Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гендерные стереотипы в спорте

Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека

М.В.Сафонова. Стр. 178-180

 

Важной составляющей процесса социализации является полоролевая социализация, включающая в себя вопросы формирования психоло­гического пола, психических половых различий и полоролевой диф­ференциации. Дифференциация деятельности, статусов, прав и обя­занностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности относится к категории «гендерная роль». Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определенные социальные ожидания, прояв­ляются в поведении. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получа­ем непосредственно, например, в виде наставлений родителей или ис­пытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожи­даемого гендерно-ролевого поведения.

Гендерные стереотипы — это, в сущности, социальные нормы. У всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свой­ственны определенные наборы конкретных качеств и моделей пове­дения, что подавляющее большинство людей придерживается этой точки зрения, и что обычно мы осознаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола.

Все существующие гендерные стереотипы можно разделить на три группы [З].

Первая группа — это стереотипы маскулинности-фемининности — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчины компе­тентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склон­ны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Жен­щины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны.

Другая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность об­служивающая, исполнительская; для мужчин же характерна дея­тельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организо­вывать и руководить.

Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин глав­ные роли — профессиональные, для женщин — семейные. «Нормаль­ный» мужчина стремится к построению карьеры, профессионально­му успеху; «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь де­тей, вести домашнее хозяйство.

Указанные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способ­ствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процес­се социализации. Во многих странах представления о роли женщины противоречат активному жизненному стилю, поэтому значительное чис­ло женщин не стремится к самореализации в сферах, выходящих за рам­ки традиционно предлагаемых им трех «К». Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщи­ны в обществе и, возможно, к конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Женщины работают и в то же время несут боль­шую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. На пути женщин к традиционно мужским, высокооплачиваемым и высоким по статусу ра­ботам поставлено множество барьеров: культурные, юридические, обра­зовательные. Женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности.

Но и на мужчину гендерные стереотипы также оказывают негатив­ное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональ­ной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соот­ветствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, гомофобия, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т. п.

Для полноценного развития и самореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые предтавляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов а по сути — предрассудков) дает человеку возможность обрести духовное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.

Литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. — М.: Ме­неджер, 1995.

3. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.:

Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

4. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1995.

5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.:

Питер, 2000.

6. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 1-4. - СПб.: СПбГУ, 1997-2001.

 

Социально-психологический анализ гендерных ролей

Е.В.Юркова, И.С. Клецина. Стр. 211.

Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на про­цесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответству­ющие понятиям «мужское» и «женское» [6]. Воронина О.А., Клименкова Т.А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. З.А.Хоткиной. М., 1992. С. 10-22.

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и про­фессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одно­му из самых распространенных стереотипов, предписывающих стан­дартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соот­ветствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, корми­лец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традицион­ной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения. От женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.

 

 

Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала

О.Л. Кустова. Стр. 230-232

 

Не смотря на то, что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, армированность??? гендерных установок — до сих пор одна из глав­ных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроиз­водит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика и изучение ген­дерных стереотипов представляется необходимой.

Согласно Большому толковому социологическому словарю, под стереотипом понимается совокупность упрощенных обобщений о груп­пе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по ка­тегориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям [2]. Таким образом, стереотипы в отношении различных групп, в том чис­ле гендерных, ведут к восприятию индивидуумов в соответствии с необоснованными и предвзятыми мнениями.

Категории фемининности и маскулинности до сих пор однознач­ного определения не имеют и могут быть рассмотрены как минимум в трех разных значениях [4]1.

Маскулинность и фемининность как дескриптивные, описатель­ные категории, обозначающие совокупность поведенческих и психи­ческих черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчи­нам в отличие от женщин и женщинам в отличие от мужчин.

Маскулинность и фемининность как аскриптивные категории, обо­значающие один из элементов символической культуры общества, со­вокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина и женщина, какие качества им приписывают.

Маскулинность и фемининность как прескриптивные категории — системы предписаний, имеющих в виду не среднестатистических муж­чин и женщин, а идеальных, «настоящих», некий нормативный эталон.

Представляемая нами разработка может быть использована для диагностики стереотипов, содержащих разные значения фемининно­сти и маскулинности.

Под гендерными стереотипами понимается схематизированное обобщенное представление о социальных ролях мужчин и женщин как представителей своего пола, их универсальных сущностных отличиях и нормативном поведении, выражающееся в категориях «маскулинности» и «фемининности».

Традиционно женскими, фемининными качествами принято счи­тать пассивность, зависимость, эмоциональность, интуитивность, иррациональность, эмпатийность и т. п.

И. Кон в своей работе рассматривает только значения маскулинности. На наш взгляд, категория фемининности может быть рассмотрена аналогично.

