Истоки информационного общества и некоторые основные концепции
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 3.1. Информационное общество как развитие идей постиндустриализма Следует отметить, что идеи информационного общества берут начало в теории постиндустриализма, которая стимулировала интерес исследователей к отдельным аспектам воздействия научно-технического прогресса на социум, что привело к появлению широкого спектра концепций, в том числе концепции информационного общества. В этой связи следует упомянуть работы американского социолога и футуролога Э. Тоффлера, в частности, «Шок будущего» (1970 г.), «Третья волна» (1980 г.) и другие. Важное место в его работах занимает так называемая концепция трех волн. Тоффлер выделяет три основных стадии (волны) развития человечества - аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Основная метафора, используемая Тоффлером, - это столкновение волн, приводящее к переменам. По мнению автора, идея волны - это не только способ организовать огромные массы весьма противоречивой информации, она помогает видеть то, что находится под «бушующей поверхностью перемен». С использованием этой метафоры, в частности, объясняется возникновение различных глобальных конфликтов [2]. Первую волну Тоффлер называет «сельскохозяйственной цивилизацией». Все древние цивилизации Китая, Индии, Греции, Рима, Центральной Америки обладали фундаментальными общими чертами. Земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные. Экономика была децентрализованной, а власть была жестко авторитарной, социальное происхождение человека определяло его место в жизни.
Промышленную революцию Тоффлер называет «второй волной», которая изменила сложившиеся ранее общественные институты и изменила образ жизни людей. В первой половине XX века, по мнению Тоффлера, окончательно установилась «индустриальная цивилизация», однако вскоре на мир начала «накатываться новая волна» (постиндустриальная), несущая с собой новые институты, отношения, ценности. Третья волна, несет новые взгляды на мир и новые научно-технологические достижения в области информатики, электроники, молекулярной биологии, которые позволяют выйти за пределы ограниченных жизненных и философских концепций индустриального периода и создают условия для устранения его главного противоречия - между производством и потреблением. Так, например, развитие компьютерной техники и средств связи приведет, по мнению Тоффлера, к изменению структуры занятости, а в сочетании с усиливающейся интеллектуализацией труда к появлению так называемых «электронных коттеджей», которые позволят перенести работу из офиса в жилище работника. Помимо экономии времени и сокращении транспортных расходов, затрат на обеспечение централизованных рабочих мест, внедрение «электронных коттеджей» приведет, по мнению Тоффлера, к укреплению семьи и усилит тенденции к возрождению привлекательности для жизни малых городов и сельских поселений. Рассматривая тенденции развития средств массовой информации, Тоффлер отмечает повышение их интерактивности благодаря внедрению новых сетевых компьютерных технологий. Он утверждает, что наступает эпоха не массовых средств информации, при этом наряду с новой техносферой появляется новая инфосфера, и это будет иметь далеко идущие последствия во всех сферах жизни, включая наше сознание. Следует подчеркнуть, что Э. Тоффлер, помимо чисто технологических моментов, отмечает тенденции и перспективы создания новой интеллектуальной среды, основанной на компьютерных сетях [3].
Описывая тенденции неотвратимого внедрения информационных технологий в каждодневную жизнь человека, Э. Тоффлер обозначает и важные социально-философские проблемы. «Не окажется ли, что интеллектуальные машины, особенно объединенные в коммуникационные сети, выйдут за пределы возможностей нашего понимания и станут недоступны для контроля над ними?» Рассматривая структуру производства в новом обществе, Тоффлер выделяет тенденцию демассификации производства. По его мнению, качественные изменения в техносфере и инфосфере соединились, принципиально изменив способ производства изделий. Система производства постепенно движется от традиционного массового изготовления к сложной смеси массовой и уже не массовой продукции. Конечная цель этого процесса - изготовление изделий только на заказ, которое осуществляется в результате автоматизированного непрерывного процесса под все возрастающим прямым контролем заказчика. Добавим также, что Тоффлером анализируется трансформация власти и перспективы развития демократических принципов, с той точки зрения, что новое общество будет возможно только при сохранении и развитии демократии. В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в нее почти в полном объеме включается разработанная им в конце 60-х - начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Белл писал, что роль сельского хозяйства и промышленности будет неуклонно падать при возрастании значения и расширения сферы информационной индустрии. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, по мнению Белла, особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.
