Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прекращение права собственности




Право собственности на землю может быть прекращено по воле самого собственника земельного участка в результате отчуждения его другим лицам, т.е. совершения различных сделок, например, продажи, дарения, мены и т.д.

В соответствии со ст.52 Земельного кодекса Российской Федерации, отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных некоторых ограничений оборотоспособности земельных участков. Отчуждение земельных участков другим лицам осуществляется путем совершения сделок в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством, но с учетом ограничений оборотоспособности земельных участков, а также специальных норм, предусмотренных земельным законодательством в отношении отдельных видов договоров (например, специальные нормы установлены в отношении договора купли-продажи земельного участка). Распорядиться дальнейшей юридической судьбой своего земельного участка гражданин может также в результате совершения им односторонней сделки - завещания.1

Собственник может добровольно отказаться от права собственности на земельный участок. Основанием прекращения права собственности на земельный участок является также отказ собственника от своего права на земельный участок (ст.53 Земельного кодекса Российской Федерации). Согласно ст.236 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие об его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от своего права собственности должен быть выражен в заявлении об отказе, причем это заявление должно быть подано или в орган государственной власти субъекта, или в орган местного самоуправления.

При отказе лица от права собственности на земельный участок последний принимает режим бесхозяйной недвижимой вещи (п.2 ст.53 Земельного кодекса Российской Федерации), а порядок прекращения прав на такую вещь определяется на основании ст.225 ГК РФ. Бесхозяйной считается вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Условия приобретения в собственность бесхозяйных земельных участков являющихся недвижимым имуществом, указаны в п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации и заключаются в следующем. Земельный участок ставится на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. Следует помнить, что до вынесения судом соответствующего решения право собственности сохраняется за отказавшимся от земельного участка лицом, и оно может снова взять его во владение, пользование и распоряжение. Земельный участок может быть приобретен в этот период и на основании приобретательной давности. Установлен годичный срок, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может снова вернуться к собственнику или перейти к другим лицам на основании приобретательной давности. Лишь по истечении этого срока суд на основании иска органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, может признать бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Гибель или уничтожение имущества-земельного участка в результате действия непреодолимой силы, как основание прекращения права собственности на земельный участок, представляет собой особый случай1. Несмотря на то, что земля как пространственный базис не может быть уничтожена, возможны случаи уничтожения или порчи земельного участка как объекта права собственности, например, в результате размыва его водой, вследствие оползня, обвала и т.п.

К принудительному прекращению права частной собственности на земельный участок относятся: изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд; конфискация земельного участка; реквизиция земельного участка; обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника и некоторые другие.

Общие положения и порядок изъятия участков для указанных нужд регулируется ст. ст.279-283 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст.49,55 и некоторыми другими Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа, причем в зависимости от того, для чьих нужд изымается участок, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (п.1 ст.279 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В развитие данного положения ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что изъятие земельных участков для указанных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанными с:

-выполнением международных обязательств Российской Федерации;

-размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;

-иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Анализ ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации приводит к выводу, что перечень исключительных случаев изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд достаточно широк, что позволяет соответствующим органам государственной власти и органам местного самоуправления при желании любую банальную ситуацию представить как исключительный случай.

Государство и местное самоуправление не могут осуществ­лять изъятие земельных участков по своему усмотрению, без особых ос­нований и без соблюдения установленных законодательно правил. Это было бы прямым нарушением прав на земельные участки лиц, ими обладающих. Кроме того, принудительное прекращение прав на землю является существенным ограничением прав на земельные участки вооб­ще. А ограничения прав могут быть установлены не иначе как федераль­ными законами.1

Собственник земельного участка должен быть не менее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Следует отметить, что выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (п.3 ст.279 ГК РФ, п.2 ст.63 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решение государственного органа и органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для указанных нужд подлежит государственной регистрации в соответствующем государственном органе, причем собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Статья 55 (п.2) Земельного кодекса Российской Федерации содержит норму, защищающую права лиц, у которых изымается земля, и устанавливающая, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд закреплены также в ст.63 Земельного кодекса Российской Федерации. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для указанных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования таким земельным участком, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу, устанавливаются гражданским законодательством.

Согласно ст.280 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. В то же время, собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка, причем данное соглашение должно включать обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен изымаемого участка другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В случае, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд, причем этот иск может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии у него участка. Отметим, что запрещается выкуп для государственных или муниципальных нужд части земельного участка без согласия собственника.1

В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется согласно вышеописанному порядку.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной работы, нам удалось достичь ее цели и реализовать поставленные задачи. Мы установили, что по субъектному составу различаются следующие формы земельной собственности: частная, государственная и иные формы собственности.