 

Совокупная гендерная роль женщины включает в себя содержание ролей «мать», «жена», «домаш­няя хозяйка», «хранительница очага» и только потом «работница», «профессиональный деятель».

Смысловая нагрузка мужской традиционной гендерной роли со­держит в себе «добытчика», «защитника», «профессионального дея­теля», «главу семьи» и только потом «мужа», «отца». Маскулинными в рамках традиционного взгляда подразумеваются следующие харак­теристики: доминантность, социальная активность, агрессивность, ра­ционализм, логичность и т. п.

Методологической основой исследования гендерных стереоти­пов является концепция психосемантического изучения сознания, изложенная в монографии В. Ф. Петренко [9]. Термин психосе­мантика используется для обозначения области научного позна­ния, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприя­тия и исследований индивидуального сознания. В задачу психо­семантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, дру­гих, самого себя.

Под психологической структурой значения, согласно А. Н. Леонтьеву, понимается система соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в речевой и познавательной деятельности [6].

В системе представлений каждого человека есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивиду­альным опытом. Например, образы «идеального мужа или жены», «на­стоящей женщины или настоящего мужчины», «хорошего родителя» формируются благодаря собственному опыту, который всегда уника­лен, и обусловливают формирование критериев, «мерок», с которыми индивид подходит к оценке себя и других.

Выделение таких категориальных структур — структур обыденно­го сознания, опосредующих восприятие и осознание субъектом раз­личных содержательных сфер деятельности, собственно, и является диагностикой разнообразных стереотипов.

В данной работе исследуется такая детерминанта индивидуально­го сознания субъекта, как гендерная принадлежность (совокупность требований, предписаний, норм, отличительных качеств, характери­зующих мужчин и женщин).

Методологическим инструментарием был выбран один из ме­тодов экспериментальной психосемантики — метод личностных семантических дифференциалов, построенный на базе прилага­тельных и некоторых описательных утверждений, обозначающих черты личности и характера и ориентированный на оценку само­го себя или другого человека.

Процедура проведения исследования с помощью метода лич­ностного семантического дифференциала стандартна. По множе­ству биполярных и униполярных шкал, образованных «личностны­ми» прилагательными и описательными характеристиками, оцени­ваются заданные образы, которые подвергаются затем факторному анализу. Опыт подобной работы изложен в исследованиях по фор­мированию «Образа женщины» в процессе восприятия коммуни­кативного воздействия [5, 7].

В данной разработке представлен опросник, содержащий 40 би­полярных и 5 униполярных шкал (см. приложение). Ряд антони­мов, образующих биполярные градуальные шкалы, был отобран из экспериментальных исследований, представленных В. Ф. Петрен­ко. Ряд шкал был составлен нами самостоятельно1 с опорой на ло­гику и процедуру разработки, представленную в монографии «Пси­хосемантика сознания» [9]. Ряд добавленных нами качеств, соот­ветствующих мужским и женским ролям, в свою очередь, взят из опросников MMPI [1] и BSRI [8, 10]. Следует обратить внимание на то, что некоторые шкалы входят сразу в несколько факторов. Например, шкала «сильная личность — слабая личность» входит в факторы «силы личности», «социального статуса», «современно­сти». Тем не менее за счет других шкал, входящих в группу, содер­жание факторов отражает достаточно независимые линии измере­ния, так что некий образ может быть оценен, например, как силь­ная личность с низким социальным статусом.

 

1. Березин Ф. 5., Мирошникова П., Соколова Е. Д. Методика многосто­роннего исследования личности (структура, основы интерпрета­ции, некоторые области применения). — М., 1994.

2. Большой толковый социологический словарь (Collins) / Под ред. Дэвида Джери, Джулии Джери: Пер с англ. В 2 т. Т.2. — М., 1999.

3. Жеребкина И. Феминистская теория 90-х годов: проблематизация женской субъективности // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. Жеребкиной. — Харьков; СПб., 2001.

4. Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменя­ющемся мире // Введение в гендерные исследования: Учебное по­собие / Под ред. И. Жеребкиной. — Харьков; СПб., 2001.

5. Кустова О. Л. Образ женщины в современных средствах массовой информации (на примере журналов Cosmopolitan, «ОНА», «До­машний очаг», Elle и др.) // Образ женщины в средствах массовой информации: Материалы декабрьской конференции Приволжс­кий дом знаний, 1998.

6. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения // Семанти­ческая структура слова. — М., 1971.

7. Минюрова С. Л., Кустова О. Л. Формирование «образа женщины» в различных социальных группах // Журнал практического психолога. — 1997. — № 5. — С. 27-29; Семейная психология и се­мейная терапия. - 1997. - № 1. - С. 95-97.

