Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы. Методы регулирования монополии и конкуренции.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Экономическая теория Спрос и предложение: величина, закон, динамика и основные факторы. Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам. Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений. Неценовые характеристики товара Но кроме цены на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это прежде всего потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие товары, возможность замещения данного товара другими. Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут. Неценовые факторы, влияющие на спрос:Уровень доходов в обществе;
Размеры рынка; Мода, сезонность; Наличие товаров-субститутов (заменителей); Инфляционные ожидания. Кривая спроса График спроса (Кривая спроса) — отношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на неё. Кривая спроса показывает вероятное количество товара, который удаётся продать за определенное время и по определённой цене. Чем эластичнее спрос, тем выше цена может быть установлена на товар. Эластичность спроса — это реакция рынка на отсутствие товара, возможность его замены, цену конкурентов, понижение цен, нежелание покупателей менять свои потребительские привычки и искать более дешёвые товары, повышение качества товаров, естественный рост инфляции на другие факторы. Предложение — возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания. Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар. Факторы, влияющие на предложение: 1. Наличие товаров заменителей. 2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих). 3. Уровень технологий. 4. Объём и доступность ресурсов. 5. Налоги и дотации. 6. Природные условия 7. Ожидания (инфляционные, социально-политические) 8. Размеры рынка Эластичность предложения — показатель, воспроизводящий изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен последнее характеризуется как эластичное (эластичность предложения больше единицы — E> 1). Если прирост предложения равен приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равен единице (E = 1). Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы — E <1). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на изменения их цен.
Многие экономисты выделяют следующие факторы, изменяющие предложение: Изменения в себестоимости производства за счёт цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается, Изменения цен на другие товары, в частности на товары субституты, Индивидуальные вкусы потребителей, Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по более высокой цене, и наоборот, ожидание падения цен заставляет производителей избавиться от товара как можно скорее, чтобы не получить убытков в будущем, Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, так как чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение. Кривая предложения График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить. Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это технический прогресс. 2. Сущность конкуренции, её виды, формы. Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба междутоваропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям.
Виды конкуренции По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
2 метода конкурентной борьбы: а) ценовая конкуренция - это борьба за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек и соответственно снижением цены. б) неценовая конкуренция - это борьба производителей путем воздействия на условие реализации своего продукта: 1) реклама 2) создание заменителей, новизна товаров
Монополия: экономическая природа, причины возникновения, формы. Методы регулирования монополии и конкуренции. К несовершенной конкуренции относятся три рыночных ситуации: 1) чистая монополия - рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара, контролируя всю или большую часть рынка данного продукта. Кроме того, что монополист может воздействовать на цену, монополии присуща ценовая дискриминация - имеет место тогда, когда данный продукт продается по разным ценам, и эти ценовые различия не являются различиями в издержках производства. При ценовой дискриминации выполняются условия:1 продавец должен быть монополистом и 2 продавец должен уметь выделять покупателей в отдельные группы, имеющие разные возможности и готовность платить 2) олигополия - образуется, когда многочисленный покупатель сталкивается с несколькими крупными товаропроизводителями 3) монополистическая конкуренция - характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипную, но несколько различающуюся продукцию. Основной причиной возникновения монополий является концентрация производства и капитала, которая стала возможной в результате скачка в развитии производительных сил общества и возрастания капиталоемкости производства. Все это обострило конкурентную борьбу и сделало необходимым создание монопольных союзов. Расширение масштабов предприятий происходит по 3-м направлениям: 1) горизонтальная интеграция - это слияние 2-х и более компаний занятых в одной сфере производства 2) вертикальный интеграция - слияние разноотраслевых предприятий, связанных единой технологической цепью 3) диверсификация - это объединение предприятий разных отраслей, технологически не связанных между собой