Проблемы информационного общества с точки зрения постиндустриализма нашли также отражение в работах американского исследователя, профессора У. Мартина. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям: 1) Технологический критерий: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту. 2)Социальный критерий: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации. 3) Экономический критерий: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости. 4) Политический критерий: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения. 5) Культурный критерий: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом. Говоря об информационном обществе, Мартин особо подчеркивает, мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества», а сам термин не следует принимать в буквальном смысле, а следует рассматривать как ориентир, как некоторую тенденцию. По его словам, в целом, эта модель ориентирована на будущее, для постепенного перехода к информационному обществу должен произойти ряд изменений. Прежде всего, изменения касаются структуры экономики и распределения рабочей силы, возрастания роли информации, широкого распространения компьютеров, внедрения информационных технологий в образование и т.д.
Мартин определяет информационное общество как общество, в котором качество жизни так же как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания». П. Дракер в своих работах, посвященных информационному обществу, выдвигал идею преодоления традиционного капитализма. Основными признаками происходящего сдвига он считал переход от индустриального хозяйства к экономической системе, основанной на знаниях и информации, преодоление капиталистической частной собственности, формирование новой системы ценностей современного человека и трансформация национального государства под воздействием процессов глобализации экономики и социума. Современная эпоха, по мнению Дракера, представляет собой время радикальной перестройки, когда с развитием новых информационно-телекоммуникационных технологий человечество получило реальный шанс преобразовать капиталистическое общество в общество, основанное на знаниях. 3.2. Сетевое общество и информационализм Значительное влияние на развитие идей информационного общества оказали работы М. Кастельса, посвященные анализу роли информации в современном обществе. Кастельс избегает понятия «информационное общество», по его мнению, все общества так или иначе использовали информацию и поэтому были информационными, точно также как все общества в некоторой степени были индустриальными. Вместо этого Кастельс использует термин «информационная эпоха», который, по его мнению, имеет большую аналитическую ценность и позволяет описать некий период перемен, которые постепенно нарастали, начиная с 1970-х годов. Кастельс также вводит новый термин - «информационализм», который определяет как «воздействие знания на знание как основной источник производительности». Развитие информационализма, по мнению Кастельса, приводит к появлению сетевого общества и «новой экономики». Только в современных условиях распространения электронных средств связи информация становится структурообразующей основой развития общества нового типа. Исходя из постулата, что информация по своей природе является таким ресурсом, который легче других проникает через всяческие преграды и границы, он рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом ядром новой формы коммуникационной организации общества является не информация сама по себе, а «сетевая логика его базисной структуры», придающая распространяемой информации особые качества и функции, системно преобразующие все основные сферы жизнедеятельности людей - от экономики и политики до образования и культуры. Сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества. Именно сети, по мнению Кастельса, составляют новую социальную морфологию обществ, а распространение сетевой логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью.
Называя новый тип общества сетевым, Кастельс стремится продемонстрировать ведущую роль компьютеризированных информационных линий связи, которые пронизывают общественную жизнь современного мира в различных направлениях - горизонтально и вертикально, внутри отдельных стран или регионов и транснационально, образуя разветвленную сеть коммуникаций, функции которых часто сравниваются с функциями нервной системы, управляющей организмами. Описывая современность, Кастельс использует термин «информациональный капитализм», который является особо безжалостной формой капитализма, поскольку сочетает в себе невероятную гибкость с глобальным присутствием. Информационный капитализм, по мнению Кастельса, характеризуется разделением труда на четыре основных категории, высшей из которых является производство высокой стоимости, основанное на информационном труде. При этом Кастельс, как и Тоффлер, подчеркивает определяющее значение знания для новой экономики, которая опирается на «капиталистическую форму производства», но имеет «информационную форму развития». Трансформационные процессы в экономике вызывают серьезные изменения на рынке труда. Происходит расчленение труда в глобальных масштабах — капитал и труд оказываются не связаны друг с другом, так как жизнь глобального капитала все меньше и меньше зависит от конкретного труда и все больше и больше от накопленного объема труда как такового, которым