Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара




Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.

Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции.

§ Признаки совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция — состояние рынка, на котором имеется большое число покупателей и продавцов (производителей), каждый из которых занимает относительно малую долю на рынке и не может диктовать условия продажи и покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в данном месте, но и в других регионах и городах. Рынок совершенной конкуренции предполагает отсутствие власти производителя над рынком и установление цены не производителем, а через функцию спроса и предложения.

Черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. Все они могут лишь приближаться к модели.

Признаками идеального рынка (рынка идеальной конкуренции) являются:

1. отсутствие входных и выходных барьеров в той или иной отрасли производства;

2. отсутствие ограничений на количество участников рынка;

3. однородность одноименных представленных продуктов на рынке;

4. свободные цены;

5. отсутствие давления, принуждения со стороны одних участников по отношению к другим

Создание идеальной модели совершенной конкуренции является чрезвычайно сложным процессом. Примером отрасли, близкой к рынку совершенной конкуренции, может служить сельское хозяйство.

§ Спрос и предложение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

Поскольку объем продаж фирмы в условиях совершенной конкуренции составляет лишь малую долю от общего рыночного предложения, сокращение или увеличение объема производства фирмы не будет влиять на рыночную цену продукции. Если, например, мы предлагаем 1% от всего количества продаваемых на рынке яблок, то увеличение этой доли до 2% никак не повлияет на рыночную цену.

Отсюда можно сделать вывод, что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным. Если цена 1 кг яблок составляет Р0, то кривую спроса на них можно изобразить в виде горизонтальной линии D, показывающей, что любое количество предлагаемой нами продукции будет продаваться по цене Р0 (рис. 11. 1,а). Напротив, график рыночного спроса на яблоки будет наклонным, отражая готовность потребителей приобрести различное количество яблок при всех возможных уровнях цен (рис. 11. 1,б); при цене Ро будет приобретено Qо яблок.

 


Рис. 11.1. Спрос на продукцию конкурентной фирмы (а) и отраслевой спрос (б)

 

Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема продаж (производства) общий (валовой).доход фирмы TR (англ. total revenus) будет равен произведению цены на количество проданной продукции Р • Q. При этом предельный доход MR(англ. marginal revenuе) - прирост дохода, связанный с выпуском (продажей) каждой дополнительной единицы продукции - будет равен цене продукции. Средний доход (валовой доход, деленный на количество проданных товаров) фирмы в условиях совершенной конкуренции также будет равен цене.

Например, мы продали на рынке 5 кг яблок по рыночной цене 7 руб. за 1 кг. Общий (валовой) доход составит 57=35 руб., средний и предельный доходы будут равны 7 руб. На графике кривые среднего и предельного доходов совпадают между собой, а также с горизонтальной линией спроса на продукцию конкурентной фирмы; валовой доход линейно зависит от объема проданной продукции (рис. 11.2).

 

 


 

§ Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конкуренции.

Из вышеизложенного можно сделать выводы:

1. Объем производства фирма будет определять, сравнивая валовой доход и валовые издержки либо предельный доход и предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).

2. В краткосрочном периоде фирма продолжит производство даже в том случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. Если цена окажется ниже минимальных средних переменных издержек, фирма предпочтет остановить производство и закрыться.

Следует обратить внимание, что на рис. 11.4 и 11.5 при более высокой рыночной цене равенство предельного дохода (цены) и предельных издержек будет достигаться при большем объеме производства данной фирмы.

В краткосрочном периоде, как отмечалось выше, при определенных условиях фирма может продолжать производство в случае его убыточности. Стабильные убытки в течение длительного времени скорее заставят фирму отказаться от выпуска данной продукции и перенести свою деятельность в другие, более выгодные сферы. В то же время высокие прибыли привлекут новых производителей, которые, войдя в отрасль, увеличат объем предложений данной продукции.

В долгосрочном периоде, когда могут меняться все виды затрат (в том числе и те, которые в краткосрочном периоде были постоянными), решение фирмы об объеме выпуска продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, в том числе и размеры предприятия.

