Внутренняя среда организации: характеристика и компоненты. Организационная культура как инструмент управления.
Чтобы представить себе устройство создаваемой организации, потребуется изучить взаимодействие нескольких ключевых факторов: Модель представляет внутренние элементы, присущие непосредственно самой организации – миссия, цели, стержневые цели и ценности, люди и квалификации, системы, стратегия, культура, структура, процессы бизнеса. Миссия организации —- это образ компании, предназначение компании, ее кредо, выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. В миссии должна быть заключена философия управления, а формулировка миссии должна представлять собой установку для всего персонала компании. Миссия — это то, ради чего существует организация. Формулировка миссии может быть получена при ответе высшего руководства организации на вопросы: «Кто мы? Что производим? Куда движемся?». Миссия должна включать в себя общественно значимые приоритеты, соответствовать высшим идеалам общества. Миссия должна иметь гуманный характер. Цели организации — это конкретные намерения о реализации миссии. Миссия не должна остаться только лозунгом, декларацией, а должна реализовываться через конкретные цели. Цель есть тот желаемый конкретный результат, на достижение которого направлены усилия организации. Выбор цели организации — наиболее ответственный момент в процессе выработки и принятия управленческих решений. В соответствии с выбранной целью формируются стратегия и тактика организации, разрабатываются планы и прогнозы, оцениваются результаты. Цель — это тот самый стержень, вокруг которого и формируется организация как единая система. Среди множества целей надо уметь выбрать, увидеть стержневые цели и ценности, то, что действительно архиважно и без чего организация не сможет реализовать свою миссию. Выработка стержневых целей и ценностей имеет глубокий смысл: они должны учитывать меру социальной и этической ответственности организации перед обществом.
Цели соответствуют разным иерархическим уровням. Генеральная цель организации — основа для постановки целей ее подразделений. Иерархию и соподчиненность целей, сформированных организацией, называют деревом целей: Система критериев также может быть представлена вместе с деревом целей, имеющем несколько уровней (рангов) целеполагания: · 0-й уровень — стратегический уровень управления, А — система критериев стратегического уровня; · 1-й уровень — тактический уровень управления, В — система критериев тактического уровня; · 2-й уровень — оперативный уровень управления, С — система критериев оперативного уровня; · 3-й уровень ~- уровень исполнения решений, здесь также должна быть своя система критериев. По временному диапазону цели бывают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Основные требования при постановке целей: достижимость, гибкость, приемлемость, конкретность, измеримость и совместимость. Стратегия — один из рычагов осуществления миссии и достижения целей. Стратегия иногда определяется как метод, посредством которого компания планирует создавать уникальные ценности (товар или услуги). Исходя из уникальности, неповторимости миссии организации, каждая компания вырабатывает свою уникальную стратегию. Существует столько стратегий, сколько компаний. Выделяют общекорпоративную стратегию, которая определяет на перспективу общее направление деятельности организации. Можно выделить: предпринимательские (деловые) стратегии и функциональные стратегии (маркетинговая, финансовая, производственная, исследований и разработок, управления). Мировой опыт компаний показывает, что многочисленные стратегии призваны обеспечить результат с помощью трех основных стратегических направлений: организационная эффективность; инновация (обновление) продукции; близость к потребителю.
Организационная эффективность. Компании, следующие по этому направлению, разрабатывают стратегии, которые снижают производственные затраты, постоянно меняют функциональную и организационную структуры с целью повышения эффективности. Инновация (обновление) продукции. Компании, следующие этому направлению, сосредоточены на стратегии постоянного обновления продукции, услуг, поиска инноваций. Примерами компаний, пользующихся этой стратегией, могут служить «Сони», «Сименс» и др. Близость к потребителю. Это важнейшая стратегия для компаний, зависящих от потребителей. Для них важен сервис, лестный для клиентов, завоевывающий потребителя. Потребитель пользуется услугами этой фирмы, даже если цены там значительно выше. У таких фирм появляются «ярые фанаты», которые продвигают товары или услуги компании. Легендарное «Нет проблем!» тоже относится к этому классу стратегий. Непосредственное существование и развитие организации во многом зависят от тактических успехов. В свою очередь тактика опирается на процессы бизнеса, структуру и системы, которые действуют в организации. Использование тактики для получения преимущества перед конкурентами может одновременно оказать длительное влияние на характер организации. Однако если продолжать применять одни и те же тактические методы, несмотря на изменения, они станут преградой на пути к инновациям, внесут элемент организационной инертности, не учитывающей условия среды. Процессы бизнеса — это основные процессы, обеспечивающие создание продукта или услуги. Например, в небольшом медицинском центре ключевыми процессами будут: прием больного, определение диагноза, лечение, выписка с последующим наблюдением. Для промышленного предприятия основные процессы — поиск оригинальной идеи; разработка соответствующего типа продукции; производство продукции (производство может состоять из множества разных технологий); сбыт готовой продукции. Процессы бизнеса — важнейший элемент любой организации. Но чтобы не стать тормозом в эволюции организации, они должны меняться в соответствии с изменением внутренних и внешних условий,
Структура организации — это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Структура характеризует конкретную систему (организацию) со стороны ее строения. Элементами формальной структуры являются подразделения (команды, отделы, отделения) и управленческая иерархия. Структура определяет, может ли компания быть быстродействующей и гибкой. Как и стратегии, организационные структуры имеют множество вариантов. В условиях неопределенности и постоянных изменений любая структура будет временной. Системы — это хорошо отработанные процедуры, стимулирующие функционирование и развитие организации. Если в организации хорошо работают системы планирования, контроля, информации, мотивации и признания, обучения кадров, то можно говорить об успешной организации. Пять важнейших систем, без наличия которых организация не способна к устойчивому развитию: · Система ответственности. Чтобы цели организации были достигнуты, каждый человек должен четко знать, за что он отвечает. · Системы данных, информация, В существующем сегодня информационном пространстве эффективное управление информацией и распределение ее — важнейшая основа для принятия эффективных решений. Системы данных кроме непосредственно самой информации включают методы ее предоставления. · Обратная связь. Необходима для оценки сделанного, для выявления отклонений от заданных параметров, для вьывления проблемы и ее решения. · Признание. Когда людям показывают их хорошие стороны, их самооценка повышается, и они способны преодолеть свои слабости. · Обучение. Обучение является ключевой стратегией для успешной организации. Люди и квалификации — важнейший ресурс любой организации. Прежде чем определить типы людей, нужных вашей организации, необходимо определить стержневые квалификации для процессов бизнеса и достижения поставленных целей. Стержневые квалификации вносят неравнозначный и уникальный вклад в создание итогового продукта, идущего к потребителю, и при этом служат источником конкурентного преимущества. Стержневые квалификации для каждой конкретной компании специфичны. Носителями стержневых квалификаций являются люди. Существует четыре ключевых момента в отношении к человеческим ресурсам: комплектование и наем на работу; обучение и развитие; тренировка и оценка; планирование карьеры. Согласование действий по всем этим направлениям — залог успеха повышения квалификации и способностей сотрудников организации.
Культура внутренней жизни организации — это образ жизни, мышления, действия. Понятие организационной культуры в последние годы переосмыслено. Оно трактуется на основе двух основных моментов: с точки зрения ценностей, превалирующих внутри организации и с точки зрения национальных культур. Этот последний аспект имеет особое значение в современных условиях интернационализации и глобализации бизнеса. Культура есть «способ, которым мы выполняем работу». Она проявляется в поведении и речи людей в организации, основывается на совместных взглядах и убеждениях ее членов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|