управляет «небольшой мозговой центр, обитающий в виртуальных дворцах глобальных сетей» Следует отметить, что трансформационные процессы на рынке труда, которые зафиксировал Кастельс, могут подорвать одно из важнейших достижений позднего индустриального общества — средний класс, как основу государства всеобщего благоденствия. При этом Кастельс, не говорит о закате капитализма, а даже наоборот, утверждает, что общество сетевых структур является буржуазным обществом. Однако эта разновидность капитализма существенно отличается от своих предшественников двумя основными признаками: глобальный характер и базирование на сети финансовых потоков, которые не знают границ и национальностей. Основным противоречием (и соответственно движущей силой развития) формирующегося нового общества, основанного на сетевых структурах, является противоречие между глобализацией мира и идентичностью (самобытностью) конкретного сообщества. Кастельс, опираясь на концепцию французского социолога Алена Турена, вводит понятия «идентичность сопротивления» и «идентичность, устремленная в будущее». В обществе сетевых структур наряду с государством, глобальными сетями и индивидуумами существуют сообщества, которые объединяются вокруг идентичности сопротивления. Это сопротивление направлено против основной тенденции развития современного общества — глобализации. В своих работах Кастельс также концентрирует внимание на трансформации общественных отношений в различных сферах под влиянием развития Интернета. Специфика трансформаций зависит от исторических, культурных и институциональных факторов, и эти процессы приносят как благоприятные возможности, так и негативные последствия. Он отмечает, что Интернет, как глобальная сеть сетей, становится телекоммуникационной основой сетевого общества и формулирует некоторые проблемы, препятствующие, по его мнению, развитию такого общества. В частности, существует опасность, что инфраструктура Интернета может оказаться в чьей-то собственности, а доступ к нему – объектом контроля. Кроме того, неполный охват общества сетью в силу различных технических, экономических или институциональных причин, приводит к изоляции от него отдельных социальных групп. Также выделяются проблемы с развитием способностей к обработке информации и генерации соответствующих знаний — т.е. приобретением интеллектуальной способности к обучению тому, чтобы учиться на протяжении всей жизни, нахождению и переработке информации, ее использованию для производства знаний. Появление сетевого предприятия и индивидуализация схем занятости приводит к изменению механизмов социальной защиты, на которых основывались производственные отношения индустриального мира. Новая экономика запаздывает с внедрением новых гибких процедур институционального регулирования. Сдвиг в сторону компьютеризированных глобальных сетей в качестве организационной основы капитала в значительной степени подорвал регулятивные способности, как национальных правительств, так и международных институтов, а следовательно нужны новые механизмы регулирования. Кастельс, как и Тоффлер, высказывает опасения относительно возможности выхода из-под контроля человека созданных им технологических устройств, а поскольку жизнь людей все больше зависит от техники, то может возникнуть опасность глобальных катастрофических последствий для всего общества [4]. 3.3. Идеи «электронного общества» и «общества знания» Еще на заре возникновения идей информационного общества было понятно, что с технической точки зрения основой его формирования будет являться развитие вычислительной и информационной техники. Назывался и ряд других признаков: - информация приобретает глобальный характер; - на движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния государственные границы и различные барьеры; попытки ограничить свободное распространение информации наносит вред стране, стремящейся внести такого рода ограничения; значительно выросли возможности сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней; - увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой деятельности; углубляется процесс децентрализации общества; происходит переход к новым формам занятости; идет процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества занятых в информационной индустрии. Так, например, философ и социолог М. Маклюэн рассматривал технологии коммуникации в качестве решающего фактора процесса формирования той или иной социально-экономической системы. Еще в 1962 г. М. Маклюэн вводит, в качестве основного, понятие «электронное общество», подчеркивая стремление изучать развитие современной культуры, прежде всего, исходя из места в ней электрических, или электронных средств общения, а также процессов коммуникации. Основной тезис Маклюэна - «сообщением, передаваемым средством коммуникации, является само это средство» («The Medium is the Message»). Внимание Маклюэна было сконцентрировано, прежде всего, на телевидении, однако оно выступало как бы представителем всей глобальной электронной реальности - говоря о воздействии телевидения, он стремился выявлять тенденции характерные для всех СМИ. В качестве эстетико-психологического и социального объекта телевидение привлекает внимание, поскольку оно «вбирает» в себя другие масс-медиа (радио, кино, прессу), и тем самым является определяющим элементом информационных технологий и информационных сетей — т.