этих случаях применяют смазочные шестерни или другие устройства. При v < 0,5 м/с колесо погружают в масло до 1/6 его радиуса. При смазывании окунанием объем масляной ванны редуктора принимают из расчета ~ 0,5 —0,8 л масла на 1 кВт передаваемой мощности.

В косозубых передачах масло выжимается зубьями в одну сторону. Для предотвращения обильного забрасывания масла в подшипники устанавливают маслозащитные кольца.


Циркуляционное смазывание применяют при окружной скорости v > 8 м/с. Масло из картера или бака подается насосом в места смазывания по трубопроводу через сопла или при широких колесах через коллекторы как показано на рис. 12.2.

Возможна подача смазки от централизованной смазочной системы, обслуживающей несколько агрегатов.

Назначение сорта масла зависит от контактного давления в зубьях и от окружной скорости колеса. С увеличением контактного давления масло должно обладать большей вязкостью; с увеличением окружной скорости вязкость масла должна быть выше.

Таблица 7.1.

Рекомендуемые значения вязкости масел для смазывания зубчатых передач при 50 °С

 

Контактные напряжения σН, МПа   Кинематическая вязкость, 10 -6 м/с, при окружной скорости v, м/с
до 2 св 2 до 5 св 5
До 600 Св 600 до 1000» 1000» 1200 34 60 70 28 50 60 22 40 50

Таблица 7.2

Масла, применяемые для смазывания зубчатых и червячных передач

Сорт масла     Марка     Кинематическая вязкость, 10 -62/с    
  Индустриальное   И-12А И-20А И-25А И-ЗОА И-40А   И-50А И-70А И- 100 А   10-14 17-23 24-27 28-33 35-45   47-55 65-75 90-118       при 50 °С    
Авиационное   МС-14 МК-22 МС-20   22 при 100 °С 20,5  
Цилиндровое     44-59 при 100°С  

Выбор сорта масла начинают с определения необходимой кинематической вязкости масла: для зубчатых передач — в зависимости от окружной скорости (табл. 7.1). Затем по найденному значению вязкости выбирают соответствующее масло по табл. 7.2.

Рисунок 7.3. Простейший жезловый маслоуказатель: а) – установка в нижней части корпуса; б) – установка в крышке корпуса; в) – примерные размеры маслоуказателя для небольших редукторов

 

Контроль уровня масла, находящегося в корпусе редуктора,производят с помощью маслоуказателей. Простейший жезловый маслоуказатель показан на рис. 7.3. Для возможности контроля уровня масла во время работы
редуктора применяют закрытые жезловые и фонарные маслоуказатели.

 

Рисунок 7.4

 

Смазывание подшипников выполняется жидкими и пластичными нефтяными маслами. Требуемую вязкость масла можно определить по номограмме рис. 7.4.

Через точку пересечения вертикальной линии, соответствующей внутреннему диаметру подшипника d, с наклонной (соответствующей данной частоте вращения n) провести горизонталь (вправо или влево) до пересечения с вертикалью, которая соответствует рабочей температуре t. Через эту точку
пересечения проводят наклонную прямую параллельно линиям частот вращения. Пересечение этой наклонной с вертикальной линией номограммы, соответствующей температуре 50 °С, на которой нанесены величины кинематической вязкости в м2/с при t = 50 °С, определяет рекомендуемую вязкость. Например, радиальный однорядный шарикоподшипник (d = 60 мм при п = 1000 об/мин и t = 75 °С) рекомендуется смазывать маслом, имеющим вязкость 42 мм2/с при t = 50 °С. В редукторах применяют следующие методы смазывания подшипниковых узлов: погружением подшипника в масляную ванну, фитилем, разбрызгиванием (картерная), под давлением (циркуляционная); масляным туманом (распылением). Масляную ванну применяют при d ср n <60·103 мм*об/мин для горизонтальных валов, когда подшипник изолирован от общей системы смазки. Масло заливается в корпус через масленку, верхний уровень которой расположен по заданному уровню масла в корпусе. Смазывание с помощью фитилей применяют для горизонтальных и вертикальных валов при dcp n < 60 • 103 мм • об/мин. Смазывание разбрызгиванием применяют, когда подшипники установлены в корпусах, не изолированных от общей системы смазки узла. Вращающиеся детали (зубчатые колеса, диски и пр,), соприкасаясь с маслом, залитым в картер, при вращении разбрызгивают масло, которое попадает на тела качения и беговые дорожки колец подшипников.

