Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сфера применения законов. Сравнительный анализ

Введение

 

Актуальностью данной темы исследования является то, что эти законы тесно связанны с повседневной жизнью человека, принимающем непосредственное участие в работе определенной организации. Настоящим Законом устанавливаются правовые основы стандартизации в Российской Федерации обязательные для всех государственных органов управления, предприятий и предпринимателей, в котором определены меры государственной защиты интересов потребителей, разработки и применения нормативных документов, а так же требований к продукции и их исполнение. По данным законам каждый государственный орган управления, предприятие и предприниматель, должны следовать указаниям и требованиям, предписанных в них.

Степень научной разработанности темы исследования. В данной курсовой были использованы Федеральные Законы "О стандартизации" (1993) года и "О техническом регулировании" (2002), статья Сергея Васильевича Пугачева (начальник Управления стандартизации Госстандарта России) и иностранное пособие Standards, Innovation and the Australian Economy.

Объект исследования: рассмотрение в стандартизации законов "О стандартизации" (1993) и "О техническом регулировании" (2002).

Предмет исследования: анализ подходов к стандартизации в законах "О стандартизации" (1993) и "О техническом регулировании" (2002).

Целью данной работы является: сравнительный анализ подходов к стандартизации в законах "О стандартизации" (1993) и "О техническом регулировании" (2002).

Задачами данной работы являются:

.   Изучить и проанализировать источники по теме исследования;

.   Рассмотреть теоретические основы законов;

.   Проанализировать подходы к законам.

Методы исследования. В работе использованы такие методы, как метод изучения источников, исторический метод, метод сравнения и метод анализа.

Структура курсовой работы. Работа структурирована следующим образом: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Основная часть, в свою очередь, состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются общие положения законов стандартизации. Во второй главе проводится сравнительный анализ и их применение в настоящее время.

 


 

Глава 1. Федеральные законы Российской Федерации "О стандартизации" (1993) и "О техническом регулировании" (2002)

1.1 Общие положения Федерального Закона Российской Федерации "О стандартизации" (1993)

 

В статье 1, данного закона, рассмотрим понятия стандартизации

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик (далее - требований) в целях обеспечения:

Ø безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

Ø технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

Ø качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

Ø единства измерений;

Ø экономии всех видов ресурсов;

Ø безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

Ø обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о стандартизации

Отношения в области стандартизации регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства Российской Федерации.

Настоящий Закон не регулирует отношения, связанные с государственными образовательными стандартами.

Статья 3 Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о стандартизации, то применяются правила международного договора.

В статье 4 говорится о Организации работ по стандартизации

.   Государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной (региональной) стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

Другие государственные органы управления участвуют в работах по стандартизации в пределах их компетенции.

Субъекты хозяйственной деятельности, включая общественные объединения, организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с настоящим Законом.

.   Госстандарт России в соответствии с настоящим Законом устанавливает в государственных стандартах государственной системы стандартизации общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом, с государственными органами управления.

Статья 5. Международное сотрудничество в области стандартизации

Госстандарт России вправе представлять Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации.

Федеральнй Закон Российской Федерации "О СТАНДАРТИЗАЦИИ" от 10 июня 1993 года утратил силу, и были внесены в него поправки: в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 N 211-ФЗ,от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.07.2002 N 87-ФЗ,от 25.07.2002 N 116-Ф, от 10.01.2003 N 15-ФЗ.Данная часть, об общих положениях, изменениям не подлежала.

Понятие стандартизация облегчает понимание его действие в областях его применения.

Общие положения Федерального закона "О техническом регулировании" (2002)

 

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

.   Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

Ø разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Ø разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

.   Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации и использованием радиочастотного спектра, соответственно устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.

.   Действие настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты, положения (стандарты) о бухгалтерском учете и правила (стандарты) аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

·   Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия;

·   безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

·   ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

·   декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

·   декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

·   заявитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия;

·   знак обращения на рынке - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

·   знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;

·   идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам;

·   контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;

·   международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией;

·   национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

·   орган по сертификации - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации;

·   оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

·   подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

·   продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

·   риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда;

·   сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

·   сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров;

·   система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом;

·   стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

·   стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

·   техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

·   технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

·   форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Статья 3. Принципы технического регулирования

Техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:

·   применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

·   соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

·   независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

·   единой системы и правил аккредитации;

·   единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

·   единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

·   недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

·   недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

·   недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

·   недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании

.   Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

.   Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона (в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов), применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

.   Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

.   Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну

.   В случае отсутствия требований технических регламентов в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, обязательными являются требования к продукции, ее характеристикам и требования к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися в пределах своей компетенции государственными заказчиками оборонного заказа, и (или) государственным контрактом.

.   Порядок разработки, принятия и применения документов о стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), указанной в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

.   Оценка соответствия (в том числе государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции (работам, услугам), указанной в пункте 1 настоящей статьи) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

.   Обязательные требования к продукции (работам, услугам), указанной в пункте 1 настоящей статьи, не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Общие положения этого закона так же не были затронутыми вносимыми поправками. В нем указаны общие сведения о законе, что упрощает его понимание, в различных областях его применения.

Таким образом, общие положения этих законов раскрывают их основную суть для понимания, в каких сферах они будут применяться, для чего и с какой целью.