Право частной собственности граждан и юридических лиц на землю, возникает при приватизации государственных и муниципальных земель, наследовании, дарении, купле-продаже, обмене или сделках с землей, в результате внесения в качестве взноса в паевый капитал юридического лица.

Существуют следующие основания приобретения права собственности на земельные участки:

а) приобретение права собственности на земельный участок в результате перехода права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на этом участке;

б) приобретение права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, собственником расположенного на нем объекта недвижимости;

в) приватизация земельного участка при приватизации находящихся на нем объектов недвижимости;

г) приватизация земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами;

д) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам для строительства путем их продажи на торгах или для целей, не связанных со строительством;

е) договоры и сделки (купля-продажа, мена, дарение и др.), на основании которых происходит переход права собственности на земельный участок от одного лица к другому (более подробно - в главе 5. "Правовое регулирование сделок с земельными участками");

ж) приобретательная давность.

Земельное законодательство гарантирует собственникам земли соблюдение их прав на использование, эксплуатацию и продажу данных земель. Все это стимулирует экономическую активность сельхозпроизводителей и способствует росту отечественной экономики. Однако развитие институтов частной собственности в РФ происходит очень медленно.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6- федеральный конституционный закон, от 30.12.2008 N 7- федеральный конституционный закон, от 05.02.2014 N 2- федеральный конституционный закон, от 21.07.2014 N 11- федеральный конституционный закон)- "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст.410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: федеральный закон от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст.4552.

5. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. от 05.04.2013) // СЗ РФ. - 2001. № 44. - Ст.4147.

6. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст.3594.

7. О мелиорации земель: федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. № 3. – Ст. 142.

8. Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» // Российская газета. - 1992 г. № 16. (ред. от 03.10.2016).

9. Постановление Правительства РФ от 7.10.1996 г. № 1170 «об утверждении Положения об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1996 г. № 42. – Ст. 4803.

Учебная литература

1. Боголюбов С.А. Земельное право: учебник. – М.: Проспект 2015, - 376 с.

2. Болтанова, Е.С. Земельное право: учебник / Е.С. Болтанова. - М.: РИОР, 2011. - 553 с. под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Проспект, 2010. - 400с.

3. Бухтояров Н.И., Князев Б.Е., Струков К.В. и др. Земельное право: учебное пособие. – Воронеж: ВГАУ, 2015. – 382 с.

4. Волосников А.С., Гринь Е.А., Гряда Э.А. и др. Земельные споры: конспект лекций. - Краснодар: КГАУ, 2016. – 178с.

5. Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник для вузов – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 679 с.

6. Забугин Н.Н., Оганесян К.Т., Хлевная А.В. Право (земельное): учебное пособие. – Краснодар: КГАУ, 2015. – 250 с.

7. Нецветаев А.Г. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. Учебно – методический комплекс - М.: ЕАОИ, 2008. - 386 с.

8. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное право - М.: Юридическая фирма «частное право», 2010. - 344с.

9. Харьков В.Н. Основы земельного права: учебное пособие. – Тула: ТулГУ, 2014. – 132 с.

10. Чубуков Г.В., Волкова Н.А., Курочкина В.В. Земельное право: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 351 с.


[1] "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12. 12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30. 12.2008 N 6-ФКЗ, от 30. 12.2008 N 7-ФКЗ, от 05. 02.2014 N 2-ФКЗ, от 21. 07.2014 N 11-ФКЗ) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237

1 "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25. 10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03. 07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 09.2016) // "Парламентская газета", от 30. 10.2001 г. N 204-205

1 Федеральный закон от 21. 12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 3.06.2016)"О приватизации государственного и муниципального имущества" // "Парламентская газета", от 26. 01.2002 г. N 19

1 "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25. 10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03. 07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 09.2016) // "Парламентская газета", от 30. 10.2001 г. N 204-205

1 "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25. 10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 03. 07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 09.2016) // "Парламентская газета", от 30. 10.2001 г. N 204-205

1 Болтанова, Е.С. Земельное право: учебник / Е.С. Болтанова. - М.: РИОР, 2011. - 553 с. под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Проспект, 2010. - 203с.

1 Чубуков Г.В., Волкова Н.А., Курочкина В.В. Земельное право: учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 156 с.

1 Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельное право - М.: Юридическая фирма «частное право», 2010. - 175с.

1 Боголюбов С.А. Земельное право: учебник. – М.: Проспект 2015, - 198 с.

1 Чубуков Г.В., Волкова Н.А., Курочкина В.В. Земельное право: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 209 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...