Если при существующей рыночной цене несколько фирм терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения (при постоянном спросе) является повышение цены. Возросшая цена позволит фирмам, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений для доступа на рынок, появятся новые фирмы, привлеченные возросшей прибыльностью дела. В результате предложение возрастет, а цена снизится; при совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер.

Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет.

§ Методы конкурентной борьбы.

Основными методами являются:

- повышение качества продукции

- снижение цен ("война цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного обслуживания

- создание новых товаров и услуг с использованием достижений

§ Несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

Признаками несовершенной конкуренции являются:

1. демпинговые цены

2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5. распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6. замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции:

1. неоправданный рост цен

2. увеличение издержек производства и обращения

3. замедление научно-технического прогресса

4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках

5. падение эффективности экономики.

§ Монополия.

Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.

Модель монополии:

  • единственный продавец;
  • отсутствие близких продуктов-заменителей;
  • диктуемая цена.

Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.

Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Эти особенности создают условия для существования монополий. Термин «монополия» можно использовать относительно:

  • субъекта хозяйственной деятельности, т.е. некоторой хозяйственной структуры, имеющей какие-то преимущества в производстве товаров, услуг или работы;
  • состояния рынка, при котором главенствует либо один, либо очень узкий крут товаропроизводителей;
  • типа экономических отношений, суть которых выражается в возможности одной или нескольких групп товаропроизводителей навязывать свою волю всем остальным.

Виды монополий:

1. Естественная (устойчивая), которой обладают хозяйственные субъекты и собственники, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые ресурсы. Естественные монополии в отличие от других предприятий рыночной структуры занимают особое место в системе экономических отношений, что определяет их уникальные свойства и специфическую роль, которую они занимают в экономике. К естественной монополии в экономической теории обычно относится отрасль, в которой валовые издержки производства меньше, если вся продукция производится единственной фирмой, чем в том случае, если бы этот же объем продукции был разделен между двумя или более фирмами. Естественной монополией признается также та отрасль, в которой осталась единственная фирма в результате неограниченной конкуренции, или отрасль, в которой конкурентные силы образуют неконкурентную структуру.

2. Искусственная, которая означает сосредоточение в чьих-то руках объектов экономических отношений.

3. Новаторская — особый случай конкуренции, когда на рынке один изготовитель противостоит большому числу покупателей за счет уникального товара или уникальности его свойств. Монополия новатора имеет ограничения во времени, определяемые скоростью распространения технологических нововведений (копирование) и появлением конкурентов.

Наличие монополии может иметь как позитивное, так и негативное влияние на предприятия:

  • позитивное — снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства; технологический прогресс за счет высокой степени концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции, и др.;
  • негативное — нарушение основных прав конечных потребителей, так как они вынуждены приобретать товары по завышенным ценам при искусственно заниженном предложении: чрезмерная концентрация производства подавляет развитие предпринимательства, вследствие чего механизм чистой конкуренции действует с меньшей эффективностью; возникают структурные диспропорции в развитии рынка.

§ Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:

  1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
  2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками;
  3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
  4. на рынке есть условия для входа и выхода

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.

§ Олигополия.

Олигополия — тип рынка, при котором в каждой отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.

3. Система национальных счетов.

§ Валовой национальный продукт.

§ Расходный метод.

Подсчет ВНП по расходам:

· расходы населения на товары и услуги, или потребительские расходы —С (consumption spending);

· производственные частные инвестиции —lg (Investition);

· затраты государства на производство и закупку товаров —G (Governement);

· чистый экспорт — разность между экспортом и импортом —XB;

· ВНП = С + Ig + G + XB.

§ Доходный метод.

ВНП может быть получен либо как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей экономики, либо как сумма первичных доходов всех институциональных секторов экономики, либо как сумма расходов на конечное потребление, накопление и поступление от чистого экспорта. В каждом случае речь идет об одной и той же сумме, но на практике итоги, как правило, несколько различаются, что связано с особенностями информационной базы и применяемых методов счета.

Подсчет ВНП по доходам:

· заработная плата, процент, прибыль и рента;

· косвенные налоги на предприятия;

· амортизация;

· доходы от собственности;

· налоги на прибыль корпораций;

· нераспределенная прибыль корпораций.

