Приложение . Беседа «Что такое русская изба?». Ход занятия. Беседа о печи. Хороводная игра.. Особенности одежды.
Приложение Беседа «Что такое русская изба? » Задачи: Образовательные: Продолжать формировать представления детей о традициях русского народа, о русской избе - жилища крестьянской семьи. Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода ( миски, ложки, чугунок). Развивающие: Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту. Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям. Воспитательные: Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик. Материалы и оборудование: Предметы домашнего обихода. Пластилин, дощечки для лепки, стека Предварительная работа: Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев. Ход занятия Звучит русская народная музыка. Демонстрация презентации. Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели? Дети: Печь. Воспитатель: Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание: она занимает почти пол-избы. Беседа о печи. • Почему печь занимала так мног о места? • А для чего она нужна? • Каким цветом была печь? • О печи в народе придумывали пословицы и поговорки. Почему к печи относились уважительно? Пословицы и поговорки. Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе? Давайте их проговорим: • « Без печи хата – не хата». • « Когда в печи жарко – тогда и варко». • « Что есть в печи – все на стол мечи». • «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Воспитатель: Молодцы. О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок). Беседа и демонстрация посуды, предметов быта, кухонной утвари. Воспитатель загадывает загадку: Поляной двор красных коров Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга) Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи. - В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват. Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте. Рогат, да не бык, хватает да не ест. Людям отдает, а сам на отдых идет. ( Ухват). Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают). -Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки. -Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей). - На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры. Хороводная игра. Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой. Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют). Стал подружку выбирать. Стал подружку выбирать. Кому ленточку отдать. (Дети останавливаются). Поклонись, поклонись. (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает). Да за ленточку держись. Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей). -Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено. Загадка Чем больше я кручусь, Тем толще становлюсь. (Веретено). Особенности одежды. Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы. Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти. Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так: Сверху пар, снизу пар — Шипит наш русский самовар Милости просим на чашку чая! Вот так мы живем: Пряники жуем, чаем запиваем Всех в гости приглашаем. Практическая работа с пластилином. Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|