В соответствии с данными видами слияний, монополии бывают: 1) картель - вид соглашения о реализации отдельных видов продукции. предприятия остаются полностью самостоятельными 2) синдикат - он создается с целью организации совместного сбыта продукции 3) трест - бывает: а)одноотраслевые - входят предприятия одной отрасли б)многоотраслевые - разных отраслей Трест - это объединение предприятий, на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом продукции 4) концерн - многоотраслевая система предприятий, имеющая общую технологию, которые контролируются единым финансовым центром. 5) конгломерат - это объединения, основанные на проникновение в отрасль крупных корпорация. входят предприятия не связанные между собой Типы монополий: 1) естественные монополии - формируются на основе технологических потребностей развития производственных сил общества при высокой концентрации капитала. Конкуренция не осуществима. 2) искусственные монополии - возникают на основе сговора и подавления конкурентов 3) случайная монополия - ограниченная во времени, является результатом превышения спроса над предложением. Целью создания монополий является преодоление отраслевой и межотраслевой конкуренции и получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства. Средством достижения данной цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной. Роль в обществе монополий двойственна: + монополий: 1) продукция монополий отличается высоким качеством 2) крупные масштабы производства, позволяют снижать издержки и экономить ресурсы. 3) монополия использует достижения НТП. - монополий: 1) монополия ограничивает выпуск продукции благодаря господству на рынке и созданию монопольной цены 2) в условиях, когда нет конкуренции, монополия теряет стимул для повышения эффективности за счет технического прогресса. Факторы, противодействующие монополизации рынка: Ø административные меры (от лица государства) Ø а)антимонопольное законодательство - это пакет законов, который препятствует тайным сговорам, направленных на поддержание монопольных цен Законы: 1890 г - закон Шермана - 1-й закон который запрещал ценовую дискриминацию. 1914 г - закон Клейтона Основные направления демонополизации экономики России: 1 Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, ликвидации и реорганизации хозяйствующего субъекта 2 контроль за покупателями и продавцами акций 3 предоставление льготных кредитов и уменьшение налогов для предприятий впервые вступивших в данный рынок 4 финансирование мероприятий по расширение выпуска диффицитных товаров 5 привлечение иностранных инвестиций. создание совместных предприятий, создание свободных экономических зон. Законы: а) в 1991 г закон РФ "о конкуренции и ограниченности деятельности монополий" б) принудительная демонополизация в) налоговая политика, снижающая монопольные
4. Предпринимательство, его содержание. Предприятие – как организа-ционная форма предпринимательства. Деятельность предприятий на территории РФ регламентируется двумя документами: 1) гражданский кодекс РФ, 2) закон РФ «о предприятиях и предпринимательской деятельности». Предприятие – форма организации предпринимательской деятельности, которая является основным звеном национальной экономики и в которой осуществляется непосредственный процесс производства. В этом смысле предприятие это: 1) коллектив людей, связанный кооперацией труда и общими экономическими интересами, 2) комплекс средств производства, обладающий технологическим единством и приспособленный для изготовления определенного продукта. Главной действующей фигурой на предприятии является предприниматель. Согласно закону «о предприятиях», предприниматель определяется как субъект, деятельность которого нацелена на получение прибыли и ведется им на условиях полной имущественной ответственности. Предпринимательство – это: а) процесс создания нового, обладающего ценностью, б) процесс, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности, в) процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым. В рез-те признаками предпринимательской деятельности явл-ся: риск, новаторство, динамизм, ответственность, заинтересованность. Стадии предпринимательской деятельности: 1) поиск основной идеи и ее оценка, 2) составление бизнес-плана, 3) поиск необходимых ресурсов, 4) выбор формы управления предприятием. Субъекты предприним-ва: физические лица, юридические лица (предприятия, их объединения), гос-во. Объекты предпр-ва: любые виды хоз-ной деятельности предусмотренные законом (производственно-хозяйственная, посредническая и др.) В зависимости от видов предприним-ой деят-ти различают: производственное предпринимательство, коммерческое предпр-во, финансовое предпр-во. Фигура предпринимателя не явл-ся тождественной фигуре собственника факторов произв-ва, т.е. предпр-ль может быть, а может и не быть собственником предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|