Очень важно при измерении ВНП различать его номинальную и реальную величины. Особенно необходимо это делать при исчислении действительной величины ВНП и ее динамики. Номинальным ВНП является стоимость вышеуказанного продукта в ценах именно этого года. Реальный ВНП представляет собой стоимость того же объема производства, приведенного к стоимости базисного (базового) года. Речь идет о поправке в измерении ВНП на уровень инфляции. Чтобы показать реальную величину ВНП, нивелировать уровень инфляции при сравнении производства двух конкретных периодов, используется дефлятор ВНП . Он устраняет все ценовые (инфляционные) искажения величины ВНП.

§ Составляющие Валового национального продукта.

§ Чистый национальный продукт.

Следующим показателем СНС, который рассчитывается на основе ВНП является чистый национальный продукт.

Чистый национальный продукт (ЧНП) получается вычитанием из ВНП амортизационных отчислений. Критерием его измерения считается объем потребляемого продукта без сокращения материальной базы будущего производства. Чистый национальный продукт представляет собой сумму конечных товаров и услуг, оставшихся для личного и производительного потребления.

§ Национальный доход страны.

Национальный доход (НД) есть ЧНП за вычетом всех косвенных налогов, выплачиваемых предпринимателями. Таким образом, НД выступает как совокупный доход собственников всех факторов производства (ресурсов): заработной платы, прибыли, ренты, процента, и отражает степень участия каждого вида собственника в национальном производстве, его долю.

Национальный доход представляет собой чистый и заработанный доход общества. При исчислении НД из ЧНП вычитаются косвенные налоги на бизнес и прибавляются субсидии фирмам.

§ Личный доход.

Личный доход — это доход, полученный семьями и отдельными индивидами до уплаты налогов. При расчете личного дохода (фактически полученного) необходимо из НД вычесть взносы на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, нераспределенные прибыли корпораций, и прибавить трансфертные платежи

§ Личный располагаемый доход.

Располагаемый доход (доход после уплаты налогов) — это доход, находящийся в личном распоряжении граждан. Он равен личному доходу за вычетом индивидуальных налогов. Индивидуальные налоги состоят из:

· подоходного налога ;

· налога на имущество ;

· налога на наследство .

§ Норма личных сбережений.

Норма сбережения - доля личных доходов населения, идущая на сбережение, а не на потребление. Норма сбережения рассчитывается в экономических оценках уровня благосостояния населения.

§ Номинальный валовой национальный продукт.

Номинальный ВНП — стоимость всех произведенных товаров и услуг в экономике в данный период, исчисленная в ценах этого периода.

§ Реальный валовой национальный продукт.

Реальный ВНП — стоимость всех произведенных в экономике товаров и услуг, исчисленная в ценах фиксированного базового года.

4. Экономический рост и циклический характер развития рыночной экономики.

§ Экономический рост: типы и показатели.

§ Факторы экономического роста.

§ Экономический рост и структура общественного производства.

При этом обращает на себя внимание падение доли продукции сельского хозяйства и доли занятых в этой сфере. Доля промышленного производства возрастала, но в основном за счет сокращения доли сельского хозяйства. Причем в промышленности получили наибольшее развитие наукоемкие отрасли: машиностроение, электротехническая, химическая промышленность при одновременном сокращении доли продукции традиционных отраслей промышленности. Следовательно, и в рамках вторичных отраслей общественного производства произошли существенные и качественные изменения.

Другой тенденцией является невиданное расширение сферы третичных отраслей общественного производства с ее высоким уровнем трудоемкости.

К началу XXI в. индустриально развитая часть мира вновь «подкатила» к проблеме изменения органического строения капитала в сторону увеличения, но теперь уже в сфере третичных отраслей, техническое переоснащение которых и использование в них принципиально новых

технологий остро ставит проблему занятости. Появление другой, четвертичной сферы отраслей пока не прослеживается, ибо научный прогноз еще не в состоянии ее выявить. Это ставит человечество перед задачей обеспечения занятости. Выход из этой социальной ловушки, порожденной НТР, — в обращении к другим отраслям знания, сопряженным с человеческой жизнедеятельностью.