Для защиты подшипников от обильных струй масла (которые создают быстроходные косозубые шестерни или червяки) и от попадания в них продуктов износа ставят защитные шайбы.

Смазывание под давлением через форсунки применяют для редукторов, работающих продолжительное время без перерывов, а также для опор высокоскоростных передач, в которых необходимо обеспечить интенсивный отвод теплоты. Смазывание масляным туманом применяют для высокоскоростных легконагруженных подшипников. С помощью специальных распылителей под давлением в узел подается струя воздуха, которая увлекает частицы масла. Этот метод позволяет маслу проникнуть в подшипники, расположенные в труднодоступных местах, создает проточное смазывание при минимальном расходе масла, обеспечивает хорошее охлаждение подшипника, а давление предохраняет узел от загрязнения.

Пластичные смазочные материалы (табл. 7.4.) применяют в узлах при d cp n < 300·103 мм·об/мин, когда окружающая среда содержит вредные примеси или температура узла резко изменяется. Предельная температура узла должна быть не менее, чем на 20 °С ниже температуры каплепадения. Для отделения узла от общей смазочной системы применяют мазеудерживающие кольца, вращающиеся вместе с валом. В условиях высокого вакуума, интенсивного ионизирующего излучения, высоких и низких температур, газовых и агрессивных сред применяют твердые смазочные материалы: дисульфид молибдена, фторопласт, графит; их наносят тонким слоем на трущиеся поверхности.

Уплотняющие устройства по принципу действия разделяют на контактные (манжетные), лабиринтные и щелевые; центробежные и комбинированные.

Ресурс манжет - до 5000 ч; они надежно работают как при пластичных, так и при жидких смазочных материалах.

 

 

Таблица 7.4 - Пластичные смазочные материалы

Наименование и марка смазки ГОСТ   Температура эксплуатации, °С Температура каплепадения, °С
Гидратированные кальциевые солидолы
Солидол синтетический (солидол С) Пресс-солидол С Солидолы жировые, пресс-солидол 4366-76 4366-76 1033-79   От -20 до +65 От -30 до +50 От -25 до +65   85-105 85-95  
Многоцелевые
Литол-24 21150-75 От -40 до +130  
Морозостойкие (тугоплавкие)
ЦИАТИМ201 ЦИАТИМ 203 6267-74 8773-73 От-60 до +90 От –50 до +90  
Литиевые
ВННИ НП – 24 20421-75 От –40 до +100 170-205
Термостойкие (кальциевые)      
ЦИАТИМ 221С ТУ 38.101419 От -:0 до+180 203-210

 

Таблица 7.5 - Жидкие смазочные материалы

  Наименование и обозначение масла         ГОСТ     Вязкость, 10 -6 м/с2   Температура    
при 50 °С   при 100 °С   вспышки   затвердевания  
Индустриальные:                      
И-8А       6-8         -20  
И-12А       10-14         -30  
И-20А       17-23         -15  
И-25А   20799-75   24-27   —     -15  
И-ЗОА       28-30         -15  
И-40А       35-45         -15  
И-50А       47-55         -20  
И-70А       65-75         -10  
Турбинное:     32-74   22-23 28-32 44-48 55-59     ---     -15 -10 -10 ---
Трансмиссинное Автомобильное: Для коробок передач Для гипоидных передач Цилиндровое 38 Цилиндровое 52 -   - - 6411-76 6411-76     - - - -   20-32 38-44 44-59   - - -25   -20 -25 -17 -5

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гузенков П. Г. Детали машин: Учеб. для вузов – 4-е изд., испр. М.: Высш. шк., 1986 – 359с.:ил.

