Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Творчество и интуиция.

Познание и ценности.

 

Истоки идеи о науке, свободной от ценностей, восходят к Галилею и Бэкону и связаны с принятием автономности, беспристрастности и нейтральности науки. Вместе с тем, наука как социокультурный феномен, способствует укреплению могущества человеческого разума, преумножению социальных благ, направлена на рост благосостояния и благополучия общества.
Современные философы науки, Майкл Полани, в частности, восставали против безличностно объектированного идеала науки, заявляя, что науку делают люди, а следовательно, привносят всю палитру ценностных отношений. Известный философ науки Т. Кун также отмечал роль ценностей, разделяемых творческими личностями, влияющих на выбор и изменяющихся в процессе научного познания.
В царившей долгое время демаркации (разграничении) научного знания и ценностей, факт и ценность противопоставляются друг другу и существуют автономно. Ценность элиминируется из науки. Однако наука сама представляется человечеству как высшая ценность развития интеллекта, состоящая в рациональном видении мира. Научное познание является ценностью для практической жизнедеятельности, ценностью является и само объективное знание, и истина.
Ценность понимается как качество отношения субъекта деятельности к результату своей деятельности. Ценности не сводятся только к морально-этическим императивам. Ценностью науки может стать доказательность, гармония, простота, эффективность и пр. Ценности способствуют усилению мотивации поступков и действий человека, они связаны с глубинными переживаниями значимости своей деятельности и поэтому ценностные установки накладывают свой отпечаток на процесс научного творчества. Важно подчеркнуть, что ценности могут играть как позитивную, так и негативную роль. Существует специальная философская дисциплина, посвященная исследованию ценностей, — аксиология.
Получили распространение три подхода к пониманию сущности ценностей. Согласно первому, они имеют субъективную природу и связаны с мировосприятием субъекта. Согласно второму, ценности объективны, так как указывают на позитивное значение результатов деятельности. Согласно третьему, ценности выступают как абсолюты, имеющие надличностный, трансцендентальный характер и регулирующие взаимодействия людей.
Ученые указывают на смысловое родство таких понятий, как ценность, стоимость и цена. Вместе с тем, ценность следует отличать от того, что приносит сиюминутную выгоду и связано только лишь с пользой. Ценное — это не только прибыльное, но и то, что соотнесено с категорией цели. Научное познание регулируется не только механизмами интеллектуальной деятельности, но и влияниями, идущими из мира ценностей.

 

Познание и вера.

 

Проблема взаимоотношения знания и веры имеет давнюю историю. Бекон указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в цитатах из священных книг. Философия экзистенциализма пыталась на место традиционной веры поставит «наукообразную веру», в которой знания подкрепляли религию. Проблема соединения веры и знания занимает важное место в неотомизме. Русские философы исходили из того, что вера – важнейший феномен внутреннего, духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием смысложизненных положений как высших истин, норм и ценностей. Она основывается на авторитете, на внутреннем чувстве (интуиции), на уважении к чужому опыту и традиции. Вера в объективное значение абсолютных ценностей есть религия. Но и в атеистическом гуманистическом сознании вера как убежденность в справедливости, правоте целей и реальности их достижения является необходимым условием и могучим стимулом творчества, прогресса. Такая вера (в отличие от слепой веры, или фанатизма) не только не противостоит и не противоречит разуму, но и открывает простор для активной деятельности сознания. В размышлениях философов разных направлений и ученых конца XX в. можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера. Обосновывается это тем, что в научном и религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как «чистый ум», совесть, вера, любовь, порядочность – все это «подмога» в работе ученого. Но в религиозно-духовной жизни, напротив, «ум – это только рабочая сила у сердца».

Вывод: нужно стремиться к диалогу между всеми формами культуры, всеми способами освоения человеком мира, изучая особенности каждого из них.

 

Творчество и интуиция.

Творчество объясняется как принятие нестандартных решений, в таких ситуациях, которым не было аналогов ранее.

Творчество является не только процессом производства некого материального, оно помогает человеку раскрывать свои сущностные силы, мастерство и способности. Творчество имеет в своей основе бессознательный элемент, но оно не противоположно рациональности, и является ее необходимым дополнением. Рациональность является фундаментом для творчества.

Среди мыслителей и философов прошлого были как ярые приверженцы сугубо рациональной модели творчества, которые отрицали само понятие «интуиция в творчестве». Были также и те, кто признавал главенствующей роль бессознательного в творческом процессе и признавал, что интуиция и творчество вещи неразделимые.

Мир и его фрагменты редко когда удовлетворяют художника, и вот тогда он включает свои духовные силы и возможности, а также, так называемые «озарения», которые могли бы быть прямыми доказательствами интуитивной природы творчества.

Идея о главенствующей роли такого явления как интуиция в творчестве была поддержана давно. Еще Платон считал творчество способностью, родственной особому роду безумия. Кант утверждал, что творчество не имеет под собою рационального зерна и является отличительной чертой гениальности. Фрейд и Юм, целиком отрицали рациональность в творчестве, тем самым подтверждая тезис о том, что интуиция и творчество неразрывны. И одно способно порождать другое.

Все тот же Платон и Демокрит рассматривали такое понятие как интуиция в творчестве, как некое внутреннее зрение, или высшую способность ума.

В.С. Соловьев по вопросу такого понятия как интуиция и творчество, говорил, что интуиция это непосредственное усмотрение чего-либо в качестве нравственно доброго и прекрасного. Гуссерл и Спиноза в один голос называли интуицию в творчестве как «сущностное видение». А Фрейд, говоря о таком понятии, как интуиция в творчестве, говорил, что интуиция является бессознательным первопринципом творчества.

Интуиции обязаны своими великими открытиями многие ученые. Среди них Архимед и Ньютон, Ке-Куле и Броун. Кюри отмечал, что его открытия были делом случая. А Пуанкаре нашел доказательство своей теоремы во время простой прогулки около озера, в момент созерцания прекрасного.

Интуиция и творчество сродни таким состояниям, как вдохновение, откровение, духовное видение. Интуиция и творчество понятия, неразделимые и они лежат в бессознательном слое психики человека.

Стоит отметить, что интуиция может опираться на рефлексию. Она способна накапливать в памяти абстракции и образы, перерабатывать их и комбинировать, включаться в определенный момент человеческого поиска в волевые процессы. И тогда человек может прийти к внезапному решению собственной задачи, которая так долго не могла быть решена.

Напоследок стоит отметить, что интуиция сопряжена с ошибками. И решения принятые под ее воздействием, нелишне проверять при помощи логики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...