Рынок: понятие, принципы функционирования, функции
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Курсовая работа по дисциплине "Экономическая теория" на тему "Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в его функционировании"
Выполнена студентом 1 курса КМ-131 Специальности коммерция Пономаревым Алексеем Владимировичем Руководитель - ассистент кафедры экономической теории Хирная Алена Юрьевна
Кемерово 2014 г. Содержание
Введение . Рыночная экономика: понятие, сущность, этапы становления Рынок: понятие, принципы функционирования, функции Характерные черты рыночной экономики Достоинства и недостатки рыночной экономики . Рыночная экономика и роль государства в ней Механизм и роль государственного регулирования основных механизмов рыночной экономики Основные проблемы рыночной экономики Направления совершенствования рыночной экономики в современных условиях Заключение Список литературы Введение
Актуальность темы исследования. В современном обществе очень важной является проблема адекватного рационального распределения ресурсов для обеспечения достойного уровня жизни всех граждан. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.
При этом каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы - оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы - нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы - замедление экономического роста, в 70-е годы - стагфляция, в 80-е годы - высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы - государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями Целью решения этих проблем является полная занятость населения, экономическая стабильность, высокие льготы ветеранам и инвалидам, помощь малоимущим и уверенность в завтрашнем дне. В своей работе я хотел бы показать, что представляет собой механизм рыночной экономики, преимущества и недостатки рынка, а так же то, насколько эффективно эта система способна решить поставленную перед обществом задачу. Вопросы, касаемо которых пойдет речь в данной работе: изучение рыночного механизма; изучение преимуществ рыночного механизма; выявление недостатков рыночного механизма; роль государства в рыночной экономике в разные времена; характеристика современной рыночной экономики; функциональная роль государства в рыночной экономике в современном обществе. Объект работы - рыночный механизм. Предмет - достоинства и недостатки рыночной экономики. Рыночная экономика: понятие, сущность, этапы становления Рынок: понятие, принципы функционирования, функции Рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, развивающаяся вместе с развитием товарного производства, при этом вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес).
Предположительно, рынок - изобретение финикийцев, живших около 3000 лет назад. Мореплаватели, десантируясь на дальних берегах, осматривали положение - выбирали, что можно забрать с собой "на память" у аборигенов. Если община аборигенов была бесполезна, и дальнейшее сотрудничество не предполагалось, принималось решение об отъеме. В этом случае моряки отбирали то, что им понравилось, у слаборазвитых народов. Племена при этом разгонялись. Однако если предполагалось дальнейшее сотрудничество с аборигенами или народ этот был необходим для получения желанного, мореплаватели предлагали на обмен свои вещи. Любое насилие поставило бы крест на деловых отношениях, так что участники обмена могли выбирать что-то понравившееся и предлагать что-либо свое, надеясь на то, что эта вещь заинтересует другую сторону. Так был изобретен бартер - добровольный эквивалентный обмен товара на товар. Следующим шагом в развитии рыночных отношений становится изобретение денег, а вследствие и торговли - обмена товара на эквивалентное количество денег. Стоимость первых денег была эквивалентна стоимости материала, из которых изготавливали. Но с развитием товарообменных отношений и экономики в общем, прогресс пришел к обеспеченным деньгам - банкнотам. Изначально банкноты представляли собой сертификат от банка на получение соответствующего номиналу товара или товарных денег. Однако с отменой золотого стандарта в 1971 году, суть которого заключалась в том, что доллар перестал обеспечиваться золотом, появились так называемые фиатные деньги. Их номинальная стоимость обеспечивается и гарантируется государством за счет власти и авторитета. Такой подход позволяет государству вести более гибкую денежно-кредитную политику, осуществляя эмиссию денежных средств при необходимости Пройдя множество преобразований и инноваций, за огромный период времени, рынок эволюционировал в форму современной социальной экономики, однако стоит отметить, что на этом развитие рынка как системы не окончено: рынок - это динамично развивающаяся система, направленная на оптимизацию товарообменных процессов.
Современный высокоразвитый рынок выполняет 6 взаимосвязанных основных функций. 1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров и услуг, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли - продажи. Без рынка практически невозможно определить насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая или экономическая связь между конкретными участниками рыночного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется выбрать наиболее подходящего покупателя. 2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре. 3. Информационная функция - сложившиеся цены информируют о состоянии экономики. В частности через конкретный разброс цен (скажем, на чай, кофе и какао), через их падение или рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т.д. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные знания по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
4. Регулирующая функция действует через механизм свободных рыночных цен. Из менее выгодных отраслей с низкими ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых - растет. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. 5. Стимулирующая функция тоже осуществляется с помощью рыночных цен. Цены "вознаграждают" дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Через рыночные цены стимулируется эффективность экономики и НТП. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных областей. 6. Оздоравливающая функция довольно жесткая, но экономически оправдана. Рынок очищает экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и "наказываются" банкротством. И, наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Характерные черты рынка, типичные для всех способов хозяйствования: 7. Достаточное число продавцов и покупателей для свободного выбора партнеров по хозяйственным и коммерческим связям. 8. Самостоятельность экономических субъектов и их материальная ответственность за свою деятельность. 9. Прямые связи производителей и потребителей без диктата одной из сторон, т.е. равноправные партнерские коммерческие связи.
10.Конкуренция за потребителя и его рубль. 11.Свободное ценообразование - право хозяйствующего субъекта самостоятельно договариваться о цене 12.Для формирования свободной конкуренции рынка требуется многообразие форм собственности: частной, акционерной, кооперативной, государственной, смешанной. 13.Создание рыночной инфраструктуры (рынок товаров и услуг, рынок капитала, финансовый рынок и т.д.) Принципы функционирования рынка: 1. Свобода выбора субъекта среди форм экономической деятельности.. Каждый субъект волен избирать любые формы хозяйственной деятельности, кроме форм, запрещающихся законом. 2. Всеобщность рынка. Он охватывает рыночными отношениями все многообразие ценностей, созданных природой и человеком. 3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. . Саморегулирование деятельности. Самосоздание и самозакрытие предприятия, при ведущем финансовом контуре управления. 5. Принцип договорных отношений. Он распространяется и на взаимные поставки, закупки и на обязательства, выступает также в форме трудовых контрактов. 6. Свобода ценообразования. Рыночная цена отражает себестоимость продукции, ее обменный курс по отношению к другим товарам, ее потребительские свойства. . Самофинансирование. Рынок порождает чувство экономической ответственности в связи с угрозой финансового банкротства, учит добывать деньги, упорядочивает учет и контроль финансовых средств. 8. Децентрализация управления и самостоятельность. Однако, во-первых, экономика не может быть децентрализованной полностью, и, во-вторых, необходима система правил экономического поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|