2. Курсовое проектирование деталей машин: Учеб. пособие для техникумов/ С. А. Чернавский, К. Н. Боков, И. М. Чернин и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1987 – 416с.

3. Куклин Н. Г., Куклина Г. С. Детали машин: Учеб. для техникумов – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1984 – 255с.


Приложение А

 

Таблица А.1 - Варианты заданий

Вариант Располож. зубьев на колесе Р , кВт. n , об/мин. u t, тыс.час
  прямое 4.0      
  косое 10,6   2,5  
  прямое 4,5   2,8  
  косое 3,7      
  прямое 5,0      
  косое 6.2   3,55  
  прямое 5,5   2,8  
  косое 12,4   6,3  
  прямое 5,7   4,5  
  косое 2,0   7,1  
  прямое 5,2   3,15  
  косое 4,3   2,8  
  прямое 6,0   3,15  
  косое 8,1   5,6  
  прямое 6,3      
  косое 13,4      
  прямое 6,5   3,55  
  косое 1,7   3,55  
  прямое 6,8   2,5  
  косое 3,2   5,6  
  прямое 7,0      
  косое 6,9   3,15  
  прямое 7,2   3,15  
  косое 11,1   7,1  
  прямое 7,4   2,5  
  косое 2,5   7,1  
  прямое 7,6      
  косое 5,8      
  прямое 8,0   3,15  
  косое 10,7   3,15  
  прямое 8,2   5,6  
  косое 12,1      
  прямое 8,5      
  косое 1,4   6,3  
  прямое 9,0   2,5  
  косое 4,2   3,15  
  прямое 9,2   6,3  
  косое 6,1      
  прямое 9,7   2,5  
  косое 13,1   3,55  
  прямое 10,0   3,15  
  косое 2,6   5,6  
  прямое 11,0   7,1  
  косое 4,9   3,55  
  прямое 11,5   6,3  
  косое 9,1   6,3  
  прямое 12,0   6,3  
  косое 12,8   5,0  
  прямое 12,5   5,0  
  косое 2,9      
  косое 2,0   7,1  
  прямое 5,2   3,15  
  косое 4,3   2,8  
  прямое 6,0   3,15  
  косое 8,1   5,6  
  прямое 6,3      
  косое 13,4      
  прямое 6,5   3,55  
  косое 1,7   3,55  
  прямое 6,8   2,5  
  косое 3,2   5,6  
  прямое 7,0      
  косое 6,9   3,15  
  прямое 7,2   3,15  
  косое 11,1   7,1  
  прямое 7,4   2,5  
  косое 2,5   7,1  
  прямое 7,6      
  косое 5,8      
  прямое 8,0   3,15  
  косое 10,7   3,15  
  прямое 8,2   5,6  
  косое 12,1      
  прямое 8,5      
  косое 1,4   6,3  
  прямое 9,0   2,5  
  косое 4,2   3,15  
  прямое 9,2   6,3  
  косое 6,1      
  прямое 9,7   2,5  
  косое 13,1   3,55  
  прямое 10,0   3,15  
  косое 2,6   5,6  
  прямое 11,0   7,1  
  косое 4,9   3,55  
  прямое 11,5   6,3  
  косое 9,1   6,3  
  прямое 12,0   6,3  
  косое 12,8   5,0  
  прямое 12,5   5,0  
  косое 2,9      
  косое 2,9      
  косое 2,0   7,1  
  прямое 5,2   3,15  
  косое 4,3   2,8  
  прямое 6,0   3,15  
  косое 8,1   5,6  
  прямое 6,3      
  косое 13,4      
  прямое 6,5   3,55  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...