Гендерные стереотипы в спорте
Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека М.В.Сафонова. Стр. 178-180
Важной составляющей процесса социализации является полоролевая социализация, включающая в себя вопросы формирования психологического пола, психических половых различий и полоролевой дифференциации. Дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности относится к категории «гендерная роль». Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определенные социальные ожидания, проявляются в поведении. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем непосредственно, например, в виде наставлений родителей или испытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевого поведения. Гендерные стереотипы — это, в сущности, социальные нормы. У всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свойственны определенные наборы конкретных качеств и моделей поведения, что подавляющее большинство людей придерживается этой точки зрения, и что обычно мы осознаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола. Все существующие гендерные стереотипы можно разделить на три группы [З]. Первая группа — это стереотипы маскулинности-фемининности — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчины компетентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склонны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Женщины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны.
Другая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность обслуживающая, исполнительская; для мужчин же характерна деятельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организовывать и руководить. Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин главные роли — профессиональные, для женщин — семейные. «Нормальный» мужчина стремится к построению карьеры, профессиональному успеху; «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей, вести домашнее хозяйство. Указанные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процессе социализации. Во многих странах представления о роли женщины противоречат активному жизненному стилю, поэтому значительное число женщин не стремится к самореализации в сферах, выходящих за рамки традиционно предлагаемых им трех «К». Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщины в обществе и, возможно, к конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Женщины работают и в то же время несут большую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. На пути женщин к традиционно мужским, высокооплачиваемым и высоким по статусу работам поставлено множество барьеров: культурные, юридические, образовательные. Женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности.
Но и на мужчину гендерные стереотипы также оказывают негативное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соответствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, гомофобия, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т. п. Для полноценного развития и самореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые предтавляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов а по сути — предрассудков) дает человеку возможность обрести духовное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью. Литература 1. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 2. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. — М.: Менеджер, 1995. 3. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 4. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1995. 5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2000. 6. Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 1-4. - СПб.: СПбГУ, 1997-2001.
Социально-психологический анализ гендерных ролей Е.В.Юркова, И.С. Клецина. Стр. 211. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [6]. Воронина О.А., Клименкова Т.А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. З.А.Хоткиной. М., 1992. С. 10-22. Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, кормилец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения. От женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.
Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала О.Л. Кустова. Стр. 230-232
Не смотря на то, что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, армированность??? гендерных установок — до сих пор одна из главных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика и изучение гендерных стереотипов представляется необходимой. Согласно Большому толковому социологическому словарю, под стереотипом понимается совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям [2]. Таким образом, стереотипы в отношении различных групп, в том числе гендерных, ведут к восприятию индивидуумов в соответствии с необоснованными и предвзятыми мнениями. Категории фемининности и маскулинности до сих пор однозначного определения не имеют и могут быть рассмотрены как минимум в трех разных значениях [4]1. Маскулинность и фемининность как дескриптивные, описательные категории, обозначающие совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин и женщинам в отличие от мужчин.
Маскулинность и фемининность как аскриптивные категории, обозначающие один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина и женщина, какие качества им приписывают. Маскулинность и фемининность как прескриптивные категории — системы предписаний, имеющих в виду не среднестатистических мужчин и женщин, а идеальных, «настоящих», некий нормативный эталон. Представляемая нами разработка может быть использована для диагностики стереотипов, содержащих разные значения фемининности и маскулинности. Под гендерными стереотипами понимается схематизированное обобщенное представление о социальных ролях мужчин и женщин как представителей своего пола, их универсальных сущностных отличиях и нормативном поведении, выражающееся в категориях «маскулинности» и «фемининности». Традиционно женскими, фемининными качествами принято считать пассивность, зависимость, эмоциональность, интуитивность, иррациональность, эмпатийность и т. п. И. Кон в своей работе рассматривает только значения маскулинности. На наш взгляд, категория фемининности может быть рассмотрена аналогично.