Во-первых, посмотрим на ту общую экономическую ситуацию, на фоне которой осуществлялись изменения в национальной экономике: ВВП за годы реформ сократился более чем на 45%, промышленное производство — более чем в 2 раза, сельскохозяйственное производство — примерно на 60%. Это свидетельствует о глубоком экономическом спаде, сопровождавшемся социально-политическим кризисом в стране. Следовательно, вышеотмеченный структурный сдвиг — результат действия разрушительных, а не созидательных сил в обществе.

Во-вторых, обратившись к показателям, характеризующим структурные изменения в экономике, нужно заметить, что среднегодовые темпы падения материального производства в 1992—1998 гг. были примерно 10%, тогда как темп свертывания хозяйственной деятельности в сфере услуг и торговли — 3—4%. Поэтому более чем двукратное повышение доли сферы

услуг и торговли в ВВП является всего лишь результатом более мощных разрушений, которым подверглась сфера материального производства.

В-третьих, любые существенные структурные преобразования в общественном производстве сопровождаются инвестиционным бумом, так как для их реализации требуется мобилизация значительных финансовых ресурсов. В нашей стране за эти годы объем инвестиций непрерывно падал (не менее чем на 13% в год).

Таким образом, достигнутый структурный сдвиг — результат экономической несостоятельности избранной модели «развития», дополненной элементами реализации узкоклановых, сословных, национальных, криминальных, бюрократических и идеологических интересов и вступившей в противоречие с решением задач экономической и национальной безопасности России.

§ Экономический цикл и причины цикличности.

Под цикличностью понимается периодичность повторяющихся нарушений равновесия в экономической системе, ведущих к свертыванию хозяйственной деятельности, спаду, кризису. Цикличность — это всеобщая норма движения рыночной экономики, отражающая ее неравномерность, смену эволюционных и революционных форм экономического прогресса, колебания деловой активности и рыночной конъюнктуры, чередование преимущественно экстенсивного или интенсивного экономического роста; один из детерминантов экономической динамики и макроэкономического равновесия и один из способов саморегулирования рыночной экономики, в том числе и изменения ее отраслевой структуры. Одновременно цикличность весьма чувствительна к государственному воздействию на социально-экономические процессы в обществе. Циклический характер экономического развития в подавляющей своей части обусловлен нарастанием, обострением и разрушением внутренних противоречий экономической системы.

Причины цикличности

Формальная возможность кризисов, а следовательно, и циклов заложена уже в простом товарном обращении и связана с функцией денег как средства обращения. Несовпадение актов купли и продажи по месту и времени создает предпосылки для разрыва в единой цепи сделок по купле и продаже. Другая формальная возможность кризиса связана с функцией денег как средства платежа. Кредитные отношения, как известно, базируются на будущей платежеспособности покупателей или продавцов.

При анализе реальных причин, вызывающих цикличность развития экономики, можно выделить три основных подхода.

Во-первых, природу экономических циклов объясняют факторами, лежащими вне рамок экономической системы. Это — природные явления, политические события, психологическая заданность и т.п. Речь идет, в частности, о циклах солнечной активности, войнах, революциях и других политических потрясениях, об открытиях крупных месторождений ценных ресурсов или территорий, о мощных прорывах в технике и технологиях.

Во-вторых, цикл рассматривают как явление внутреннее, присущее экономике. Внутренние факторы могут вызвать как спад, так и подъем хозяйственной активности через определенные промежутки времени. Одним из решающих факторов является цикличность обновления основного капитала. В частности, начало экономического бума, сопровождающегося резким увеличением спроса на машины и оборудование, очевидно позволяет предположить, что он повторится через определенный период времени, когда эта техника физически или морально износится, устареет.

В-третьих, причины циклов усматривают во взаимодействии внутренних состояний экономики и внешних факторов. Согласно такой

точке зрения внешние факторы рассматриваются в качестве первичных источников, провоцирующих вступление в действие внутренних факторов, которые трансформируют получаемые импульсы от внешних источников в фазовые колебания экономической системы. К внешним источникам нередко относят государство.

§ Фазы промышленного цикла, механизм их осуществления.