е. «электронного общества». Маклюэн указывает на два основных аспекта телевидения: - «мозаичность» построения телевизионного изображения, представляющего весь мир в качестве набора несвязанных однозначной логической связью сообщений; - «резонанс» этих сообщений в воспринимающем их сознании, который преодолевает мозаичную раздробленность, объединяет их в устанавливаемое восприятием целостное смысловое единство. При этом наиболее подходящим средством удержания сознанием цельности восприятия бурно обновляющейся мозаично-резонансной реальности оказывается миф. Маклюэн обнаруживает, что в современную эпоху не только телевизионное восприятие, но и вся жизнедеятельность современного общества стала все больше осуществляться в соответствии с «принципом мозаичного резонанса»: посредством телекоммуникаций, массмедиа и компьютеров электричество как бы продолжает центральную нервную систему человека, формируя с ней определенное единство. К теме информационного общества обращались и отечественные ученые, в частности, А.И. Ракитов в конце 1980-х годов писал, что переход к информационному обществу означает, что важнейшим продуктом социальной деятельности становятся производство, эксплуатация и использование услуг и знаний, причем удельный вес знаний в этом сочетании возрастает. Подлинное информационное общество должно обеспечить правовые и социальные гарантии того, что каждый гражданин общества, находящийся в любом пункте и в любое время, сможет получить всю необходимую для его жизнедеятельности и решения стоящих перед ним проблем информацию. Информационное общество – это общество, где все средства информационной технологии, т.е. компьютеры, интегрированные системы, кабельная, спутниковая и другая связь, видеоустройства, программное обеспечение, научные исследования нацелены на то, чтобы сделать информацию общедоступной и активно внедряемой в производство и жизнь. Ракитов основным критерием информационного общества считает количество и качество имеющейся в обращении информации, ее эффективную передачу и переработку. Дополнительным критерием является доступность информации для каждого благодаря относительной ее дешевизне. Это означает, что огромная масса людей переключается из сферы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в сферу производства и распространения информации. Соответственно возникает особая информационная экономика, играющая все более важную роль во всех промышленно развитых странах. В ней выделяются два сектора. Первый производит информационные продукты и услуги для непосредственного потребления, второй – для производства других продуктов. Информационное общество демонстрирует такой уровень развития экономики, когда информационный сектор экономики выходит на первое место по числу занятых в нем трудящихся. О.А. Финько и Ю.М. Нестеров акцентируют внимание на том, что в условиях информационного общества компьютеры, подключенные к информационным сетям, появляются в каждом доме и любой человек может любую полную и достоверную информацию независимо от своего географического местоположения. При этом предоставляется возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым, так и с государственными и общественными структурами. Трансформируется деятельность СМИ, с тем, чтобы более полно использовать возможности информационных сетей. Теряют значение географические и геополитические границы государств, в рамках информационных сетей происходит «столкновение» информационных законодательств стран, возникает необходимость гармонизации законодательств. Также появляются новые формы деятельности с использованием информационных сетей: работа, творчество, воспитание и образование, медицина. Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. При этом можно обобщить ранее изложенные тезисы и сформулировать основные его характеристики. Определяющим фактором общественной жизни в целом является научное знание, которое вытесняет труд в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации, что требует развития новых социальных институтов. Инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника. Социальная организация и информационные технологии образуют единство, и социальные процессы становятся программируемыми. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия. 4. Современные тенденции информатизации В теоретических работах, посвященных проблемам информационного общества, зачастую доминируют футуристические идеи, основанные на утопическом понимании воздействия технологий на общество. Между тем, формирование основ нового типа общества лишь до определенной степени определяется технологическими факторами. Важное воздействие на этот процесс оказывают преобразования в экономике, социальной структуре общества, политическом процессе, общественном сознании и т.