Совокупная гендерная роль женщины включает в себя содержание ролей «мать», «жена», «домашняя хозяйка», «хранительница очага» и только потом «работница», «профессиональный деятель». Смысловая нагрузка мужской традиционной гендерной роли содержит в себе «добытчика», «защитника», «профессионального деятеля», «главу семьи» и только потом «мужа», «отца». Маскулинными в рамках традиционного взгляда подразумеваются следующие характеристики: доминантность, социальная активность, агрессивность, рационализм, логичность и т. п. Методологической основой исследования гендерных стереотипов является концепция психосемантического изучения сознания, изложенная в монографии В. Ф. Петренко [9]. Термин психосемантика используется для обозначения области научного познания, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуального сознания. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других, самого себя. Под психологической структурой значения, согласно А. Н. Леонтьеву, понимается система соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в речевой и познавательной деятельности [6]. В системе представлений каждого человека есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным опытом. Например, образы «идеального мужа или жены», «настоящей женщины или настоящего мужчины», «хорошего родителя» формируются благодаря собственному опыту, который всегда уникален, и обусловливают формирование критериев, «мерок», с которыми индивид подходит к оценке себя и других.
Выделение таких категориальных структур — структур обыденного сознания, опосредующих восприятие и осознание субъектом различных содержательных сфер деятельности, собственно, и является диагностикой разнообразных стереотипов. В данной работе исследуется такая детерминанта индивидуального сознания субъекта, как гендерная принадлежность (совокупность требований, предписаний, норм, отличительных качеств, характеризующих мужчин и женщин). Методологическим инструментарием был выбран один из методов экспериментальной психосемантики — метод личностных семантических дифференциалов, построенный на базе прилагательных и некоторых описательных утверждений, обозначающих черты личности и характера и ориентированный на оценку самого себя или другого человека. Процедура проведения исследования с помощью метода личностного семантического дифференциала стандартна. По множеству биполярных и униполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными и описательными характеристиками, оцениваются заданные образы, которые подвергаются затем факторному анализу. Опыт подобной работы изложен в исследованиях по формированию «Образа женщины» в процессе восприятия коммуникативного воздействия [5, 7]. В данной разработке представлен опросник, содержащий 40 биполярных и 5 униполярных шкал (см. приложение). Ряд антонимов, образующих биполярные градуальные шкалы, был отобран из экспериментальных исследований, представленных В. Ф. Петренко. Ряд шкал был составлен нами самостоятельно1 с опорой на логику и процедуру разработки, представленную в монографии «Психосемантика сознания» [9]. Ряд добавленных нами качеств, соответствующих мужским и женским ролям, в свою очередь, взят из опросников MMPI [1] и BSRI [8, 10]. Следует обратить внимание на то, что некоторые шкалы входят сразу в несколько факторов. Например, шкала «сильная личность — слабая личность» входит в факторы «силы личности», «социального статуса», «современности». Тем не менее за счет других шкал, входящих в группу, содержание факторов отражает достаточно независимые линии измерения, так что некий образ может быть оценен, например, как сильная личность с низким социальным статусом.
1. Березин Ф. 5., Мирошникова П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). — М., 1994. 2. Большой толковый социологический словарь (Collins) / Под ред. Дэвида Джери, Джулии Джери: Пер с англ. В 2 т. Т.2. — М., 1999. 3. Жеребкина И. Феминистская теория 90-х годов: проблематизация женской субъективности // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. Жеребкиной. — Харьков; СПб., 2001. 4. Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И. Жеребкиной. — Харьков; СПб., 2001. 5. Кустова О. Л. Образ женщины в современных средствах массовой информации (на примере журналов Cosmopolitan, «ОНА», «Домашний очаг», Elle и др.) // Образ женщины в средствах массовой информации: Материалы декабрьской конференции Приволжский дом знаний, 1998. 6. Леонтьев А. А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. — М., 1971. 7. Минюрова С. Л., Кустова О. Л. Формирование «образа женщины» в различных социальных группах // Журнал практического психолога. — 1997. — № 5. — С. 27-29; Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - № 1. - С. 95-97. 8. Пайке Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. 9. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания — М., 1988. 10. Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. — СПб., 1999. 11. Ярская-Смирнова Е. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе // Введение в гендерные исследования: Учебное пособие/Под ред. И. Жеребкиной. — Харьков; СПб., 2001.
