Особенности психологии профессионального образования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Табл.2
З Занятие 2. «Методы исследования психологии профобразования» Вопросы и задания для самостоятельной работы Задание 1. На основе ознакомления с исследовательскими методами психологии профессионального образования и их обсуждения на занятии студенты самостоятельно заполняют табл. 1.5. Для каждой задачи исследования обучаемые должны подобрать соответствующие методы и заполнить таблицу по следующей схеме: 1) весьма информативные методики (+ +); 2) информативные методики (+); 3) методики, которые иногда могут применяться (+ –). Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинаре. Таблица 1.5 13. Методы исследования психологии профессионального образования
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Какие методы психологии профессионального образования относятся к группе праксиметрических методов? 2. Какой метод предполагает многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых в процессе их развития? 3. Какие методы могут быть использованы для изучения содержания профессиональной деятельности? Занитие 3. «Психологические основы периодизации и становления личности»
Порядок работы В рамках внеаудиторной подготовки обучаемым предлагается ознакомиться с отечественными концепциями профессионального становления. Студенты самостоятельно заполняют таблицу 2.1. Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинаре. Таблица 2.1. Характеристика отечественных концепций профессионального развития
. Занитие 4. «Психологические особенности молодости» Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Профессиональное самоопределение человека на этапе молодости. 2. Психологическая характеристика производственной адаптации молодежи.
3. Содержание профессионально обусловленных противоречий человека на этапе молодости и способы их преодоления. 4. Психологическое сопровождение человека на этапе молодости Занитие 5. « Профессиональное становление личности» Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Определите, какие личностные качества позволяют Вам быть успешным в учебно-профессиональной деятельности. 2. Какие качества и свойства личности Вам необходимо развивать у себя в ближайшие 2–3 года с целью благополучного трудоустройства и успешного овладения профессией? 3. Разработайте определенную систему методов, процедур, приемов и техник, которые позволят Вам развить в себе профессионально значимые личностные характеристики. Занятие 6. «Психология развивающего профессионального образования» Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Значение развивающей диагностики в организщации управления учебным процессом. 2. Использование тренингов в профессиональном обучении. 3. Возможности организационно-деятельностных игр в профессиональном самоопределении учащихся. 4. Развивающее значение проектировочной деятельности учащихся. 5. Методы формирования социально-профессиональных компетенций в учебном процессе. Занятие 7 «. Психологические аспекты профессионального обучения и воспитания» Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Сравните понятия «обучаемость» и «обучение». 2. Какую роль играет обучаемость для личности в процессе овладения ею специальностью и в ходе профессиональной деятельности? 3. Проанализируйте какие общие способности могут входить в структуру обучаемости? 4.Назовите важнейшие психические процессы, которые должны быть обязательно включены в разрабатываемую методику диагностики обучаемости для технических специальностей 5Попытайтесь представить, с какими трудностями Вы можете столкнуться в первый год своей работы по специальности. Что Вам необходимо сейчас предпринять, чтобы этих затруднений не возникло? 6. Какие качества личности, на Ваш взгляд, помогают Вам в преодолении профессиональных затруднений? 7.Заполните самостоятельно табл.
Таблица 4.1. Анализ проблемных ситуаций в учебно-профессиональной деятельности
Занятие 8. «Психологические особенности последипломного образования» Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Особенности профессиональной аттестация, как фактор стимулирования последипломного образования. 2. Развивающая диагностика и технологии профессионального развития специалистов. 3. Технологии профессионального самосохранения личности. Занятие 9. Педагог как субъект профессионального развития Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте содержание понятия “профессиональная деформация”. 2.Определите основные деформации, свойственные представителям Вашей профессии
Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению Контрольная работа по дисциплине «Психология профессионального образования» носит характер реферата. Номер темы контрольной работы соответствует последним двум или одной цифре в номере зачетной книжке. Темы контрольных работ 1. Профессионально важные качества педагога профессиональной школы (системы НПО, или СПО). 2. Психологические факторы затрудненного педагогического общения. 3. Роль коммуникативной культуры в деятельности педагога профессиональной школы. 4. Психологические проблемы информатизации профессионального образования. 5. Психологические факторы девиантного поведения в системе НПО (или СПО). 6. Внимание и его учет в процессе профессионального обучения. 7. Возрастные кризисы становления личности. 8. Психологические особенности возрастного развития личности. 9. Психологические особенности повышения квалификации (переобучения) взрослых. 10. Влияние индивидуально-психологических характеристик (темперамента, характера) личности на эффективность профессионального обучения.
11. Психологические особенности выбора профессии. 12. Профессиональные деформации педагога. 13. Кризисы профессионального становления личности. 14. Творческое мышление и особенности его развития. 15. История становления психологии профессионального образования. 16. Условия формирования профессиональных умений и навыков. 17. Характеристика деятельности педагога профессиональной школы. 18. Современные проблемы профессионального образования. 19. Роль памяти в профессиональном обучении. 20. Психологические условия формирования системы профессиональных знаний. 21. Вклад психологических школ (бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии и др.) в понимание феномена «обучение». 22. Сравнительный анализ основных педагогических концепций обучения. 23. Психологическая характеристика деятельности мастера производственного обучения. 24. Профильное обучение как начальный этап непрерывного профессионального образования. 25. Личностные качества педагога профессиональной школы.
Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, включающая теоретический раздел работы; заключение; литература; приложения. К вышеобозначенным элементам содержания контрольной работы предъявляются следующие требования: 1.Оформление титульного листа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении. 2.Во введении обозначается тема работы, ее актуальность и обосновываются мотивы ее выбора. 3. Основной раздел работы содержит развернутое описание психологического феномена, который будет подлежать изучению, в самостоятельно выбранной студентом теме, исходя, например, из профессиональной и/или личностной заинтересованности. В качестве изучаемого психического явления могут выступать профессиональные деформации педагога, психологические особенности педагогического общения и т.д. Описание психологического феномена может включать следующие вариативные элементы: определение понятия, теоретические подходы к его изучению в историческом аспекте, современное состояние исследуемой проблемы, и т.д. Название параграфов в теоретической части работы студент формулирует самостоятельно, опираясь на описание выбранного психологического феномена. 4. В заключении работы приводятся выводы, полученные в результате теоретического анализа и/или эмпирического исследования, а также указывается подтвердилась или нашла опровержение сформулированная гипотеза. 5. Литература. Библиографический список литературы должен включать только те работы, которые проработаны автором (студентом) и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники даются в алфавитном порядке с их обязательной нумерацией. Пример приведен в приложении 3.
6. Оглавление в ключает название всех разделов и параграфов Вашей работы с указанием нумерации страниц. Вопросы для подготовки к экзамену 1. Предмет и объект психологии профессионального образования. 2. Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина. 3. История становления и развития психологии профессионального 4. Связь психологии профессионального образования с другими областями прикладной психологии. 5. Методы: понятие о методе и методологии. 6. Классификация методов исследования психологии профессионального образования. 7. Опросные методы психодиагностики. Анкетирование: правила со 8. Опросные методы психодиагностики. Интервью: методика подго 9. Наблюдение как метод изучения личности. Методика: «Поведен 10. Онтогенез: понятие и сущность. Роль социальной ситуации разви 11. Мир детства: краткая характеристика младенчества, раннего дет 12. Возрастные кризисы детского возраста. 13. Психологические особенности познавательной готовности к школе. 14. Психологические особенности подросткового возраста: социаль 15. Типы акцентуаций подросткового возраста и пути их коррекции. 16. Молодость, особенности жизнедеятельности и основные психоло 17. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Краткая ха 18. Понятие геронтогенеза. Психологические особенности пожилого и старческого возраста. 19. Сущность профессионального самоопределения личности. Мотивы выбора профессии: материальные и духовные мотивы. 20. Сущность профессионального самоопределения личности как оп 21. Профессиональное самоопределение как условие самореализации личности. Уровни профессионального самоопределения личности: в конкретной трудовой функции, трудовом посту, специальности, профессии, профессиональное жизненное самоопределение, личностное самоопределение, самоопределение личности в культуре. 22. Профессиональное самоопределение на разных стадиях онтогене 23. Этапы профессионального становления личности: основные пси 24. Психологическая характеристика стадии оптации. 25. Психологическая характеристика стадии профессиональной подго 26. Психологическая характеристика стадии профессиональной адап 27. Психологическая характеристика стадии профессионализации. 28. Психологическая характеристика стадии профессионального мас
29. Сущность процесса обучения. 30. Психологические основы теоретического и производственного 31. Мотивы обучения и профессиональной деятельности. 32. Психологические основы профессионального воспитания. 33. Методы, формы и средства воспитательной работы. 34. Коллектив учащихся и его роль в формировании личности. 35. Диагностика индивидуальных особенностей и коррекция поведе 36. 11сихологические особенности личностно ориентированного про 37. Психологическая структура личности педагога: направленность, 38. Профессиональные деформации педагогов: авторитарность, педа 39. Аттестация как фактор стимулирования профессионального роста 40. Психолого-педагогический консилиум: предмет, цели, задачи и 41. Понятие о ценностных ориентациях, влияющих на профессио 42. Возрастные особенности развития профессиональных намерений. 43. Вопросы психологии профессионального образования в трудах 44. Психологические закономерности выбора профессии: психофи 45. Ипдинидуально-психологические свойства личности необходимые 46. Факторы, определяющие выбор профессии: социально- 47. Классификация профессий Е. А. Климова по ведущему предмету 48. Личностно ориентированное содержание профессионального обра 49. Психологические особенности обучаемости. Роль обучаемости в 50. Психологические особенности юности: социальная ситуация раз
15. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 16. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная Психология профессионального образования: учебник для вузов [Гриф УМО] / Э. Ф. Зеер. М.: Академия, 2009. 378 с. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Самыгин, С.И. Возрастная психология: для студентов вузов: [учеб. пособие] / С.И. Самыгин, Т.Г. Никуленко, С.А. Сущенко. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 221 с. Дополнительная Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и консультирование миров. М; Воронеж, 1998. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. М; Воронеж. 2004. Битянова Н.П. Психология личностного роста. М, 1995. Бодалева А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. М., 1993. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2006. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Практикум: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова. - М.: Академия, 2008. - 143 с. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования. М., 2005. Зимняя И.С. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997. Kузьмина H.B. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ливенхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни: развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994. Мошкова И.Н., Малов С.Л. Психология производственного обучения. М., 1990. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М., 1994. Новиков А.М. Методология образования. М., 2002. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М., 1997. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999. Общая психодиагностика / Под ред. А.Г. Шмелева. М.: Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М., 1994. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.; Воронеж, 2004. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М., 1991. Патралов Б.С, Гейджан Н.Ф. Профессиональное воспитание учащихся. Курс лекций. СПбг, 1994. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996. Смирнов И.П.. Теория профессионального образования. М., 1996. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. М., 2003. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. М., 2005. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М., 2005. Фрулин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития. //Вопр. психологии, 1993. № 1. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. М., 2003.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: мультимедийные средства
Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология профессионального образования»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов. Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____. ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|