п. Можно констатировать, что в сегодняшнем массовом понимании информационное общество все-таки связывается, прежде всего, с техническими аспектами развития. Поэтому достаточно распространено мнение, что человечество уже вступило в эпоху, которую можно считать информационным обществом. Существуют иные мнения, согласно которым говорить о формировании информационного общества в настоящее время рано, несмотря на наличие технических предпосылок. Более того, есть вероятность, что такое общество вообще может не состояться без целенаправленного коллективного вмешательства. Несмотря на существенно разные представления о том, что такое информационное общество, и в чем оно должно заключаться, обсуждение проблем информатизации жизнедеятельности людей и ее связи с общественной эволюцией представляется одной из важнейших проблем современности, поскольку важно оценить альтернативы будущего развития и возможности влияния на ход событий. Следует отметить, что важнейшей современной тенденцией является развитие глобальных телекоммуникационных сетей и конвергенция на их основе самых разных телекоммуникационных услуг, в том числе и традиционных – телефонной связи, телевидения и т.д. Если в 1970 - 1980 годах компьютерные сети существовали в основном рамках отдельных корпораций, ведомств и государственных структур, то с начала 1990-х годов, наблюдается развитие сетей на новом глобальном уровне. Важнейшим катализатором этого процесса стало мировое признание компьютерной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования. Многократно испытанные преимущества Интернета практически во всем мире привели к постепенному переходу от развития собственных корпоративных или ведомственных сетей к построению открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет. В настоящее время можно с полной уверенностью говорить о становлении всеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, которая получила название «глобальная сетевая экономика». Компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с меньшими затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для осуществления торговли или обмена идеями. Разворачивающийся прогресс в формировании и расширении масштабов сетевой экономики обусловлен, во-первых, непрекращающимся развитием и быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий, а также постоянным снижением цен на их приобретение и использование, что повышает их доступность. Во-вторых, наблюдается значительное перемещение различных видов социально-экономической деятельности в электронную среду, которая уже сегодня представляет тысячи видов бизнеса. Унификация правил электронной торговли в мировом масштабе пока представляется отдаленной перспективой, но в этом направлении ведется сотрудничество по линии ряда международных организаций. Существенные трансформации происходят в массовом сознании. Наибольшее воздействие на этот процесс оказывают электронные СМИ и, прежде всего, Интернет. Выбор информационных продуктов и услуг сегодня богат как никогда, и за счет интерактивности каждый может формировать собственное информационное «окружение» по своему вкусу и запросам.. Происходит конвергенция информационных и телекоммуникационных технологий на базе Интернета. В Интернете СМИ обретают совершенно новые формы (например, блоги), позволяющие обычным людям (очевидцам) доносить неискаженные сведения о событиях напрямую другим людям. Происходит значительная активизация использования информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, которая преследует две основные задачи. Во-первых, сделать государство более демократичным, информационно открытым, «прозрачным» для населения. С этой целью развивается область предоставления с помощью информационно-коммуникационных технологий ряда государственных услуг населению и бизнесу, создание массивов с государственной информацией, такой как статистика, своды законов, открытие государственными ведомствами своих сайтов в Интернете, призванных наладить более продуктивный диалог с общественностью. Во-вторых, за счет использования новых технологий повысить эффективность деятельности самих государственных органов. Однако, следует, признать, что зачастую реализация подобных услуг находится на низком уровне, а повышения эффективности деятельности не происходит, так как значительные ресурсы тратятся на поддержание информационной инфраструктуры. Наряду с конвергенцией компьютерных и телекоммуникационных технологий вторая половина 90-х годов ознаменовалась массовым слиянием компаний, которое проходило, главным образом, в двух направлениях. Во-первых, начался процесс объединения фирм, занятых производством содержания (контента) и телекоммуникационных операторов, обладающих средствами его доставки населению. Яркий пример – операторы мобильной связи, зарабатывающие на продаже развлекательного и делового контента суммы, сопоставимые с оплатой непосредственно самих услуг связи. Во-вторых, происходит слияние компаний, владеющих различными частями информационной индустрии: производителей компьютерной техники, программного обеспечения, систем кабельного вещания, спутниковой и мобильной связи. Главной целью подобных объединений является увеличение капитала и повышение за счет этого конкурентоспособности. Как пример можно рассматривать такие компании, как «Microsoft» и «IBM», интегрирующие в себе множество подразделений, занимающихся разработкой аппаратных и программных средств, различного контента и т.д. Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Это создает основу развития дистанционных трудовых отношений, иначе называемых удаленной работой. Согласно некоторым оценкам, численность удаленно работающих сотрудников в США составляет порядка 20-25 процентов от общего числа. Удаленная работа имеет массу преимуществ, прежде всего, социально-экономических – отсутствие транспортных издержек, возможность получить работу в любом районе мира, расширение возможностей трудоустройства людей с ограниченными физическими возможностями. Все более популярным становится дистанционное обучение. Новые технологии общения посредством Интернета играют большую роль в современном мире. Различные сервисы и программное обеспечение предлагают возможности текстового и голосового общения, видеоконференций и т.