Рассмотрим более полно так называемые промышленные циклы. В цикле экономика проходит определенные фазы (стадии), каждая из которых характеризует конкретное состояние экономической системы. Это — фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема. В западной экономической литературе эти состояния национальной экономики получили адекватное отражение в таких понятиях, как спад, впадина (низшая точка), подъем, пик производства (высшая точка). Графическая интерпретация экономического цикла представлена на рис. 30.1.

Рис. 30.1. Экономический цикл и его фазы

 

Остановимся на краткой характеристике каждой из вышеупомянутых фаз цикла.

Кризис

Кризис — это внутренний механизм насильственного приспособления размеров общественного производства к объему платежеспособного спроса хозяйственных субъектов. Это всеобщее перепроизводство, глубокое потрясение всей хозяйственной системы сверху донизу.

Рынок, впитывающий беспрепятственно все производимые товары, в какой-то момент оказывается переполненным. Товары продолжают поступать, тогда как спрос уменьшается и, наконец, прекращается вовсе. Между тем везде еще имеются огромные запасы товаров. Однако многие предприятия продолжают работать, выбрасывая на рынок все новые и новые массы товаров.

Происходит падение цен, растет недоверие к субъектам рыночного хозяйства, вексель перестает играть роль ценных бумаг. Многие предприятия терпят банкротство, тем не менее разорение слабых в техническом отношении предприятий ведет к повышению общего уровня эффективности производства.

Центр хозяйственной активности смещается на денежный рынок вследствие роста спроса на денежные ресурсы в связи с необходимостью погашения задолженностей. Рост спроса на денежный капитал провоцирует повышение процентных ставок, что неизбежно ведет к дальнейшему падению курса ценных бумаг, прежде всего акций. Свертывание хозяйственной деятельности сопровождается сокращением занятости и ростом безработицы. Кризис дает начало новому экономическому циклу или может прервать фазы оживления или подъема.

Депрессия

Депрессия характеризуется застоем производства, выбытием устаревшего основного капитала, прежде всего машин и оборудования, являющихся важной предпосылкой снижения издержек производства с целью приспособления к установившемуся низкому уровню цен. Низкие цены содействуют рассасыванию накопившихся товарных запасов, хотя часть их уничтожается. Низкий уровень хозяйственной активности обусловливает массовую безработицу.

Спрос на денежный капитал резко падает в отличие от фазы кризиса, когда многие товаропроизводители испытывали настоящий «голод» на денежные ресурсы. «Ураган» кризиса уже пронесся над полем хозяйственной деятельности, испытав на устойчивость предприятия. Проблема выживания или банкротства уже решена и наступило затишье. В результате появляется избыток денежного капитала, уровень процентных ставок и стоимость ценных бумаг падают. Специфика движения процентных ставок и стоимости ценных бумаг заключается в том, что, несмотря на падение процентных ставок, курс ценных бумаг не растет. Это объясняется застоем производства, который не обеспечивает получение дивидендов. На данной фазе завершается дележ реально функционирующего капитала через каналы движения фиктивного капитала путем скупки контрольных пакетов акций более слабых конкурентов.

Оживление

Оживление связано с активизацией хозяйственной деятельности, частичным обновлением основного капитала, ростом объемов производства, повышением уровня цен, прибыли и процентных ставок, приспособлением экономики к вновь формируемому уровню цен. Продолжительность данной фазы цикла предопределяется достижением уровня общественного производства (ВНП, ВВП), соответствовавшего предкризисному состоянию. На этой фазе несколько снижается уровень безработицы, ускоряется кругооборот капитала, увеличивается спрос на кредит, повышаются процентные ставки. Начинают расти цены и прибыли предприятий, повышаются курсы акций и других ценных бумаг, спекуляция которыми приобретает значительные масштабы.

Подъем

Подъем определяется продолжением экономического роста, начатого на предшествующей фазе, достижением относительно полной занятости, расширением производственных мощностей, их модернизацией, созданием новых предприятий. Процентные ставки продолжают повышаться под воздействием роста инвестиций. Несмотря на повышение уровня процентных ставок, происходит и рост курса ценных бумаг, так как на него оказывает положительное воздействие рост доходности предприятий. К тому же высокая доходность ценных бумаг провоцирует рост вложений в фиктивный капитал.