8. Пайке Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000.

9. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания — М., 1988.

10. Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. — СПб., 1999.

11. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных иссле­дований в США и Западной Европе // Введение в гендерные ис­следования: Учебное пособие/Под ред. И. Жеребкиной. — Харь­ков; СПб., 2001.

 

 

Изучение гендерных характеристик личности методом психологической самодиагностики

И.С. Клецина. Стр. 271

(Представляет интерес - изменено мною) роль гендерных стереотипов в ситуации межгруппового и межличностного восприятия. При этом представляется важным выявить позитивные и негативные аспекты стереотипов. Гендерные стереотипы, как и лю­бые другие социальные стереотипы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего мира, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упрощать социальное окру­жение индивида [Общение]. Однако, возникая в условиях ограни­ченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип часто оказывается ложным и выполняет консервативную роль, формируя ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия.

Е. П. Ильин в своей работе по психологии и психофизиологии пола выделяет несколько негативных эффектов гендерных стерео­типов, проявляющихся в ситуациях межличностного взаимодей­ствия [8]. Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и жен­щинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они су­ществуют в действительности.

Второй отрицательный эффект гендерных стереотипов — это раз­ная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это на­глядно проявляется при восприятии взрослыми детей разного пола. Например, маленькие девочки по сравнению с мальчиками воспри­нимаются родителями и другими взрослыми как более миловидные, спокойные и боязливые. Хорошую успеваемость по математике маль­чиков учителя и родители, как правило, объясняют их способностя­ми, а такую же успеваемость девочек — их старанием. Родители, исхо­дя из существующего стереотипа, оценивают способности сына к ма­тематике как более высокие, нежели дочери, даже в том случае, когда их успеваемость была одинаковой.

Стереотипное восприятие ведет к тому, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения (например, стоит женщине-во­дителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины вос­клицают: «Я же говорил, что женщине не место за рулем»).

Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключает­ся в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют дан­ному полоролевому стереотипу. Например, мужчины боятся про­являть мягкость и эмоциональность, так как эти черты в рамках гендерного стереотипа маскулинности-фемининности ассоциируются с женственностью.

Значимым вопросом при обсуждении влияния гендерных стереоти­пов на процессы жизнедеятельности людей является вопрос о детер­минантах гендерных стереотипов. В. С. Агеев подчеркивает: «Было бы серьезным заблуждением видеть детерминанту содержательной сторо­ны стереотипов в психологическом и социально-психологическом про­цессах стереотипизации. Конечно, они имеют самое прямое отношение к формированию подобного рода стереотипов, но только как механизм формирования и ни в коем случае — как их причина. Детерминанты со­держательной стороны стереотипов кроются в факторах социального, а не психологического порядка» [16, с. 183].

 

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002.

2. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я.Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987.

 

Гендерные стереотипы в спорте

Н.С. Циткунова. Стр. 363 - 364.

 

Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [I]. Существует три группы гендерных стереотипов [З].

• Первая группа — это стереотипы маскулинности-фемининности связанные с качествами личности. Мужчинам и женщинам припи­сываются вполне определенные психологические качества и свой­ства личности, навязываются разные типы темпераментов и стилей поведения. Типично женскими качествами признаются пассив­ность, нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональность. К мужским качествам относят активность, агрессивность, решитель­ность, стремление к соревнованию, достижению, низкую эмоциональность. Как институт социализации спорт воспитывает качества личности, стереотипно воспринимаемые как маскулинные.

• Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений. Таким образом, спорт, в котором самоцелью являются достижения, не согласуется собразом женственности.

• Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда, характере выполняемой работы (женская сфера – экспрессивная, мужская – инструментальная). Отсюда возникает деление видов спорта на «мужские» и «женские». Благоприятными для занятий женщин признаются те, в которых необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм [7].

 

Литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2001.

2. Дроздовски 3., Келбасевич-Дроздовска И. Спортивная активность женщин Польши // Теория и практика физической культуры. — 1999.-№6.-С. 8-10.

3. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.:

Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

4. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической куль­туры. - 2001.-№ 4. - С. 11-17.

5. Мельникова Я. Ю. Эволюция женской олимпийской программы // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 6. — С. 33-36.

6. Староста В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? // Теория и практика физической культуры. — 1999. -№ 8. - С. 55-58.

7. DiegelH. Sport in changing society: sociological essays // Sportscience studies. - 1995. -№ 7. - P. 200.

8. Sabo -D., Jansen S. Image of men in sport media: The social reproduction of gender order // Men, masculinity, and the media / Ed. by S. Craig. - Beverly Hills, CA: Sage, 1992. - P, i69-:l86.,

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...