 


 

Сфера применения законов. Сравнительный анализ

 

Сфера применения законов

 

В Федеральном законе "О стандартизации" № 5154-1 от 10.06.1993 года сфера применения указана кратко. И так как этот закон утратил силу, в него были внесены поправки: в редакции Федеральных законов от 27.12.1995 N 211-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.07.2002 N 87-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-Ф, от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

 

Редакции Федеральных законов. Дата и номера вносимых поправок ФЗ "О стандартизации" № 5154-1 от 10.06.1993. Наименование вносимых поправок
от 27.12.1995 N 211-ФЗ О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
от 30.12.2001 N 196-ФЗ О введении в действие кодекса РФ об административных правонарушениях
от 10.07.2002 N 87-ФЗ О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации "О стандартизации
от 25.07.2002 N 116-Ф О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности
от 10.01.2003 N 15-ФЗ О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности

 

В общих положениях закона указывается, что Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, устанавливает правовые основы стандартизации, которые в свою очередь являются едиными и обязательными для федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также саморегулируемых организаций, предприятий и организаций независимо от их формы собственности и граждан-предпринимателей (далее - субъекты хозяйственной деятельности), общественных организаций и объединений.

Действие закона не распространяется на:

·   государственные образовательные стандарты;

·   положения (стандарты) о бухгалтерском учете;

·   правила (стандарты) аудиторской деятельности;

·   стандарты эмиссии ценных бумаг и проспекты эмиссии ценных бумаг.

Далее хотелось бы рассмотреть Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, где в общих положениях указана сфера применения настоящего Федерального закона.

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

·   разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; в ред. Федеральных законов от 01.05.2007 N 65-ФЗ, от 21.07.2011 N 255-ФЗ

·   разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

·   в оценке соответствия.

Так же этот закон определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

Исходя из главы, сфера применения законов достаточно обширна, что дает возможность в дальнейшем применять положения в производстве, на предприятиях, которые касаются как юридических так и физических лиц. Эти законы так же указаны в Совете Таможенного Сотрудничества (СТС)/Всероссийской Таможенной Организации(ВТО) и применяются на всей территории Российской Федерации.

 

2.2 Сравнительный анализ Федеральных Законов Российской Федерации "О стандартизации" (1993) и "О техническом регулировании" (2002)

 

Федеральный закон "О техническом регулировании" не распространяется на многие области, традиционно являющимися объектами стандартизации: социально-экономических, организационных, санитарных, лечебных и профилактических мероприятий в области охраны труда, профилактики заболеваний человека, обеспечивая медицинское обслуживание и охрана почв, воздуха, водных объектов. (приложение 1)

Нужно учитывать, что национальная система стандартизации представляет собой базу, на которую опирается системы регламентации промышленной безопасности, экологической безопасности, система административного и муниципального управления, система поддержки государственной социально-экономической политики, включающая развитие качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, управление социальной сферой, охрану труда и здоровья, сбережение ресурсов, системы управления отраслями экономики, системы обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности Российской Федерации.

Иными словами, область стандартизации включает такие объекты, как услуги, работы, процессы, системы менеджмента, персонал, терминология, маркировка, информация и др., которые правомерно не затронуты Федеральным законом "О техническом регулировании".

Это утверждение иллюстрирует рисунок, который показывает связь между сферами стандартизации, технического регулирования и передачи информации.

 

стандартизация закон технический регулирование

Эффективное функционирование национальной системы стандартизации в Российской Федерации возможно только в случае её аналогии запросам экономики на соответствующей правовой основе. Этого невозможно достичь в рамках системы технического регулирования, ввиду того, что сфера функционирования национальной системы стандартизации намного шире, чем предусмотрено в рамках ФЗ "О техническом регулировании".

Национальная система стандартизации и система технического регулирования отличаются между собой по сфере регулирования, целям, принципам, участию государства, перечню документов систем, составу и роли участников, механизмам функционирования, формам международной деятельности.

Недостаток системности действующего законодательства в отношении стандартизации выявляет сравнительный анализ содержания структурных элементов закона "О техническом регулировании" и проекта закона "О стандартизации" (приложение 2).

Так как, законы отличны друг от друга своими целями, принципами, участим государственных структур, перечнем документов, составом, ролью, механизмом функционирования и формами деятельности, это можно рассмотреть в сравнительном наглядно, и установить в каждом эффективное функционирование системы стандартизации в РФ.

Подводя итог, был произведён анализ двух законов, в котором можно увидеть промежутки их изменений, можно выявить их сходства и различия и наглядно показать в приложении.

 


 

Заключение

 

В настоящее время трудно представить развитие нового производства, его функционирование и деятельность без требований стандартов. Стандартизация играет большую роль в развитии производства, а без технического регулирования не было бы разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции и процессам производства. Два этих закона наглядно показывают свои функции, цели и задачи, прописанные во всех пунктах, принятые и одобренные Государственной Думой и Советом Федерацией. Так же они играют большую роль в борьбе за рост качества. Одновременно стандартизация является неотъемлемой частью международного сотрудничества, поскольку позволяет скоординировать уровень качества выпускаемой продукции в различных странах, наладить совместное производство по общим требованиям, невзирая на их удаленность друг от друга, не только в географическом плане, но и в экономическом развитии, что показано в сравнительном анализе.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...