Особую роль на стадии подъема выполняет торговый капитал, который, стремясь закупить больше товаров в расчете на дальнейшее повышение цен, формирует спекулятивный бум спроса, что подталкивает производство к дальнейшему его расширению. В результате начинает расти разрыв между производством и платежеспособным спросом населения.

§ Большие циклы, «длинные волны» Н.Д.Кондратьева.

Взяв за основу целый ряд показателей конъюнктуры, Н.Д. Кондратьев открыл закономерность периодически повторяющихся «повышательных» и «понижательных» волн развития ведущих отраслей и структурных сдвигов в мировой экономике. Принципиальное значение для подобных изменений имеют кластеры (термин Й. Шумпетера) нововведений, под которыми понимаются всплески появления не только «новинок» техники и технологий, но и вообще новшеств (новые территории, рынки, источники сырья, организационные формы, управление), воздействующих на хозяйственную деятельность.

Природа больших циклов

Большие циклы рассматриваются как нарушение и восстановление экономического равновесия в долгосрочном периоде. В основе их лежит механизм накопления и рассеяния капитала, достаточного для создания качественно новых производительных сил. В то же время действие этой основной причины усиливается влиянием вторичных факторов. Развитие большого цикла можно представить в следующем виде.

Перед началом и в начале повышательной волны появляются технические открытия и изобретения. Начало подъема совпадает с моментом, когда накопление капитала достигает такого состояния, при котором становится возможным радикальное изменение технического базиса, создания новых и видоизменения имеющихся производительных сил.

Активизация хозяйственной жизни, развитие экономики осложняются промышленными циклами, которые вызывают обострение социальных противоречий, борьбу за рынок и внешние конфликты. В результате темпы накопления капитала ослабевают и усиливается процесс рассеяния свободного капитала. Усиление действия этих факторов вызывает перелом в экономическом развитии, его замедление. Действие указанных факторов сильнее в промышленности, поэтому перелом совпадает обычно с началом длительной депрессии в сельском хозяйстве.

Понижение уровня хозяйственной активности обусловливает, с одной стороны, усиление поисков в области усовершенствования техники, с другой — восстановление процесса аккумуляции капитала в руках промышленно-финансовых и других групп. Это создает предпосылки для нового подъема большого цикла, и он повторяется вновь, хотя и на новой ступени развития производительных сил.

В экономической системе определяющим моментом самодвижения является инвестиционная деятельность. Снижение уровня рентабельности чревато перенакоплением капитала.

В рамках больших циклов выход из такой ситуации сопряжен со структурными сдвигами в народном хозяйстве, сопровождаемыми видоизменением хозяйственного механизма. Это обусловливает активизацию инновационной деятельности, использование новых

технологий в традиционных производствах и отраслях, отмирание тех из них, которые сохранили устаревший технический базис, а также совершенствование форм и методов организации и управления производством на уровне как отдельных предприятий и их объединений, так и отраслей и народнохозяйственных комплексов.

Технологические сдвиги вызывают наполнение рынка множеством нововведений, которые охватывают буквально все элементы экономических отношений и их взаимодействие. В результате постепенно формируется более емкий рынок сначала для факторов производства, а затем и для всего спектра соответствующих новым требованиям продукции и услуг. Чем эффективнее новые технологии, тем шире они распространяются в производстве, и чем более емок рынок конечной продукции и сильнее импульс, задаваемый инновациями всей экономике, тем успешнее процесс накопления реального капитала, выше уровень его эффективности или производительности. В этом заключается итог стадии развития, в целом обеспечивающий рост экономики и ее благополучие на десятилетия. С такой логикой развития, воплощенной в длинных волнах, увязывается весь процесс циклической динамики.

В заключение обратим внимание на то, что длинные волны существуют (статистически это доказано), но в теоретическом плане больше постулатов, чем доказательств этого. Н.Д. Кондратьев связывал большие циклы с движением основных капитальных благ, смена которых якобы осуществляется толчками. Но вопрос о плавности или скачкообразности остается открытым, ибо неясна причина «толчков».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...