Изучение гендерных характеристик личности методом психологической самодиагностики И.С. Клецина. Стр. 271 (Представляет интерес - изменено мною) роль гендерных стереотипов в ситуации межгруппового и межличностного восприятия. При этом представляется важным выявить позитивные и негативные аспекты стереотипов. Гендерные стереотипы, как и любые другие социальные стереотипы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего мира, позволяя быстро, просто и достаточно надежно категоризировать, упрощать социальное окружение индивида [Общение]. Однако, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип часто оказывается ложным и выполняет консервативную роль, формируя ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия. Е. П. Ильин в своей работе по психологии и психофизиологии пола выделяет несколько негативных эффектов гендерных стереотипов, проявляющихся в ситуациях межличностного взаимодействия [8]. Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они существуют в действительности. Второй отрицательный эффект гендерных стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявляется при восприятии взрослыми детей разного пола. Например, маленькие девочки по сравнению с мальчиками воспринимаются родителями и другими взрослыми как более миловидные, спокойные и боязливые. Хорошую успеваемость по математике мальчиков учителя и родители, как правило, объясняют их способностями, а такую же успеваемость девочек — их старанием. Родители, исходя из существующего стереотипа, оценивают способности сына к математике как более высокие, нежели дочери, даже в том случае, когда их успеваемость была одинаковой. Стереотипное восприятие ведет к тому, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения (например, стоит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины восклицают: «Я же говорил, что женщине не место за рулем»). Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу. Например, мужчины боятся проявлять мягкость и эмоциональность, так как эти черты в рамках гендерного стереотипа маскулинности-фемининности ассоциируются с женственностью. Значимым вопросом при обсуждении влияния гендерных стереотипов на процессы жизнедеятельности людей является вопрос о детерминантах гендерных стереотипов. В. С. Агеев подчеркивает: «Было бы серьезным заблуждением видеть детерминанту содержательной стороны стереотипов в психологическом и социально-психологическом процессах стереотипизации. Конечно, они имеют самое прямое отношение к формированию подобного рода стереотипов, но только как механизм формирования и ни в коем случае — как их причина. Детерминанты содержательной стороны стереотипов кроются в факторах социального, а не психологического порядка» [16, с. 183].
1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. 2. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я.Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Гендерные стереотипы в спорте Н.С. Циткунова. Стр. 363 - 364.
Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [I]. Существует три группы гендерных стереотипов [З]. • Первая группа — это стереотипы маскулинности-фемининности связанные с качествами личности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности, навязываются разные типы темпераментов и стилей поведения. Типично женскими качествами признаются пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональность. К мужским качествам относят активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию, достижению, низкую эмоциональность. Как институт социализации спорт воспитывает качества личности, стереотипно воспринимаемые как маскулинные. • Вторая группа гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений. Таким образом, спорт, в котором самоцелью являются достижения, не согласуется собразом женственности. • Третья группа гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда, характере выполняемой работы (женская сфера – экспрессивная, мужская – инструментальная). Отсюда возникает деление видов спорта на «мужские» и «женские». Благоприятными для занятий женщин признаются те, в которых необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм [7].
Литература 1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2001. 2. Дроздовски 3., Келбасевич-Дроздовска И. Спортивная активность женщин Польши // Теория и практика физической культуры. — 1999.-№6.-С. 8-10. 3. Клецина И. С. Гендерная социализация: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 4. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. - 2001.-№ 4. - С. 11-17. 5. Мельникова Я. Ю. Эволюция женской олимпийской программы // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 6. — С. 33-36. 6. Староста В. Обосновано ли деление видов спорта на мужские и женские? // Теория и практика физической культуры. — 1999. -№ 8. - С. 55-58. 7. DiegelH. Sport in changing society: sociological essays // Sportscience studies. - 1995. -№ 7. - P. 200. 8. Sabo -D., Jansen S. Image of men in sport media: The social reproduction of gender order // Men, masculinity, and the media / Ed. by S. Craig. - Beverly Hills, CA: Sage, 1992. - P, i69-:l86.,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|