д. Электронная почта повсеместно используется для личной и деловой переписки. В последние 5 лет наблюдается бурный рост социальных сетей, предоставляющих возможности поиска людей, общения, обмена информацией, создания различных виртуальных сообществ и т.д. Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Важную роль играет развитие современных наукоемких технологий, которые тесно связаны с информационной индустрией. Возрастающие объемы информации требуют более производительных вычислительных устройств, что в свою очередь тянет за собой развитие технологий производства микропроцессоров и других электронных компонентов. Для обеспечения более совершенного технологического процесса производства создаются новые системы автоматического управления, искусственного интеллекта и т.д. Автоматизируются также процессы разработки и проектирования новых изделий, которые уже сейчас во многом выполняются с минимальным участием человека. При этом коренным отличием информационного общества от индустриального является то, что автоматы самостоятельно начинают добывать и использовать знания (информацию) без участия человека. При индустриализации идет автоматизация ручного труда и, как следствие повышается уровень жизни людей. Информационное общество предполагает автоматизацию умственного труда, который ранее мог выполнять только человек. Можно долго перечислять современные достижения в области информационных технологий, используемые в различных областях, однако, более важной задачей является оценка влияния этих достижений на современной общество и личность, а также анализ проблем, связанных с этими процессами. 5. Проблемы информационного общества Далее рассмотрены некоторые проблемы и противоречия, связанные с процессом информатизации и формирования информационного общества. 5.1 Проблема «цифрового неравенства» Существенным явлением в рамках мирового информационного пространства является непропорциональное использование возможностей Интернета и информационно-телекоммуникационных технологий в целом. Происходит своеобразное разделение общества на тех, кто имеет возможность активно пользоваться компьютером, Интернетом и другими ресурсами и тех, кто не обладает ни техникой, ни соответствующими навыками. При этом разделение стран по этому признаку довольно точно коррелирует с общими экономическими показателями. В развитых странах Европы, Азии, США доля активных пользователей компьютеров и Интернета значительно выше, чем в остальных. В странах Африки (за исключением ЮАР), доля активных пользователей не превышает нескольких процентов. Таким образом, доступ к информации и знаниям в настоящее время определяется общим экономическим развитием стран, что не стыкуется с идеями теоретиков информационного общества. 5.2. Правовое регулирование Еще одной значимой проблемой является правовое регулирование в информационном пространстве и, прежде всего, в Интернете. Современные технологии предоставляют людям различные услуги в режиме «он-лайн», такие как поиск информации, электронная торговля, дистанционное образование, взаимодействие с государственными структурами и т.д. Однако при этом неизбежно возникают проблемы правового характера, связанные, например, распространением непристойных или запрещенных материалов, авторскими правами, мошенничеством, несанкционированным доступом к конфиденциальной информации. Решение таки проблем требует государственного вмешательства в виде принятия соответствующих законов, регулирующих связанную с ним деятельность. Более того, учитывая глобальный характер Интернета, справиться с этой проблемой возможно лишь в рамках международного сотрудничества. Существуют различные мнения относительно государственного регулирования Интернета, и в некоторых странах (мусульманские страны, Китай) вмешательство со стороны спецслужб и государства весьма существенно. Вместе с тем необходимо отметить, что активное вмешательство государства может приводить к ограничению различных свобод и не всегда использоваться оправданно. Так, например, государство часто вмешивается в деятельность СМИ и других органов, ограничивая доступ людей к информации или распространяя информацию, которую хочет навязать. В то же время государственные служащие вместо реальной деятельности на благо общества, зачастую занимаются деятельностью по формированию собственных имиджей и благоприятного общественного мнения. Следует отметить, что во многих странах по ряду причин вообще нет специальных законов о регулировании содержания Интернета, и в частности законов об электронной торговле. При возникновении конфликтных ситуаций, как правило, используются традиционные законодательства тех стран, закон которых в данном случае нарушается. Однако в этом случае могут возникать конфликты законодательств – действия законные в одной стране, могут быть запрещены в другой. Решением этих проблем, по-видимому, должна стать разработка единого законодательства, регулирующего деятельность в Интернете вне зависимости от географии. В <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|